Цветовая схема

Версия для слабовидящих

01 марта 2010

Дата публикации: 01.03.2010

О Концепции демографического развития в Ульяновской област на период до 2025 года

 

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»:
1. Утвердить Концепцию демографического развития в Ульяновской области на период до 2025 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Девяткину Т.В.

 

Исполняющий обязанности
Губернатора – Председателя 
Правительства области
В.П.Козин


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Ульяновской области

 

КОНЦЕПЦИЯ
демографического развития в Ульяновской области 
на период до 2025 года

1. Введение

Концепция демографического развития в Ульяновской области на период до 2025 года (далее – Концепция) представляет собой комплекс закреплённых законодательством Ульяновской области мер, направленных на улучшение демографической ситуации, поддержку семьи, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, регулирование занятости и миграционных процессов, а также других аспектов демографического развития Ульяновской области, и служит ориентиром для органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, институтов гражданского общества и всех граждан в решении демографических проблем. 
Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». 
Концепция включает в себя анализ общих показателей и особенностей современной демографической ситуации в Ульяновской области, в ней определены направления региональной демографической политики на период до 2025 года.

2. Современная демографическая ситуация и специфика демографического развития в Ульяновской области

Современная демографическая ситуация в Ульяновской области обусловлена демографическими и социально-экономическими процессами, происходившими в ХХ веке. Значения основных демографических характеристик во второй половине прошлого века в Ульяновской области не сильно отличались от среднероссийских в силу низкой дифференциации уровня социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
К примеру, численность населения Ульяновской области, как и доля в объёме промышленного производства, составляла около одного процента от российских показателей. По некоторым характеристикам показатели были лучше среднероссийских. 
Так, младенческая смертность в 1970 году в Ульяновской области составляла 19,6 промилле, по Российской Федерации – 23,0, а в 1980 году, соответственно, 18,8 и 22,1.
Ожидаемая продолжительность жизни в Ульяновской области имела значения выше, чем в среднем по России (в 1990 году: 70 лет – в Ульяновской области и 69 лет – по России), и приближалась к показателям европейских стран.
Резкое падение рождаемости в 1991 году и её снижение в последующие годы, а также начавшийся рост смертности, как и в целом по стране, привели в 1992 году к естественной убыли населения, а в 1995 году, хотя и позднее, чем по России в целом, – снижению общей численности населения и за счёт миграции, которая не смогла компенсировать естественную убыль населения, что явилось началом процесса депопуляции. Ульяновская область, как и вся страна, перешла к суженному режиму воспроизводства населения. 
С середины 1990-х годов отмечается сначала снижение уровня рождаемости, а затем повышение уровня смертности. Колебания значений демографических показателей по годам соответствуют среднероссийским и обусловлены в значительной степени социально-экономическими факторами. 
Возникшее в начале 1990-х годов отставание в демографическом развитии сохраняется и углубляется до настоящего времени, что определяет особенность социально-экономического развития Ульяновской области. По значению индекса развития человеческого потенциала Ульяновская область занимает позиции ниже 45 места среди субъектов Российской Федерации.
Основными демографическими тенденциями последних лет на территории Ульяновской области являются следующие. 
Отмечается стабильное сокращение численности населения – депопуляция – как за счёт естественной убыли, так и за счёт миграции. Среднегодовые потери населения составляют 1,1 процента, тогда как в среднем по России около 0,5 процента. Доля населения Ульяновской области в общей численности населения России сократилась до 0,92 процента в 2008 году. 
