Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Доклад директора Департамента социальной защиты населения Ульяновской области на расширенном заседании коллегии "Об итогах работы Департамента социальной защиты населения в 2005 году и задачах на 2006 год" (с графическим материалом)


21 февраля 2006г.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы подводим итоги напряженной совместной работы за 2005 год. Это,  прежде всего, связано с вступлением в силу Федерального Закона от 22.08.04г. № 122-ФЗ, разработкой нормативно-правовых актов по его реализации на территории Ульяновской области, новым механизмом  финансирования отрасли.

За последние годы уровень жизни населения несколько вырос. Реальные денежные доходы населения увеличились. Повысились размеры пенсий, увеличился минимальный размер оплаты труда. И в то же время одним из важнейших показателей уровня жизни населения является число граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума. По Ульяновской области он составляет 29%. По итогам 2005 года  более 66 тыс. пенсионеров и инвалидов (16,5% от общего количества пенсионеров и инвалидов) и 98 тыс. семей с детьми (48% от общего количества семей), имеют доходы ниже величины прожиточного минимума.

Поэтому основной задачей органов социальной защиты как в 2005 году, так и в 2006 году является снижение уровня бедности среди населения. А это связано, прежде всего, с развитием системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, усилением адресности социальной помощи, оказываемой как Департаментом, так и комитетами социальной защиты населения муниципальных образований, укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, предоставлением социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам.

     Что же было сделано для выполнения этих задач?

За 2005 год из бюджетов всех уровней и за счёт привлечения внебюджетных средств получено финансирование в сумме 1223,9 млн. руб., что на 27,4% больше, чем за аналогичный период 2004 года (961,0  млн. руб.), в том числе:

-   487,5 млн. руб. (99,7% от годовых ассигнований) из областного бюджета получено по разделу «Социальная политика»;

-           454,0 млн. руб. (99,6% от годовых ассигнований) направлено на субвенции муниципальным образованиям на исполнение Закона Ульяновской области от 30.11.04г. №086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области»;

-           203,5 млн. руб. (98,2% от утвержденных лимитов) получено из федерального бюджета на исполнение Федерального закона от 22.08.04г. №122-ФЗ;

-           78,9 млн. руб. – внебюджетные источники, в том числе:

-           56,4 млн. руб. – средства, поступившие из Фонда социального страхования и Пенсионного фонда России.

На содержание государственных учреждений направлено средств в сумме 185,5 млн. руб., что на 35,4 млн. руб. больше, чем в 2004 году. Это связано с повышением заработной платы на 11% сотрудникам, повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги и приближением стоимости норм питания к установленным физиологическим нормам.

В течение года обеспечена своевременная выплата заработной платы работникам всех подведомственных государственных учреждений отрасли.

В 2005 году государственным учреж­дениям удалось привлечь 78,9 млн. руб. внебюджетных средств. Поступившие внебюджетные средства направлялись, прежде всего, на те статьи расхо­дов, по которым наблюдался дефицит бюджетных ассигнований. Это приобретение мягкого инвентаря, медикаментов, ГСМ, расходных материалов, оплата услуг связи, приобретение оборудования.

С 1 января 2005 года введен новый механизм предоставления мер социальной поддержки граждан, пользующихся льготами и социальными гарантиями, предусмотренный Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Новый механизм основан на разграничении ответственности, расходных обязательств и полномочий в сфере социальной помощи между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и направлен на полное финансовое обеспечение обязательств федерального бюджета по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, детей-инвалидов, инвалидов 1,2,3 групп, чернобыльцев, почетных доноров, некоторых других категорий ветеранов.

Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области проведен комплекс мероприятий по реализации Федерального Закона от 22.08.04 года № 122-ФЗ. Для реализации данного закона на территории Ульяновской области по инициативе Департамента было принято 19 нормативно-правовых актов.

