Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области

Министерство семейной, демографической политики
и социального благополучия Ульяновской области

15 февраля День воинской славы России

Дата публикации: 15.02.2022

День воинской славы России. Мы чествуем солдат Отчизны, славим их мужество и героизм. А еще в этот день мы возвращаем память к грозным страницам прошлого, к героям-землякам, не вернувшимся с войны. Одна из таких страниц – День памяти воинов-интернационалистов, исполнявших свой воинский долг за пределами Отечества.

Сегодня мы вспомним наших земляков, ребят, кто служил в горячих точках и не вернулся: Андрей Зулюков (Базарный Сызган), Валерий Пшеничкин (с. Папузы), Сергей Храмов (с. Юрловка). Не вернулись из Афганистана… Их имена вписаны в историю страны. В середине 90-х прошлого века вышла в свет книга памяти «Солдаты спрятанной войны» - книга не о подвиге, но о боли. О той неутихающей боли, на которую обречены до конца дней своих все те, чьи сыновья, мужья, братья не вернулись с этой чужой, «спрятанной» войны.

Сергей Храмов родился в 1964 году в селе Юрловка. Он был младшим ребенком из четверых детей в семье. Учился в Юрловской восьмилетней школе, а затем в Патрикеевской средней школе. Сергей любил петь и даже выступал на концертах в школе и клубе. Потом -  Куйбышевское ПТУ и профессия токаря, работа на заводе, а по вечерам – учеба на водительских курсах.

В армию Сергей ушел 1 апреля 1983 года. Сначала попал в Новочеркасск, где 10 июня принял присягу и уже 19 июня был отправлен в Афганистан разведчиком. Сергей ходил на операции, участвовал в боях, но об этом не упоминал матери в своих письмах. Берег ее здоровье, да и чем она могла ему помочь?

В ноябре 1984 года родителям от сына пришло радостное известие: Сергея наградили медалью «За отвагу». Но вместе с радостью зашевелилась и тревога: раз есть медаль, то существуют и обстоятельства, где эту отвагу приходится проявлять. Что это за обстоятельства, было уже известно.

До окончания службы оставалось меньше двух месяцев. 28 апреля около девяти вечера командир взвода скомандовал: «По машинам!» - и с тремя солдатами на БТРе поехали на соседнюю заставу. Вел машину Сергей Храмов. Они попали в засаду. Фугас из ручного гранатомета огненными зубами впился в броню машины и разворотил ее мощным взрывом. Сергею оторвало ноги и посекло осколками лицо, грудь, руки. БТР, вильнув, врезался в скалу. Командир взвода и один из солдат были тяжело ранены. Четвертому повезло: взрывом его отбросило, и он с вывихнутой ногой залег за камни и стал отстреливаться. Сергей с товарищами истекали кровью.

Вскоре пришла помощь, но Сережу до госпиталя не довезли: он умер от потери крови. Говорят, что последними его словами были: «Только не говорите маме…».

К его медали «За отвагу» добавился орден Красной Звезды, а на сельском кладбище стало одной могилой больше.

Позже не стало его родителей. Их похоронили рядом с сыном.

Память о брате бережно хранят его брат и две сестры. Сестра Татьяна проживает в с. Юрловка. С ней мы связались по телефону. «Прошло много времени, как наша семья получила известие о гибели родного человека. Но боль не утихает до сих пор, - сдерживая слезы, говорит Татьяна Алексеевна Платонова. – Мы, наши дети, внуки навещаем могилу, где захоронен Сергей. Недавно были там – после Нового года. Как раз съехались родные. Я помню, как мы росли, Сергей – младший, я чуть старше. Когда пришла повестка, Сергей был на больничном. Можно было получить отсрочку и пойти служить позже. Доучиться на права водительские. Но Сергей, посоветовавшись с отцом, сам решил: «Не могу не пойти служить». И ушел… Он был настоящим патриотом своей родины. Слезы горечи, утраты… Почему так жизнь несправедлива – молодые ребята ушли в самом расцвете лет».

В Юрловской школе в память о Сергее Храмове открыта мемориальная доска. В комнате боевой славы собраны материалы о земляке.

15 февраля – в День вывода советских войск из Афганистана – сестра Татьяна приносит цветы к памятной доске, что установлена в сельской школе. И в этот раз сестра возложила неживые цветы. Но осталась в памяти живая неизбывная боль…