Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Доклад Васильева А.А. – Министра труда и социального развития Ульяновской области «Об итогах работы систем социальной защиты населения и труда и занятости Ульяновской области в 2009 году и задачах на 2010 год» на заседании коллегии по итогам работы за 2009 год

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы подводим итоги работы за 2009 год.

В прошедшем году государственная социальная политика претерпела серьезные изменения. Она стала концентрироваться на наиболее острых социальных проблемах и ориентироваться на приоритетные программы.

Ситуация в течение 2009 года и на начало 2010 года характеризуется следующими аспектами.

На начало 2009 года мы имели уровень регистрируемой безработицы - 1,55%, что составляет 10,8 тысяч безработных, самый пик регистрируемой безработицы был в июне - на уровне 2,47% , что составило 17,2 тысячи безработных, с октября и до конца 2009 года безработица сохранилась на уровне 2,0%, численность безработных составила 14184 человека. На начало 2010 года Ульяновская область находится на 5-ом месте в ПФО по уровню регистрируемой безработицы.

Просроченная задолженность по заработной плате составила на начало 2009 года 11,5 миллионов рублей и своего наибольшего значения достигла в середине октября -15,5 млн.рублей. По состоянию на 1 января 2010 года задолженность по заработной плате имеют 6 организаций на сумму 5,2 млн.рублей. Это самая маленькая задолженность среди регионов ПФО.

В области резко возросла численность населения, имеющая доходы ниже величины прожиточного уровня. С 19,48% по итогам 2008 года до 32,7% по итогам 1 квартала 2009 года. По итогам 9 месяцев 2009 года она составила 23,8% от общего количества населения области.

Такая ситуация сразу повлияла на социальное настроение населения области. Многие из граждан, проанализировав свою семейную ситуацию, обратились в органы социальной защиты населения за социальной помощью. Об этом говорят и факты.

Увеличилось на 5% количество получателей мер социальной поддержки и на 7% получателей пособий и компенсаций по оплате жилищно – коммунальных услуг.

Сократилось в 5,3 раза количество льготников, пользующихся мерой социальной поддержки по льготному лекарственному обеспечению, в связи с переходом на денежное возмещение данной меры.

Произошло увеличение с начала 2009 года на 65% числа получателей ежемесячного пособия на ребёнка.

Увеличилось на 59% количество граждан, обратившихся за адресной государственной помощью.

Даже эти показатели говорят о том, насколько сложным был прошедший год.

Из-за сложившейся социально-экономической ситуации в области мы вынуждены были провести оптимизацию бюджетных расходов, скорректировать ведомственные целевые программы. В тоже время среди основных приоритетов деятельности на 2009 год Правительство Ульяновской области оставило социальную проблематику.

Поэтому совместные усилия Правительства, Департамента труда и занятости, муниципальных образований были направлены на снижение напряжённости на рынке труда, снижение уровня просроченной задолженности по заработной плате и налогу на доходы физических лиц, принятие превентивных мер, упреждающих значительный рост безработицы на территории области, содействие занятости граждан и оказание социальной поддержки безработным. Для этого реализовывались мероприятия четырех Программ. Все вопросы находились под личным контролем Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова.

Было сделано достаточно много организационной работы, которая дала свои положительные результаты.

В разрезе каждого муниципального образования был организован еженедельный мониторинг хода выполнения мероприятий Программ.

Между Правительством области и каждым городским и районным муниципальным образованием были подписаны Соглашения о реализации мероприятий Программ.

Управлением по труду было разработано 16 нормативных правовых актов по вопросам регулирования трудовых и иных, связанных с ними отношений.

Кроме того, организациями области заключено 287 коллективных договоров, соглашений, а также изменений и дополнений к ним.

Еженедельно проводились антикризисные штабы по рынку труда и социальной политике, на которых рассматривались вопросы совместных действий областных ведомств, администраций муниципальных образований, работодателей по реализации мероприятий Программы поддержки занятости населения, а также вопросы погашения задолженности по заработной плате.

В Департаменте труда и занятости, во всех муниципальных образованиях была организована работа областной «горячей линии» по вопросам оплаты труда. Информация о нарушениях законодательства об оплате труда передавалась отраслевым министрам, главам муниципальных образований и в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области. Итоги работы «горячей линии» еженедельно озвучивались на областном антикризисном штабе по рынку труда и социальной политике. С начала года по обращениям граждан на «горячие линии» решены вопросы погашения задолженности по заработной плате на общую сумму92,6 млн.рублей.