Совместно с Пенсионным Фондом сформированы федеральный (более 159 тыс. чел.) и региональный (более 126 тыс. чел.) регистры льготных категорий граждан.

На Департамент возложена функция по предоставлению льгот федеральным льготникам по оплате жилья и коммунальных услуг и возмещение выпадающих доходов организациям, предоставляющим эти услуги. Таких получателей в области  более 177 тыс. чел.

Из федерального бюджета в 2005 году  выделено средств в сумме 203,5 млн. рублей, что на 26% больше, чем в 2004 году. Фактически предоставлено льгот по жилищно-коммунальным услугам в сумме 244,5 млн. руб.

      Своевременно принятый Закон Ульяновской области от 30 ноября 2004 года №086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» гарантировал социальную стабильность, так как в 2005 году часть мер социальной поддержки для ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц была сохранена в натуральном выражении, за исключением льгот по оплате радио, телефона и проезда на электро- и автотранспорте. Все льготы, предусмотренные указанным законом, предоставляются гражданам своевременно и в полном объеме.

Ветеранам труда за пользование услугами связи (телефон, радио) Законом предусмотрена выплата денежной компенсации в размере 50% от установленного размера абонентской платы. Произведена выплата денежной компенсации более 54 тыс. ветеранам.

Для обеспечения равной доступности транспортных услуг на территории Ульяновской области с 1 августа 2005 года введен единый социальный проездной билет стоимостью 75 рублей на проезд  во всех видах транспорта для всех льготных категорий граждан, как регионального, так и федерального уровня.

На реализацию мер социальной поддержки региональным льготникам в 2005 году  из областного бюджета выделено средств в сумме 454,0 млн. руб., фактически  предоставлено мер социальной поддержки на сумму 469,9 млн. руб.

       Несмотря на большую работу, проделанную Департаментом и комитетами социальной защиты населения в 2005 году по реализации Федерального закона №122-ФЗ и закона Ульяновской области №086-ЗО, в 2006 году данное направление находится на контроле у Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова, еженедельно проводятся заседания областного штаба по реализации данных законов на территории области.

В связи с изменением порядка финансирования ежемесячной выплаты пособия на ребенка и возложением полномочий по его реализации на субъект Российской Федерации был принят Закон Ульяновской области от 01.12.04г. №092-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка». Средства на его реализацию были предусмотрены в областном бюджете. В течение года произведена выплата пособия на ребенка в полном объеме на сумму 154,5 млн. руб.

В то же время остается проблемой погашение задолженности по выплате пособия на ребенка, которая на 1 января 2005 года составляла 163,9 млн. руб. Из областного бюджета в 2005 году на погашение задолженности было выделено 33,4 млн. руб. На сегодняшний день задолженность по выплате детских пособий  полностью погашена в 16 районах. Это Базарносызганский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Николаевский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Сурский, Ульяновский, Цильнинский, Старокулаткинский, Старомайнский районы, г.Барыш и г.Новоульяновск. Остаток задолженности по области в целом на 1 января 2006 года составил 123,6 млн. руб.  

В 2006 году на погашение задолженности в бюджете области предусмотрена сумма 63,1 млн. рублей. Планируется полностью погасить задолженность во всех оставшихся  районах области, и частично в г. Димитровграде, г. Ульяновске.

С 2005 года изменился порядок присвоения звания «Ветеран труда». Поэтому  в целях обеспечения оказания мер государственной социальной поддержки ветеранам труда принято постановление Главы администрации области от 14.03.05г. № 46 «О звании «Ветеран труда», которым утверждены порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» лицам, проживающим на территории Ульяновской области. В течение текущего года звание «Ветеран труда» присвоено 5899 гражданам.

В 2005 году удалось погасить многолетнюю задолженность по выплате пособия на погребение в размере 2,1 млн. руб. Бюджетом области на 2006 год на выплату пособия на погребение предусмотрено 4,0 млн. руб., что позволит выплачивать пособие по мере обращения граждан за его получением.

