Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Доклад Васильева А.А — Министра труда и социального развития Ульяновской области по вопросу: «Меры и инициативы по снижению социальной напряжённости в условиях финансово-экономического кризиса в 2009 году» на заседании коллегии по итогам 1-го полугодия 2009 года

Уважаемые коллеги!

Сегодня впервые проводится совместное заседание коллегии Департамента социальной защиты населения и Департамента труда и занятости населения. Это вызвано необходимостью анализа сложившейся ситуации по итогам 1-го полугодия 2009 года, как на рынке труда и занятости, так и по социальной поддержке населения в условиях финансово-экономического кризиса и координации совместной деятельности в дальнейшей работе.

Данная работа проводится под руководством Губернатора Ульяновской области – Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова. Еженедельно на заседании областного антикризисного штаба и штаба по рынку труда с участием руководителей муниципальных образований делается анализ сложившейся социально-экономической ситуации и вырабатываются конкретные меры по её исправлению.

С чего мы стартовали в 2009 году:

  • удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума в Ульяновской области составил 20,1 % , это 8 место среди регионов ПФО;

  • уровень регистрируемой безработицы — 1,6 % или 6 место по ПФО (по России – 2 %, ПФО — 1,3 %);

  • задолженность по заработной плате — 11,5 млн. рублей и по данному показателю среди регионов ПФО мы занимали 3 место.

Поэтому на первое место среди основных приоритетов деятельности Правительства области в 2009 году стала социальная проблематика.

Социальные мероприятия этого года направлены на решение главной задачи – смягчение негативных последствий экономического кризиса для населения.

Особо важным направлением в нынешних условиях становится стабилизация на рынке труда, постоянный и оперативный контроль за занятостью населения и безработицей.

В течение 2008 года с крупных и средних предприятий области по различным причинам выбыло 106,0 тыс. человек (31,5 % среднесписочной численности), а компенсировали приёмом новых работников лишь на 87,1 %.

На начало 2009 года в службу занятости 308 предприятий и организаций представили списки на высвобождение 6 012 человек; 25 660 человек на 54 предприятиях оказались в режиме неполной занятости на производстве по инициативе работодателей.

С начала года на рынок труда Ульяновской области оказывали влияние следующие факторы:

  • несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;

  • значительные размеры неполной занятости на ряде предприятий;

  • напряжённая ситуация в сфере занятости в сельских районах и в отдельных населённых пунктах;

  • движение рабочей силы происходит с преобладанием выбывших работников над численностью принятых на работу;

  • неудовлетворенный спрос на квалифицированные кадры;

  • низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе женщин, молодёжи.

Ситуация с занятостью населения несколько осложнена увеличением с 1 января 2009 года максимального размера пособия по безработице до 4 900 рублей, а также возможностью получения пособия в данном размере лицам, уволенным с предприятий и организаций по собственному желанию.

Одним из направлений антикризисных мер в Ульяновской области является реализация Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2009 году.

Программа была разработана и утверждена постановлением Правительства Ульяновской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации». Общий объём финансирования её составил из областного и федерального бюджетов 202,6 млн. рублей. Для её выполнения проведён целый ряд организационных мероприятий:

  • подписаны Соглашения о реализации мероприятий Программы между Правительством области и каждым городским и районным муниципальным образованием. Для ускорения и контроля хода их выполнения по каждому муниципальному образованию составлены сетевые планы-графики, проведены совещания с директорами центров занятости населения и руководителями администраций городов и районов, работодателями.

  • организован и ведётся в разрезе каждого муниципального образования еженедельный мониторинг хода выполнения мероприятий Программы.

  • осуществляется постоянный контроль за выполнением мероприятий по организации временных рабочих мест в организациях участниках программы. Еженедельно оформляется экран ситуации на рынке труда области, в котором отражается, в том числе в разрезе каждого муниципального образования, количество организаций – участников мероприятий, заключенных договоров, созданных рабочих мест, и фактически участвующих в работе граждан.

Своевременно принятые организационные меры позволили чётко организовать реализацию мероприятий Программы.

Ситуация на рынке труда Ульяновской области с 1 октября 2008 года значительно осложнилась.

785 организаций области предоставили сведения о высвобождении 14 872 работников. За указанный период было уволено 6 291 человек, из них обратились в службу занятости 4 039 человек.

Сведения о введении режимов неполной занятости имеются от 262 организаций области, из них в 56 планируется высвобождение работников.