Государственной инспекцией труда в Ульяновской области проведено 647 проверок по вопросам соблюдения законодательства об оплате труда, выдано 484 предписания об устранении нарушений, наложено 430 административных штрафов за нарушения законодательства об оплате труда на сумму 2,3 млн.рублей.

Активно работали комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда во всех муниципальных образованиях, которыми проведено 1093 заседания, заслушаны отчеты руководителей 8113 организаций.

Принимаемые организационные меры позволили скоординировать усилия всех ведомств на выполнение конкретных задач и реализации мероприятий.

Значительную роль в улучшении социальной ситуации сыграли мероприятия «Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2009 году». Ситуация, складывающаяся на рынке труда региона, потребовала оперативного внесения корректировок в Программу: всего в Программу изменения вносились 5 раз, в том числе трижды – на федеральном уровне.

Для организации оплачиваемых общественных работ было заключено 963 договора с предприятиями и организациями, из них 395 договоров – под сохранение рабочих мест на предприятиях, работающих в неполном режиме рабочего времени.

В общественных работах в рамках Программы приняли участие почти 50,5 тыс. работников, в т.ч. в г.Ульяновске - более 17,0 тысяч человек.

Программа опережающего профессионального обучения для более 10 тысяч работников, находящихся под риском увольнения, реализовывалась на 67 предприятиях области.

Стажировку прошли 1410 выпускников профессиональных образовательных учреждений. Программа позволила закрепиться на предприятии после прохождения стажировки 233 выпускникам.

2460 безработных граждан зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя и получили субсидии.

На мероприятиях Программы освоено 623 млн. рублей субсидий федерального бюджета (91 %) и 36 млн. рублей средств областного бюджета (100 %).

Кроме того, в области реализуется ведомственная целевая Программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2008 - 2010 годы, в рамках которой были оказаны следующие государственные услуги населению:

· в службу занятости области за содействием в поиске подходящей работы обратились 65716 человек, что в 1,7 раза больше числа обратившихся граждан в 2008 году.

41626 человек были трудоустроены, в том числе 10375 учащихся учебных заведений, желающих работать в свободное от учёбы время.

· Значительная работа была проведена по организации и проведению во всех муниципальных образованиях ярмарок вакансий. Всего в 2009 году были проведены 699 ярмарок и мини-ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе специализированные: 41 - «молодёжная», 20 – «женских», 63 – по общественным работам, 13 – для инвалидов.

К участию во всех видах ярмарок вакансий были привлечены 2600 предприятий и организаций области и 179 учебных заведений, на них было представлено 59030 вакантных мест. Ярмарки вакансий посетили 67366 человек, из которых 7114 - трудоустроены.

· было трудоустроено 1976 выпускников учебных заведений, 268 человек были направлены на профессиональное обучение, 184 человека – на общественные работы.

· Организовано временное трудоустройство 10223 несовершеннолетних граждан в свободное от учёбы время.

· По направлению службы занятости прошли профессиональное обучение 3355 человек.

· За счёт средств субвенций федерального бюджета было заключено 509 договоров с предприятиями и организациями области на организацию общественных работ, в которых приняли участие 6929 человек.

Всего на мероприятия в области содействия занятости населения освоено 39,4 млн. рублей.

Выплата пособий по безработице, стипендий, досрочных пенсий и материальной помощи безработным осуществлялась своевременно и в полном объёме. Социальные выплаты получили 50,5 тыс. человек. В 2009 году на эти цели было израсходовано 567,1 млн. рублей.

По ВЦП «Профессиональное обучение женщин Ульяновской области, имеющих детей в возрасте до трёх лет и не являющихся зарегистрированными безработными, в 2009-2011 годах» обучение прошли 100 женщин. Освоено 351,5 тысяч рублей средств областного бюджета.

В рамках ВЦП «Профессиональное обучение безработных граждан из числа инвалидов, имеющих показания к труду, в Ульяновской области в 2009-2011 годах» обучено 106 инвалидов. Обучение проводилось по профессиям, пользующимся спросом на региональном рынке труда - водитель категории ВС, электрогазосварщик, продавец, маникюрша, повышение квалификации бухгалтеров. Освоено 397,7 тысяч рублей средств субвенций федерального бюджета.

Как я уже сказал, на 1 января 2010 года в целом по Ульяновской области уровень просроченной задолженности по заработной плате составил 5,2 млн.рублей.

Долги по заработной плате имеются в 6 организациях 4 муниципальных образований перед 607 работниками.

