Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 05.08.2009 N 306-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2009 г. N 306-П
 
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ,
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАЖУ НА ТЕРРИТОРИИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Законом Ульяновской области от 05.11.2008 N 178-ЗО "Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в Ульяновской области" Правительство Ульяновской области постановляет:
Утвердить:
1.1. Положение о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области (приложение N 1).
1.2. Положение о порядке осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан на территории Ульяновской области (приложение N 2).
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Ульяновской области от 29.12.2007 N 551 "Об уполномоченном органе";
постановление Правительства Ульяновской области от 02.04.2008 N 157-П "Об осуществлении деятельности по попечительству на территории Ульяновской области"#S;
постановление Правительства Ульяновской области от 02.04.2008 N 158-П "О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 29.12.2007 N 551";
постановление Правительства Ульяновской области от 27.06.2008 N 289-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.04.2008 N 157-П".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Пинкова А.П.

Исполняющий обязанности
Губернатора - Председателя
Правительства
Ульяновской области
В.П.КОЗИН 
     
     
     
     
    

Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Ульяновской области
от 5 августа 2009 г. N 306-П

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПАТРОНАЖА НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Ульяновской области от 05.11.2008 N 178-ЗО "Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в Ульяновской области" и регламентирует установление патронажа, порядок учета граждан, нуждающихся в установлении над ними патронажа, и граждан, изъявивших желание исполнять обязанности помощника, условия установления и отмены патронажа.
1.2. Патронаж устанавливается для защиты личных и имущественных прав совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

 

2. Порядок учета граждан, нуждающихся в установлении
над ними патронажа

2.1. Гражданин, желающий, чтобы над ним был установлен патронаж, обращается в территориальный орган Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по месту жительства (далее - территориальный орган) с заявлением об установлении над ним патронажа. Данный гражданин должен быть зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания и нуждаться в установлении патронажа. Заявление оформляется гражданином лично в территориальном органе или, при невозможности по состоянию здоровья посетить территориальный орган, - по месту жительства (пребывания), в присутствии специалиста территориального органа, удостоверяющего, при предъявлении паспорта, подпись заявителя.
2.2. К заявлению прилагаются следующие документы:
документ, удостоверяющий личность гражданина;
справка о составе семьи или выписка из домовой книги о регистрации заявителя и проживающих совместно с ним лиц по месту жительства;
медицинское заключение лечебного учреждения о состоянии здоровья заявителя и его нуждаемости в постороннем уходе.
Копии документов изготавливаются и заверяются уполномоченным специалистом территориального органа.
2.3. Уполномоченный специалист территориального органа принимает и регистрирует заявление в журнале учета и регистрации заявлений на установление патронажа.
2.4. В случае, если состояние здоровья заявителя затрудняет сбор необходимых документов, территориальный орган информирует государственное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов о необходимости оказания гражданину содействия в сборе соответствующих документов.
2.5. Территориальный орган в течение трех дней с момента постановки гражданина на учет нуждающихся в установлении над ним патронажа обязан сообщить данные о нем в государственное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов для оказания ему необходимой социальной помощи.
2.6. В случае поступления в территориальный орган информации (от участкового врача, из органов внутренних дел, от граждан и т.д.) о выявлении гражданина, нуждающегося в патронаже, специалист территориального органа в течение суток проверяет данную информацию и в зависимости от желания гражданина принимает заявление об установлении над ним патронажа или направляет сведения в государственное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов для оказания ему необходимой помощи.
2.7. На каждого заявителя оформляется личное дело.
2.8. Гражданин с момента регистрации его заявления в журнале учета граждан, нуждающихся в установлении патронажа, считается состоящим на учете граждан, нуждающихся в установлении над ними патронажа.