В течение отчётного периода численность работников, находящихся под риском увольнения, была нестабильной и максимальные значения достигали до 47 206 человек (на 01 апреля 2009 года). По последним данным всего в режиме неполной занятости работников находится 36 039 человек, в том числе 1 683 человек — в отпусках без сохранения заработной платы.

Из общего числа работников, находящихся под риском увольнения, 17 662 человека или 49,0 % приходится на г.Ульяновск, в том числе:

  • по Засвияжскому району – 8 926 человек (ОАО «УАЗ» — «Металлургия» — 1 252 человека, ОАО «Автодетальсервис» — 1 854 человека);

  • в Железнодорожном районе их общее количество составило 3 154 человека (ОАО «Ульяновский моторный завод» - — 2 850 человек);

  • в Заволжском районе – 3 640 человек (ОАО «Завод КПД-2» — 636 человек);

  • в Ленинском районе – 1 942 человека (ОАО «Контактор» — 1 200 человек).

В г. Димитровграде 13 710 человек (38,0 %) находятся под риском увольнения. Наибольшее число данных работников приходится на ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» — 5 442 человека, ОАО «Ковротекс» — 780 человек.

Значительное количество работников работают в режиме неполной занятости на предприятиях:

  • Сурского района – 621 человек или 1,7 % (OOO «Чеботаевка» — 160 человек, Райпо – 65 человек, ПО «Сура» — 64 человека);

  • Барышского — 701 человек или 1,9 % (ОАО «Редуктор» — 285 человек, ЗАО «Румянцево» — 244 человека);

  • Мелекесского – 583 человека или 1,6 % (ООО «Номатекс» — 550 человек).

Ситуация в остальных районах была также напряжённой, что потребовало дальнейшей активизации работы со стороны районных служб занятости, направленной на снижение напряжённости в сфере труда и занятости по основным четырём направлениям:

Первое направление — организация оплачиваемых общественных работ

Программы по организации оплачиваемых общественных работ для безработных граждан, граждан ищущих работу, а также работников, находящихся под риском массового увольнения, реализуется на 356 предприятиях Ульяновской области.

В первую очередь Центры занятости организовали проведение общественных работ на градообразующих предприятиях, таких как: «Ульяновский автомобильный завод» в г. Ульяновске, «ДААЗ» в г.Димитровграде, ООО «Номатекс» в Мелекесском районе, ЗАО «Румянцево» в Барышском районе, ЗАО «Силикатчик» в Сенгилеевском районе.

Так, 1 614 сотрудников ОАО «Ульяновский автомобильный завод», находящиеся под риском увольнения, начиная с марта 2009 года, два дня в неделю работали на оплачиваемых общественных работах и три дня — на основных рабочих местах. Работники занимались благоустройством территории завода, мелким косметическим ремонтом цехов, демонтажом оборудования, оформляли документы перед сдачей в архив.

В реализации мероприятий Программы активно участвует Областное государственное унитарное предприятие «Ульяновскавтодор», на котором в общественных работах принимает участие 557 человек в 12 муниципальных образованиях области. Основные виды работ: содержание и очистка дорожных покрытий, подъездных путей, ремонт и строительство дорожного полотна, изготовление железобетонных изделий, погрузочно-разгрузочные работы, уборка помещений, благоустройство территории.

В г. Димитровграде на ОАО «ДААЗ» 223 человека, находящиеся под риском увольнения, занимаются слесарными работами, убирают территорию предприятия, помогают в содержании оборудования энергетического, газового, тепло и водоснабжения; занимаются сбором и переработкой вторичного сырья и отходов, косметическим ремонтом производственных и непроизводственных помещений.

Вышли из режима неполной занятости на производстве: ОАО «УАЗ», ОАО «Утёс», ОАО «Дом печати», ОАО «Ульяновский патронный завод», ООО «Стройдеталь Сервис» и др.

Данное направление работы показало свою эффективность. В оплачиваемых общественных работах на 15.07.2009 года приняло участие 25 488 человек. Выполнение программы по численности участников составило 230 %. 17 тысяч работников, находившихся под риском увольнения, получили дополнительную финансовую поддержку и смогли поддержать свою семью в самый сложный период.

Другим важным направлением Программы является опережающее профессиональное обучение для работников, находящихся под риском массового увольнения

Такое обучение сегодня реализуется на 66 предприятиях Ульяновской области:

  • приступили к обучению 3 931 человек (41 %);

  • закончили опережающее обучение 1 692 работника (18 %), все они продолжают работать на своих предприятиях;

  • продолжают опережающее обучение 2 239 человек.