Среди муниципальных образований задолженность по заработной плате на 1 января 2010 года полностью отсутствовала - в 20-ти муниципальных образованиях. Причем, необходимо отметить, что в г. Новоульяновске, г.Димитровграде, Ульяновском, Радищевском, Карсунском и Базарносызганском районах долгов по зарплате по данным статистике не было на протяжении всего 2009 года.

Наибольшая по размеру задолженность имеется в Чердаклинском районе в сумме 2,4 млн.руб., большую часть которой составляют долги по зарплате на предприятиях-банкротах ГУП Учхоз УГСХА (880 тыс.руб.) и ЗАО «Средневолжская промышленная компания» (1543 тыс.руб.).

В результате принятия экстренных мер была погашена задолженность в бюджетной сфере: Ульяновское гвардейское Суворовское военное училище в размере 3,9 млн.руб. и ФГУЧ «Ульяновская Дамба» в размере 1,5 млн.руб.

За 2009 год на территории Ульяновской области фактически создано 9 737 рабочих мест (144% от годового плана).

Наибольшее количество рабочих мест создано в торговле (3112 рабочих мест), сельском хозяйстве (2128 рабочих мест), обрабатывающих производствах (1989 рабочих мест).

В рамках реализации инвестиционных проектов создано 1 625 новых рабочих мест в том числе: Птицеводческий холдинг (Ульяновский, Чердаклинский, Мелекесский районы, г. Димитровград, г. Ульяновск) – 655 рабочих мест, ООО «Сабмиллер РУС» (г.Ульяновск) – 209 рабочих мест, ЗАО «Тандер» гипермаркет «Магнит» (г.Ульяновск) – 120 рабочих мест и др.

Порядка 30% новых рабочих мест было создано индивидуальными предпринимателями.

Уровень регистрируемой безработицы в среднем по области составляет 2,0 %, численность безработных граждан - 14271 человек.

Ниже среднеобластного уровень регистрируемой безработицы в 14 районах. Среди них: в Вешкаймском районе – 0,70 %, Новоспасском районе – 1,09 %, г.Димитровграде – 1,10 %, Старомайнском районе – 1,41 %.

Выше среднеобластного показателя уровень безработицы сложился в 10 районах, в том числе в Засвияжском и Заволжском районах г. Ульяновска (2,66 % и 2,65 % соответственно), Сурском (2,58 %), Базарносызганском (2,54 %), Карсунском (2,44 %), Радищевском (2,30 %), Николаевском (2,28 %), Сенгилеевском (2,27%), Инзенском (2,26 %) и Майнском (2,24 %) районах.

Сведения о введении режимов неполной занятости имеются от 280 организаций области, из них в 66 планируется высвобождение работников.

Всего в режиме неполной занятости работников оказались 38056 человек.

В 2010 году ситуация на рынке труда по прогнозу достаточно сложная. Состояние рынка труда напрямую будет зависеть от состояния экономики в Ульяновской области.

15 января т.г. в Москве подписано Соглашение «О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъекта Российской Федерации» между Правительством Ульяновской области и Федеральной службой по труду и занятости, дающее старт к началу реализации мероприятий «Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2010 году». Всего на мероприятия Программы в 2010 году будет направлено 722 млн. рублей (в том числе более 36 млн. рублей – областного бюджета). 18 января в соответствии с данным Соглашением перечислен первый транш в сумме 276 млн.рублей. Следует отметить, что средства на реализацию аналогичных Программ в регионах ПФО в 2010 году в основном сокращены. Увеличено финансирование лишь Республики Татарстан и отдельно выделены дополнительные средства для Волжского автозавода (г.Тольятти).

Ульяновской, Оренбургской и Самарской областям удалось сохранить объёмы финансирования на уровне прошлого года.

Поэтому перед специалистами Департамента труда и занятости населения, коллективами центров занятости стоит ключевая задача - снижение напряжённости на рынке труда. Выполняя её, мы по итогам 2010 года должны выйти на следующие показатели:

- сдерживание уровня регистрируемой безработицы не выше 2,3% в среднегодовом исчислении от численности экономически активного населения Ульяновской области;

- снижение коэффициента напряжённости на регистрируемом рынке труда до 1,8;

- создание более шести тысяч новых рабочих мест;

- устранение задолженности по заработной плате;

-максимальное замещение привлекаемой в области иностранной рабочей силы российскими гражданами.