Такая динамика свидетельствует о более высоких темпах сокращения населения региона по сравнению с российскими и определяет нерациональную структуру населения и суженный режим воспроизводства, что является одной из особенностей демографических процессов в Ульяновской области.
На протяжении последних 10 лет в регионе отмечается колебание значения уровня рождаемости как в абсолютной, так и в более предпочтительной для анализа относительной величине. Общий коэффициент рождаемости в этот период не превышал 10,0 промилле, тогда как в среднем по России с 2003 года наблюдается стабильный рост выше этого значения. Лишь в 2008 году коэффициент составил 10,3 промилле (по России в целом – 12,1). Суммарный коэффициент рождаемости, ещё более точная характеристика интенсивности рождений, имеет также более низкие в сравнении с российскими значения – 1,2 против 1,4. Колебания значений этого показателя в динамике свидетельствуют о сохранении негативной тенденции к углублению демографического кризиса. 
По ожидаемой продолжительности жизни Ульяновская область имеет значения, соответствующие средним по стране, однако важнейшей особенностью демографических процессов в регионе является отмечаемая с 2003 года более высокая по сравнению с российской смертность населения. 
Повозрастная и половая структура смертности отражает среднероссийские тенденции, но значения этих показателей по Ульяновской области имеют более негативный характер. В Ульяновской области выше, чем в Российской Федерации, показатели смертности от болезней системы кровообращения (по Ульяновской области – 62 процента, по России – 56 процентов) и новообразований (14 процентов против 13). 
Показатель младенческой смертности в динамике имеет ежегодное колебание, что свидетельствует о нестабильности этого процесса в Ульяновской области, тогда как в целом по России отмечается чётко выраженная позитивная тенденция к его снижению. Высокая доля и рост смертности по классу врождённых аномалий и состояний, возникающих в перинатальный период, свидетельствуют о недостаточности мер профилактического характера, а нестабильность процесса – об отсутствии системности. 
Низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности определяют нерациональную возрастную структуру населения Ульяновской области, что также определяет особенность демографической ситуации. 
Если в начале 90-х годов соотношение возрастных групп населения в Ульяновской области соответствовало общероссийской структуре, то в 2008 году в области доля населения моложе трудоспособного возраста оказалась значительно ниже российского показателя – 14,3 процента и 16 процентов соответственно, а доля населения старших возрастов выше общероссийской – 22,6 процента и 21 процент соответственно. Средний возраст населения Ульяновской области увеличился с 1989 года более чем на 5 лет, составив в 2008 году 40,4 года. Такое положение значительно ухудшает прогнозные показатели как по численности населения в целом, так и по воспроизводству трудовых ресурсов и требует принятия экстренных мер регулирующего характера. 
В совокупности отмеченные тенденции характеризуют Ульяновскую область как территорию с острой демографической ситуацией («демографическое сжатие»).
Особенностью миграционного движения населения Ульяновской области с 2003 по 2009 год является увеличение числа прибывших иностранных граждан, которое в 2008 году достигло максимума – 29568 человек. Однако это не способствует росту качества трудовых ресурсов Ульяновской области по причине отсутствия или низкой профессиональной квалификации иммигрантов. Регион является донором для других, более динамично развивающихся территорий России.
Особенностью структуры населения Ульяновской области по национальному признаку является меньшая доля коренного русского населения по сравнению с аналогичным показателем по России в целом. По итогам переписи населения 2002 года доля русских составляет около 70 процентов против 80 процентов в целом по России. 
По данным некоторых исследований, демографические характеристики населения русской национальности хуже, чем других, и имеют негативную тенденцию, что также определяет этническую дифференциацию репродуктивных и самосохранительных установок и ухудшает воспроизводственные возможности Ульяновской области.
Таким образом, Ульяновская область характеризуется высокими темпами депопуляции населения и более негативным в сравнении со среднероссийским характером демографических процессов.