В целом же Департамент и комитеты социальной защиты муниципальных образований осуществляют 47 видов выплат льготным категориям населения. Это огромная работа!

В 2006 году предоставление мер социальной поддержки федеральным и региональным льготникам остается приоритетным направлением в работе Департамента и комитетов социальной защиты населения муниципальных образований. На эти цели в бюджете области предусмотрено 1,7 млрд.руб. Порядок финансирования в 2006 году изменен. Распорядителем денежных средств определен Департамент, который финансирует районные комитеты социальной защиты населения в соответствии с реальной потребностью, в пределах выделенных ему бюджетных средств. Будет продолжена работа по дальнейшей разработке нормативно-правовых актов и дальнейшей монетизации льгот с перечислением денежных средств на персонифицированные счета граждан. Такая работа требует квалификации, профессиональной четкости и ответственности как специалистов Департамента, так и комитетов социальной защиты населения муниципальных образований.

2005  год был годом 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В рамках подготовки и проведения празднования великой даты проведено обследование материальных условий ветеранов войны.

Департаментом социальной защиты населения была разработана и совместно с комитетами социальной защиты населения реализована Программа мероприятий по выполнению проблемных вопросов, возникших в ходе обследования.

В результате решены проблемы 14251 ветерана по ремонту жилья, газификации, обеспечению слуховыми аппаратами, установке телефона, обеспечению топливом, улучшению жилищных условий и т.д.

Проведено торжественное мероприятие по вручению спецавтотранспорта инвалидам и участникам Великой Отечественной войны в связи с 60-летием Победы. Вручено 75 автомобилей.

Существенная помощь ветеранам за счет средств всех бюджетов и спонсорских средств оказана в г.Димитровграде, г.Новоульяновске, Цильнинском, Мелекесском, Сенгилеевском  районах.

Очень важно, чтобы с ветеранами Великой Отечественной войны, работа продолжалась не от даты к дате, а ежедневно, с учетом потребностей и нужд каждого ветерана. Эта задача стоит перед специалистами комитетов социальной защиты населения и надомных служб.

В качестве приоритетной является задача дальнейшего развития системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, усиления адресности социальной помощи.

На территории Ульяновской области проживает 1378,1 тыс. чел., из них 502438 граждан, которые получают меры социальной поддержки из бюджетов всех уровней, их доля составляет 36%.

    С начала 2005 года различного вида помощи получили:

- 160952 пенсионера и инвалида  на сумму 58,7 млн. руб., то есть более трети от числа пожилых граждан области;

  -  98454 семьи с детьми, чей доход не превышает величины прожиточного минимума, за счет бюджетов всех уровней на общую сумму 17,1 млн. руб., т.е. практически каждая нуждающаяся семья получила адресную помощь. 

Из бюджетов всех уровней оказано помощи на сумму 75,8 млн.рублей. Необходимо отметить, что комитеты социальной защиты населения муниципальных образований Цильнинского, Мелекесского, Сурского, Старомайнского районов и г.Димитровграда добились значительного  оказания адресной помощи населению за счет  муниципальных бюджетов. 

На 2006 год в бюджете муниципальных образований определено лишь 5,2 млн. руб. на оказание различных видов социальной помощи малоимущим категориям населения, что крайне недостаточно. На 13 февраля 2006 года районные программы утверждены лишь в 17 районах области. Это г.Ульяновск, г.Барыш и г.Димитровград, Барышский, Инзенский, Вешкаймский, Майнский, Мелекесский, Николаевский, Новомалыклинский, Павловский, Радищевский, Старокулаткинский, Сурский, Теренгульский, Цильнинский, Чердаклинский районы.

Очень важно, чтобы такие программы по мерам социальной поддержки за счет муниципального бюджета были утверждены во всех районах области. Комитеты социальной защиты населения должны добиваться решения данного вопроса.