Все организационные меры, которые давали положительный результат в прошедшем году, должны быть продолжены и в 2010 году. Это:

- еженедельный мониторинг состояния рынка труда,

-анализ выполнения мероприятий Программы в разрезе муниципальных образований,

-проведение заседаний штаба по рынку труда и занятости с целью оперативного рассмотрения ситуации в регионе и в каждом муниципальном образовании и принятия действенных скоординированных мер и другие.

В 2010 году вся деятельность органов труда и занятости должна быть сконцентрирована на выполнении и принятии все необходимых мер по недопущению резкого ухудшения ситуации, созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, созданию условий по снижению количества высвобождаемых работников, обеспечению эффективной занятости жителей муниципальных образований.

Конечно сложившаяся ситуация на рынке труда не могла не сказаться на настроении у большей части населения. Поэтому социальные мероприятия 2009 года были направлены на решение главной задачи – смягчение негативных последствий экономического кризиса для населения. Что удалось сделать.

Первое. Проводимый мониторинг по анализу положения безработных граждан и граждан, находящихся в зоне риска увольнения в связи с финансово-экономическим кризисом позволил оперативно выявлять социально незащищенных граждан и оперативно предоставлять им необходимые меры социальной поддержки: субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, пособия на детей, путёвки на оздоровление детей в летний период и другие виды помощи. Только в рамках ведомственной целевой программы «Адресная социальная помощь малоимущим категориям населения в 2009-2011 годы» была оказана адресная помощь 1728 гражданам (с учётом членов семьи – 3767 человек), участвующих в общественных оплачиваемых работах и воспитывающих детей либо имеющих предпенсионный возраст.

В 2010 году реализация антикризисных мер будет продолжена. Предусматривается оказать единовременную социальную помощь 6 тысячам граждан, которые будут находиться под риском сокращения.

Второе. Все социальные обязательства перед населением были выполнены в полном объеме. Общее количество получателей льгот и гарантий составило около 700 тысяч граждан.

Федеральные полномочия исполнены в полном объёме для 244 тысяч человек, за исключением выплат пособий гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений. Дефицит средств из-за недофинансирования составил 42,2 тыс.руб.

Реализованы все средства федерального бюджета на улучшение жилищных условий федеральных льготников. Среди них 194 ветерана из 226, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на очередь до 01.03. 2005 года, улучшили свои жилищные условия.

Полностью выполнен Указ Президента РФ о выплате компенсации инвалидам общего заболевания взамен спецавтотранспорта. 871 человек получили денежную компенсацию в размере 100,0 тысяч рублей.

Приоритетом в социальной политике 2009 года осталось улучшение материального положения пенсионеров. Несмотря на очень сложную экономическую ситуацию, с 1 июля 2009 года областным законом «О звании «Ветеран труда Ульяновской области» меры социальной поддержки приравнены к мерам социальной поддержки в соответствии с федеральным законом «О ветеранах». Более 52 тысяч граждан получают с июля 2009 года ежемесячную компенсацию оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Средний размер этой компенсации по области составляет 573 рубля. Аналогичные законы приняты в Нижегородской, Кировской, Самарской областях, Республики Чувашия.

Самой действенной и адресной мерой социальной поддержки остаётся мера по оплате жилищно-коммунальных услуг, которая предоставляется более 404 тысячам человек, а с учётом членов их семей это более 599 тысяч человек, что составляет 45,9% от общей численности населения области.

Продолжает реализовываться программа по предоставлению субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Более 59,2 тысяч граждан или 12,2% от общего количества семей и одиноко проживающих граждан на территории области являются участниками программы. Этот показатель остаётся самым высоким показателем охвата семей программой предоставления субсидий по ПФО. При этом средняя величина субсидии по сравнению с началом текущего года возросла на 45% и составила 913 рублей.

2009 год стал годом очень трагических случаев для жителей области, таких как трагедия во Владимирской области и на ФГУП «31 Арсенал» в г.Ульяновске. Именно такие случаи показывают, насколько способны органы социальной защиты населения решать конкретные вопросы жителей. И надо сказать, что специалисты территориального управления социальной защиты населения по городу Ульяновску и государственного учреждения социальной защиты населения по городу Ульяновску справились с ситуацией. Адресная помощь была оказана 855 пострадавшим. В течение года более 18 тысяч семей получили адресную помощь на сумму 40,4 млн. рублей.

В этом году, благодаря областному конкурсу «Безбарьерная среда», удалось активизировать работу муниципальных образований по обеспечению доступности среды для маломобильных групп населения.