 

3. Порядок учета граждан, желающих стать помощниками

3.1. Гражданин, желающий стать помощником, обращается в территориальный орган с заявлением. Заявление оформляется гражданином лично в присутствии специалиста территориального органа, удостоверяющего, при предъявлении паспорта, подпись заявителя.
3.2. К заявлению прилагаются следующие документы:
документ, удостоверяющий личность гражданина;
справка или выписка из домовой книги о регистрации заявителя и проживающих совместно с ним лиц по месту жительства;
автобиография;
справка с места работы (учебы) с кратким описанием характера работы (командировки, их продолжительность и другие факторы, которые могут затруднять либо способствовать исполнению обязанностей по осуществлению патронажа);
медицинская справка установленной формы об отсутствии заболеваний, препятствующих осуществлению обязанностей помощника;
письменное согласие супруга (супруги), совместно проживающих совершеннолетних членов семьи помощника на установление патронажа.
Копии документов изготавливаются и заверяются уполномоченным специалистом территориального органа.
3.3. Помощником не может стать гражданин, признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, лишенный родительских прав, ранее осужденный за преступления против личности, несовершеннолетний.
3.4. Уполномоченный специалист территориального органа принимает и регистрирует заявление в журнале учета и регистрации заявлений граждан, желающих стать помощниками.
3.5. Гражданин с момента регистрации его заявления в журнале учета граждан, желающих стать помощниками, считается состоящим на данном учете.

 

4. Порядок установления патронажа

4.1. Для установления патронажа:
4.1.1. Уполномоченный специалист территориального органа проводит обследование материально-бытового положения гражданина, нуждающегося в установлении патронажа. По результатам обследования составляется акт, который подписывается заявителем, специалистом территориального органа, проводящим обследование, и утверждается руководителем территориального органа.
4.1.2. С учетом принятых документов и по результатам произведенного обследования уполномоченный специалист территориального органа готовит документы для рассмотрения вопроса об установлении патронажа.
4.1.3. Документы выносятся на рассмотрение создаваемой при территориальном органе комиссии по вопросам опеки, попечительства и патронажа (далее - комиссия), которая принимает заключение о целесообразности установления патронажа либо об отказе в установлении патронажа (далее - заключение), имеющее рекомендательный характер. При подготовке заключения принимается во внимание способность гражданина, желающего стать помощником, к выполнению обязанностей помощника, его нравственные и иные личные качества, отношения, существующие между ним и гражданином, нуждающимся в установлении над ним патронажа.
4.1.4. Патронаж устанавливается распоряжением руководителя территориального органа с согласия гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, выраженного в письменной форме. При установлении патронажа учитывается заключение комиссии.
4.2. В случае отказа в установлении патронажа территориальный орган официально в письменной форме извещает об этом заявителя с указанием оснований отказа, а также информирует государственное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
4.3. Решение об установлении патронажа принимается территориальным органом в течение месяца с момента регистрации заявления об установлении патронажа.
4.4. Копии распоряжения об установлении патронажа направляются в личное дело гражданина, находящегося под патронажем, в государственное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также в налоговые органы по месту нахождения территориального органа и выдаются на руки гражданину, над которым установлен патронаж, и помощнику.
4.5. В случае, если по истечении месяца со дня постановки гражданина на учет нуждающихся в установлении патронажа патронаж не установлен, территориальный орган информирует государственное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов об отказе в установлении патронажа либо невозможности установления патронажа ввиду отсутствия граждан, желающих стать помощниками, и продолжает работу по подбору помощника. Необходимая социальная помощь гражданину оказывается государственным учреждением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до установления патронажа.
4.6. Установление патронажа является основанием для прекращения оказания специалистами государственного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов социальной помощи подопечному.
4.7. Территориальный орган:
4.7.1. Ведет учет граждан, находящихся под патронажем, и оказывает содействие в осуществлении защиты их имущественных и личных неимущественных прав и интересов.
4.7.2. Осуществляет контроль за исполнением помощником возложенных на него обязанностей.
4.7.3. Проводит контрольные обследования материально-бытовых условий граждан, находящихся под патронажем, не реже одного раза в год. По результатам обследования составляется акт, который подписывается гражданином, находящимся под патронажем, специалистом территориального органа, проводившим обследование, утверждается руководителем территориального органа и приобщается к личному делу гражданина, находящегося под патронажем.
4.8. Патронаж может осуществляться как на безвозмездной основе, так и оплачиваться за счет патронируемого лица из получаемых им доходов.