Впервые в целях социальной поддержки малоимущих категорий граждан в 2005г. начал действовать Закон Ульяновской области от 30.11.04г. № 088-ЗО «О государственной социальной помощи на территории Ульяновской области». В результате, 11908 человек из числа малоимущей категории населения получили вещевую и материальную помощь за счет средств областного бюджета на сумму 7,7 млн. руб. Постановлением Губернатора Ульяновской области была создана общественная комиссия по предоставлению социальной помощи, которая рассматривала каждое поступившее заявление. В результате 790 человек получили материальную помощь в сумме от 1,0 тысячи до 25,0 тысяч руб.  

С января 2005 года Департаментом социальной защиты населения совместно с предприятиями всех форм собственности разработана и реализуется социальная программа «Помоги тем, кто нуждается в помощи». С начала года благотворительным питанием охвачено 12905 чел. из числа социально-незащищенных категорий населения. 1709 чел. в качестве социальной поддержки получили продовольственные наборы. На эти цели привлечены внебюджетные средства в размере 5,1 млн. руб., в том числе таких спонсоров, как: Финансово-страховая кампания «СОК», ООО "Дворцовый ряд"; частные предприниматели; предприятия: АО «Автодетальсервис», АО «Цильнинский сахарный завод», ОАО «Волжские моторы», ОАО «Химмаш»; РАЙПО; СХПК.

В 2006 году работа по областной социальной программе социального партнерства «Помоги тем, кто нуждается в помощи» продолжается.

С января т.г. ежедневно 2811 чел. из числа социально-незащищенных категорий населения получают благотворительное питание на базе социальных столовых и 671 чел. получают продовольственные наборы.

В соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации Департаментом проведена работа по передаче функций по начислению жилищных субсидий в муниципальные органы социальной защиты с одновременным переходом к их выплате на персонифицированные счета.

По итогам 2005 года по данному направлению достигнуты следующие результаты:

-                во всех муниципальных образованиях, кроме г.Ульяновска, службы субсидий переданы в органы социальной защиты населения. Сформированы штаты служб, выделены необходимые помещения. Реорганизация служб субсидий произведена в кратчайшие сроки без приостановки их деятельности;

-                изысканы средства на комплексную автоматизацию служб субсидий.

На конец года полностью завершен переход к выплате субсидий на персонифицированные счета. Количество получателей субсидий за год составило более 50 тыс. чел., начислено 253,7 млн. руб.

В 2006 году средств на выплату жилищных субсидий предусмотрено в 1,8 раза больше, чем было реализовано в 2005 году. Поэтому перед комитетами социальной защиты населения муниципальных образований в 2006 году стоит задача по увеличению охвата семей и одиноко проживающих граждан, получающих субсидии не ниже 10% и обеспечению среднего размера субсидий не ниже 500 рублей.

  В системе социальной защиты населения области сложилась и стабильно работает система надомного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Это наиболее эффективный и предпочитаемый пожилыми людьми вид социальной поддержки. Сегодня такую помощь получают 4470 человек пенсионеров и инвалидов в 49 отделениях.

Бесплатно социальные услуги получили 1833 (41%) одиноко проживающих пенсионера и инвалида, на условиях частичной оплаты - 1743 (39%) гражданина, на условиях полной оплаты – 894 (20%) гражданина.

Внедряется система оказания платных услуг населению. В 2005 году от предоставления платных услуг было получено 1,6 млн. руб., которые были направлены на развитие социальной службы и оказание адресной помощи нуждающимся.

В 2005 году впервые организована реабилитация и оздоровление неработающих пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости и не вошедших в число лиц, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.

В 2005 году прошли реабилитацию и оздоровлено 2085 граждан пожилого возраста за счет средств областного бюджета на сумму 20,2 млн. руб. на базе Ульяновского социально-реабилитационного центра в с.Ундоры и реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста в р.п.Вешкайма.