В области 700 объектов обустроено пандусами; 838 – поручнями; 165- подъемными устройствами. За три года в области увеличилось количество оборудованных зданий в 6 раз.

Активная работа по созданию безбарьерной среды проводится в муниципальных образованиях: Димитровград и Мелекесский район, Ульяновск, Ульяновский, Карсунский, Павловский, Вешкаймский районы. Обеспечение доступности среды для инвалидов должно быть на постоянном контроле у органов социальной защиты населения.

Последние годы в Ульяновской области растёт рождаемость.

Было очень важно закрепить этот результат через систему социальной поддержки семей. В связи с этим данное направление было под постоянным контролем со стороны Правительства области, особенно социальная поддержка многодетных семей. Только многодетная семья способна повлиять на стабилизацию численности населения в области.

В настоящее время в области проживает 4579 многодетных детей, в которых воспитывается более 15 тысяч детей. Количество многодетных семей увеличилось на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Рост многодетных семей произошёл в г.Ульяновске, Барышском, Вешкаймском, Карсунском, Майнском, Николаевском, Старомайнском, Ульяновском, Цильнинском районах.

Областным законодательством предусмотрены меры социальной поддержки многодетным семьям, которые, как и в регионах Приволжского Федерального округа, предоставляются с учётом региональных особенностей:

- 50% льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются только в Ульяновской и Нижегородской областях, а 30% скидка - в Кировской, Оренбургской, Саратовской областях, республиках Башкортостан и Удмуртия и Пермском крае;

- Более 11 тысячам детей выплачивается ежемесячная денежная выплата в размере 160 рублей.

8 тысячам детей была выплачена ежегодная денежная выплата на приобретение школьной и спортивной одежды. Материальная помощь к школе предоставляется в Ульяновской, Саратовской, Кировской, Нижегородской областях и в Республике Мордовия.

Дополнительный доход средней многодетной семьи за счёт предоставляемых мер социальной поддержки в год составляет около 40 тысяч рублей. Это существенная помощь государства.

705 семьям выданы сертификаты на именной капитал «Семья».

Такой вид поддержки молодых многодетных семей существует только в Ульяновской области.

С января 2009 года дополнительное единовременное пособие при рождении ребёнка стало выплачиваться дифференцировано: на первого ребёнка – 1100 руб., на второго ребёнка – 2000 руб., на третьего ребёнка (и последующих детей) – 3000 руб. В 2009 году за пособием обратилось 13,1 тыс. граждан, что на 45% больше, чем в 2008 году, что свидетельствует о большей информированности населения о введении дополнительного пособия при рождении ребёнка, а также о росте рождаемости.

В течении года произошло увеличение числа получателей ежемесячного пособия на ребёнка на 65% и сейчас их в области 85 тысяч человек.

Проводимые областные мероприятия, такие как областные акции «Роди патриота в День России», «Помоги собраться в школу», областной конкурс «Семья года» стали традиционными в области, проводятся ежегодно и играют значительную роль в пропаганде семейных ценностей, авторитета семьи, материнства и отцовства. За последние годы появился актив из числа семей, которые являются не только участниками различных мероприятий, но и их организаторами, а значит проводниками семейной политики.

Все эти меры способствовали улучшению демографической ситуации в области.

Вы уже знаете, что в 2009 году родилось 13722 ребёнка, что на 185 детей больше, чем за 2008 год. На 624 случая уменьшилась смертность по сравнению с 2008 годом. Это самые лучшие показатели в регионе за последние 15 лет.

Положительная динамика демографических процессов намечается в целом по России. По предварительной информации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2009 году в России родилось 1761 тысяча детей, что на 2,8% больше по сравнению с предыдущим годом.

На решение задачи - повышение эффективности социального обслуживания граждан и создание равных условий для обеспечения доступности к социальным услугам - направлена деятельность 26учреждений социального обслуживания, в том числе 12 учреждений социального обслуживания семьи и детей на 346 мест круглосуточного пребывания и учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 2156 мест круглосуточного пребывания.

В 2009 году, в связи с приведением условий проживания в государственных учреждений к нормам САНПИНа, с введением отраслевой оплаты труда и с социальным положением семей с детьми и одиноких пожилых людей и инвалидов, более эффективно стала использоваться материальная база государственных учреждений. Наполняемость учреждений выросла и составила:

-по учреждениям семьи и детей -100,7% .

-по учреждениям старшего поколения и инвалидов -97,2%.

За 2009 год обслужено 5285 человек специалистами надомной службы. Очерёдность на надомное обслуживание в области отсутствует.

