Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Уважаемые коллеги!

В рамках отчёта Губернатора Ульяновской области перед депутатами Законодательного Собрания области о результатах деятельности Правительства Ульяновской области за 2011 год были обозначены 10 наиболее серьёзных проблем развития региона. Среди них проблемы, связанные с работой и занятостью, а также низкие доходы населения.

Несмотря на стабилизационные тенденции в экономике страны, которые объективно ведут и к стабилизации рынка труда, уровень обращений граждан в службу занятости остаётся стабильно высоким.

В I квартале текущего года служба занятости работала в новых условиях финансирования. Федеральный бюджет продолжает выделять средства на все социальные выплаты, предназначенные для тех, кто признан безработным. Это пособие по безработице, материальная помощь, стипендия во время профобучения, возмещение расходов Пенсионного фонда на выплату досрочных пенсий по предложению органов службы занятости. Для нашей области в соответствии с нормативом эта сумма составляет на 2012 год 352,1 млн. руб.

При этом активные формы содействия занятости – переобучение безработных, профориентация, общественные работы, ярмарки вакансий и содержание органов государственной власти и центров занятости населения с 2012 года финансируют регионы за счёт собственных средств.

Федеральный центр, передав эти функции на уровень регионов, продолжает жёстко отслеживать уровень финансирования мероприятий в области занятости населения из бюджетов субъектов РФ в соответствии с нормативом доступности каждой услуги.

В этих условиях наша задача – предусмотреть в областном бюджете дополнительно средства на определённые «Законом о занятости» мероприятия, а это 22,8 млн. рублей. По итогам работы в 1 квартале в областном бюджете планируется предусмотреть Департаменту занятости 5 млн. рублей, которые будут направлены на самозанятость безработных граждан.

В 1 квартале 2012 года в органы службы занятости населения области за содействием в поиске подходящей работы обратилось 5404 человека. Работодателями было представлено 13646 вакансий, банк вакансий насчитывал порядка 6,5 – 7 тыс. единиц вакансий ежедневно.

На начало 2-го квартала коэффициент напряжённости на рынке труда составил 1,07, т.е. на одного безработного приходится 1 вакансия.

В целом по муниципальным образованиям коэффициент напряженности дифференцируется от 6,4 (в Сенгилеевском районе), 5,7 (в Цильнинском), 5,2 – (в Павловском), 5,1 – (в Инзенском районе) до 0,6 в городе Ульяновске.

В 1 квартале было трудоустроено 2999 человек, в том числе 450 учащихся на временные работы в свободное от учёбы время. Уровень трудоустройства в среднем по области составил 55,5 %. Значительно выше данный показатель составил в Старокулаткинском, Тереньгульском, Вешкаймском районах и г.Новоульяновске. Ниже среднеобластного – в Инзенском и Радищевском районах, менее 30 % – в Базарносызганском районе.

434 человека принимали участие в общественных работах, 4695 человек получили услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке, 467 – приняли участие в программе социальной адаптации через клубы ищущих работу и курсы «Новый старт».

3448 человек были признаны безработными и 3486 безработных сняты с учёта, в том числе: 1957 – трудоустроены, 487 – направлены на профессиональное обучение, назначена трудовая пенсия досрочно – 109 гражданам.

9,5 тыс. человек были получателями пособия по безработице.

На мероприятиях активной политики занятости освоено 2,0 млн. рублей областных средств, на социальные выплаты – 74,4 млн. рублей федеральных средств.

В итоге - на 1 апреля на учёте в органах службы занятости состояло 6768 безработных. Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения области составил 0,96 %.

Численность работников, находящихся под риском увольнения и в режиме неполной занятости с начала года сократилась в 4,5 раза. Так, на начало года она составляла почти 10 тыс. человек, на конец апреля значительно сократилась и составила 1,5 тыс. человек, что в 2,7 раза ниже докризисных показателей 2008 года. 83 % от общего числа работников, находящихся в режиме неполной занятости, трудятся на предприятиях города Ульяновска.

В то же время показатель «уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ» является одним из целевых показателей социально-экономического развития Ульяновской области и остаётся для области достаточно высоким. За 2011 год в Ульяновской области данный показатель составил 6,9 %, общая численность безработных - 48,5 тыс. человек. (В целом по ПФО – 6,6 %, по РФ – 6,6 %). На 2012 год он определён 6,2 % от численности экономически активного населения.