Наиболее массовыми для обучения являются следующие профессии: стропальщик, станочник, электрогазосварщик, водитель, а также курсы повышения квалификации по промышленной безопасности и повышение квалификации инженерно-технических работников.

Всего же опережающее обучение проводится более чем по 100 профессиям (специальностям, направлениям повышения квалификации).

Активно участвуют в программе опережающего обучения такие предприятия как ОАО «Контактор», ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Димитровградхиммаш», ООО «Димитровградский завод радиаторов» ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод», ОАО «Ульяновскнефть», ООО «Симбирские стройматериалы».

В реализации программ опережающего обучения участвуют профессиональные училища, Ульяновский профессионально-педагогический колледж, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновский государственный педагогический университет, межотраслевой учебный центр жилищно-коммунального хозяйства, Центр подготовки и повышения квалификации «Авиастар».

Информирование работников и руководителей предприятий о возможностях опережающего обучения проводится с широким привлечением СМИ.

Опережающее профессиональное обучение получило поддержку у населения в связи с тем, что оно позволяет на бесплатной основе получить вторую профессию, освоить смежную профессию, тем самым повысить свою квалификацию, и как результат — повысить свою конкуренцию на рынке труда.

Учитывая большое количество работников, продолжающих оставаться под риском увольнения (до 30 тысяч человек), в августе — сентябре решено подготовить дополнения в число участников программы опережающего обучения с выделением дополнительных средств федерального бюджета (до 1 тысячи участников на 6 млн. рублей).

Новой для региона стала программа стажировок для выпускников учебных заведений всех уровней образования, закончивших учёбу в 2009 году

Правительство области приняло решение предусмотреть дополнительные меры для того, чтобы выпускники вошли в региональную программу поддержки занятости населения. Прогнозируется, что различными мероприятиями будет охвачено 1 100 — 1 600 человек. Молодые люди, не нашедшие работы, смогут пройти стажировку на предприятиях и в организациях различных организационно-правовых форм Ульяновска и ряда других муниципальных образований. Продолжительность стажировки составляет в среднем 3 месяца.

Данные мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений показывают, что из 15 476 выпускников:

  • трудоустроятся не более половины (7 987 человек),

  • 15 % (2 333 человека) будут призваны в ряды Вооружённых сил РФ,

  • 22 % (3 425 человек) продолжат обучение.

  • 11 % (или 1 731 выпускник) имеет риск быть нетрудоустроенным. Это каждый пятый выпускник высшего профессионального образования и каждый десятый выпускник среднего профессионального образования.

Невостребованными на рынке труда могут оказаться специалисты гуманитарного профиля (юристы, менеджеры, социальные работники) и специалисты в области экономики и управления (экономисты, бухгалтеры, маркетологи).

Поэтому Департаментом труда и занятости населения совместно с Департаментом профессионального образования разработан и утверждён план действий на 2009 год по организации стажировки выпускников профессиональных образовательных учреждений, находящихся под риском не трудоустройства. Создан единый банк вакансий для стажировки в г. Ульяновске. Всего по Программе планируется создание 1 136 временных рабочих мест на предприятиях для работы стажёров.

В настоящее время заключено 48 договоров об организации стажировки на 898 мест на сумму 14,5 млн. рублей. По данным договорам уже направлен на стажировку 31 выпускник учреждений начального профессионального образования, 30 выпускников учреждений среднего профессионального образования, 2 выпускника учреждений высшего профессионального образования.

В составе предприятий и организаций, заключивших договоры на организацию стажировки — ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Авиастар-СП», Ульяновская областная организация ООО «Российский союз молодёжи», Барышская швейная фабрика и другие.

Прогнозируя возможное значительное число нетрудоустроенных выпускников вузов, имеющих гуманитарные специальности (социальные работники, социологи, психологи, юристы, бухгалтеры, экономисты, менеджеры и т.п.), проведена работа по заключению договоров с общественными организациями (Российский союз молодёжи, Городской студенческий совет) и некоммерческими организациями (НП УИЦ «Бинк» и др.). Это позволит временно трудоустроить от 200 до 400 выпускников высшего профессионального образования.

В то же время количество обратившихся за направлениями выпускников значительно отстаёт от количества подготовленных временных рабочих мест на предприятиях, и эту задачу предстоит решить в ближайшее время.

Не менее важным направлением Программы является содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан

Программой предусмотрена выдача субсидии для частичной компенсации расходов, связанных с организацией малого предпринимательства и самозанятости для 1 000 участников на сумму 34,5 млн. рублей.

Центрами занятости населения заключены договоры с 879 безработными гражданами на содействие им в предпринимательской деятельности; 811 граждан получили Свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; 786 человек получили субсидии на общую сумму выплаченных 33,2 млн. рублей.