Расширение сферы оказываемых услуг населению привело к увеличению численности обслуживаемых взрослых и детей в учреждениях социального обслуживания семьи и детей до 65 тысяч человек в год. Стационарными отделениями оказана комплексная помощь 1298 детям, из них 726 детей вернулись в родные семьи.

В 2009 году в учреждениях социального обслуживания внедрены современные технологии обслуживания населения, такие как социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов в приёмной семье социального работника, оказание социально - медицинской помощи на дому. Социальные проекты 6 учреждений социального обслуживания семьи и детей стали победителями различных конкурсов с общей грантовой поддержкой в сумме 716 тысяч рублей.

Несмотря на трудную финансовую экономическую ситуацию в области, вызванной кризисом, Департаменту удалось реализовать ряд важных задач по укреплению материально-технической базы, направленной на улучшение условий пребывания обслуживаемых в государственных учреждениях. Среди них:

- велось строительство здания комплексной реабилитации Максимовского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей на 48 койко-мест и пристроя к зданию реабилитационного центра для детей и инвалидов с ограниченными возможностями «Подсолнух» в г. Ульяновске на 30 посещений в день и 15 койко-мест в соответствии с федеральной целевой программой «Дети России».

проведён капитальный ремонт в:

-центре социального обслуживания населения «Парус надежды»;

-социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Открытый дом» Это позволило привести помещения данных центров к регламентирующим нормам СанПиНа.

-произведена реконструкция здания пищеблока в реабилитационном центре для молодых инвалидов в р.п. Вешкайма.

Удалось сдвинуть с мёртвой точки проблему создания в области учреждения для лиц без определённого места жительства. Много было проделано организационной работы – от принятия нормативных актов Правительства Ульяновской области до выделения здания в Заволжском районе. В 2010 году 1,0 млн. руб. будет направлен на разработку проектной документации Дома ночного пребывания для лиц без определённого места жительства в г.Ульяновске. Открытие данного учреждения позволит решать вопросы по социальной защите лиц, оказавшихся в ситуации без жилья, средств к существованию и соответствующих документов.

В 2009 году проводилась очень серьёзная и планомерная работа, направленная на сохранение жизни и безопасности обслуживаемых, проживающих в стационарных учреждениях. Были приняты ведомственные целевые программы по пожарной безопасности и энергосбережению в учреждениях, подведомственных Департаменту социальной защиты населения. Разработаны и утверждены мероприятия, реализация которых позволила решить многие вопросы по пожарной безопасности, в частности произвести вывод сигнала пожарной тревоги на пульт ближайшей пожарной части в 25 учреждениях из 26, установить тревожную кнопку во всех детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей, во всех учреждениях восстановлены и находятся в рабочем состоянии системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре и другие мероприятия.

Во всех учреждениях социального обслуживания населения разработаны и утверждены мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности, позволяющие сократить в 2010 году лимиты потребления ТЭР и коммунальных услуг на 15% в натуральных величинах по сравнению с 2009 годом.

Для повышения эффективности деятельности государственных учреждений по оказанию социальных услуг населению ведётся процесс реорганизации государственных учреждений в автономные. Это позволит:

-повысить уровень экономного использования бюджетных средств и материальных ресурсов;

-расширить формы и методы предоставления социальных услуг;

-получить дополнительные средства на укрепление материально-технической базы учреждения, закрепление квалифицированных кадров за счёт использования финансовых возможностей для увеличения заработной платы специалистов.

Принято распоряжение Правительства Ульяновской области «О создании областных государственных автономных учреждений путём изменения типа существующих государственных учреждений» и разработан план перевода учреждений социального обслуживания в форму автономных на 2009-2010 гг.

В 2009 году в форму автономных переведены 2 учреждения: ГУ «Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста «Сосновый бор» в р.п. Вешкайма и ГУ «Ульяновский областной социально-реабилитационный центр имени Е.М. Чучкалова». Проведена вся организационная работа по переводу с 01.01.2010 года в статус автономных ещё трёх учреждений: Геронтологического центра в г. Ульяновске; Дома-интерната для престарелых и инвалидов в г. Димитровграде; Дома-интерната для престарелых и инвалидов «Союз» в с. Бригадировка».

На последнем заседании коллегии мы определили приоритетные направления работы Департаментов в 2010 году. Я остановлюсь только на некоторых.

С 1 января 2010 года установлены социальные доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров с тем, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера была не ниже прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации. В Ульяновской области она установлена в размере 3966 рублей в месяц. В январе социальные доплаты получили 28 тысяч неработающих пенсионеров.

