Цветовая схема

Версия для слабовидящих

16 октября 2012

Дата публикации: 16.10.2012

Приглашаем жителей Ульяновской области и общественные организации к обсуждению Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Ждём Ваших предложений по е-mail: uldsp@mail.ru, а также по телефону (8422) 44-03-80.

                                                                                                                                                        ПРОЕКТ

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ 
В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 – 2017 ГОДЫ

I. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ

1. Краткий анализ ситуации

Социально-экономическое положение семьи зависит от её состава, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, участия в общественном производстве и уровня доходов, состояния физического и психологического здоровья членов семьи и многих других факторов, влияющих на жизнедеятельность.
В Ульяновской области проживает 157 тысяч семей в которых воспитываются 224 тыс. несовершеннолетних детей, из них: 
74 процента – полные семьи, 26 процентов – неполные семьи; 
2,5 процента – семьи с детьми-инвалидами;
11 процентов – молодые семьи в возрасте до 30 лет, в которых воспитываются малолетние дети;
1,1 процента – семьи, находящиеся в социально опасном положении.
142 тысячи семей (69 процентов) имеют одного ребёнка, 58 тысяч семей (28 процентов) имеют двоих детей, и только 5635 семей (3 процента) имеют троих и более детей.
В России число многодетных семей составляет 2,6 процента, в Приволжском федеральном округе – 5 процентов.
Эффективной социальная политика в отношении многодетных семей будет при условии вложения инвестиций в человеческий капитал настоящих и будущих поколений. При сегодняшней незначительной доле многодетных семей совокупные затраты на реализацию даже очень серьёзных мер поддержки несущественны, но при этом происходит мощное идеологическое воздействие на сознание населения. Семья с тремя детьми должна стать базовым типом семьи, получить режим наибольшего благоприятствования со стороны государства как самая привлекательная в социальном и нравственном смысле.

2. Основные задачи и первоочередные меры
Совершенствование системы социальных стандартов качества жизни семей с детьми:
- утверждение и применение минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав семей с детьми на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на получение квалифицированной юридической помощи;
- поэтапное обеспечение семей с детьми общедоступным жильём, местами в дошкольных учреждениях и рабочими местами; 
- повышение уровня материальной обеспеченности семей с детьми, поэтапный рост ежемесячных выплат на ребёнка в малообеспеченных семьях до прожиточного минимума; 
- предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми;
- развитие системы бесплатных услуг для семей с детьми (в сфере здравоохранения, образования, культуры);
- улучшение жилищной ситуации семей с детьми;
- расширение мер поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, и неполных семей;
- формирование сети учреждений, предназначенных для оказания социальной поддержки детям из малообеспеченных семей и семьям одиноких родителей.
Увеличение доли семей с тремя и более детьми:
- усиление государственной поддержки семей, имеющих троих и более детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
- совершенствование механизма оказания дополнительной поддержки многодетным семьям с низким уровнем доходов;
- формирование государственного заказа на оказание организациями различных организационно-правовых форм социальных услуг семьям с детьми;
- создание в муниципальных образованиях Ульяновской области среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;
- создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, включая компенсацию части затрат на индивидуальное строительство жилья, погашение за счёт бюджетных средств части долга по ипотечному кредиту или части долга по договору купли-продажи жилого помещения, компенсацию суммы первоначального взноса по ипотечному кредиту или по договору купли-продажи жилого помещения, выделение семьям жилья по договору социального найма с пониженной квартплатой, бесплатное выделение земельных участков под строительство жилья;
- проведение ежегодного статистического учёта и анализа экономического положения семей, имеющих детей, в том числе семей с двумя, тремя и более детьми;
- создание условий для самообеспечения семей. 
Совершенствование законодательства в части защиты прав и интересов детей:
- внесение изменения в региональное законодательство по расширению перечня видов расходов именного капитала «Семья»;
- обеспечение социального сопровождения и социальной реабилитации родителей, чьи родительские права ограничены, и детей для восстановления биологической семьи;
- разработка образовательных программ подготовки детей к исполнению семейных, родительских обязанностей, включающих разделы по психологии и этике семейной жизни, реализуемых в образовательных учреждениях;
- совершенствование механизма взаимодействия с родителями, общественностью по вопросам получения упреждающей информации, о негативных процессах, происходящих в молодежной среде;
- совершенствование механизма взаимообмена информацией с УФСКН России по Ульяновской области о несовершеннолетних, замеченных в незаконных операциях с наркотическими веществами, а также родителях (законных представителях), совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей;
- разработка обучающих программ, способствующих снижению детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование механизма взаимообмена информацией между учреждениями исполнения наказания и субъектами системы профилактики по месту проживания осужденного несовершеннолетнего в целях устранения причин и условий, способствующих совершению им преступлений.
Повышение эффективности системы мер профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства:
- создание регионального банка о детях и семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие системы консультативной и психологической поддержки семей с детьми в целях создания благоприятного внутрисемейного климата; 
- обеспечение условий для социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 
- совершенствование системы подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование позитивного общественного мнения о семейном образе жизни;
- пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- проведение целенаправленной культурной и информационной политики, ориентированной на укрепление семейных ценностей, уважение к традициям и обычаям представителей других национальностей и конфессий, воспитание детей в духе нравственной ответственности за свои поступки, патриотизма и толерантности, а также на ограничение пропаганды нравственной распущенности, вседозволенности, насилия;
- введение в образовательных учреждениях факультативных занятий, постепенно готовящих подрастающее поколение к семейной жизни и выполнению семейных ролей, а также направленных на воспитание милосердия, патриотизма и межнационального согласия;
- пропаганда через средства массовой информации среди молодёжи семейных ценностей и семейного образа жизни, преемственности поколений;
- создание телевизионных и радиопрограмм, социальной рекламы, адресованных детям, молодым людям, родителям, а также для семейного чтения, прослушивания или просмотра, которые способствуют укреплению нравственных основ, семейных ценностей, норм здорового образа жизни; 
- организация и проведение цикла семинаров, конференций и фестивалей молодых семей, проведение в их рамках художественных, книжных выставок, фестивалей искусств и кинофестивалей, посвящённых семье, детям, семейным ценностям;
- изготовление и распространение среди молодых родителей памяток по возможным несчастным случаям в быту с участием детей.
Поддержка общественных организаций, имеющих своей целью развитие института семьи:
- формирование и развитие системы социальных служб, центров (клубов) молодой семьи, общественных организаций и объединений по работе с семьёй;
- создание системы информационного и научно-методического обеспечения и поддержки деятельности социально – ориентированных НКО.

II. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

1. Краткий анализ ситуации
Повышение доступности и качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства через введение в «пилотном» режиме с 2010-2011 учебного года в Ульяновской области федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и с 2012-2013 учебного года федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. 
38 «пилотных» школ (6 сельских и 32 городских) приступают к апробации ФГОС ООО (107 пятых классов, 2559 обучающихся) согласно Плану-графику мероприятий по обеспечению ФГОС ООО в Ульяновской области в 2012 году, утверждённому Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 г. № 320-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области». 
В течение 2012-2013, 2013-2014 учебных годов Министерством образования будет проведён анализ ресурсных и кадровых рисков и подготовительная работа, связанная с внедрением новых стандартов в 10 «пилотных» классах общеобразовательных учреждений Ульяновской области в 2014-2015 учебном году.
По данным федерального статистического наблюдения на 01.01.2012г. сеть учреждений дополнительного образования детей Ульяновской области представлена 86 учреждениями регионального (7 учр.) и муниципального уровня (79 учр.). Количество обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей - 87 276 человек. Процентное соотношение занимающихся в детских образовательных объединениях к общей численности обучающихся школьного возраста Ульяновской области составляет 80%, что говорит о стабильности системы дополнительного образования детей в Ульяновской области. 
93% учреждений дополнительного образования детей в Ульяновске расположены в городских поселениях. Таким образом, созданы неравные возможности для детей городских и сельских поселений. В 2011 году учреждениями региона приобретено лишь 156 компьютеров. Общая численность персональных компьютеров составила 558 шт., из которых только 314 (56,3%) используются в учебных целях. В январе 2012 года численность учреждений, подключённых к Интернет, составила лишь 69%. Всего 63 учреждения (73,3%) имеют электронный адрес, 29 учреждений (33,7%) – собственный сайт. Лишь 5 учреждений (5,8%) реализуют образовательные программы с использованием дистанционных технологий. В 10 учреждениях (11,6%) созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов.
Недостаточная подготовленность кадров педагогов дополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования детей Ульяновской области работают 3306 сотрудников. 67,1% (1466 человек) от общего количества педагогических работников имеет квалификационную категорию. Доля педагогических работников Ульяновской области с высшим образованием составляет 62%.
Число родившихся человек за последние шесть лет на территории Ульяновской области (с 2006 по 2011 годы): 78 562. Проблемой является - недостаточное (в отдельных населенных пунктах) количество мест в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации, сложившейся в регионе:
- в Ульяновской области 4941 ребенок-инвалид (от 0 до 17 лет), что составляет 2,2 % к общему количеству детей, проживающих на территории Ульяновской области;
- в образовательных учреждениях общего типа в 2011-2012 учебном году обучались 6347 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Родителям данной категории детей предоставляется право выбора образовательного учреждения – специальное или общего типа.
В Ульяновской области представлены все типы образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов I-VIII видов (далее – ОГКОУ I-VIII видов), в которых обучаются 1812 детей с ограниченными возможностями здоровья, из которых 944 ребёнка-инвалида.
В целях обеспечения психолого-медико-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на протяжении всего периода их обучения на территории Ульяновской области функционируют 2 областных государственных бюджетных образовательных учреждения и 1 муниципальное образовательное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Кроме комплексной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам, предупреждения инвалидизации семей, имеющих ребёнка с проблемами в развитии, вышеназванные учреждения проводят приёмы для раннего выявления отклонений в развитии детей. Специалисты определяют ведущую проблему в развитии ребёнка, определяют систему мер по лечению заболеваний и общему развитию, помогают определить дальнейший образовательный маршрут: общеобразовательная школа, школа с инклюзивным образованием или специальное коррекционное учреждение.