3. Цели, задачи и принципы демографического развития 
в Ульяновской области на период до 2025 года

Основными целями Концепции являются:
сокращение темпов снижения численности населения к 2015 году (численность населения на уровне 1,2 млн. человек);
стабилизация численности населения к 2025 году (на уровне 1,1 млн. человек);
повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 69 лет, к 2025 году – до 72 лет. 
Достижение целей демографического развития в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, социальной защиты населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки. 
В основу демографического развития Ульяновской области положены следующие принципы: 
комплексность решения демографических задач – мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах – выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения; 
своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период; 
учёт региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке мероприятий по улучшению демографической ситуации; 
взаимодействие органов государственной власти Ульяновской области с институтами гражданского общества. 
Ключевым фактором уменьшения депопуляции является повышение рождаемости, в частности, повышение принятых в обществе норм детности. 
Поскольку рост интенсивности рождаемости напрямую зависит от увеличения доли семей со вторым, третьим, четвёртым ребёнком, а в настоящее время в Ульяновской области, как и в стране в целом, преобладает однодетная семья (две трети от общего числа семей) не приходится рассчитывать на стабильный и значительный рост детности, то есть рождаемости в прогнозный период. Такой прогноз обусловлен и происходящими изменениями возрастной структуры женского населения региона: на смену многочисленной демографической «волне» женщин, рождённых в 1980-е годы, приходит немногочисленное поколение 1990-х годов, имеющих репродуктивную ориентацию на одного ребёнка в семье. 
Так, снижение доли женщин в возрасте 15-49 лет в общей численности населения региона только за один 2008 год составило 2,1 процента. Появления второго ребёнка в семье можно ожидать в старших возрастных группах – от 35 лет с учётом материального обеспечения, то есть ориентироваться на «постарение» возрастного профиля рождаемости.
Предстоящее снижение численности женщин репродуктивного возраста определяет нестабильную динамику суммарного коэффициента рождаемости (далее – СКР) в регионе и его более низкие, чем среднероссийские, значения. 
В ближайшие годы следует ожидать снижения интенсивности рождаемости. 
С учётом негативного характера демографических процессов в Ульяновской области труднодостижимы для региона и среднероссийские прогнозы значений СКР: 1,513 – в 2015 году и 1,640 – в 2025 году, а также прогнозы для Ульяновской области: 1,432 – в 2015 году и 1,573 – в 2025 году, заведомо определяющие суженный режим воспроизводства населения. При эффективной реализации комплекса мер демографического развития в регионе представляются более реальными значения СКР – 1,350 и 1,500 соответственно в 2015 и 2025 годах.
При данных значениях СКР (и даже при его росте до 2,15, необходимом для простого воспроизводства населения России в целом), с учётом будущих изменений возрастной структуры женского населения, а также более низкого в сравнении с российским качества жизни достичь простого воспроизводства населения региона на прогнозный период не представляется возможным. Соответственно, важнейшая задача демографической политики региона – стабилизация процесса рождаемости, сохранение достигнутого уровня и создание условий для рождения в семьях второго ребёнка и последующих детей.
Не менее важно решать проблему уже рождённых детей-сирот и беспризорных детей.
Высокие темпы депопуляции ещё более негативно в сравнении со среднероссийской ситуацией отражаются на формировании трудовых ресурсов. Проблемы рынка труда имеют и будут иметь в регионе более острый характер в связи с продолжением тенденции «постарения» населения, то есть снижением доли населения моложе трудоспособного возраста и увеличением населения старше трудоспособного возраста. 
Ежегодно в возраст трудоспособности вступают уменьшающиеся поколения молодёжи, а с 2010 года – самые малочисленные поколения родившихся в 1990-х годах. В то же время выходить из группы трудоспособного возраста будут многочисленные поколения родившихся в 1950–1960-х годах, в результате чего будет происходить существенное сокращение численности трудоспособного населения (по меньшей мере, предстоящие два десятка лет) и рост численности населения старшего возраста. В этой связи задачей демографического развития является стабилизация имеющегося соотношения возрастных групп.
Такие изменения в возрастной структуре населения определят рост смертности в старших возрастных группах и обусловят уровень ожидаемой продолжительности жизни населения в целом.
Существующее положение, когда смертность взрослого населения на 24 процента случаев обусловлена лицами трудоспособного возраста, а на 76 процентов – пожилыми людьми, вряд ли изменится. Это обусловит также возможный рост смертности от заболеваний системы кровообращения и новообразований, которые преобладают в группе старших возрастов, а в группе трудоспособного населения – от травм, отравлений и других внешних причин, что требует дополнительных мер в сфере здравоохранения, дифференцированных по возрастным группам.
Задачи демографического развития в сфере снижения младенческой смертности в Ульяновской области более сложны, так как обусловлены более негативным характером. Почти на две трети обусловленный смертностью от состояний, возникающих в перинатальный период, и врождённых аномалий этот процесс требует особых профилактических мер, прежде всего, по отношению к возрастной группе репродуктивного возраста.
Смертность напрямую зависит от уровня заболеваемости населения. Важнейшим фактором, определяющим эту характеристику, является самосохранительное поведение, то есть система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья и продление жизни. Формирование самосохранительного поведения, определяющего здоровье людей, – важная задача демографической политики.
По статистическому прогнозу население Ульяновской области в результате миграции к 2011 году уменьшится на 2428 человек, а затем до конца прогнозируемого периода будет ежегодно увеличиваться, достигнув к 2025 году увеличения на 4631 человека. В то же время следует отметить, что миграционная убыль в целом по области по сравнению с аналогичным периодом 2006 года уменьшилась в 5,4 раза. Основной причиной снижения миграционной убыли стало увеличение числа прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья.
В результате естественной и миграционной убыли численность населения области сократилась на 3,4 тыс. человек. Тенденция сокращения численности населения будет прослеживаться и дальше. По прогнозу, число жителей Ульяновской области к 2015 году уменьшится на 41,3 тыс. человек и составит 1280,4 тыс. человек. Доминирующей причиной сокращения будет естественная убыль населения.
При определении численности населения региона необходимо ориентироваться на продолжение сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции. По среднему варианту статистического прогноза на начало 2016 года в Ульяновской области численность населения составит 1206,7 тыс. человек, а на начало 2026 года – 1068,8 тыс. человек, что вполне реально с учётом специфики демографических процессов.