В 2006 году в реабилитационных учреждениях области планируется оздоровить не менее 2300 человек.

Реальным выражением заботы о людях с ограниченными возможностями является обеспечение доступа для инвалидов и пожилых людей к объектам инфраструктуры, которыми являются жилые дома, магазины, аптеки, поликлиники, учреждения культуры и многое другое.

Департаментом социальной защиты населения совместно с городскими и районными комитетами, общественными организациями инвалидов проводится мониторинг по определению общественно-значимых учреждений, жилых домов, улиц, перекрестков, где необходима установка оборудования, облегчающего возможность доступа к ним людей с ограниченными возможностями. Это обустройство пандусов, снижение высоты порогов и бордюрного камня, дублирование светофоров звуковыми сигналами. Такая работа проведена в большинстве районов области.

Как пример активной работы в этом направлении и реального воплощения идеи «безбарьерной среды» можно привести г. Димитровград, где разработана «Карта доступности» и планомерно осуществляется строительство и реконструкция объектов, доступных для инвалидов.

Большую заинтересованность в реализации этих мероприятий проявили  депутаты  Ульяновской Городской Думы. Разработана Программа по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры города Ульяновска. Запланировано 1,3 млн. руб. на реализацию программы в 2006 году.

С целью выработки первой Конвенции о правах и достоинстве инвалидов в рамках ООН 1-2 ноября проведена Международная конференция «Социальная интеграция инвалидов в современном обществе». В конференции приняли участие представители международных общественных организаций, занимающихся вопросами защиты прав инвалидов, регионов Поволжья, Департаментов, комитетов, управлений, фондов, общественных организаций инвалидов. Органы социальной защиты населения совместно с общественными организациями инвалидов области имели возможность предоставить свои предложения в Конвенцию о правах и достоинстве инвалидов.

В области проживают 206 тыс. семей, в которых воспитываются 275 тыс. детей.

Департамент в своей работе по основным направлениям семейной политики старается поддержать нормальную трудоспособную семью и содействует улучшению положения семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.

За отчетный период в соответствии с действующим законодательством социальные льготы и гарантии были предоставлены 103 тыс. семей с несовершеннолетними детьми на общую сумму 123,2 млн. руб. за счет средств бюджетов всех уровней.

 4752 многодетным семьям льготы предоставлялись за счет средств муниципальных бюджетов. Однако в Базарносызганском, Барышском, Старокулаткинском районах льготы многодетным семьям не предоставлялись вообще.

Впервые принят Закон Ульяновской области от 29 декабря 2005г. № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области», которым предусматриваются с 1 января 2006 года льготы многодетным семьям: 30% скидка по оплате за коммунальные услуги и ежемесячная денежная выплата на ребенка в размере 140 руб. только семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума. Данные льготы предоставляются за счет средств областного бюджета, на реализацию  которых  предусмотрено 35,1 млн. руб.

В 19 районах области дополнительно сохранены льготы многодетным семьям по оплате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях по обеспечению бесплатным питанием детей в школах за счет средств муниципальных бюджетов.

Однако в  Майнском, Старомайнском и Тереньгульском районах эти льготы не предусмотрены.

Бесплатным питанием в школах пользовались 16237 детей, что составляет 33% от числа детей из многодетных и малоимущих семей. В целях решения проблемы было организовано питание 770 детей за счет спонсорских средств.

На хорошем организованном уровне прошла летняя оздоровительная кампания детей, нуждающихся в особой заботе государства. Особенностью 2005 года была совместная работа учреждений социального обслуживания семьи и детей и комитетов социальной защиты населения муниципальных образований по организации во всех районах малозатратных форм оздоровления детей.     

Так, по бесплатным социальным путевкам Департамента социальной защиты населения за 2005 год оздоровлено 6590 детей, нуждающихся в особой заботе государства, это на 133 чел. больше, чем в 2004 году. На эти цели были выделены средства из федерального и областного бюджетов в сумме 15,3 млн. руб.