В рамках мероприятий Программы по содействию безработным гражданам в развитии малого предпринимательства и самозанятости основным видом деятельности в сельских муниципальных образованиях является животноводство (разведение крупного рогатого скота, выращивание свиней). Другие виды деятельности, по которым граждане занялись предпринимательством: растениеводство, пчеловодство, птицеводство, овощеводство, пошив и ремонт одежды, оптово-розничная торговля, транспортные услуги, услуги парикмахера и косметолога, переработка древесины, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, оказание коммунальных услуг и т.д.

Службы занятости по реализации данного направления столкнулись с рядом проблемных вопросов, таких как налогообложение, аренда помещений, разработка бизнес-планов, бухгалтерская отчётность и т.п. Для решения возникших проблем были привлечены Управление Федеральной налоговой службы, Департамент инвестиций и внешних связей, Департамент развития предпринимательства и другие. Такое взаимодействие позволило выполнить намеченные показатели по данному направлению Программы.

Достаточно эффективная работа по выполнению Программы позволила освоить выделенные средства, подготовить и защитить мероприятия второго этапа Программы.

6 июля 2009 года подписано дополнение к Cоглашению между Правительством Ульяновской области и Федеральной службой по труду и занятости о реализации мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда. Согласно документу увеличивается объём средств и количество участников Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2009 году. Общий объём средств на мероприятия второго этапа Программы составит 228,8 млн. рублей, из них 217,4 млн. рублей – средства федерального бюджета. В область уже поступили федеральные средства на субсидии в размере 86,9 миллионов рублей. Деньги распределены между муниципальными образованиями и расходуются на организацию опережающего обучения, а также общественных оплачиваемых работ, стажировок, содействие самозанятости безработных. Ульяновская область стала первой в числе российских регионов, получивших дополнительные средства.

Состояние дел показывает, что отрасль в состоянии освоить средства второго этапа Программы до октября текущего года, что позволит выйти с предложением в федеральный центр о выделении следующих дополнительных средств.

О работе органов системы социальной защиты населения в условиях финансово-экономического кризиса

Губернатором Ульяновской области Сергеем Ивановичем Морозовым перед органами социальной защиты населения поставлена задача выполнения всех взятых социальных обязательств и усиления социальной защиты населения в условиях кризиса.

2008 год был результативным в принятии региональных законов, направленных на усиление мер социальной поддержки населения, улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Были проведены все подготовительные мероприятия по реализации законов, а по ряду законов начата их реализация:

  • проведены ежегодные индексации денежных выплат и компенсаций (в соответствии с действующими нормативными актами), увеличены объёмы предоставляемых мер социальной поддержки (базовый размер детских пособий — до 120 рублей, детям военнослужащих — с 650 до 1 280 рублей);

  • введены дополнительные выплаты детям и многодетным семьям для подготовки к школе, единовременные выплаты при рождении второго, третьего ребёнка;

  • бесплатное протезирование для лиц, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи и не имеющих группу инвалидности. Ежегодно такая помощь будет оказываться более 500 гражданам;

  • предоставление единовременной материальной помощи родителям погибших при исполнении служебных обязанностей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, прокуратуры РФ и получивших ранения в ходе боевых действий;

  • выплата ежемесячных денежных пособий инвалидам боевых действий;

  • социальная поддержка специалистам, педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, садоводам по льготному проезду на садово-дачные массивы, студентам и обучающимся по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в пределах Ульяновской области в размере 50 %.

Несмотря на то, что расходные обязательства за счёт средств областного бюджета были приняты до кризиса и затем скорректированы, все социальные обязательства перед населением были сохранены. С большим пониманием к этому относятся Правительство и Законодательное Собрание Ульяновской области.

Это позволяет органам социальной защиты населения выполнять все возложенные на них полномочия в полном объёме.

Различным категориям населения производится более 90 выплат и 20 мер социальной поддержки.

Общее количество получателей льгот и гарантий ( с учётом членов семей) составляет более 700 тысяч человек.

Общий объём реализуемых средств за 1 полугодие 2009 года составил 2,3 млрд. рублей, что на 22 % больше чем за аналогичный период 2008 года.

Правительство Ульяновской области поставило задачу – в период кризиса особое внимание уделить слабо защищённым группам населения, прежде всего пенсионерам, семьям с детьми и безработным гражданам.