2. Основные задачи и первоочередные меры
Повышение доступности и качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства:
- совершенствование региональной системы образования в рамках реализации ФГОС;
- введение новых классов, реализующих новые ФГОС в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области в «пилотном» и «штатном» режимах; 
- развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений, соответствующей новым ФГОС: оснащение школ информационно-коммуникационным, здоровьесберегающим оборудованием, мебелью и учебной литературой; повышение качества образования: создание условий в общеобразовательных учреждениях для изучения обучающимися второго иностранного языка, организации внеурочной деятельности (финансирование внеурочной деятельности в количестве не менее 10 ч.); введение в общеобразовательных учреждениях системы международного бакалавриата; совершенствование процедуры итоговой аттестации обучающихся (ЕГЭ и ГИА);
- обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования;
- формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
- реализация стратегических направлений, достижение которых обеспечено путем решения системных задач в рамках областной целевой программы «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2011-2015 годы в части повышения доступности и качества образования;
- реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Ульяновской области;
- разработка Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Ульяновской области;
- реализация Комплекса мероприятий по развитию системы начального и среднего профессионального образования;
- расширение перечня профессий для детей с ограниченными возможностями здоровья
- разработка и внедрение механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования


Развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания: 
- развитие сети дополнительного образования в сельских поселениях через открытие филиалов и использование современных информационных технологий;
- развитие материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, в первую очередь для развития востребованных сегодня технической, спортивно-технической, естественно-научной направленностей;
- создание базы для развития информационных технологий в учреждениях дополнительного образования детей; 
- привлечение молодых специалистов для работы в учреждениях дополнительного образования детей;
- расширение спектра реализуемых образовательных программ, особенно в сельской местности;
- передача полномочий по предоставлению дополнительных образовательных услуг на региональный уровень путём предоставления субвенций муниципальным учреждениям.
Развитие системы дошкольных образовательных услуг и их модернизация:
- обеспечение потребности семей с детьми в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
- развитие сети дошкольного образования в городских и сельских поселениях введение новых и дополнительных мест дошкольных учреждений;
- развитие материально-технической базы учреждений дошкольного образования детей: приобретение высокотехнологического здоровьесберегающего оборудования, современного игрового оборудования, наглядно-методических пособий, технических средств обучения, детской мебели;
- развитие и совершенствование системы дошкольного и школьного воспитания и образования, а также системы внешкольного воспитания и детского отдыха с учётом потребностей и интересов современной семьи, поиск эффективных форм взаимодействия семейного и внесемейного воспитания, отвечающих интересам детей, родителей и общества.
Обеспечение соблюдения правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики:
- обеспечение финансирования программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах;
- обеспечение соблюдения правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики;
- проведение мониторинга по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.


III. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ, И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
1. Краткий анализ ситуации
В Ульяновской области проживает 213755 детей и подростков. 
Количество детей за последние пять лет снизилось со 177,6 тыс. в 2007 году до 172,5 тыс. в 2012 году (снижение на 2,8%). Количество подростков за последние пять лет снизилось с 60,5 тыс. до 41,2 тыс. (снижение на 31,9%). За последние три года доля детского населения в структуре населения области сократилась на 0,4% и составила 16,5%.
При рассмотрении показателей рождаемости и младенческой смертности просматривается устойчивая тенденция к увеличению количества новорожденных с 12204 в 2008 году до 13935 в 2011 году. Положительная тенденция продолжает сохраняться и в 2012 году. За 6 мес. 2012 года родилось на 452 ребенка больше, чем за аналогичный период 2011 года.
Динамика младенческой смертности в Ульяновской области, 1990 - 2011 годы
Значимым демографическим показателем является показатель младенческой смертности. Основными причинами младенческой смертности являются: отдельные состояния перинатального периода, врожденные аномалии, несчастные случаи травмы и отравления.
При анализе общей заболеваемости детей (0-14 лет) за последние пять лет отмечается рост показателя на 9,2 % с 2649,1 до 2918,7 на 1000 населения. Первичная заболеваемость выросла на 10,1% с 2120,3 на 1000 населения до 2360,7.
В структуре детской заболеваемости на первом месте болезни органов дыхания, на втором месте – болезни органов пищеварения, на третьем глаза и придаточного аппарата, на четвертом – травмы, отравления, несчастные случаи. 
Рост заболеваемости в данной возрастной группе обусловлен не только ростом количества заболевших, но и лучшей выявляемостью заболеваний. Этому способствуют созданные и работающие в Ульяновской области Центры здоровья для детей. Проведенная в 2010 году диспансеризация 12 – летних и впервые углубленная диспансенризация 14 летних подростков в 2011 году.
Количественный и качественный характер патологий детей имеет определенные различия, но при комплексном рассмотрении состояние здоровья детского населения, проживающего в городской среде, оценивается как неблагоприятное. Анализ показателей распределения детей по возрастным группам здоровья показал, что с увеличением возраста исследуемых медикобиологический статус ухудшался. Часть детей I группы здоровья, приобретая морфофункциональные отклонения, оказывалась во II группе здоровья, а из последней дети уже с сформировавшимися хроническими заболеваниями перемещались в III группу здоровья. 
Таким образом, сочетание воздействия неблагоприятных природно-географических условий проживания, высокой антропогенной нагрузки и обострения социально-экономических проблем создает экстремальные условия для развивающегося организма ребенка, тормозит процессы компенсации в случаях перинатального нарушения здоровья, а также созревания регуляторных систем.
Доля детей в возрасте от 0 – 14 лет, состоящих на диспансерном учете, по итогам 2011 года составляет 319,2 на 1000 детей соответствующего возраста (2010год -315,4), подростков в возрасте 15-17 лет включительно 545,5 (2010 год – 560,6) на 1000 детей соответствующего возраста. 
В структуре заболеваемости подростков 15-17 лет на первом месте болезни органов дыхания (853,1), на втором месте травмы, отравления, другие последствия воздействия внешних причин (145,5), на третьем - заболевания костно-мышечной и соединительной ткани (86,8) на 1000 населения. Полнота охвата проф. осмотрами подростков в возрасте 15-17 лет в 2011 составила 96,1%. В 2012 планируется 100% охват.
Показатель общей заболеваемости среди детей в возрасте 15-17 лет вырос с 2553,9 в 2010 году до 2567,96 в 2011 году на 1000 детей соответствующего возраста. За последние 3 года вырос показатель общей заболеваемости по классам болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни кожи и подкожной клетчатки, снизился уровень общей заболеваемости у детей 15-17 лет по классам болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства и нарушения поведения, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, остальные нозологические группы остаются на одном уровне с вариацией в пределах +/- 4-6%. 
Первичная заболеваемость детей в возрасте от 15 до 17 лет снизилась с 1589,7 в 2010 году до 1544,3 в 2011 (2009 год – 1686,1) на 1000 детей соответствующего возраста. 
В группе социально значимых заболеваний среди детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно заболеваемость на 100 000 детей соответствующего возраста в 2011 году составила:
-туберкулезом – 19,1 (16,2 в 2010 году, в 2009 году – 15,9); 
-сифилисом – 2,8 (5,5 в 2010 году, 2009 год – 5,4); 
-гонореей – 3,27 (5,1 в 2010 году, 2009 году 10,9);
-психические расстройства, связанные с употреблением алкоголя и синдром зависимости от алкоголя – 2,8 (7,2 2010 году, 2009 – 11,0) на 100 000 детей соответствующего возраста;
 синдром зависимости от наркотических веществ 1,4 (2010 год – 1,36, 2009 – 0,4).
В Ульяновской области организована система оказания помощи детям инвалидам. Наблюдение и лечение детей проводится в поликлиниках по месту жительства и неврологических отделениях на базе ГУЗ Ульяновская областная детская клиническая больница, МУЗ Детская городская клиническая больница № 1. 
Реабилитация пациентов осуществляется на базе государственных учреждений здравоохранения: ГУЗ «Детская больница восстановительного лечения № 1» и ГУЗ «Детская больница восстановительного лечения № 2».
Для отдыха и оздоровления детей в Ульяновской области используются:
- 18 загородных оздоровительных лагерей (в них ежегодно оздоравливаются 12500 детей);
- 3 санаторно оздоровительных лагеря круглогодичного действия (в них ежегодно оздоравливается около 3500 детей);
- 3 детских санатория (в летний период оздоравливается свыше 1000 детей).
На базе общеобразовательных учреждений ежегодно организуются около 440 лагерей с дневным пребыванием детей и 48 лагерей труда и отдыха, в них отдыхает до 33 000 детей в летний период.
Широко развита сеть передвижных и стационарных палаточных лагерей, ежегодно таких лагерей открывается от 100 до 140, в них отдыхают порядка 6000 человек за лето.
Процент охвата отдыхом и оздоровлением детей в летний период составляет 55-57% от общего числа детей школьного возраста.