В рамках Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2012 году будет оказано содействие в трудоустройстве особо нуждающимся в помощи 162 гражданам, в том числе 122 незанятым инвалидам, 30 многодетным родителям, 10 родителям, воспитывающим детей-инвалидов. Финансирование Программы составляет порядка 7 млн. руб. средств федерального бюджета.

Так же как и в прошлом году, сумма возмещения будет увеличена за счёт средств областного бюджета в 2 раза: из расчёта по 50,0 тыс. рублей дополнительно на каждое рабочее место для инвалидов и по 30,0 тыс. рублей дополнительно – для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Изменения в Программу подготовлены, проект проходит согласование, областному Минфину дано поручение: выделить дополнительные средства в размере 7,3 млн. руб.

Буквально на днях подписано Соглашение между Рострудом и Правительством Ульяновской области о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, за этим последует перечисление средств федерального бюджета и начнётся реализация Программы.

В соответствии с Программой «Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3-х лет» 300 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком, пройдут профессиональное обучение в целях повышения своей квалификации и конкурентоспособности. Финансирование Программы составляет 2,6 млн. руб.

Уже приступили к обучению 47 женщин. Группы формируются в соответствии с графиком.

Одним из приоритетных направлений является создание новых и качественных рабочих мест, в том числе для людей с ограниченными возможностями. В целом в 2012 году на территории Ульяновской области запланировано создание 20 тысяч новых рабочих мест. С начала года создано 5452 рабочих места, что составляет 27 % от годового плана. В том числе в сфере малого и среднего бизнеса создано 3956 рабочих мест.

За счёт реализации инвестиционных проектов с начала года в 7 муниципальных образованиях создано 641 рабочее место.

В г. Ульяновске создано 250 рабочих мест. Среди них:

- 93 современных рабочих места с заработной платой 13-18 тыс. руб. создано в ОАО «Альфа-банк»;

- 108 рабочих мест с заработной платой 15 тыс. руб. создано в ООО «Зенит-Химмаш» (нефтяное и химическое машиностроение);

В Чердаклинском районе создано 220 рабочих мест, из них 110 рабочих мест в ООО «Таката-Петри Рус», заработная плата 20 тыс. руб.

В Мелекесском районе создано 61 рабочее место, 52 из которых со средней заработной платой 17 тыс. руб. созданы на крупнейшем специализированном предприятии по производству и переработке мяса цыплят-бройлеров ООО «Симбирск Бройлер».

Совместные действия органов местного самоуправления и работодателей позволили создать 4811 рабочих мест. Наибольшее количество рабочих мест создано в следующих отраслях:

- 815 рабочих мест в промышленном производстве;

- 677 рабочих мест в пищевой перерабатывающей промышленности и торговле;

- 448 рабочих мест в растениеводстве и животноводстве;

- 339 рабочих мест в строительстве.

Новые рабочие места создаются в основном в центрах муниципальных образований, не охватывают большей части населённых пунктов. Кроме этого значительную часть созданных рабочих мест составляют неэффективные рабочие места с низким уровнем оплаты труда.

Проблема реализации поставленной задачи - неготовность части малого и среднего бизнеса к созданию новых эффективных, высокооплачиваемых, высокотехнологичных рабочих мест.

И встречная проблема – дефицит на региональном рынке труда специалистов, уровень квалификации которых должен соответствовать требованиям, которые предъявляют эти рабочие места.

Что уже делается по решению данной проблемы.

Первое. Составлен график заслушивания отраслевых министерств и ведомств, администраций муниципальных образований на заседании рабочей группы по созданию новых рабочих мест на территории Ульяновской области в 2012 году, утверждённой Губернатором-Председателем Правительства Ульяновской области.

Второе. Учитывая низкий уровень оплаты труда создаваемых рабочих мест, отраслевым министерствам поручено провести работу с подведомственными организациями по выполнению ими взятых обязательств в рамках заключенного Соглашения между Правительством региона, Федерацией отраслевых профсоюзов и представителями объединений работодателей.

Третье. В соответствии с графиком, утверждённым Губернатором области на 1-е полугодие, регулярно проводятся областные совещания по созданию новых рабочих мест и вопросам рынка труда в муниципальных образованиях области.