Анализ ситуации позволил выявить особо нуждающихся безработных граждан и организовать работу по оказанию им адресной помощи, а также определить наиболее незащищенные категории безработных граждан (малоимущие семьи, имеющие несовершеннолетних детей, и малоимущие граждане предпенсионного возраста) с целью разработки механизмов по оказанию им социальной поддержки. В результате различные меры социальной поддержки в виде субсидий и компенсаций на жилищно-коммунальные услуги, пособий на детей и др. предоставлены 11 381 человеку из числа безработных граждан.

Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области разработаны и утверждены мероприятия в рамках ведомственной целевой программы «Адресная социальная помощь малоимущим категориям населения на 2009-2011 годы», предусматривающие оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, принявшим участие в общественных оплачиваемых работах:

  1. ежемесячная выплата в размере 720 рублей на питание детей в школе;

  2. ежемесячная выплата в размере 720 рублей на компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг;

  3. пособие по беременности и родам, уволенным и сокращённым в размере 1 500 рублей.

Адресная помощь в рамках Программы уже оказана 1 231 человеку или 78,5 % из числа выявленных малоимущих, участвующих в общественных оплачиваемых работах и воспитывающих детей либо имеющих предпенсионный возраст (с учётом членов их семей – 1 825чел.).

Выделены дополнительные средства областного бюджета в сумме 21,0 млн. рублей на реализацию данных мероприятий, что позволит продолжить до конца 2009 года последовательную политику адресной социальной поддержки 13 тысячам нуждающихся малоимущих граждан.

Что касается пенсионеров, то Правительство Российской Федерации предприняло ряд кардинальных мер по увеличению пенсии пенсионеров. Только в 2009 году прошло уже третье повышение пенсии. В результате после перерасчёта с 1 августа 2009 года средний размер трудовой части пенсии составит 5 536 рублей, по старости — 5 855 рублей, по инвалидности — 4 048 рублей, по случаю потери кормильца — 3 323 рубля. Главные задачи — в среднесрочной перспективе существенно повысить пенсии старшему поколению в зависимости от продолжительности «советского» стажа, а также ликвидировать бедность среди пенсионеров.

В Ульяновской области создана и действует своя региональная система социальной поддержки ветеранов.

Несмотря на финансовый экономический кризис, с 1 июля 2009 года Правительство Ульяновской области нашло возможность приравнять льготы ветеранов труда Ульяновской области к льготам ветеранов труда федерального значения. Размер ежемесячной денежной выплаты увеличен с 336 рублей до 501 рубля и эта категория граждан стала иметь право на компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, средний размер которой составит по области от 400 до 500 рублей. Всего получателями мер социальной поддержки являются 51 839 ветеранов труда Ульяновской области

Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются более 351,7 тысячам человек, а с учётом членов их семей – это более 544 тысяч человек или 41 % от общей численности населения.

Более 57,5 человек являются получателями субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что на 2 446 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среднемесячный размер предоставляемой гражданам субсидии составляет 894 рубля. Свыше 20 % семей получают субсидии в Сурском (20,32 %), Николаевском (23,6 %), Радищевском (25,8 %), Павловском (29,9 %), Старокулаткинском (32,2 %) районах, в 3-х муниципальных образованиях процент охвата семей составляет ниже 10 %. Это Димитровград и Мелекесский район — 9,53 %, г. Ульяновск — 9,05%, г. Барыш и Барышский район — 7,9 %.

На территории области выполняются все взятые государством социальные обязательства по социальной поддержке малоимущих семей:

  • Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается на 80 648 детей, что составляет 85,6 % от общего количества детей из малообеспеченных семей. По сравнению с прошлым годом в области резко сократилось количество получателей ежемесячного пособия на ребёнка. Прежде всего, это связано с проведённой работой по обновлению доходов получателями в связи с изменением в законодательстве. В текущем году оформили вновь или продлили право на получение пособий более 37 тысяч человек. С начала текущего года 6 562 малоимущим семьям с детьми, впервые обратившимся в органы социальной защиты населения, назначены ежемесячные пособия на ребёнка. Тогда возникает вопрос, почему 13,8 тысяч получателей даже в такое сложное финансовое время не дошли до органов социальной защиты населения? Анализ показывает, что имеются проблемы по оформлению пакета документов, особенно у той части населения, которая трудится у частных предпринимателей без договоров, другой причиной является сам размер выплаты, который настолько незначителен, что семьи просто игнорируют данную выплату. По области количество не получающих вовремя ежемесячное пособие составляет 4 091 человек или 5,49 % от общего количества получателей пособий на детей. Общая сумма неоплаты составляет 1,5 млн. рублей. По городу Ульяновску 2 363 человека или 14,84 % не приходят за получением ежемесячного пособия, хотя оно перечислено и находится на почте; по Карсунскому району – 225 человек или 7,91 %, по Старомайнскому району 137 человек или 7,26 %.