1. Основные задачи и первоочередные меры
Снижение показателей младенческой и материнской смертности:
- завершение строительства перинатального центра на базе ГУЗ «УОКБ»;
- создание отделения восстановительного лечения для выхаживания недоношенных детей на базе ГУЗ «УОКБ».
- создание симуляционного класса на базе ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева» для совершенствования навыков реанимации на муляжах;
- создание отделения по невынашиванию беременности на базе ГУЗ « Городская клиническая больница №1 (перинатальный центр)», на базе ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница»;
- введение специализированного приема по профилактике невынашивания беременности в женских консультациях.

Предупреждение заболевания и снижение распространенности:
- повышение санитарной культуры населения путем реализации программы гигиенического воспитания в детских садах, школах, активизации работы школ, родительской компетентности в лечебных учреждениях с использованием современных Интернет-ресурсов и телевидения;
- обеспечение улучшения экологической ситуации как фактора улучшения здоровья, увеличения продолжительности жизни, обеспечения качественного воспроизводства населения;
- активизация деятельности существующих в области Центров здоровья в сфере обучения гигиеническим навыкам;
- развитие личной ответственности у взрослых за сохранение собственного здоровья и здоровья детей;
- информирование будущих мам о действиях в экстренных случаях в рамках «Школы будущих родителей».

Развитие подростковой медицины:
- проведение диспансеризации 14 летних подростков;
- развитие волонтерского движения «Равный-равному» в целях формирования у подростков потребности в здоровом образе жизни;
- создание социальной рекламы в СМИ, Интернет-ресурсах, телевидении с участием самих подростков для увеличения информированности юношей и девушек о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков, нездорового питания;
- использование возможности Центров здоровья, сотрудничество с ССУЗами и ВУЗами для привлечения молодых людей к формированию у них здорового образа жизни;
- развитие многоуровневой системы оказания гинекологической и андрологической помощи детям и подросткам, основанной на раннем выявлении (в рамках профилактических медицинских осмотрах) нарушений репродуктивного здоровья и своевременной коррекции этих нарушений;
- информирование молодых людей о современных методах контрацепции с целью предупреждения нежелательной беременности.
- развитие эффективных медицинских технологий комплексной диагностики и раннего вмешательства и восстановительного лечения для детей с отклонениями в развитии и здоровье на базе ГУЗ «ДБВЛ № 1» и ГУЗ «ДБВЛ № 2», ГУЗ «УОДКБ»;
- создание разноуровневой системы оказания реабилитационной помощи и проведении восстановительного лечения детям в амбулаторно-поликлинических, стационарных условиях и местных санаториях условиях;
- обеспечение всех детей нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи, максимально сокращая время ожидания этой помощи;
- создание регионального регистра детей с редкими (орфанными) заболеваниями и обеспечить необходимым специальным питанием и реабилитационным оборудованием.
- создание и обеспечение деятельности кризисного центра «Маленькая мама».

Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей:
- развитие и укрепление материально-технической базы оздоровительных учреждений разных форм собственности;
- создание сети стационарных палаточных лагерей во всех муниципальных образованиях области;
- восстановление недействующих загородных оздоровительных лагерей;
- создания условий для отдыха и оздоровления детей всех категорий здоровья;
- развитие форм семейного отдыха.