Необходимо отметить, что в г.Ульяновске, Николаевском, Мелекесском, Новоспасском районах нашли возможность  выделить  значительные средства на организацию отдыха и оздоровления  детей из малоимущих семей, что позволило охватить организованными формами труда и отдыха 95% детей. Меньше, чем планировалось, было выделено средств в  Кузоватовском, Тереньгульском, Радищевском районах.

На 2006 год в областном бюджете на организацию летнего отдыха детей выделено средств  в сумме 2,8 млн. руб., в федеральном бюджете предусмотрено 12,79 млн.руб., что на уровне 2005 года.

В 2006 году при организации отдыха и оздоровления детей  необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие малозатратных форм отдыха и оздоровления детей и использование возможностей учреждений социального обслуживания семьи и детей для сочетания оздоровительной работы с социальной реабилитацией детей, нуждающихся в особой заботе государства. А это предусматривает разработку совместных программ во всех районах.

Программа демографического развития области на 2005-2010г.г. определила меры социальной поддержки семьям. В 2005 году единовременную материальную помощь получили 328 беременных женщин и женщин, воспитывающих детей до 1 года, на общую сумму  196,0 тыс. руб. за счет средств областного бюджета.

Одним из приоритетных разделов Программы является укрепление и повышение статуса семьи, роли материнства и отцовства. С этой целью в 2005 году проведены мероприятия, посвященные Дню семьи; областной конкурс «Семья года»; в канун Дня Матери 28 имен – женщин-матерей занесены в областную книгу Почета «Материнская Слава»; принято решение Губернатора Ульяновской области ежегодно 26 июля, в день рождения И.Н.Ульянова – народного просветителя, на территории Ульяновской области проводить мероприятия, посвященные Дню отца. В июле 2005 года проведена областная конференция «Роль отца в воспитании детей», на которой был создан Совет отцов, в ноябре 2005 года прошла региональная научно-практическая конференция на тему: «Семья – как основа социально-психологического здоровья и благополучия детей и подростков. Проблемы и пути решения».

К сожалению, беспокоит проблема семейного неблагополучия. За 2005 год выявлено и поставлено на учет в органах социальной защиты населения 571 семья, находящаяся в социально-опасном положении, в них 768 детей. На учете в муниципальных органах социальной защиты состоит 3055 неблагополучных семей, в них 5608 детей.

 В 2006 году ставится задача укрепления системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье. Улучшение положения семей с детьми связано с расширением профилактической работы с семьями на ранних стадиях их неблагополучия на основе укрепления сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, улучшением качества их работы, обеспечением приоритета различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, созданием межведомственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказанием ребенку и его семье своевременной специальной помощи.

В связи с этим Департаментом разработаны основные направления по семейной политики на 2006 год, в рамках которых будут реализовываться пилотные проекты в г.Новоульяновске и Кузоватовском районе по «Межведомственному взаимодействию  и решению проблем социальной  реабилитации и интеграции детей с проблемами в развитии».

Одним из приоритетных направлений работы Департамента последние годы было и остается развитие и укрепление сети государственных учреждений по обслуживанию населения.

В Ульяновской области функционирует 25 подведомственных Департаменту государственных учреждений социального обслуживания населения, в том числе 19 с круглосуточным пребыванием, в которых проживают и проходят реабилитацию 2780 человек.

В соответствии с планами в 2005 году удалось продолжить работу по укреплению материально-технической базы госучреждений. 

Всего было выделено на строительство, капитальный ремонт и приобретение оборудования средств в сумме  16,4 млн. руб., в том числе из:

-          Пенсионного Фонда – 8,2 млн. руб.;

-          Резервного Фонда Президента РФ – 2,5 млн. руб.,

-          областного бюджета –3,6 млн. руб.