С начала года в соответствии с графиком уже рассмотрена ситуация в 14 муниципальных образованиях: г.Ульяновск, г.Димитровград, г.Новоульяновск, Инзенском, Базарносызганском, Сенгилеевском, Тереньгульском, Карсунском, Сурском, Кузоватовском, Вешкаймском, Старокулаткинском, Новоспасском, Ульяновском районах с участием глав всех поселений этих районов. Особое внимание уделялось созданию новых рабочих мест, в том числе в рамках инвестиционных проектов, обсуждалась ситуация на рынке труда муниципальных образований, вырабатывались меры по улучшению сложившейся ситуации.

Директорам центров занятости необходимо оперативно доводить до глав администраций и глав поселений информацию о ситуации на рынке труда с целью выработки совместных действий по работе с населением, по созданию новых рабочих мест, по возможному привлечению на территорию поселений работодателей.

На особом контроле стоит вопрос трудоустройства инвалидов.

Анализ занятости инвалидов показал, что на сегодняшний день в исполнительных органах государственной власти, муниципальных образованиях и подведомственных им бюджетных организациях Ульяновской области работает 1475 человек с ограниченными возможностями здоровья, из них: 1292 – в муниципальных образованиях и подведомственных им бюджетных организациях. Непосредственно в администрациях МО работают 27 человек.

В Правительстве Ульяновской области, в исполнительных органах государственной власти, их подведомственных учреждениях работает 183 человека с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в органах исполнительной государственной власти – 37 человек.

С начала года в исполнительных органах государственной власти, муниципальных образованиях и подведомственных им бюджетных учреждениях Ульяновской области дополнительно трудоустроено 32 гражданина с ограниченными физическими возможностями здоровья.

С марта текущего года на базе Центра занятости населения г. Ульяновска начал работу Пункт по трудоустройству инвалидов. В ежедневном режиме идёт приём посетителей с инвалидностью, консультирование работодателей, принимающих на работу граждан с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальная работа по профессиональной ориентации и психологической реабилитации. С начала работы 62 человека посетили пункт по трудоустройству инвалидов.

По поручению Губернатора до конца года во всех органах исполнительной власти, в каждой администрации муниципальных образований, в подведомственных им бюджетных организациях должны быть дополнительно трудоустроены граждане с ограниченными возможностями здоровья.

Директорам центров занятости и директорам реабилитационных центров и социальных приютов на особом контроле необходимо держать вопрос о трудоустройстве подростков из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

В свободное от учёбы время в этом году будет трудоустроено свыше 7000 несовершеннолетних граждан. На эти цели предусмотрено около 7 млн. рублей, кроме того, более 7 млн. рублей ожидается в качестве софинансирования из средств местных бюджетов и средств работодателей.

Успешному трудоустройству молодёжи, а особенно выпускников всех уровней, будет способствовать открытие в мае на базе Центра занятости населения города Ульяновска Молодежной биржи труда.

В целях совершенствования профессиональной ориентации старшеклассников, а также повышения престижа рабочих профессий со следующего учебного года в практику работы службы занятости внедряется проведение «Уроков занятости» для учащихся школ.

Что касается иностранной рабочей силы. На 2012 год квота Ульяновской области на привлечение и использование иностранной рабочей силы утверждена в количестве 5303 человека. В настоящее время в Ульяновской области легально работают 1315 иностранных граждан. Наибольшее количество трудоустроенных иностранных специалистов занято в строительном секторе, в рамках реализации инвестиционных проектов (812 человек).

В настоящее время Департамент занятости населения принимает заявки работодателей на привлечение иностранных работников в 2013 году. По состоянию на середину апреля от работодателей региона получены заявки на привлечение около 4000 иностранных работников в 2013 году.

На особом контроле службы занятости населения продолжает находиться ряд предприятий, это:

- «Мясокомбинат «Инза»;

- «Старомайнский завод механических изделий»;

- Центр (ликвидации) ФБУ – войсковая часть 31353 (бывшее ФГУП 31 Арсенал).

Ситуация связана с высвобождением сотрудников в связи с ликвидацией производства или сокращением штатов.

Дальнейшая работа с этими предприятиями, а также с гражданами, обратившимися в органы службы занятости после увольнения, будет направлена на решение вопросов скорейшего трудоустройства высвобожденных граждан и на снижение уровня безработицы в этих муниципальных образованиях.

Низкий уровень доходов населения – одна из 10-ти важнейших проблем, остро волнующих жителей области.

Наибольшую долю в доходах населения занимает оплата труда, по итогам 2011 года около 35%.