IV. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОЕ ГОСУДАРСТВА

1.Краткий анализ ситуации
В Ульяновской области доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 01.01.2012 составляет 2,5 % от общей численности детского населения (среднероссийский показатель – 2,71 %, средний показатель по ПФО – 2,6 %). 
На территории Ульяновской области развиваются такие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление, опека (попечительство), приёмная семья.
По состоянию на 01.01.2011 года в Ульяновской области в семьях, включая все формы семейного устройства воспитывается 5597 детей, что составляет 79,3% от числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, опека (попечительство) установлена в отношении 2142 детей, добровольно переданы под опеку - 565 детей, 1544 ребёнка проживают в 1068 приёмных семьях, и 1346 усыновлённых детей до 18 лет (из них 629 в семьях иностранных граждан). В 14 областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится 997 воспитанников, что составляет 17,9 % от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ульяновской области. 
В Ульяновской области 3 год нет ни одного случая усыновления ребёнка, оставшегося без попечения родителей, иностранными гражданами, однако снизилось российское усыновление.
В 2011 году наблюдается снижения числа родителей, лишённых родительских прав.
Ограничены в родительских правах: в 2007 году 47 родителей в отношении 75 детей, в 2008 - 61 родитель в отношении 83 детей, в 2009 - 66 родителей в отношении 72 детей, в 2010 – 66 родителей в отношении 91 ребёнка, в 2011- 84 родителей в отношении 108 детей.
Качественно новый подход в организации работы с неблагополучными семьями базируется на приоритете сохранения биологической семьи для ребёнка.

Следует отметить общее снижение количества детей, принимаемых в семьи замещающих родителей по всем формам устройства, связанные со следующими причинами: общим снижением количества первично выявленных детей; снижением количества детей в детских домах.
Начиная с 2006 г. в регионе наблюдается сокращение численности выявленных и учтённых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 
Деятельность органов опеки и попечительства является последним этапом в работе межведомственной системы профилактики социального сиротства. Количество детей, оставшихся без попечения родителей, напрямую зависит от результатов деятельности системы профилактики. В результате комплексной межведомственной профилактической работы с семьей достигнуто сокращение численности выявленных и учтённых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 
В последние годы наблюдается тенденция уменьшения количества усыновленных детей, характерная для большинства регионов РФ, связана с серьезными объективными причинами.
По сравнению с 2010 годом произошло перераспределение по формам устройства детей в семьи: уменьшилось количество детей, взятых под опеку и количество усыновлённых детей, однако, увеличилось количество приёмных семей.
Первопричиной снижения количества детей, усыновлённых за последние годы, является стабильное снижение численности детей (в первую очередь от 0 до 5 лет), состоящих на учёте в Региональном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Другой причиной является возраст воспитанников ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который в основном превышает 7-10 лет, большинство из них имеют органические заболевания, в т.ч. нервную и психиатрическую патологию, характеризуются девиантным поведением разного вида (аддиктивное, суицидальное, делинквентное и др.), что существенно усложняет подбор кандидатов в замещающие родители для детей данной категории. Также отсутствует система раннего выявления семейного неблагополучия, межведомственное взаимодействие всех служб системы профилактики, дети подросткового периода, попадая в замещающие семьи, с большим трудом проходят период адаптации ввиду педагогической запущенности.
В настоящее время намечается тенденция по оптимизации сети и деятельности ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Это вызвано сокращением количества воспитанников ОГКОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наполняемость данных учреждений составляет 66%- 68% от проектной мощности детских домов и школ- интернатов Ульяновской области) Передача имущества, в том числе недвижимости в муниципальные образования Ульяновской области, с целью сокращения бюджетных средств на содержание ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализация детских домов с развитием узких направлений деятельности: духовно- нравственного воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ОГКУ Майнский детский дом «Орбита», патриотического воспитания –ОГОКУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ивановский детский дом, здоровьесберегающие технологии, реабилитация детей- инвалидов – ОГОКУ «Белозерский детский дом», эстетической развитие детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период 2011-2012 годы в Ульяновской области наблюдается тенденция развития региональной системы постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов.
Вхождение выпускников образовательных организаций для детей-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом.
Длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у воспитанников образовательных организаций для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.
В результате выпускники образовательных организаций для детей-сирот зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность, испытывают трудности в трудоустройстве, создании собственной семьи (по статистике РФ только 1% из детей данной категории может создать полноценную семью и выстроить семейные отношения).
Единственным выходом из сложившейся ситуации является создание единой региональной межведомственной системы постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов.
Огромное внимание уделяется психологическому и психиатрическому сопровождению детей данной категории. В 2012 году в каждом детском доме были проведены исследования на выявление повышенной тревожности и склонности к суициду. Все дети со склонностью к суициду имеют психиатрические заболевания, носящие хронический характер, требующие длительного психиатрического лечения и психологического сопровождения. Со всеми воспитанниками, имеющими склонность к суициду проведена комплексная реабилитационная работа (индивидуальные консультации, развивающие тренинги) посредством выездов межведомственных мобильных групп в детские-дома и школы-интернаты. Для решения данной проблемы необходимо создание «Центра по постинтернатному сопрвождению», создание межведомственной региональной системы постинтернатного сопровождения и Клуба выпускников детских домов и школ- интернатов, разработать совместный план работы с общественным областным опекунским всеобучем.
Проблема качественного исполнения полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних муниципальными образованиями Ульяновской области текучесть кадров. 
Одной из основных причин увольнения специалистов является низкая заработная плата. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов Ульяновской области. Однако их объём не увеличивается. Орган опеки и попечительства имеющий в своём составе 2-х специалистов может установить заработную плату в размере 8500 рублей в пределах установленных областным бюджетом средств. 
Другая причина - недостаточное кадровое обеспечение органов опеки и попечительства.
В Ульяновской области установлен норматив численности работников органа опеки и попечительства муниципального образования из расчета 1 работник на 3000 человек детского населения в городской местности и 2500 человек детского населения в сельской местности, но не менее двух работников.
Тогда как рекомендуемый Минобрнауки РФ норматив территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей, позволяющим качественно организовать работу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования, является 1 штатная единица специалиста по охране прав детей на 2 тысячи детского населения в городе и на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности. Кроме того, в штатном расписании территориального органа опеки и попечительства может предусматриваться дополнительная численность специалистов по охране прав детей из расчета не менее 1 специалиста на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общая численность специалистов по охране прав детей территориального органа опеки и попечительства должна составлять не менее 3 штатных единиц.
Кроме того, материально-техническая база муниципальных органов опеки и попечительства Ульяновской области не соответствует требованиям регламента оказания государственных и муниципальных услуг: -недостаточное обеспечение офисной техникой и мебелью.
Такие же проблемы и в детских домах и школах- интернатах: здания детских домов построек 50- 60 годов, не соответствуют новым требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам, изношенность автотранспорта для перевозки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Основные задачи и первоочередные меры