Это позволило завершить строительство лечебного корпуса и трансформаторной подстанции реабилитационного центра для молодых инвалидов (р.п. Вешкайма); автономной газовой котельной с подводящим газопроводом в Ульяновском областном социально-реабилитационном центре; капитальный ремонт здания социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в г.Барыше и оснащение его  оборудованием и мебелью.

В результате проведенной работы с Министерством здравоохранения и социального развития РФ Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области по Федеральной целевой программе «Дети России» выделено оборудование на сумму более 2,1 млн. руб., что на 1,9 млн.руб. больше, чем в 2004 году. Это - 4 микроавтобуса, минитрактор, 3 комплекта тренажеров, тренажер для детей-инвалидов «Дельфа 130», столярная мастерская, компьютерный класс, оборудование для пищеблока, слуховые аппараты, многофункциональное модульное оборудование, аппарат для комплексной реабилитации детей-инвалидов с речедвигательными нарушениями и другое

Сеть государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из 13 учреждений, в том числе 9 домов-интернатов, в которых получают стационарное социальное обслуживание 2121 человек. В данных учреждениях реализуются программы медицинской, трудовой и социально-психологической реабилитации.

В 2005 году медицинскую реабилитацию прошли 2107 человек, что на 583 человека больше, чем в 2004 году.

Трудотерапией занято 559 человек, проживающих в домах-интернатах.

Успешно функционируют подсобные хозяйства в подведомственных учреждениях: Акшуатском специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов, Репьёвском доме-интернате для престарелых и инвалидов, Максимовском детском доме-интернате для глубоко умственно отсталых детей, Поливановском, Базарносызганском и Сенгилеевском психоневрологических интернатах, что позволяет реализовать программы трудовой реабилитации проживающих в данных учреждениях, а также уменьшить расходы бюджетных средств на содержание учреждений.

В области функционируют 13 государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе 7 приютов на  309 мест.

     Социальными приютами обслужено 729 несовершеннолетних, что соответствует уровню прошлого года. Из приютов жизнеустроено 400 детей и подростков, в том числе под опеку определены 38 детей (9,5% от общего числа выбывших из приютов), в родные семьи - 227 (56,8%), в интернатные учреждения 135 (33,7%).

Учреждения социального обслуживания семьи и детей в сотрудничестве с комитетами социальной защиты населения, отделами образования, внутренних дел ведут работу по раннему выявлению неблагополучных семей. На патронаже учреждений состоят 3682 семьи (в том числе на патронаже приютов 589 семей). Всего учреждениями социального обслуживания семьи и детей было оказано более 274 тысяч социальных услуг населению.

В учреждениях накоплен большой опыт работы с семьями и детьми, нуждающихся в особой заботе государства. Сегодня хотелось бы отметить работу социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Причал надежды», социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в с.Труслейка Инзенского района, областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» по предоставлению услуг детям и семьям, по внедрению инновационных технологий.

Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Российской Федерации ставит задачу перед системой учреждений обслуживания населения  по увеличению объема услуг по реабилитации и социальной адаптации инвалидам, одиноким пожилым гражданам и другим группам населения, нуждающимся в особой заботе государства, по реализации комплекса мер по обеспечению доступности, повышению качества и эффективности предоставляемых услуг. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств до 2008 года Министерством будет осуществлен переход от сметного финансирования государственных социальных служб к оплате предоставленных социальных услуг на основе государственного заказа, а также их полной или частичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода. К выполнению данной задачи надо готовиться уже сейчас.

И первое, что необходимо сделать, это отработать нормативно-правовую базу по внедрению  стандартов социального обслуживания населения на территории области.