  • Более 11 тысячам детей из многодетных семей выплачивается ежемесячная денежная выплата в размере 160 рублей. 8,5 тысяч детей получат ежегодную выплату в размере 1 000 рублей на приобретение школьной формы и спортивной одежды. Руководство Ульяновской области приняло решение об опережающем проведении в августе за сентябрь 2009 года социальных выплат гражданам, имеющим детей. Таким образом, граждане, имеющие право на ежемесячное пособие на ребёнка, ЕДВ на детей из многодетных семей, а также получатели пособия на детей военнослужащих сентябрьскую выплату получат вместе с пособием за август, т.е. досрочно. Двойная выплата перед началом школьного сезона будет подспорьем в небольшом семейном бюджете.

  • Более 22,5 тысяч семей получили адресную помощь из бюджетов всех уровней на сумму 22,1 млн. рублей. Средний размер помощи семье составил 981 рубль.

Антикризисной мерой является традиционная областная акция «Помоги собраться в школу», за 2 месяца её проведения более 13 тысяч детей из малоимущих семей получили помощь к началу учебного года.

В этом году перед органами социальной защиты населения была поставлена задача — организовать отдых и занятость 6 080 детей из многодетных, неполных семей, детей-инвалидов, социально-неблагополучных семей, обратив особое внимание на детей из семей граждан, попавших под увольнение и сокращение. В июне 2 556 детей отдохнули по путёвкам Департамента социальной защиты населения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оздоровлено на 391 ребёнка больше.

Изменяющаяся социально-экономическая обстановка в регионе привела к увеличению спроса у наиболее социально уязвимых слоёв населения на социальные услуги государственных учреждений социального обслуживания населения.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года:

  • увеличилось на 12 % количество обслуженных стационарными отделениями специализированных учреждений для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации (816 человек против 717); наполняемость учреждений для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации составила — 112 % ( в 1 полугодии 2008 года — 95,3 %);

  • увеличилось на 26,7 % количество граждан, обслуженных дневными отделениями учреждений социального обслуживания семьи и детей (33 419 человек против 24 846);

  • увеличилось количество детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях для детей с ограниченными возможностями. Только за 1 полугодие 2009 года удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, составил 20,3 % (за весь 2008 год только 22,3 %).

Повышение процента охвата реабилитационными услугами детей-инвалидов произошло за счёт открытия в январе 2009 года нового учреждения Центра социального обслуживания «Парус надежды» в р.п. Кузоватово. Функционирование данного учреждения значительно увеличило количество детей-инвалидов и членов их семей, получивших социальные услуги, с 801 в 1 полугодии 2008 г. до 1 136 в 1 полугодии 2009 г., или на 41 %.

  • возросло на 19,2 % количество индивидуальных консультаций, предоставленных гражданам специалистами учреждений социального обслуживания (психологами, юристами, социальными педагогами);

  • увеличилось на 26 % количество обращений на телефон экстренной психологической помощи (6 024 человека против 4 449);

  • увеличился спрос на 3 % на надомное обслуживание и на 12 % — количество обслуживаемых на дому на полной платной основе;

  • значительно возросла очерёдность в стационарные учреждения социального обслуживания для престарелых и инвалидов (дома-интернаты) и на 1 июля 2009 года составила: в психоневрологические интернаты – 26 человек, в дома-интернаты общего типа и геронтологический центр – 58 человек;

Сложившаяся ситуация требует от специалистов государственных учреждений социального обслуживания более профессионального подхода к своей работе, эффективного использования рабочего времени и качественного предоставления социальной услуги.

Как пример, улучшилась работа по семейному жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей. В 1 полугодии 2009 года из социальных приютов под опеку было определено 63 несовершеннолетних, почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На стабильность работы учреждений, особенно в кризисный период, влияет кадровая политика руководителей. К сожалению, текучесть кадров во многих учреждениях очень высока.

В учреждениях старшего поколения за 1 полугодие текучесть кадров составила 9,4 % (из 1 591 работающего уволилось 150 человек).

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей, показатели ещё выше:

  • в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Открытый дом» — уволено 18 человек или 26 % из 69 работающих;

  • в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Радуга» — уволено 16 человек или 22 % из 71 работающего.

Такое положение дел говорит о неэффективной кадровой политике.

