Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Территория социальной сплоченности

 

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ТЕРРИТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЁННОСТИ

  • Распоряжение Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновск области «О некоторых мерах по реализации концепции социальной сплоценности в Ульяновской области на период до 2020 года»

  • О развитии социальной сплочённости в Ульяновской области

    В рамках сотрудничества с Союзом социальных педагогов и социальных работников России с марта 2012 г. Ульяновская область включилась в проект по развитию социальной сплочённости в регионе и стала первым регионом в России, который подписал Протокол о намерениях по развитию сотрудничества в сфере социальной сплочённости с Советом Европы. В период с марта по август были проведены серия тренингов, семинаров, обучающих мероприятий, на которых специалисты социальной сферы повышали свою квалификацию, обучались технологиям Совета Европы.

    23-24 августа 2012 г. по инициативе Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова и Союза социальных педагогов и социальных работников России в г. Ульяновске состоялся Первый Международный Форум социальных работников Приволжского Федерального округа «Социальная сплочённость. Открытое общество. Равные возможности».

    В форуме приняли участие более 240 человек из 32 регионов Российской Федерации, в том числе 14 регионов Приволжского федерального округа, 18 регионов Российской Федерации: Камчатского, Красноярского краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Кемеровской, Московской, Новосибирской, Тюменской, Томской и многих других областей; 5 зарубежных стран: Италии, Великобритании, Австралии, Германии, Португалии.

    На форуме Ульяновская область представила проект Концепции развития социальной сплочённости региона. В её основе - методология Концепции социальной сплочённости Совета Европы. В соответствии с Программой действий Совета Европы, социальная сплочённость определяется, как способность общества обеспечить всеобщее благополучие посредством распределения социальной ответственности. Сейчас проект Концепции проходит общественную экспертизу и в окончательной редакции будет принят на Гражданском форуме в феврале 2013 г.

    По итогам форума разрабатывается ряд социальных проектов, которые будут реализовываться в каждом муниципальном образовании, на каждом предприятии региона. Их задача – включить бизнес-сообщество, все организации, граждан в общую деятельность по социальному развитию региона.

    Мы начали проект по развитию социальной сплочённости региона, проведя работу в 6 муниципальных образованиях. Именно муниципальные образования сегодня как никогда ранее ощущают на себе последствия экономического кризиса. Чтобы защитить население и обеспечить будущее развитие территорий муниципальных образований мы должны утвердить социальные стандарты, гарантируемые населению.

    Встаёт вопрос, каким образом определить набор этих социальных благ и каким образом «вписать» этот набор в экономику муниципального образования. Анализируя возможные подходы к решению этой проблемы, мы хотели найти механизм, который позволил бы решать эту проблему, как принято говорить в России «всем миром», т.е. подключая к её решению население, бизнес, общественные организации.

    С помощью социологического опроса, по методике опроса гомогенных групп, предложенной Советом Европы мы определили уровень социального настроения в шести пилотных муниципальных образованиях. На основании полученных результатов мы сделали выводы, что для решения социальных задач муниципалитетам необходимо разработать программы действия по трём направлениям:

    - совершенствование инфраструктурного развития районов на принципах муниципально-частного партнёрства;

    - совершенствование институциональной среды районов на принципах муниципально-частного и муниципально-общественного партнёрства;

    - совершенствование информационного обеспечения населения и процедур «обратной связи» в коммуникационном пространстве: администрация – население – бизнес.

    Часть мероприятий по этим направлениям уже вошли в План действий по достижению социального благополучия в пилотных районах. Полная система мероприятий со схемами межведомственного взаимодействия и схемами муниципально-частного партнёрства будет представлена в Стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года.

    С 1 января 2013 г. в структуре Министерства работает Департамент по социальной поддержке граждан и социальной сплочённости, который будет строить работу по социальной сплочённости в муниципальных образования. Эта работа основана на вовлечении граждан в деятельность по достижению социального благополучия по технологии Совета Европы. Анализ данных будет учитываться при разработке Планов действий по достижению социального благополучия в муниципальных образованиях, а также при разработке документов, направленных на социально-экономическое развитие региона и повышение качества жизни населения.

    Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области С.И. Морозовым утверждена дорожная карта по развитию социальной сплочённости в регионе, которая определяет первоочередные задачи и дальнейший маршрут действий по вовлечению граждан в деятельность по достижению социального благополучия.

    Планируется создать интернет-порталы по продвижению проектов, направленных на развитие социальной сплочённости, проводить конкурсы социальных проектов по социальной сплочённости, привлечение территориальных организаций самоуправления (ТОС) к разработке и реализации программ социальной сплочённости Ульяновской области.

    Кроме того, после подписания Протокола о намерениях от Совета Европы получена серия авторских механизмов по работе в социальной сфере, в том числе и с инвалидами и другими маломобильными группами населения.

    Активно изучается опыт европейских стран по развитию социальной сплочённости. В составе делегации Союза социальных работников и социальных педагогов России сотрудники Министерства приняли участие в мероприятиях, посвящённых Международному дню борьбы с бедностью в период с 14 по 18 октября этого года в Страсбурге. Изучили опыт реализации практических мер по преодолению проблем бедности населения. Подготовили к утверждению областную программу «Забота», направленную на преодоление бедности, аналогичные программы разработаны в каждом муниципальном образовании.

    В рамках сотрудничества с Директоратом по социальной сплочённости Совета Европы, по приглашению начальника отдела Директората Джильда Фаррел, в период с 19 по 25 ноября этого года, начальник территориального управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старомайнскому району была приглашена во Францию для изучения международного опыта по развитию социальной сплочённости. Приняла участие в работе II Международной конференции «Территории совместной ответственности», рабочих совещаниях с сотрудниками отдела исследований социальной сплоченности Совета Европы, международных тренингах тренеров по методу SPIRAL (изучение социальной сплоченности по технологии Совета Европы), представила опыт Ульяновской области по развитию социальной сплоченности.

    В июне 2013 г. планируется провести Второй Международный Форум социальных работников Приволжского Федерального округа «Социальная сплочённость. Открытое общество. Равные возможности». В программе Форума – презентация проекта Плана действий по достижению социального благополучия в Ульяновской области, основные проекты Года равных возможностей в Ульяновской области, открытие здания комплексной реабилитации в с.Максимовка, обсуждение вопросов доступной среды для инвалидов и других маломобильных граждан, определение правового поля развития социальной сплочённости и др. вопросы.


  • Презентация «Ульяновская область – территория социальной сплочённости»

  • Концепция развития социальной сплочённости в Ульяновской области
    О Концепции развития социальной сплочённости в Ульяновской области на период до 2020 года

     

    В целях развития социальной сплочённости в Ульяновской области:

    Утвердить Концепцию развития социальной сплочённости в Ульяновской области на период до 2020 года. Координатором и центром методической поддержки развития социальной сплочённости в Ульяновской области определить Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

    Губернатор Председатель

    Правительства области                                                                          С.И.Морозов

    Утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области 19 июня 2013 № 394-пр
    Концепция развития социальной сплочённости в Ульяновской области

    1. Введение

    В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Формирование гражданского общества в стране предполагает создание соответствующих институциональных условий для накопления социального капитала в обществе. Развитие этого процесса опирается на социальный контракт, набор социальных норм и стандартов и, следовательно, некоторый базовый уровень доверия в обществе.

    Экономическое значение социального капитала состоит в том, что он уменьшает издержки общества на координацию совместной деятельности, заменяя контракты, формальные регламенты и бюрократические процедуры отношениями доверия, усвоенными профессиональными стандартами, этикой общения, неформальными нормами, передаваемыми культурными традициями и образованием.

    На индивидуальном уровне к получаемым выгодам социального капитала относятся уровень здоровья, воспитание и обучение детей, возможности трудоустройства, удовлетворённость жизнью, повышение её качества; на уровне общества – облегчение социального контроля и передачи социального опыта, солидарность, сокращение и удешевление бюрократического аппарата.

    Основным механизмом производства и накопления социального капитала является социальная сплочённость.