В 2006 году сохранение сети действующих государственных учреждений и дальнейшее развитие их материально-технической базы остается одной из главных задач Департамента. С этой целью будет продолжена работа по привлечению дополнительных средств Пенсионного фонда РФ и Резервного фонда Президента РФ  на:

-           строительство объектов энергетического хозяйства реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста (р.п. Вешкайма) (16,48 млн.руб.);

-           разработку проектно-сметной документации здания комплексной реабилитации Максимовского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей (1,0 млн.руб.);

-           завершение строительства спального корпуса в Сенгилеевском психоневрологическом интернате (7,0 млн.руб.);

-           завершение строительства банно-прачечного комплекса в Репьевском доме-интернате для престарелых и инвалидов (6,34 млн.руб.).

Выполнение данной задачи позволит снять существующие жилищно-бытовые  проблемы и улучшить условия проживания в данных учреждениях.

Хотелось бы остановиться на работе с обращениями граждан. В 2005 году в Департамент поступило 3897 письменных обращений граждан, что на 1149 писем или 22,8% меньше, чем в 2004 году. Наибольшее количество писем поступило из Карсунского, Ленинского, Засвияжского, Старомайнского, Базарносызганского, Павловского и Железнодорожного районов. Из общего объема обращений наибольшее количество поступило через вышестоящие организации – 2951 письмо (75,7%). Лично от граждан поступило 944 письма, что на 35% меньше, чем в 2004 году. Больше всего обращений поступило от пенсионеров (56,5%) и от инвалидов (28,6%). По содержанию рассмотренные обращения касались вопросов оказания материальной помощи (32,6%), предоставления льгот (28,7%), обеспечения инвалидов спецавтотранспортом (15,3%), выплаты пособия на детей (9,1%), выплаты социальных пособий (6,0%) и другие.

Из 3897 обращений 1609 (41,2%) решены положительно, на 2243 (57,6%) - даны разъяснения, 45 (1,2%) - получили отказ в связи с необоснованностью обращений.

Кроме этого в Департаменте руководящими работниками принято 913 граждан по личным вопросам, что на 42,6% больше, чем в 2004 году. В течение года в Департаменте проводились «горячие линии» по вопросам действующего законодательства и справочно-информационные линии  по тематическим вопросам.

Комитеты социальной защиты населения муниципальных образований в 2005 году провели большую разъяснительную работу с населением по федеральным и областным законам, встречаясь с населением на сходах и личном приеме, используя местные газеты и радио. Работа с населением является одним из главных критериев оценки работы органов социальной защиты населения. За каждым вопросом стоит человеческая судьба. И от того, как мы работаем с клиентами, их просьбами и обращениями, насколько мы терпимы и профессиональны, во многом зависит  отношение и доверие населения  к органам социальной защиты населения.

С 1 января 2006 года вступил в действие в полном объеме на территории Ульяновской области Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ЗО «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закон Ульяновской области от 04.10.2005 № 100-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области отдельными государственными полномочиями Ульяновской области по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения». В соответствии с названными законами органы местного самоуправления были наделены отдельными государственными полномочиями Ульяновской области по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения. В этих условиях Департамент сделал все возможное, чтобы сохранить структуру отрасли в прежнем виде. Изменился механизм финансирования, для реализации которого были заключены соглашения между Департаментом и Главами муниципальных образований.

Департамент считает, что для централизованного и оперативного решения вопросов качественного и своевременного оказания мер социальной поддержки и социального обслуживания населения и контроля за расходованием бюджетных средств необходимо создание в Ульяновской области территориальных органов Департамента социальной защиты населения Ульяновской области. Эта задача будет одной из основных в работе Департамента в 2006 году.

       Всю эту огромную работу выполняют специалисты Департамента, комитетов социальной защиты населения, учреждений обслуживания населения. В системе социальной защиты населения работает 4920 человек, что на 91 человек меньше, чем в 2005 году. Из общего количества работающих в системе, руководящие работники составляют 351 человек (7,1 %), 3774 человека (76,7%) – это специалисты государственных учреждений и работники надомной службы, 795 человек (16,2%) – технические работники.