Цветовая схема

Версия для слабовидящих

16 июня 2010

Дата публикации: 16.06.2010

16 июня в районном доме культуры р.п. Ишеевка Ульяновского района состоялся круглый стол по теме «Развитие социальной сферы: перспективы до 2020 года», в котором приняли участие руководители здравоохранения, образования, социальной защиты населения, а также представители общественных организаций, учителя, медицинские и социальные работники. 
В своём выступлении Кудинова Зинаида Алексеевна – заместитель директора по организации социальной поддержки населения Департамента социальной защиты населения Ульяновской области рассказала, как будет развиваться отрасль социальной защиты населения в настоящее время и в течение 10 ближайших лет.
«Основными приоритетами в действии Правительства Ульяновской области в 2010 году являются – поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения.

В 2010 году все социальные обязательства перед населением будут выполнены в полном объёме. Все пособия и льготы для населения сохранены.Гарантией такого заявления является приоритетное направление всех бюджетных расходов областного бюджета (более 80%) для финансирования мероприятий по последовательному повышению уровня и качества жизни населения.
В 2010 году сохранены все пособия и выплаты на 85 тысяч детей.
С 2010 года началась реализация выплат по именному капиталу «Семья». Право воспользоваться в 2010 году Сертификатами наступает в 1 полугодии у 176 семей. Деньги для этих семей в областном бюджете гарантированы.

С 1 января 2010 года социальные доплаты к пенсиям, размер которых не превышает региональный прожиточный минимум (3966 рублей) установлены почти для 30 тысяч неработающих пенсионеров. Органы социальной защиты решают задачу оперативного информационного обмена с региональным отделением Пенсионного фонда РФ по данной категории граждан.

С 1 января 2010 года начался переход к денежной форме предоставления мер социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. Получателями ежемесячной денежной компенсации являются около 250 тысяч федеральных и региональных льготников.
Переход к монетизированной форме предоставления льгот обусловлен требованиями Федерального закона № 185-ФЗ и является одним из условий выделения регионам финансирования на реформирование жилищно – коммунального комплекса, ремонт ветхого и аварийного жилья.
Единственной категорией граждан, которой предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг сохранялось в натуральной форме оставались педагоги, работающие и проживающие в сельской местности. 
С 1 июня текущего года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и потреблённой электроэнергии, предоставляются педагогическим работникам сельской местности в форме ежемесячной денежной компенсации (далее – ЕДК) в размере, равном 100 процентам фактических расходов педагогических работников на оплату указанных услуг.
Первая выплата ЕДК будет производиться в июле 2010 года за расходы, понесённые педагогическим работником на оплату ЖКУ за июнь 2010 года по начислениям за май месяц.
Это коснётся более 13,5 тысяч человек.

С 1 января 2010 года Департамент социальной защиты населения Ульяновской области взял на себя часть федеральных полномочий от Фонда социального страхования по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда. 
В настоящее время в областном реестре зарегистрировано 5830 инвалидов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. На выделенные средства из федерального бюджета будут приобретены 1800 путёвок. 
Кроме этого 8839 инвалидов нуждаются в технических средствах реабилитации, из них 3259 человек уже ими обеспечены. Ведётся работа с Министерством здравоохранения и социального развития РФ по выделению дополнительных средств Ульяновской области как по обеспечению санаторно-курортным лечением, так и по обеспечению техническими средствами реабилитации.
 
2010 год – год 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. До 9 мая 2010 года была решена задача по улучшению жилищных условий 227 ветеранов Великой Отечественной войны, вставших в очередь нуждающихся до 1 марта 2005 года. В настоящее время решается задача по предоставлению жилищных субсидий на улучшение жилья всем инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Их в очереди зарегистрировано 1618 человек, из которых уже 431 ветерану вручены Свидетельства. 180 человека из них уже приобрели жильё.

Организация детской оздоровительной компании. С этого года соответствующие полномочия переданы субъектам РФ. Федеральный бюджет увеличил объём субсидий на мероприятия по оздоровлению детей более чем в три раза. В этом году Департаменту на организацию летнего отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации определены средства в сумме 42,1 млн.руб., из них 38,4 млн.руб.- средства федерального бюджета. Это позволит направить в оздоровительные учреждения 9614 детей, что в 1,5 раза больше, чем в 2009 году.

В области работают 26 государственных учреждений социального обслуживания, 12 из которых социального обслуживания семьи и детей. Все учреждения сохранены и продолжают работать. В стационарных отделениях учреждений обслуживается около 3 тыс. пожилых и более 300 несовершеннолетних. На надомном обслуживании находятся 4295 пожилых и одиноких людей.

В 2010 году реализуются мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов - в первую очередь через создание новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. С 01 января 2010 года работают уже 5 автономных учреждений, с 01.07.2010 года планируется перевести ещё четыре учреждения. Будет продолжена работа по формированию государственного заказа на выполнение государственных социальных услуг, установлению показателей бюджетной эффективности деятельности учреждений. 

Что планируется в 2011-2020 годах.
В настоящее время формируется областной бюджет на 2011-2013 годы. Департамент социальной защиты населения готовит свои предложения с учётом сохранения всех социальных гарантий для населения и выполнения региональных законов.