Перед органами социальной защиты населения стоит задача качественного проведения информационного обмена с региональным отделением ПФР. Итогом совместной работы должно стать поднятие уровня материального обеспечения всех получателей пенсий в Ульяновской области до величины прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области и привлечение в регион значительных средств федерального бюджета для обеспечения выплат указанной категории населения.

С 1 января 2010 года начался переход к денежной форме предоставления мер социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В 2009 году приняты необходимые нормативные документы, заключён государственный контракт на оплату услуг расчётной организации, приобретено серверное оборудование, автоматизированные рабочие места для специалистов, в чьи обязанности входит реализация данных функций. На подготовительные мероприятия ушло несколько месяцев. Однако этого оказалось мало. Мы столкнулись с целым рядом проблем организационного, технологического и методологического характера. Многие вопросы, такие как возмещение расходов на приобретение сжиженного газа, организация обмена информацией между территориальными управлениями и расчётной организацией по каналам связи с обеспечением всех условий безопасности передачи персональных данных и другие, не нашли своего разрешения и сегодня.

Но решение проблем и отработка всех вопросов – это наша постоянная работа. Главное – снизить социальное напряжение. Граждане должны как можно менее болезненно войти в новый процесс. Для этого принято решение в феврале вместе с первой ЕДК произвести авансовую выплату в 320 рублей на оплату услуг текущего месяца с последующим перерасчётом фактической суммы.

В течении февраля необходимо привести в соответствие все процессы, связанные с организацией выплаты, снять все вопросы у населения, возникшие при первой оплате.

С 1 января 2010 года Департамент социальной защиты населения Ульяновской области берёт на себя часть федеральных полномочий от Фонда социального страхования по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда.

Соответствующее Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области подписано 24 декабря 2009 года, которое утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с данным Соглашением 29 декабря 2009 года подписано Соглашение между государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области.

Реализация передаваемых федеральных полномочий будет осуществляться за счёт субвенций, направляемых из федерального бюджета. В 2010 году размер субвенции на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации составит 84,1 млн.руб., на обеспечение санаторно-курортным лечением около 32,0 млн.руб.

С 11 января 2010 года заявления от инвалидов и ветеранов принимают специалисты государственных учреждений социальной защиты населения по месту жительства. По итогам января отделами Департамента от государственных учреждений социальной защиты населения принято 614 заявлений на санаторно-курортное лечение и 205 заявлений на обеспечение техническими средствами реабилитации.

2010 год – год 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Одной из основных задач будет предоставление социальных выплат на улучшение жилья инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны.

21 декабря 2009 года Президентом Российской Федерации подписан закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», согласно которого все ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получат в 2010 году социальную выплату на улучшение жилья. Таких в области 652 человека. Первые средства из федерального бюджета в размере 51,6 млн.рублей уже поступили. В настоящее время проходит обследование жилищных условий участников и инвалидов Великой Отечественной войны и вдов погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны с целью определения необходимости улучшения жилищных условий. Обследование проводится не только специалистами органов социальной защиты населения, но и депутатами разных уровней, кроме того проводится разъяснительная работа с ветеранами по вопросам улучшения жилищных условий. В ходе обследования было выявлено, что помимо необходимости в получении нового жилья, ветераны и инвалиды нуждаются в ремонте жилья, в котором проживают на данный момент. На реализацию данных полномочий необходимо изыскать средства в размере 10 млн.рублей.

В 2010 году все социальные обязательства перед населением должны быть выполнены в полном объёме.

Всего на предоставление мер социальной поддержки бюджетом Ульяновской области на 2010 год предусмотрено средств на сумму 3,1 млрд. рублей. В абсолютных цифрах сумма средств 2010 года превышает бюджетные ассигнования 2009 года на 21,5%. Особое внимание будет уделено предоставлению субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг. Фактически благодаря данной мере социальной поддержки можно оказать значительную помощь работающему населению.

В 2010 году сохранены все пособия и выплаты на 85 тысяч детей.

Финансирование мер социальной поддержки семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется в 2010 году в сумме 270,1 млн.рублей.

С 2010 года начинается реализация выплат по именному капиталу «Семья».

Право воспользоваться в 2010 году Сертификатами наступает в 1 полугодии у 176 семей. На 2010 год на эти цели предусмотрено 17,8 млн. руб.