4. Основные направления демографического развития
в Ульяновской области до 2025 года

Демографическое развитие в Ульяновской области до 2025 года осуществляется по следующим основным направлениям: 
повышение уровня рождаемости; 
снижение уровня смертности; 
сохранение и укрепление здоровья населения, укрепление института семьи.
Решение задач по повышению уровня рождаемости включает в себя:
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей;
развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярный пересмотр и индексацию их размеров с учётом инфляции), усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме материнского (семейного) капитала, расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;
создание механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей, в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание социальных услуг семьям с детьми организациями различных организационно-правовых форм;
обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (как государственных, так и частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия доступности стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от возраста ребёнка;
создание условий для повышения доступности жилья семьям с детьми за счёт развития ипотечного кредитования, в первую очередь для молодых семей с детьми, а также за счёт внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства жилья определённой ценовой категории (экономкласса), отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми, реализации региональных программ обеспечения жильём молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильём малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных жилых помещений и ветхого жилого фонда, по первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приёмных семьях, а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семей;
реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, содержание и воспитание детей;
создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребёнком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать занятость с выполнением семейных обязанностей;
взаимодействие с религиозными объединениями в работе по духовно-нравственному просвещению населения, формированию у граждан репродуктивной ориентации, укреплению семьи, предупреждению абортов. 
Решение задач по снижению уровня смертности включает в себя:
создание целостной системы пропаганды здорового образа жизни, включающей проведение медико-просветительской работы по вопросам охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции, профилактики заболеваний, передаваемых половым путём;
сокращение смертности населения от болезней системы кровообращения за счёт создания комплексной системы профилактики и ранней диагностики с применением передовых медико-профилактических технологий, образовательных информационных программ, направленных на предупреждение развития сердечно-сосудистых заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения службы кардиоло-гической помощи в соответствии со стандартами оснащённости на догоспитальном и стационарном этапах лечения с использованием стандартов оказания специализированной медицинской помощи;
использование современных методов лечения больных в остром периоде инфаркта миокарда, широкое применение тромболитической терапии;
развитие региональных центров по лечению сердечно-сосудистых заболеваний; 
увеличение объёма высокотехнологичной медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями;
снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях за счёт повышения качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях;
обучение медицинского персонала и сотрудников службы безопасности дорожного движения, оказывающих первую и неотложную медицинскую помощь;
снижение смертности населения от онкологических заболеваний за счёт внедрения скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;
снижение смертности населения от наиболее распространённых причин смертности за счёт внедрения новых инновационных технологий лечения больных с тяжёлыми заболеваниями, повышения доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдалённых районов, оснащения лечебных учреждений современным оборудованием, а также дальнейшего развития психиатрической, наркологической, токсикологической помощи населению, борьбы с ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом и другими социально значимыми заболеваниями, внедрения специальных программ для населения старших возрастных групп;
обеспечение доступной и качественной бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорождённым детям с использованием современных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, дальнейшее укрепление материально-технического обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений;
реализацию системы мероприятий по обеспечению доступности и повышению качества медицинской помощи в восстановлении репродуктивного здоровья, в том числе по профилактике абортов и бесплодия, с использованием методов вспомогательных репродуктивных технологий, включая метод экстракорпорального оплодотворения;
проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивной сферы, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи детям, реализацию мер по предупреждению нежелательной беременности и профилактике заболеваний репродуктивной системы у подростков;
совершенствование системы реабилитационной помощи и восстановительного лечения для детей.
Решение задач по сохранению и укреплению здоровья населения, укреплению института семьи включает в себя:
внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья детей и подростков после перенесённых заболеваний и травм, развитие системы санаторно-курортных организаций и оздоровительных учреждений для детей и подростков;
реализацию профилактических мер, направленных на предупреждение алкоголизма, наркомании и табакокурения;
повышение качества и доступности первичной медико-санитарной и квалифицированной медицинской помощи населению области путём перехода на одноканальное финансирование медицинской помощи и развития информационных компьютерных технологий;
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации к ведению здорового образа жизни путём повышения информированности населения о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства;
развитие различных форм психологической и психотерапевтической помощи населению;
обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание максимальной социализации инвалидов;
разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, совершенствование оказания геронтологической помощи;
обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех жителей Ульяновской области;
улучшение экологической обстановки, снижение распространённости и выраженности негативного воздействия антропогенного загрязнения природной среды на здоровье населения;
развитие сети учреждений по консультативной и психологической поддержке семей, профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовке и комплексному сопровождению семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
популяризацию ценностей семьи, особенно многодетной, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа здоровой семьи.