 

5. Исполнение помощником своих обязанностей

5.1. Права и обязанности помощника определяются Гражданским кодексом Российской Федерации. Помощник совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора (далее - договор).
5.2. Помощник обязан извещать территориальный орган о перемене своего места жительства и перемене места жительства гражданина, находящегося под патронажем, в течение пяти дней с момента регистрации по новому месту жительства.
Раздельное проживание помощника с гражданином, находящимся под патронажем, допускается при условии, что это предусмотрено договором.
5.3. Помощник подотчетен и подконтролен территориальному органу, его назначившему.
5.4. Территориальный орган извещает гражданина, находящегося под патронажем, о допущенных помощником нарушениях, которые могут служить основанием для расторжения заключенного между ними договора.

 

6. Освобождение или отстранение помощников от
исполнения ими своих обязанностей. Прекращение
патронажа

6.1. Патронаж прекращается в связи с прекращением договора по основаниям, предусмотренным законом или договором, и оформляется распоряжением руководителя территориального органа.
6.2. Копии распоряжения о прекращении патронажа направляются в личное дело гражданина, находившегося под патронажем, в государственное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также в налоговые органы по месту нахождения территориального органа и выдаются на руки гражданину, находившемуся под патронажем, и помощнику.

 

7. Заключительные положения

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области:
разрабатывает и утверждает формы документов, связанных с установлением и осуществлением патронажа;
осуществляет контроль за исполнением настоящего Положения в пределах установленных полномочий.

 

 

Приложение N 2
к постановлению
Правительства
Ульяновской области
от 5 августа 2009 г. N 306-П 
     
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ИЛИ ОГРАНИЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН НА
ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон), Законом Ульяновской области от 05.11.2008 N 178-ЗО "Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в Ульяновской области"#S, в целях регулирования вопросов организации деятельности по опеке над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительству в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, проживающих или пребывающих на территории Ульяновской области (далее - подопечные).
1.2. Вопросы осуществления опеки и попечительства, не урегулированные настоящим Положением, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2. Порядок установления опеки или попечительства

2.1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.2. Опекун или попечитель назначаются с их согласия или по их заявлению в письменной форме территориальным органом Департамента социальной защиты населения Ульяновской области (далее - территориальный орган) в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.
2.3. Перечень документов, представляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки представления таких документов определяются Правительством Российской Федерации
2.4. Учет и регистрация заявлений на установление опеки или попечительства ведутся территориальным органом в журнале учета граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями).
2.5. Территориальный орган, принявший заявление об установлении опеки или попечительства, в установленные сроки проводит обследование материально-бытового положения лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, и кандидата в опекуны или попечители. По результатам обследования составляется акт, который подписывается заявителем, специалистом территориального органа, проводящим обследование, и утверждается руководителем территориального органа.
2.6. Уполномоченный специалист территориального органа готовит документы для рассмотрения вопроса об установлении опеки или попечительства.
2.7. Документы выносятся на рассмотрение создаваемой при территориальном органе комиссии по вопросам опеки, попечительства и патронажа (далее - комиссия), которая принимает заключение о целесообразности назначения претендента опекуном или попечителем либо об отказе в назначения претендента опекуном или попечителем (далее - заключение), имеющее рекомендательный характер. При подготовке заключения принимается во внимание способность гражданина, желающего стать опекуном или попечителем, к выполнению обязанностей, его нравственные и иные личные качества, отношения, существующие между ним и гражданином, нуждающимся в установлении над ним опеки или попечительства.
2.8. Решения об установлении опеки или попечительства, отказе, освобождении или отстранении издаются в форме распоряжений руководителя территориального органа. При этом учитываются заключения комиссии.
2.9. Распоряжение об установлении опеки или попечительства выдается на руки опекуну или попечителю. Копии распоряжения подшиваются в личное дело, направляются в территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации и в налоговые органы по месту жительства подопечного.
2.10. В случае отказа в установлении опеки или попечительства территориальный орган в установленный срок письменно уведомляет об этом претендента в опекуны или попечители.
2.11. Акт территориального органа о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.
2.12. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется территориальными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.13. Опекун или попечитель представляет в территориальный орган ежегодный отчет по правилам, установленным законодательством Российской Федерации.
2.14. Опекуны и попечители несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