Распоряжением Правительства Ульяновской области утверждена Концепция демографического развития Ульяновской области на период до 2025 года». Данная Концепция – межведомственная, представляет собой комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, поддержку семьи, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни. Основными целями Концепции являются –увеличение продолжительности населения области до 72 лет, сокращение уровня смертности в 1,6 раза, повышение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в области. Решение только одной задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя усиление государственной поддержки семей с детьми, предусмотренные в рамках федерального законодательства, эффективно дополняются комплексом мер, утверждённых законами Ульяновской области. Так например, в дополнение к единовременному пособию при рождении ребёнка, выплачиваемому из средств федерального бюджета (10988 руб.), за счёт средств областного бюджета выплачивается дополнительная единовременная денежная выплата:1100 рублей – при рождении первого ребёнка; 2000 руб. – при рождении второго ребёнка; 3000 руб. – при рождении третьего и последующего ребёнка. Развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, включая ежегодную индексацию их размеров с учётом инфляции, усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме именного капитала «Семья»: так, с 2011 года именной капитал «Семья» будут получать семьи, в которых родился второй ребёнок -50,0 тыс.руб. и будут сняты ограничения по возрасту семей, в которых родился третий и последующие дети (100,0 тыс.руб.). Или решение задачи по сохранению и укреплению здоровья населения, укрепления института семьи включает в себя обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие сети учреждений по консультативной и психологической поддержке семей, профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; популяризацию ценностей семьи, особенно многодетной, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Я остановился лишь на тех направлениях и задачах Концепции, реализация которых закреплена за органами социальной защиты населения.

В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития РФ ведётся разработка программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, основной целью которой является обеспечить равный доступ инвалидов к транспорту, к информации и связи и другим объектам и услугам. В Ульяновской области проживает 131032 инвалида, из них 5345 детей-инвалидов. Это количество составляет 10,3% от численности населения всей области.Во всех муниципальных образованиях Ульяновской области ведётся работа по созданию «безбарьерной среды». В проектировании объектов общественного пользования планируется устройство пандусов и поручней, предусматриваются мероприятия по доступности. 
Ульяновская область готова к участию в пилотных проектах Государственной Программы на условиях софинансирования мероприятий программы, а также в настоящее время разрабатывается региональная программа «Доступная среда».

Важное направление работы связано с созданием региональных стандартов, которые содержат требования к объёмам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Наряду с другими государственными мерами оказание услуг в области социального обслуживания должно гарантировать каждому поддержку в трудных социальных ситуациях (разовые услуги срочного характера), эффективную помощь в содействие в определённые периоды жизненного цикла (регулярные услуги в течение определённого периода), надёжную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера). Особое внимание должно быть обращено на развитие и предоставление социальных услуг особо уязвимым категориям населения, в том числе гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам без определённого места жительства.
В настоящее время формируется региональный портал социальных услуг, на котором в настоящее время расположены 124 государственные социальные услуги. Любой, кто имеет возможность выхода в интернет, может выйти на данный портал и получить всю информацию о предоставлении той или иной услуги.

В 2011-2012 годах продолжится работа по переводу государственных учреждений социального обслуживания в автономные учреждения. В 2012 году планируется открыть областное государственное учреждение для лиц без определённого места жительства.
В то же время, система социального обслуживания в целом нуждается в модернизации и пересмотре структуры социальных услуг, условий их оплаты. 
В связи с этим необходимо укреплять действующие и открывать новые структурные подразделения в учреждениях социального обслуживания; шире привлекать к участию в социальном уходе на дому учреждения здравоохранения, службы занятости населения, бытового и торгового обслуживания; повышать профессиональный уровень и квалификацию работников, занятых уходом на дому; развивать добровольческое движение в этой сфере с привлечением студентов медицинских образовательных учреждений, волонтеров, спонсоров и благотворителей.

В России с 2010 года начинается эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Органы социальной защиты населения по месту жительства граждан обязуются оказывать материальную поддержку семьям, которые будут предпринимать активные действия по поиску работы, вести здоровый образ жизни, заботиться о детях, не совершать асоциальные поступки и противоправные действия. Чрезвычайно важным в этой работе будет согласованность действий – социальной защиты, занятости, здравоохранения, образования, опеки и попечительства, органов правопорядка. Это надо для того, чтобы провести максимально эффективные и достаточно быстрые действия для поддержки бедных семей, оказания полноценной медицинской помощи и главное вывода их из социальной изоляции.
Круг проблем, решаемых Департаментом социальной защиты населения, значительно шире. Это модернизация и информатизация социального обслуживания, оказание адресной помощи оказавшимся в трудной жизненной ситуации, выполнение региональных и федеральных законов. Достижение конечных результатов будет зависеть в значительной степени от сбалансированности экономической, финансовой и социальной политики, от темпов роста объёмов выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, инвестиций в экономику, расходов на социальные нужды, направляемых из бюджетов всех уровней…»
Участники круглого стола высказали ряд предложений для внесения в Стратегию развития Ульяновской области до 2020 года.