Цветовая схема

Версия для слабовидящих

15.10.2014 Профильный комитет обсудил "Конституцию социальной политики"

Дата публикации: 15.10.2014

Профильный комитет обсудил "Конституцию социальной политики"

 

15 октября 2014 года

 

10 октября заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по социальной политике Игорь Тихонов провел круглый стол, темой которого стал законопроект «О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения на территории Ульяновской области».

- Необходимость проекта закона продиктована федеральным законодательством. Мы уже прошли несколько масштабных обсуждений крупных отраслевых законов: об образовании, об основах охраны здоровья граждан, о физической культуре и спорте.  Сегодня наступила очередь отраслевого закона социального обеспечения и социальной защиты, который смело можно назвать конституцией социальной политики, - отметил во вступительном слове Игорь Тихонов.

Вице-спикер областного парламента подчеркнул, что основная цель будущего закона – неукоснительное обеспечение прав граждан. Он предложил участникам совещания разобраться, насколько предложенный вариант законопроекта обеспечивает эту цель.

- Мы знаем, что в социальном обслуживании как в специализированных учреждениях, так и на дому нуждается достаточно много людей, но не все из них по разным причинам могут реализовать свое право на обслуживание и получить услуги государства. В серьезном реформировании нуждается надомная служба социального обслуживания.

Как закон будет решать эту проблему? 
Представитель разработчиков законопроекта - директор департамента социальной защиты населения Наталья Козлова пояснила, что новый закон объединит разрозненные законодательные акты, которые сегодня регулируют отношения в сфере социальной защиты. В нем будут закреплены полномочия законодательных и исполнительных органов власти, детальный перечень предоставляемых социальных услуг (более 120 пунктов), основания для определения нуждаемости в социальных услугах и механизм контроля за их исполнением. 

Кроме того, законопроект создает предпосылки для формирования рынка социальных услуг. Предполагается, что момента вступления закона в силу - с 1 января 2015 года – оказывать их смогут организации всех форм собственности. 

В настоящее время социальная помощь – прерогатива государственных учреждений. В Ульяновской области их около тридцати. Пока бизнес в эту нишу не стремится, сосредоточившись на сегменте частных пансионатов повышенной комфортности. 

По мнению участников обсуждения, привлечение на рынок соцобслуживания коммерческих структур, более мобильных в своих действиях, позволит решить проблему социального обслуживания в удаленных населенных пунктах. С другой стороны, прозвучали опасения, что рыночный подход и принципы конкуренции, приложенные к социальной сфере, таят в себе много рисков, поскольку главная цель любого бизнеса – извлечь выгоду. 

Народный учитель России, почетный гражданин города Ульяновска Юрий Латышев предложил просчитать все возможные риски нового подхода: 

- Cоциальная справедливость в любой стране определяется отношением к старикам, детям и инвалидам. Этот закон является краеугольным камнем в строительстве социальной справедливости, по сути дела определяющий социальный статус нашего государства и региона. 
Игорь Тихонов согласился с доводами выступающих и проинформировал, что от потенциальных игроков будущего рынка соцобслуживания уже поступает очень много вопросов, и главный из них - какую часть затрат готово компенсировать государство. 

Наталья Козлова пояснила, что в настоящее время стандарты исполнения соцуслуг и нормативы их финансирования разрабатываются и будут оформлены отдельным подзаконным актом. 

Игорь Тихонов назвал эту работу принципиальной и определяющей для понимания механизма реализации закона. Он предложил привлечь к ней негосударственный сектор и представителей общественных организаций, которые участвую в уходе за тяжелобольными людьми. Широкое обсуждение станет гарантией того, что законопроект учтет все нюансы и потребности людей, нуждающихся в помощи.

Социальные услуги будут предоставляться получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной или в стационарной форме в соответствии с индивидуальной программой, которая будет отражена в договоре о предоставлении социальных услуг.

Согласно федеральному закону, за счет государства они будут оказываться несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, а также тем, чей душевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума.

Другие критерии для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании предусмотрены федеральным законом. Игорь Тихонов отметил, что федеральное законодательство позволяет регионам самостоятельно устанавливать дополнительные критерии, и необходимо этим правом воспользоваться. 

Еще один важный вопрос, затронутый во время обсуждения, касался оплаты труда работников социального обслуживания. По мнению Игоря Тихонова, параллельно с законопроектом необходимо разрабатывать отраслевое положение об оплате труда, которое позволит привести меры морального и материального стимулирования к адекватному уровню в соответствии с новыми требованиями законодательства.

-  Без этого эффективность закона окажется под вопросом. Законопроект, в котором заложены основные принципы социального обслуживания, требует широкого общественного обсуждения с населением, представителями общественных организаций.  Также мы хотим понимать реакцию профессионального сообщества системы социальной защиты на данный законопроект. Это необходимые этапы, которые мы проходили при работе над другими отраслевыми законами, и мы будем соблюдать этот принцип сейчас. То, что юридически верно, еще не означает, что это социально справедливо, и мы должны убедиться – закон в полной мере обеспечит права граждан на качественное и доступное социальное обслуживание, - отметил Игорь Тихонов.

Широкое общественное обсуждение законопроекта будет продолжено.

Принять участие в нем могут все жители региона. 

 

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Законодательного Собрания в разделе «Законы», рубрика «Проекты». Предложения и замечания направляйте по адресу: 432970, г. Ульяновск, ул. Радищева, 1 в комитет по социальной политике с пометкой «К обсуждению законопроекта», либо в электронной форме на сайте Законодательного Собрания, воспользовавшись рубрикой «Написать письмо» (http://zsuo.ru/send-message.html) с такой же пометкой. 

Для справки: 

В соответствии со ст. 15. федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (вступает в силу 1 января 2015 года) гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.