5. Механизмы реализации Концепции

Реализацию Концепции предполагается осуществлять путём:
дальнейшего совершенствования регионального законодательства в области здравоохранения, образования, социального развития, трудовых отношений, миграционной политики с учётом региональных особенностей демографического развития;
учёта задач демографического развития при формировании областного и местных бюджетов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографического развития;
проведения мониторинга и программных исследований уровня жизни и здоровья различных групп населения и типов семей, проживающих в Ульяновской области, и формирования на их основе прогнозов, оценок и рекомендаций по улучшению демографической ситуации;
формирования государственного заказа Ульяновской области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, специализирующихся на решении демографических проблем;
методического обеспечения деятельности органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, направленной на управление демографическими процессами;
привлечения средств массовой информации для освещения вопросов, связанных с формированием здоровой семьи, пропагандой здорового образа жизни, физическим и духовно-нравственным воспитанием детей.

6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2010-2012 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в демографическом развитии, в том числе будет осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных семейно ориентированных технологий, уменьшающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, по оказанию государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение ежегодной индексации всех видов пособий с учётом темпов роста потребительских цен, по подготовке семьи к приёму ребёнка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению замещающих семей.
Предусматривается разработать мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений в приоритетном порядке детей работающих женщин.
На первом этапе будут разработаны программы демографического развития муниципальных образований Ульяновской области, направленные на улучшение демографической ситуации, с учётом специфики каждого муниципального образования, которые должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.
На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для усиления и закрепления позитивных тенденций.
По итогам реализации мероприятий первого этапа к 2013 году предполагается снизить темпы естественной убыли населения.
На втором этапе (2013-2015 годы) будет продолжено проведение мероприятий по стабилизации демографической ситуации, реализуемых на первом этапе. Основной акцент будет сделан на внедрение программы здорового образа жизни, специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников.
В 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, сформировать у населения самосохранительное поведение.
По итогам реализации второго этапа предполагается:
сохранить численность населения на уровне 1,2 млн. человек;
увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 69 лет (женщин до 75,9 лет, мужчин до 63,7 лет);
по сравнению с 2006 годом увеличить СКР в 1,3 раза; 
на треть снизить смертность населения;
увеличить количество граждан, прибывающих из регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья и получивших разрешение на работу, до 3200 человек.
На третьем этапе (2016-2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в области и принимать превентивные меры по сбережению населения.
В связи со значительным уменьшением к этому периоду численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение второго и третьего ребёнка.
К 2025 году предполагается:
увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 72 лет (женщин до 77,9 лет, мужчин до 66,7 лет);
по сравнению с 2006 годом в 1,5 раза увеличить суммарный коэффициент рождаемости, который составит 8,2 на 1000 человек населения, число родившихся – 9710 человек; 
снизить уровень смертности в 1,6 раза; 
снизить показатель смертности до 7,6 на 1000 человек населения;
стабилизировать численность населения на уровне 1,1 млн. человек.
Мероприятия по реализации Концепции изложены в приложении к Концепции.

7. Информационное обеспечение реализации Концепции

Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических исследований.
Необходимо обеспечить информационную поддержку единой государственной демографической политики, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программ, развивать информирование населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространёнными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах, позволяющих предупредить вредное воздействие на здоровье человека.
Должна быть разработана нормативно-правовая база для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на качественное изменение репродуктивных установок семьи, понимание ценности материнства и отцовства, на переход от малодетной семьи к семье, имеющей не менее двоих–троих детей.