Несмотря на трудную финансовую экономическую ситуацию в области, вызванной кризисом, Департаменту удалось реализовать ряд конкретных мероприятий по укреплению материально-технической базы, направленной на улучшение условий пребывания обслуживаемых в государственных учреждениях.

В 1 полугодии введены в эксплуатацию:

  • спальный корпус на 36 мест в ГУСО «Психоневрологический интернат в п. Лесной»;

  • спальный корпус ГУСО «Центр социального обслуживания «Парус надежды» в р.п. Кузоватово»;

  • здание бани-прачечной в ГУСО «Психоневрологический интернат в с. Акшуат».

Продолжена работа по строительству объектов социальной сферы, включенных в ФЦП «Дети России» на 2007 — 2009 годы:

— пристроя к существующему зданию Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» (за счёт средств бюджета Ульяновской области запланировано освоить 17,8 млн. руб.);

— здания комплексной реабилитации Детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка (планируется освоить за счёт средств федерального бюджета 32,9 млн. руб., из областного бюджета – 14,38 млн. руб.).

В качестве антикризисных мероприятий Департаментом были дополнительно привлечены средства:

  • Пенсионного фонда РФ в размере 14,38 млн. рублей на строительство комплексного центра Максимовского детского дома, что позволит сократить имеющийся дефицит денежных средств на строительство центра;

  • областного бюджета в размере 8,0 млн. рублей на капитальный ремонт здания ГУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Открытый дом» в г. Ульяновске», что позволит привести помещения к нормам регламентирующего СанПиНа по устройству изолятора;

  • Резервного фонда Президента РФ в размере 11,8 млн. рублей на капитальный ремонт столовой в ОГУСО «Центр социального обслуживания «Парус надежды» в р.п. Кузоватово», что позволит привести помещения к нормам регламентирующего СанПиНа.

В условиях экономического кризиса в Ульяновской области в 2009 году приостановилось финансирование областных целевых программ: таких, как ОЦП «Пожарная безопасность Ульяновской области» на 2006 — 2009 годы, ОЦП «Областная подпрограмма энергосбережения в ЖКК и бюджетной сфере Ульяновской области на 2007 — 2010 годы».

Возникла угроза срыва создания безопасных условий проживания в стационарных учреждениях с круглосуточным пребыванием людей и выполнения мероприятий по внедрению энергосберегающего оборудования, направленных на экономию расходования бюджетных средств в государственных учреждениях, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области.

С целью выхода из сложившейся ситуации Департаментом разработаны и утверждены ведомственные целевые программы:

— «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области» на 2009 — 2011 годы,

— «Энергосбережение учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области» на 2009 — 2011 годы.

Ведомственная целевая программа «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области» на 2009 — 2011 годы направлена на устранение выявленных нарушений, приведение учреждений в соответствие с требованиями норм и правил пожарной безопасности. Департаментом изысканы денежные средства в сумме 26,2 млн. рублей. Заключены и исполняются договоры на сумму 24,0 млн. рублей.

Все нарушения должны быть исправлены к 1 августа 2009 года.

Ведомственная целевая программа «Энергосбережение государственных учреждений социального обслуживания Ульяновской области» на 2009 – 2011 годы направлена на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов за счёт внедрения приборов учёта, замены энергоёмкого оборудования на энергоэффективное, использование энергосберегающих технологий для обеспечения комфортной среды и безопасных условий пребывания.

Оценивая сделанное, надо честно признать, что принятые меры оказались недостаточными, чтобы снять социальную напряжённость среди населения, связанную с финансово-экономическим кризисом. Социально-экономическая ситуация продолжает оставаться весьма напряженной.

Ситуация на рынке труда Ульяновской области остаётся сложной, но стабильной.

Общая безработица продолжает расти и на 01 июля 2009 г. составила 8,2 % (53,7 тыс.человек).

Уровень регистрируемой безработицы в регионе, начиная с апреля, стабильно удерживается на отметке 2,4 %, по России этот показатель составляет 2,8 %, в ПФО — 2,4 %.

Вызывает особую тревогу снижение реальных денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения составляют 84,8 % к январю — марту 2008 года.

Величина прожиточного минимума на душу населения в Ульяновской области составляет 4 422 рубля, среди субъёктов ПФО это 8 место. По предварительным расчётам за 2 квартал 2009 года увеличение величины прожиточного минимума на душу населения составит всего 1 % или 44 рубля.

Среднедушевой денежный доход составил в марте 2009 года 8 767 рублей, что составляет 55,9 % в соотношении с Российской Федерацией, среднемесячная заработная плата по Ульяновской области – 11325,3 рубля или 62,5 % в соотношении с Российской Федерацией.