Поэтому приоритетом в работе Министерства является наращивание усилий по увеличению заработной платы.

В 2011 году среднемесячная заработная плата выросла на 13% и её размер в целом по области составил:

по полному кругу предприятий - 15199 рублей

по крупным и средним предприятиям - 16333 рублей

За январь-февраль 2012 года среднемесячная заработная плата выросла к соответствующему периоду прошлого года на 15,1% и составила 15489 рублей, по крупным и средним предприятиям – 16891 рублей. Однако, это только 64,6% к уровню в Российской Федерации (23983 руб.). В ПФО по уровню оплаты труда Ульяновская область занимает 10 место.

Причин такой ситуации несколько:

- сложившаяся структура региональной экономики,

- низкая эффективность ведения бизнеса,

- пока ещё высокая доля убыточных предприятий,

- низкая производительность труда,

- повышение налоговой нагрузки на организации и, как следствие,

увод зарплат в «тень».

В 2012 году планируется повышение уровня среднемесячной заработной платы в целом по области не ниже чем на 15%, в организациях - до размера не ниже среднемесячной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности на территории Ульяновской области.

Какие же меры предпринимаются?

Во-первых:

Губернатором поставлена задача «жестко заниматься вопросами не только повышения оплаты труда, но и тем, чтобы зарплаты были «белыми», свободными от различных «схем».

Эта задача возложена на Межведомственную комиссию по укреплению дисциплины оплаты труда под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Александра Петровича Пинкова.

Министерство организует работу Межведомственной комиссии и аналогичных комиссий в муниципальных образованиях.

В прошлом году проведено 1079 заседаний, заслушаны отчёты руководителей 6220 организаций. Результатом было:

- снижение просроченной задолженности по заработной плате на рас-смотренных предприятиях на 8,1 млн. рублей;

- рост заработной платы до среднеотраслевых показателей более чем у 2-х тысяч работодателей, или у 1/3 от общего количества заслушанных на комиссиях.

За январь - март 2012 года городскими, районными и при налоговых органах межведомственными комиссиями по укреплению дисциплины оплаты труда проведено 249 заседаний, на которых были заслушаны отчёты руководителей 1794 организаций.

Результатом работы комиссий явилось:

- снижение просроченной задолженности по заработной плате на рассмотренных предприятиях на 12,3 млн. рублей, в том числе:

- МУП «Ульяновскдорресервис» - 8393,0 тыс.рублей;

- ООО «Симбирские строительные материалы» - 2615,0 тыс.рублей.

и другие;

- рост заработной платы до среднеотраслевых показателей у 370 работодателей, или у 21% от заслушанных на комиссиях.

В том числе по муниципальному образованию «город Ульяновск» - 400 организаций повысили среднемесячную заработную плату, из них 296 – до прожиточного минимума, 104 организации – до уровня средней зарплаты по виду экономической деятельности, в том числе:

ООО «Каскад+» с 5318 руб. до 12680 руб. (в 2,3 раза),

ИП Айнетдинова А.В. с 5200 руб. до 10929 руб. (в 2,1 раза),

ООО «Прайд и Ко» с 3937 руб. до 18200 руб. (в 4,6 раза),

ООО «Акташ» с 4736 руб. до 14896 руб. (в 3,2 раза) и др.

Совместно с отраслевыми министерствами систематически проводится работа по выявлению организаций, имеющих резервы роста заработной платы.

Во-вторых,

Министерством координируется работа отраслевых министерств и муниципальных образований по решению проблемы просроченной задолженности по заработной плате.

В этом вопросе имеются как положительные, так и отрицательные моменты.

Позитив - Ульяновская область входит в число регионов ПФО с относительно низким уровнем задолженности по заработной плате, за два года снизилось количество организаций, имеющих долги по зарплате, на протяжении нескольких лет нет задолженности в организациях бюджетной сферы, с начала текущего года задолженность по заработной плате полностью отсутствовала в 17 муниципальных образованиях.

Негатив - объём просроченной задолженности по зарплате в прошлом году вырос с 2 до 13 млн. рублей (в 6,5 раза) и продолжил расти в течение первых месяцев 2012 года, около 40% составляет задолженность в организациях, находящихся в процедуре банкротства.

Ситуацию удалось стабилизировать, применив все возможные средства. Например, вопрос погашения задолженности в ЗАО Авиационная компания «Полёт» (Воронежский филиал) в размере более 21 млн. рублей решался с участием Совета безопасности и первых лиц Правительства.