8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:
формирование устойчивой тенденции к росту рождаемости и предпосылки повышения рождаемости до уровня простого воспроизводства;
улучшение показателей здоровья населения;
формирование у населения системы ценностей, способствующих здоровому образу жизни;
увеличение продолжительности жизни населения до 72 лет;
снижение смертности от несчастных случаев, травм, отравлений, убийств и самоубийств, особенно смертности мужчин в трудоспособном возрасте;
увеличение положительного сальдо миграции главным образом за счёт прибытия в Ульяновскую область граждан Российской Федерации, обладающих востребованными на рынке труда профессиями и квалификациями.

МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации Концепции демографического развития в Ульяновской области  на период до 2025 года

№ п/п

Наименование  мероприятий

Срок реализации

Исполнители

1

2

3

4

 

  1. Решение задач по повышению уровня  рождаемости

1.1.

Совершенствование  регионального законодательства с учётом особенностей демографического развития в Ульяновской области

2010-2025 годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области,
Министерство образования 
Ульяновской области

1.2.

Увеличение размера ежемесячной выплаты денежных средств на содержание ребёнка опекуну (попечителю), приёмному родителю и денежного вознаграждения приёмным родителям

Ежегодно

Министерство образования 
Ульяновской области

1.3.

Формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству в семьи граждан: усыновление, опека (попечительство), приёмная семья, о кандидатах в усыновители, опекуны и приёмные родители

Ежегодно

Министерство образования 
Ульяновской области

1.4.

Обеспечение  своевременной выплаты  ежемесячных пособий на детей и дополнительного единовременного пособия при рождении ребёнка в размере:
1100 рублей –  при рождении  первого ребёнка;
2000 рублей  – при рождении  второго ребёнка;
3000 рублей – при рождении  третьего  ребёнка и последующих  детей

Ежегодно

Департамент  социальной защиты населения  Ульяновской области

1.5.

Увеличение размера ежемесячной денежной выплаты на обеспечение проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатного проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Ежегодно

Министерство образования 
Ульяновской области

1.6.

Возмещение расходов, связанных с обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на курсах по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования

Ежегодно

Министерство образования  
Ульяновской  области

1.7.

Возмещение расходов на проезд к месту лечения и обратно детям  –  сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Ежегодно

Министерство образования 
Ульяновской  области

1.8.

Реализация мероприятий по развитию  дошкольного образования Ульяновской области в соответствии  с Законом Ульяновской области от 31.07.2007 № 104-ЗО «Об утверждении областной целевой программы «Развитие дошкольного образования Ульяновской области» на 2007-2010 годы

2010 год

Министерство образования 
Ульяновской области

1.9.

Предоставление государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в  рамках реализации  подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы

2010 год

Департамент по молодёжной политике Министерства образования Ульяновской области

1.10.

Реализация ведомственной целевой программы «Дети и семья Ульяновской области на 2009-2011 годы»

2010, 2011
годы

Департамент  социальной защиты населения  Ульяновской области

1.11.

Реализация ведомственной целевой программы «Социальная защита населения Ульяновской области на 2009-2011 годы»

2010, 2011
годы

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области

1.12.

Обеспечение выплаты  именного капитала «Семья» в размере 100000 рублей при рождении третьего и последующего ребёнка и  50000 рублей – при рождении второго ребёнка 

С 2011 года

Департамент  социальной защиты населения  Ульяновской области

1.13.

Реализация мер социальной  поддержки многодетных семей в соответствии  с Законом Ульяновской области от  29.12.2005  № 154-ЗО  «О мерах социальной поддержки многодетных семей  в Ульяновской области»  с учётом изменения  статуса многодетной семьи

С 2012 года

Департамент  социальной защиты населения  Ульяновской области

1.14.

Формирование целевого набора детей из многодетных семей при поступлении на бюджетное обучение в средние и высшие учебные заведения,  начиная со школьной подготовки

С 2015 года

Министерство образования Ульяновской области

1.15.

Поэтапное введение  дополнительного ежемесячного пособия на ребёнка-инвалида,  которого воспитывает одинокая мать 

С 2016 года

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области

1.16.

Выплата дополнительного единовременного пособия при рождении двойни, тройни

С 2016 года

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области

1.17.

Предоставление денежной компенсации по оплате за снимаемое по договору  жилья молодым семьям, имеющим детей в возрасте до трёх лет

С 2025 года

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области

1.18.