    До настоящего времени в мире отсутствует общепринятое определение социальной сплочённости, хотя сам термин был запущен в широкий оборот Организацией Объединённых Наций ещё во второй половине 1940-х годов. Существует некое общее понимание, что в данном случае речь идёт о состоянии общества, сплочённом общими ценностями и узами солидарности. В таком обществе отнюдь не исключаются социальные различия и противоречия, однако здесь не допускается слишком большого разрыва между богатыми и остальными слоями населения, а различия и противоречия не перерастают в социальные антагонизмы и потрясения.

    Совет Европы исходит из такого толкования: под социальной сплочённостью понимают способность общества обеспечивать благополучие своих членов, сводить к минимуму неравенство и избегать поляризации общества. Социально сплочённое общество – это общество с прочно установившимися правами для каждого члена, общество, где группы и отдельные люди действуют ответственно, социальный диалог принят за норму, институты и законы работают во имя гражданского диалога и активной вовлечённости людей в демократические процессы, превалируют чувства безопасности и уверенности в завтрашнем дне.

    Именно это определение берётся за основу при разработке документов и проведении мероприятий, необходимых для развития социальной сплочённости на территории Ульяновской области.

    Социальная сплочённость и солидарность – ценностные ориентиры формирования и реализации государственной социальной политики и деятельности институтов гражданского общества. Включение их в систему целеполагания социальной политики Ульяновской области – это важнейший шаг вперёд, позволяющий уйти от разорительной модели «государства социального благосостояния» и снять с государства монопольную ответственность за создание и распределение социальных благ, разделяя её между государством, бизнес-сообществом и обществом.

    В Ульяновской области принят ряд пилотных программ, направленных на формирование социальной сплочённости в обществе: «Забота», «Дети войны», «Старшее поколение», «Помоги собраться в школу», «Доступная среда» «Поверь с себя».

    Социальная сплочённость рассматривается как необходимое условие реализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 № 522-пр «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года», и других стратегических инициатив.

    2. Основные положения и принципы развития

    социальной сплочённости в Ульяновской области

    Концепция развития социальной сплочённости в Ульяновской области (далее – Концепция) опирается на следующие основные положения:

    1. Социальная сплочённость способствует формированию социального капитала, позволяющего повышать уровень благополучия и благосостояния граждан. Повышение качества социального взаимодействия, добровольческой активности, социальной ответственности должно стать одним из главных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на территории Ульяновской области. Социальный капитал должен рассматриваться как важнейший фактор повышения инвестиционной и деловой привлекательности региона.

    2. Экономической основой развития социальной сплочённости в Ульяновской области должна стать система социальных стандартов обеспечения жизнедеятельности населения области, приспособленных к обеспечению комфортных условий жизни. Для определения целевых показателей повышения уровня благополучия и благосостояния граждан, способствующих развитию социальной сплочённости, необходимо вводить социальные стандарты – нормы и нормативы обеспеченности базовых потребностей личности, гарантированные всем жителям Ульяновской области на безвозмездной основе.

    3. Социальная сплочённость возможна лишь при активном участии граждан в принятии решений, затрагивающих их интересы. В связи с этим стратегический замысел формирования сплочённого общества в Ульяновской области должен опираться на интенсивное развитие местного самоуправления и территориальной организации самоуправления.

    Для достижения социальной сплочённости общества в регионе государственные органы власти Ульяновской области должны управлять различиями и разногласиями, создавать условия для достижения благосостояния всеми его членами независимо от места их проживания, в частности, используя механизмы бюджетного выравнивания, инвестиционного развития экономически отсталых муниципальных образований Ульяновской области.

    4. В развитии социальной сплочённости необходимо учитывать изменения в демографической структуре населения. Перспектива старения общества ставит вопрос об изменении отношения между поколениями, что предполагает продление сроков активного долголетия, а также более раннего включения молодёжи в активную общественно полезную деятельность. Необходимо с помощью региональной законодательной базы изменить политику занятости таким образом, чтобы пожилые работники и молодёжь не вытеснялись с рынка труда и обеспечивались подходящими рабочими местами. Необходимо также развивать механизм наставничества, что позволит укреплять связи между поколениями.