Продолжится реализации проекта «Социальная карта жителя «Ульяновской области». По итогам 2009 года более 62 тысяч человек подали заявления на приобретение социальной карты. В 2010 году планируется довести число держателей карт до 112 тысяч.

Создание новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. С 01 июля 2010 года планируется перевести четыре учреждения в статус автономных: трёх психоневрологических интернатов, специального дома-интерната для престарелых и инвалидов, а с 01 января 2011 года в статус автономного будет переведён дом-интернат для престарелых и инвалидов в с.Репьёвка-Колхозная. Будет продолжена работа по формированию государственного заказа на выполнение государственных социальных услуг, установлению показателей бюджетной эффективности деятельности учреждений.

В 2010 году планируется укрепление материально-технической базы государственных учреждений. Будет продолжено строительство здания комплексной реабилитации детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей в с. Максимовка и пристроя к существующему зданию реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» в г. Ульяновске.

С вводом в эксплуатацию нового корпуса в реабилитационном центре «Подсолнух», мощность учреждения увеличится в 2 раза. Это позволит увеличить количество детей – инвалидов, получивших реабилитационные услуги и оказать социальную помощь семье, воспитывающей ребёнка-инвалида.

С вводом в 2011 году центра реабилитации Максимовский дом-интернат расширяет свою деятельность и обеспечивает не только достойный уход за тяжело больными детьми, но и воспитывает, обучает и создаёт все условия для того, чтобы они сами себя обслуживали и вели активный образ жизни.

И последнее. В 2010 году будут реализовываться мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и их жёсткой экономии. Нам необходимо изыскать дополнительные средства на продолжение строительства центра «Подсолнуха», мероприятия по энергосбережению, заработную плату. Эти вопросы уже не раз обозначались на рабочих совещаниях.

С целью повышения эффективности деятельности исполнительных органов власти, Правительство Ульяновской области планирует утвердить перечень показателей рейтинговой оценки. У Департамента труда и занятости населения количество показателей составляет 16, у Департамента социальной защиты населения их 4. В первом квартале необходимо привести в соответствие оценочные показатели по территориальным управлениям социальной защиты населения, учреждениям социального обслуживания и центрам занятости населения с оценочными показателями деятельности Департаментов.

Если коротко пройтись по работе центров занятости, то нужно отметить, что системно, планомерно, настойчиво вели работу как в 2009 году, так продолжают и в наступившем 2010 году Центры занятости населения Новоспасского, Барышского, Тереньгульского районов.

Более целенаправленно и эффективно в современных условиях должен действовать Центр занятости населения г. Ульяновска. По итогам года здесь почти 60% от общего числа безработных области. Длинные очереди на прием к специалистам, малое число выявляемых вакансий, значительные суммы неосвоенных субсидий говорят о просчётах и недостатках в системе управления Центром идущих процессов.

Не наблюдается заметных изменений к лучшему в деятельности Центров занятости населения Сенгилеевского и Карсунского районов. Уровень безработицы здесь в числе самых высоких в области. Реализация мероприятий по содействию занятости осуществлялась вяло. Рейтинги работы в числе самых низких.

По территориальным управлениям и отделениям социальной защиты населения по итогам 2009 года самых высоких показателей добились территориальные органы социальной защиты населения по Николаевскому, Павловскому районов. По сравнению с 2008 годом в положительную сторону исправили свои позиции территориальное управление по Сурскому (с 19 на 5 позицию), Радищевскому району (с 21 на 6 позицию). Последние места по данной группе занимают территориальные управления по Чердаклинскому, Старомайнскому и Базарносызганскому районам.

По государственным учреждениям социального обслуживания населения самый высокий рейтинг у социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка, Центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья», Центра социального обслуживания «Доверие» в г.Димитровграде, реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Подсолнух», специального (коррекционного) профессионального училища в г.Димитровграде.

Самый низкий рейтинг - у дома-интерната для престарелых и инвалидов в с.Репьёвка-Колхозная и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Открытый дом» в г.Ульяновске.

Уважаемые участники заседания коллегии!

Каждый из присутствующих в зале руководителей и специалистов органов государственной власти несет высокую ответственность за выполнение поставленных задач,

Программа действий, которую мы определили на 2010 год, очень масштабная. Наша задача обеспечить их полное и качественное исполнение для того, чтобы не допустить ухудшение социального положения граждан, минимизировать социальные последствия экономического кризиса. Во всех направлениях деятельности уделять особое внимание социально незащищённым группам населения, инвалидам.

Спасибо за внимание!