Предоставление безвозмездной ссуды многодетным семьям при рождении пятого ребёнка  на развитие сельских подворий

С 2025 года

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области

1.19.

Поэтапное введение дополнительного пособия одиноким матерям по уходу за  ребёнком до трёх лет в связи с отсутствием мест в детских дошкольных учреждениях

С 2025 года

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области

1.20.

Выплата пособия в размере величины прожиточного минимума на детей многодетным матерям в  возрасте до 35 лет, отказавшимся от служебной карьеры в пользу материнства

С 2025 года

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области

 

2. Решение задач по снижению  уровня смертности

2.1.

Реализация мероприятий по охране репродуктивного здоровья у женщин:
совершенствование методов лечения бесплодия;
проведение профилактических осмотров женщин репродуктивного возраста с целью своевременного выявления и лечения гинекологической патологии;
скрининговое обследование на выявление маркёров злокачественных новообразований;
разработка комплекса мер по профилактике абортов;
планирование семьи

Ежегодно

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.2.

Организация работы по профилактике заболеваний, передаваемых половым путём, на базе амбулаторно-поликлинических и образовательных учреждений

Ежегодно

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.3.

Проведение  областной акции «Роди патриота в День России»: организация работы по профилактике абортов, разводов, формированию здорового образа жизни

Ежегодно

Министерство здравоохранения Ульяновской области,
Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, Управление записи актов гражданского состояния  Ульяновской области

2.4.

Реализация мероприятий подпрограммы «Здоровое поколение»  федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы,  направленных на совершенствование организации деятельности педиатрических и родовспомогательных учреждений, перинатальных центров, разработку новых и усовершенствование существующих технологий оказания медицинской помощи беременным женщинам, новорождённым, детям и подросткам, совершенствование неонатального и аудиологического скринингов, совершенствование диагностики и лечения  нарушений  репродуктивной функции

2010 год

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.5.

Разработка мероприятий по своевременному оказанию медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»

2010 год

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.6.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье»:
дополнительная диспансеризация работающих граждан;
проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов «В» и «С», выявление и лечение больных с ВИЧ-инфекцией;
иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях;
обследование новорождённых на врождённые генетические заболевания

2010-2025
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.7.

Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Ульяновской области

2010 год

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.8.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Предуп-реждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)»

2010, 2011
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.9.

Подготовка документации для участия в федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)» в части строительства здания государственного учреждения здравоохранения «Областной противотуберкулёзный диспансер»

2010, 2011 
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.10.

Совершенствование оказания первичной и специализированной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях в рамках реализации областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2007-2012 годах», утверждённой Законом Ульяновской области от 19.12.2005 № 210-ЗО «Об утверждении областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2007-2012 годах»

2010-2012
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области, государственное учреждение здравоохранения «Центр медицины  катастроф»

2.11.

Совершенствование организации медицинской помощи и обеспечение  стандартов медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями в лечебных учреждениях Ульяновской области. 
Создание регионального сосудистого центра в государственном учреждении здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница», первичных сосудистых отделений в муниципальных учреждениях здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть», «Центральная клиническая городская больница», «Барышская  центральная  районная  больница»

2010, 2011
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области  

2.12.

Совершенствование системы дистанционного мониторирования артериального давления и сердечной деятельности на территории Ульяновской области

2010 год

Министерство здравоохранения Ульяновской области  

2.13.

Разработка мероприятий по вхождению в программу совершенствования онкологической помощи населению «Национальная онкологическая программа» в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»

2010 год

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.14.

Развитие сети офисов врача общей практики в рамках реализации областной целевой программы  «Организация службы общей врачебной практики (семейного врача) в структуре здравоохранения Ульяновской области на  2006-2011 гг.», утверждённой  Законом Ульяновской области            от 04.10.2006 № 136-ЗО «Об утверждении областной целевой программы  «Организация службы общей врачебной практики (семейного врача) в структуре здравоохранения Ульяновской области на 2006-2011 гг.»

2010, 2011
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.15.

Совершенствование медицинской офтальмологической помощи недоно-шенным детям с ретинопатией для предупреждения слепоты и слабовидения

2010, 2011
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.16.