Просроченная задолженность по заработной плате на 1 апреля 2012 года составила 12,0 млн.рублей и снизилась к уровню на 01.01.2011 на 8,0% (на 1,0 млн. рублей). Долги по заработной плате имелись в 4 организациях 3 муниципальных образований перед 628 работниками: Омский филиал Строительной компании «Игуана» (3864,0 тыс.руб.), ООО «Симбирские строительные материалы» (3833,0 тыс.руб.), ЗАО «Старомайнский завод механических изделий» (4216,0 тыс.руб.), ФГУП Учхоз «УГСХА» (58,0 тыс. руб.)

Кроме того, имелась задолженность в организациях, не отчитывающихся в статистику. По обращениям граждан на «горячие линии» департамента труда и Государственной инспекции труда решены вопросы погашения задолженности по заработной плате в 2011 году на общую сумму 45 млн.рублей, в 1 квартале 2012 года – на сумму более 6 млн. рублей.

Поставлена задача снизить объём задолженности к концу года как минимум до 10 миллионов рублей.

В-третьих:

В соответствии с поручениями Губернатора области Министерство приступило к развитию новых форм и механизмов социального партнёрства, нацеленных на стимулирование внедрения организациями Ульяновской области элементов корпоративной социальной ответственности.

Бизнес должен повышать социальную ответственность и понимать, что в условиях вступления в ВТО это важнейший фактор конкурентоспособности.

В феврале подписано Соглашение Правительства области с профсоюзами и объединениями работодателей, стороны договорились о 15-и процентном повышении уровня оплаты труда в течение этого года в организациях реального сектора экономики. Данное положение должно быть включено в коллективные договоры, отраслевые и территориальные соглашения.

Кроме того, в настоящее время подготовлен, согласован и готов к подписанию социальными партнёрами Меморандум о социальной ответственности бизнеса. Стороны намерены принять меры по установлению минимального уровня оплаты труда в организациях в размере не ниже двух МРОТ.

В целях развития социального партнёрства, повышения социальной ответственности бизнеса и в конечном итоге повышения уровня жизни и благосостояния жителей Министерством запланированы:

- Разработка нового Соглашения между Федерацией организаций профсоюзов Ульяновской области, объединениями работодателей Ульяновской области, Правительством Ульяновской области на 2013-2015 гг. - Проведение областного этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

- Проведение конкурса на соискание областной ежегодной премии им. М.И.Лимасова.

-Проведение областного этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».

- Реализация Ведомственной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Ульяновской области на 2012-2014 годы.

- Проведение I Трудового Форума и областной конференции «Достойный труд» в декабре текущего года.

Считаю, что наши учреждения должны быть самыми активными участниками мероприятий и конкурсов, мы должны быть примером для остальных в плане социальной ответственности, улучшения условий и охраны труда, тем более, что в этом году участие в конкурсах будет поощрено серьезными финансовыми средствами.

Уважаемые коллеги! По итогам 2011 года в регионе 17,8% жителей имеют доходы ниже прожиточного минимума. В основном это население трудоспособного возраста и их дети. Среди них основная доля это безработные. Поэтому территориальные управления социальной защиты населения должны владеть всей оперативной обстановкой на рынке труда в своём муниципальном образовании с целью оперативного реагирования на нужды людей, оставшихся без работы и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это касается оказания адресной материальной помощи, направления детей на оздоровление в загородные лагеря и лагеря дневного пребывания, оказания помощи детям к началу учебного года. Сегодня государственные учреждения социальной защиты населения получили транспорт для мобильной срочной помощи населению. Это ещё один механизм оказания срочной оперативной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшимся без работы.

Отдельно хочу обратить внимание на необходимость усиления информирования граждан о ситуации на рынке труда. В открытом доступе должны быть размещены сведения о вакансиях. Должны быть задействованы все формы работы с населением: горячие линии, публикации в СМИ, ярмарки вакансий, дни открытых дверей, консультативные пункты.

Уважаемые участники заседания!

Наши задачи на ближайшее будущее в сфере занятости и трудовых отношений определены. Уверен, что общими усилиями работников социальной защиты, труда и занятости мы сможем сделать так, что интересы граждан будут самым главным приоритетом в работе наших отраслей.

Спасибо за внимание.