Поддержка замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- разработка и принятие комплекса мер направленных на стимулирование граждан к семейному устройству, в первую очередь усыновителей, а также принимающих на воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей старше 14 лет;
- всесторонняя помощь замещающей семье, создание системы сопровождения посредством «Центра содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Выравнивание социального положения детей-сирот и детей, имеющих родителей:
- разработка информационно-аналитической системы, позволяющей осуществлять в автоматизированном виде не только учёт детей, оставшихся без попечения родителей, но и различные статистические и аналитические запросы, иметь информацию об устройстве таких детей;
- материальная поддержка граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот;
- развитие института приёмной семьи;
- расширение полномочий образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и предоставление им права на осуществление психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан;
- развитие социального патроната как системы профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей;
- контроль общественности за детскими учреждениями, где воспитываются или находятся дети-сироты.

Снижение доли детей, находящихся в социально-опасном положении:
- нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства; создание при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав региональной автоматизированной базы данных семей, находящихся в социально- опасном положении;
- создание системы социального патроната посредством организации работы «Центра профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми»;
- разработка механизма организации индивидуально – профилактической работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации по принципу межведомственного взаимодействия.

Повышение качества услуг для семей с детьми:
- формирование законодательной базы для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей;
- формирование системы подготовки и повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства, введение в ВУЗах подготовки специалистов данной сферы;
- создание новой инфраструктуры в Министерстве образования Ульяновской области. Выделение в отдельный департамент по защите прав несовершеннолетних в структуре Министерства образования Ульяновской области и обеспечение кадрового потенциала органов опеки и попечительства муниципальных образований Ульяновской области и специалистов детских домов и школ - интернатов;
- совершенствование системы первоначальной подготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
- привлечение для участия в первоначальной подготовке сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних специалистов-психологов, осуществляющих работу с детьми и семьями;
- методическое обеспечение деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями:
- разработка и принятие мер по реализации ФЗ-15 от 29.02.2012 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (строительство на территории Ульяновской области государственного специализированного жилого фонда для данной категории граждан);
- разработка и принятие комплекса мер по ликвидации долгов по оплате коммунальных услуг и ремонту жилых помещений, закреплённых за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в муниципальных образованиях Ульяновской области


Формирование необходимых условий для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 
- подготовка лиц указанных категорий к самостоятельной жизни, сопровождение в период адаптации после выпуска из государственного образовательного учреждения;
- увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям;
- разработка и внедрение программ подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них;
- координация усилий государственных и муниципальных органов власти, учреждений образования, организаций и предприятий по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их адаптации, профессиональной ориентации, защиты жилищных прав несовершеннолетних;
- реализации типовой программы «Поверь в себя» (с внесенными дополнениями) по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов и школ-интернатов в соответствии с Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 31.03.2011 №955-р «Об утверждении типовой программы социальной адаптации и сопровождения выпускников областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ульяновской области»;
- создание сети семейных домов для выпускников детских домов и школ-интернатов как альтернативы общежитиям учреждений начального и среднего профессионального образования;
- проведение профессиональной курсовой подготовки для специалистов служб постинтернатного сопровождения с привлечением попечительских Советов детских домов, представителей религиозных конфессий и др.