Совершенствование оказания медицинской помощи новорождённым в рамках реализации ведомственной целевой программы «Совершенствование оказания помощи новорождённым, снижение летальности и инвалидизации детей в плане решения демографической ситуации в Ульяновской области на 2009-2011 годы»

2010, 2011
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.17.

Подготовка к поэтапному переходу учёта рождений и определения границ перинатального периода в соответствии с критериями регистрации рождений, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения

2010-2012
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.18.

Создание и совершенствование службы  медико-генетического  консультирования и планирования семьи

2010-2025 
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

2.19.

Внедрение современных медицинских технологий в области охраны здоровья женщин и детей:
совершенствование системы поэтапного оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорождённым; 
проектирование и строительство областного перинатального центра на базе государственного учреждения здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница»;
создание межрайонных акушерских центров;
развитие обучающих школ для беременных женщин

2010 - 2025
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

3. Решение задач по сохранению и укреплению  здоровья населения, укреплению института семьи

3.1.

Реализация  мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Ульяновской области, включая сокращение потребления алкоголя и табака

Ежегодно

Министерство здравоохранения Ульяновской области

3.2.

Организация работы регионального агитпоезда «За здоровый образ жизни»  в рамках проведения областной акции «Роди патриота в День России»

Ежемесячно

Управление  записи актов гражданского состояния  Ульяновской области,
Министерство здравоохранения Ульяновской области, Департамент  социальной защиты населения  Ульяновской области, Министерство образования 
Ульяновской области

3.3.

Проведение мероприятий, направленных на повышение статуса  успешной семьи и пропаганду здорового образа жизни

Ежегодно

Департамент  социальной защиты населения  Ульяновской области,
Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области,  Управление записи актов гражданского состояния Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области

3.4.

Вручение  почётных знаков Ульяновской области «Материнская слава» и «Отцовская слава»

Ежегодно

Департамент  социальной защиты населения  Ульяновской области

3.5.

Присуждение ежегодной премии Губернатора Ульяновской области «Семья Года» лучшим семьям Ульяновской области по номинациям: «Многодетная семья», «Совершенство», «Династия», «Приёмная семья», «Преодоление»

Ежегодно

Департамент  социальной защиты населения  Ульяновской области

3.6.

Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех жителей Ульяновской области

Ежегодно

Департамент физической культуры и спорта Министерства образования 
Ульяновской области

3.7.

Разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, совершенствование оказания геронтологической помощи

2010 год

Министерство здравоохранения Ульяновской области

3.8.

Реализация мероприятий областной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в Ульяновской области на 2009-2011 годы», утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 19.08.2008 № 17/355-П «Об утверждении областной целевой программы  «Улучшение условий и охраны труда в Ульяновской области на 2009-2011 годы»

2010, 2011 
годы

Департамент труда и занятости населения Ульяновской области

3.9.

Открытие центров здоровья в рамках реализации  приоритетного  национального проекта  «Здоровье» на базе: 
государственного учреждения здравоохранения  «Ульяновский областной врачебно-физкультурный диспансер»;
муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника 
№ 1»;
муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница»;
муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская больница № 3»;
муниципального учреждения здравоохранения «Детская поликлиника 
№ 6» 

2010, 2011
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

3.10

Совершенствование психологической и медико-социальной помощи населению по вопросам профилактики алкоголизма, наркомании и табакокурения

2010-2025 
годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

 

 

4. Организационное и информационное обеспечение реализации Концепции

4.1.

Создание  комплексной  системы информированности для женщин – матерей о законных правах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, через средства массовой информации, интернет-сайты, социальную рекламу, работу «социального телефона» 

2010 год

Департамент массовых коммуникаций Ульяновской области, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области

4.2.

Развитие  новых форм социальной рекламы, направленной на  формирование общественного мнения  об укреплении и повышении статуса семьи, материнства и ответственного отцовства 

Ежегодно

Департамент развития предпринимательства
Министерства экономики
Ульяновской области

4.3.

Организация деятельности Совета по демографической политике в Ульяновской области

Ежемесячно

Министерство здравоохранения Ульяновской области, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области,
Управление записи актов гражданского состояния  Ульяновской области

4.4.

Систематическое освещение в средствах массовой информации мероприятий Концепции, направленных на формирование новых стереотипов молодого поколения, ориентированных на семейные ценности, возрождение идеалов семьи, осознанного материнства и отцовства, на пропаганду здорового образа жизни

Ежегодно

Департамент массовых коммуникаций Ульяновской области

___________________