    5. Социальная сплочённость предполагает развитие институциональной системы социальной защиты людей, зависящих от посторонней помощи, с привлечением средств и ресурсов как из государственных, так и из частных источников. К числу таких лиц следует отнести лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    6. Социальная сплочённость предполагает социальную справедливость в доступности медицинской помощи и равных условиях для сохранения здоровья. Это предполагает обеспечение равного доступа к высокотехнологичной медицинской помощи, обязательное проведение стандартизированных профилактических медицинских мер для всех категорий населения, создание возможности для ведения здорового образа жизни всеми жителями Ульяновской области.

    7. Укрепление семьи и брака для обеспечения социальной сплочённости в обществе следует рассматривать в качестве стратегической задачи органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Социальное отчуждение гражданина в обществе начинается с неприятия им семейных ценностей и традиций. В связи с этим необходимо сохранить и продолжить дальше работу по укреплению и поддержке семей в Ульяновской области. С этой целью должны использоваться адекватные экономические механизмы оказания поддержки семьям с детьми, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации. Также необходимо добиваться понимания всеми жителями Ульяновской области того, что социальные расходы на семью – это наиболее продуктивные инвестиции. Важнейшим звеном в этой работе следует выделить профилактику социального сиротства, в том числе профилактику вторичного сиротства.

    8. Повышение уровня инклюзии детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, одиноких пожилых людей, людей с ограниченными возможностями и инвалидов с целью повышения качества социальной сплочённости общества. Уровень развития общества и общественных связей определяется отношением к наименее защищённым группам, обеспечению комфорта их проживания, в том числе, с точки зрения отношений в обществе и с обществом. Необходимо формировать через систему воспитания уважительное отношение к наименее защищённым группам населения, совместными усилиями власти, общества и бизнес-сообщества создавать условия для их самореализации и полной социальной адаптации.

    9. Важнейшим элементом механизма формирования социальной сплочённости является система образования. Без равных образовательных возможностей общество становится не только на путь социальной разобщённости, но и ограничивает свой интеллектуальный потенциал, теряет свою инвестиционную привлекательность. Доступ к образованию должен быть открыт для каждого жителя Ульяновской области и зависеть только от его способностей и предпочтений. Необходимо разработать комплекс мер по развитию инклюзивного образования в Ульяновской области, формированию кадровой и материально-технической базы для его обеспечения.

    10. Значительное влияние на состояние социальной сплочённости оказывает уровень обеспеченности жильём. В Ульяновской области обеспеченность жильём составляет в среднем около 20 кв. м на человека. Необходимо учитывать, что это средний показатель, который скрывает сильную имущественную поляризацию. Необходимы серьёзные меры со стороны Правительства Ульяновской области, других органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (далее – региональные и местные органы власти), организаций строительного и банковского сектора экономики для наращивания темпов жилищного строительства и удовлетворения потребности граждан в комфортабельном и безопасном жилье. Для этого потребуется изменить градостроительную политику региона: следует развернуть массовое коттеджное строительство с участием граждан, пересмотреть политику кредитования, развивать систему социального жилья. Каждый житель Ульяновской области должен реализовать своё право на достойное жильё по разумной цене и на удовлетворяющих условиях. Отдельной темой следует выделить необходимость скорейшего решения проблемы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в специализированном жилом фонде в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу 1 января 2013 года».

    Таким образом, создание равных социальных и базовых экономических возможностей, преодоление бедности, экономическое и духовное благополучие населения – всё это важные условия для создания сплочённого общества в Ульяновской области. Достижение этих условий подразумевает развитие гражданской активности жителей Ульяновской области. Стимулирование активности населения Ульяновской области должно основываться на деятельности институтов гражданского общества и конструктивного диалога с ними государственной власти. Региональные и местные органы власти обязаны установить эффективное взаимодействие с местными, региональными и общероссийскими общественными организациями.