Создание условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
- разработка и реализация индивидуальных образовательных программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию;
- организация образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения общего типа и специального (коррекционного);
- внедрение инновационных программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация профильного обучения и допрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение доли детей, получивших коррекционную помощь в раннем возрасте; 
- расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
- обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование;
- проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах;
- обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала.

Сокращение времени нахождения ребёнка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях):
- оптимизация сети областных государственных казённых образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ульяновской области;
- перепрофилирование закрывающихся учреждений интернатного типа в службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реабилитационные центры, другие учреждения в соответствии с потребностями региона;
- реализация ведомственной целевой программы «Дети-сироты Ульяновской области на 2012-2014 годы» (распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 23.03.2012 №1000-р «Об утверждении ведомственных целевых программ Министерства образования Ульяновской области на 2012-2014 годы»).

Повышение уровня защищённости ребёнка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми-жертвами насилия социально-психологической помощи:
- разработка региональной целевой программы по охране психического здоровья несовершеннолетних, включающей меры по модернизации службы оказания психологической и психиатрической помощи детям и подросткам, в т.ч. пережившим насилие, попытку суицида; 
- реализация комплексных мер, направленных на недопущение к работе с несовершеннолетними лиц, ранее привлекавшимися к уголовной, либо административной ответственности;
- подготовка кадров по детской, подростковой психиатрии, детской суицидологи, детской сексологии; 
- дополнительная финансовая и социальная поддержка молодых специалистов; 
- проведение мониторинга организации на региональном уровне психолого-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, склонным к саморазрушающему поведению, в том числе пережившим попытку суицида;
- реализация ведомственной типовой программы «Ульяновская область без насилия к детям» (утверждена Распоряжением Министерства образования области от 07.12.2011 № 4531-р).

V. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЁНКУ ПРАВОСУДИЯ

Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей. 
- разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации;
- введение уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях Ульяновской области;
- внедрение технологий восстановительного подхода для реализации примирительных программ, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей;
- создание службы примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
- при участии общественных помощников Уполномоченного по правам ребёнка Ульяновской области организация школьных служб примирения, решающих вопросы конфликтов в образовательных учреждениях, профилактики правонарушений детей и подростков, улучшения отношений в образовательном учреждении.

Создание и развитие реабилитационного пространства для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
- проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, осуждёнными, находящимися и (или) содержащимися в ФБУ Димитровградская воспитательная колония УФСИН России по и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение эффективной работы по получению несовершеннолетними, содержащимися в учреждениях УФСИН России по Ульяновской области начального образования и участие в разработке и внедрении инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда;
- внедрение современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки в отношении несовершеннолетних осуждённых и использование индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учётом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики с привлечением органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, институтов гражданского общества к процессу социальной адаптации осужденных; 
- привлечение потенциала традиционных религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных;
- создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении или в разногласии с законом;
- обеспечение распространения на лиц, осуждённых к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в совершеннолетнем возрасте, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних.


VI. ДЕТИ – УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ 
НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИЕЙ

Формирование механизмов поддержки и реабилитации молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации:
- своевременное выявление молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- создание условий для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение сопровождения в процессе реабилитации и адаптации молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- интеграция в общество молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- профилактика асоциальной деятельности молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и формирование долгосрочных позитивных жизненных стратегий;
- организация временной и постоянной занятости молодёжи по профессиональному самоопределению;

Повышение качества оказания услуг в сфере молодежной политики государственными и муниципальными учреждениями:
- создание современной инфраструктуры для работы с молодыми людьми;
- создание сети центров в муниципальных образованиях Ульяновской области, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики на уровне муниципальных образований Ульяновской области;
- модернизация сети учреждений по работе с молодежью (центры молодежной политики, дома молодежи, центры досуга, спортивные секции).


Обеспечение эффективной социализации и вовлечения молодёжи в активную общественную деятельность:
- вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
- развитие волонтерского движения, поддержка общественных инициатив;
- организация работы общественных объединений, организаций и профсоюзных организаций на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
- популяризация здорового образа жизни;
- стимулирование интереса молодежи к объектам историко-культурного наследия.