Хочу обозначить приоритетные направления работы отрасли во втором полугодии 2009 года:

Стабилизация ситуации на рынке труда

Здесь мы обязаны обеспечить в полном объемё реализацию Программы поддержки занятости населения Ульяновской области на 2009 год.

В четвертом квартале текущего года предполагается внесение изменений в Программу в части увеличения численности участников, расширения видов работ и объемов финансирования как из областного, так и федерального бюджетов. (Сл.40)

Своевременная выплата ежемесячных пособий, ежемесячных денежных выплат региональным и федеральным льготникам и малоимущим категориям населения

Необходимо обратить серьёзное внимание на сокращение неоплаты при предоставлении социальных выплат через учреждения почтовой связи. По итогам 1 полугодия т.г. процент неоплаты составил 3,7 млн. рублей. По г. Ульяновску — 2,37 млн. руб., по г. Димитровграду и Мелекесскому району — 558,15 тыс. руб., по Старомайнскому району — 75,2 тыс. руб.

Подготовка к 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Данную работу возглавляет сам Губернатор – Председатель Правительства Ульяновской области С.И. Морозов. Еженедельно проводится заседание организационного комитета «Победа». Для органов социальной защиты населения главная задача заключается в знании проблем участников и инвалидов Великой Отечественной войны, особенно тружеников тыла, вдов и в их решении.

Проблема обеспечения жильём ветеранов ВОВ в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 будет решена, и, несмотря на кризис, все ветераны будут обеспечены жильём к очередному юбилею Победы, отмечаемому в мае 2010 г.

Переход к предоставлению мер социальной поддержки по оплате ЖКУ в денежной форме для федеральных и региональных льготников

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации о переходе к денежной форме предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Ульяновской области, принят ряд нормативных документов, предусматривающих предоставление с 1 января 2010 года мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме компенсаций (ежемесячных денежных выплат) расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, т. е. все бюджетные средства должны поступать в форме денежных средств на лицевые счета граждан.

Прогнозное количество получателей ежемесячной денежной компенсации составит более 300 тыс. человек (с учётом членов семьи, на которых распространяются меры социальной поддержки, количество получателей составит более 400 тыс. человек).

Развитие системы социального обслуживания:

  • Разработка ведомственной целевой программы «Старшее поколение» на 2010 — 2012 годы, в рамках которой планируется строительство новых учреждений общего типа для пенсионеров и инвалидов на 100 — 120 мест и психоневрологического типа — на 150 человек, а также центра социальной реабилитации на 50 мест для лиц без определённого места жительства, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; укрепление материально-технической базы функционирующих учреждений и приобретение оборудования;

  • создание новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию;

  • продолжение оказания социальных услуг с оптимальным набором (социальные койки) в г. Барыше, Николаевском, Новоспасском районах на правах филиалов существующих учреждений в системе здравоохранения;

  • перевод государственных учреждений в форму автономных: уже принято распоряжение Правительства, согласно которого в форму автономных учреждений переведены областной социально-реабилитационный центр имени Е.М. Чучкалова и реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста «Сосновый бор» в р.п. Вешкайма; в 2009 году планируется перевести в автономные учреждения геронтологический центр в г. Ульяновске, дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Димитровграде и дом–интернат для престарелых и инвалидов «Союз» в с. Бригадировка.

Продолжение работы по внедрению проекта «Социальной карты жителя Ульяновской области»

На текущий момент проект в Ульяновской области охватывает 42 тыс. получателей мер социальной поддержки.

В 2009 году предполагается расширение географии проекта – открытие пунктов приема анкет-заявок и выдачи социальных карт в Барышском, Карсунском, Майнском, Кузоватовском, Ульяновском и Цильнинском районах области.

Планируется увеличить число льготников – владельцев социальной карты на 50 тысяч человек.

Планируемый объем финансирования проекта в 2009 году составит 9,4 млн. рублей. Финансовые средства будут затрачены на развертывание шести пунктов приема анкет-заявок, приобретение оборудования, на изготовление пластиковых карт и ведение регистра пользователей.

В заключение своего выступления хочу сказать о задачах, которые необходимо будет выполнять с 01 января 2010 года, а фактически всю организационную работу провести во втором полугодии 2009 года.

Уважаемые участники заседания коллегии!

Программа действий, которую мы определили на 2-ое полугодие 2009 года, очень масштабная.  Наша задача обеспечить ее полное и качественное исполнение.

Спасибо за внимание!