3. Освобождение или отстранение опекунов (попечителей)
от исполнения своих обязанностей

3.1. Освобождение или отстранение опекунов (попечителей) от исполнения своих обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Комиссия в установленные законодательством сроки со дня поступления соответствующих документов рассматривает представленные материалы и выносит заключение об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.
3.3. Решение об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей оформляется распоряжением начальника территориального органа с учетом заключения комиссии.
3.4. Копия распоряжения об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) выдается на руки опекуну (попечителю), подшивается в личное дело, направляется в территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации и в налоговые органы по месту жительства подопечного.
3.5. Распоряжение об освобождении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей или о его отстранении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.

 

4. Порядок выдачи разрешения на распоряжение имуществом
подопечного

4.1. Для заключения сделок, связанных с имуществом подопечных, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, требуется предварительное разрешение территориального органа по месту назначения опеки или попечительства.
4.2. Для получения разрешения на продажу жилого помещения, принадлежащего подопечному, опекун (попечитель) представляет в территориальный орган следующие документы:
заявление;
документ, удостоверяющий личность опекуна (попечителя) и подопечного;
удостоверение опекуна (попечителя);
справку или выписку из домовой книги о регистрации по месту жительства;
нотариально заверенное обязательство о покупке жилья;
свидетельство о государственной регистрации права на продаваемое и покупаемое жилое помещение.
4.3. Для получения разрешения на приватизацию жилого помещения, принадлежащего подопечному, на отказ от права преимущественной покупки опекун (попечитель) представляет в территориальный орган следующие документы:
заявление;
документ, удостоверяющий личность опекуна (попечителя) и подопечного;
удостоверение опекуна (попечителя);
справку или выписку из домовой книги о регистрации по месту жительства.
4.4. Для получения разрешения на снятие денежных средств со счета, принадлежащего подопечному (за исключением случаев получения за подопечного пенсии, пособия или иных регулярных выплат), опекун (попечитель) представляет в территориальный орган следующие документы:
заявление;
документ, удостоверяющий личность опекуна (попечителя) и подопечного;
удостоверение опекуна (попечителя);
сберегательную книжку подопечного.
4.5. Копии документов изготавливаются и заверяются уполномоченным специалистом территориального органа.
4.6. Уполномоченный специалист территориального органа готовит документы для рассмотрения вопроса о разрешении совершения сделок, связанных с имуществом подопечных.
4.7. Документы выносятся на рассмотрение комиссии, которая принимает заключение о целесообразности выдачи разрешения на совершение сделок, связанных с имуществом подопечных, носящее рекомендательный характер.
4.8. Разрешение на совершение сделки оформляется в виде распоряжения начальника территориального органа.
Копия распоряжения выдается на руки опекуну (попечителю).
4.9. В случае отказа в выдаче разрешения на совершение сделки территориальный орган официально в письменной форме в установленный срок извещает об этом заявителя. Отказ должен быть мотивирован.
4.10. Распоряжение или отказ в выдаче разрешения на совершение сделки могут быть оспорены опекуном (попечителем) и иными заинтересованными лицами в судебном порядке.

 

5. Заключительные положения

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области:
разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции формы документов, связанные с установлением и осуществлением опеки и попечительства;
осуществляет контроль за исполнением настоящего Положения в пределах установленных полномочий.