    Это предопределяет систему целей развития социальной сплочённости населения Ульяновской области, включающую:

    • выстраивание перспективы целей и стратегий их достижения в социальной политике (борьба с бедностью – снижение социальной дифференциации – повышение качества жизни – управление системой социальных стандартов – обеспечение реализации прав), что чрезвычайно важно для понимания населением действий региональных и местных органов власти;
    • формирование условий для разделения ответственности между государством, бизнес-сообществом и обществом за создание и распределение социальных благ, обеспечение социальных стандартов и повышение ответственности за достижение социальных результатов;
    • расширение форм участия жителей Ульяновской области в формировании государственной политики на региональном и местном уровнях, общественном контроле и самоуправлении, конструктивной социальной активности, сетях взаимной поддержки, благотворительности;
    • преодоление «ведомственного» подхода к формулированию и разрешению проблемных ситуаций через развитие межведомственного, межмуниципального и межсекторного взаимодействия и социального партнёрства.
    • В реализации целей развития социальной сплочённости в Ульяновской области необходимо придерживаться следующих принципов:
    • принципа выравнивания социального обеспечения (поддержание стандартов качества социального обслуживания и гарантии получения полного спектра услуг независимо от места проживания их получателя на территории Ульяновской области);
    • принципа адаптивности политики в области труда и занятости (содействие гибкости трудовых ресурсов, стимулирование активности населения и содействие гражданам в переходные периоды их жизни и деятельности, баланс между правами и обязанностями в сфере занятости);
    • принципа адаптивности политики в сфере социальной защиты (учёт демографического дисбаланса и семейных изменений; оптимизация системы страхования от безработицы, стимулирование активности населения и интеграции);
    • принципа адаптивности политики в сфере здравоохранения (изменение системы медицинского обеспечения в соответствии с демографическими характеристиками населения);
    • принципа доступности образования (обеспечение справедливости и равенства при доступе к образованию; содействие гражданам в получении образования и переподготовки на протяжении всей жизни с целью повышения качества жизни и общества; патриотическое воспитание);
    • принципа доступности и безопасности жилья (подход к жилищной проблеме как фактору социальной сплочённости; обеспечение экологической безопасности жилья; повышение эффективности использования региональной и местной политики как инструмента формирования социальной сплочённости);
    • принципа разделения ответственности за создание и распределение социальных благ и за достигаемые социальные результаты между государством, бизнес-сообществом и обществом;
    • принципа поощрения конструктивной социальной активности и ответственного поведения граждан и их объединений.

    3. Механизмы реализации основных положений и принципов развития социальной сплочённости в Ульяновской области

    В основу механизма реализации основных положений и принципов развития социальной сплочённости в Ульяновской области заложен подход, предполагающий следующие действия:

    анализ основных причин социального и экономического неблагополучия, выявление формирующих факторов, определение способов их устранения;

    анализ и устранение барьеров на пути расширения участия населения Ульяновской области в разработке и реализации социальной политики, общественном контроле и самоуправлении, развитии некоммерческого сектора, конструктивной социальной активности, благотворительности и добровольчества, волонтёрского движения;

    оценка уровня общественно-государственного партнёрства и корпоративной социальной ответственности, выработка и реализация предложений по их развитию;

    системный анализ действующих механизмов оценки эффективности региональных и местных органов власти по достижению социальных результатов и выработка предложений по включению в системы оценки эффективности хозяйствующих субъектов и самих граждан;

    анализ уровня самопознания и самоидентификации общества в Ульяновской области и выработка предложений по активизации этих процессов.

    Механизм реализации основных положений и принципов развития социальной сплочённости в Ульяновской области должен включать следующие направления:

    1. Развитие эффективных форм диалога между обществом, региональными и местными органами власти, направленного на решения, способствующие повышению уровня благополучия и благосостояния населения.

    Цель: формирование системы социальных стандартов жизнеобеспечения населения как основы конструктивного диалога и совместной работы власти и общества.

    Задачи: вовлечение населения Ульяновской области в активные формы управления своим благосостоянием, развитие системы государственных контрактов на выполнение услуг по обеспечению социальных стандартов, способствующей развитию бюджетного сектора экономики Ульяновской области и организаций, предоставляющих соответствующие услуги других форм собственности; повышение эффективности общественного контроля за реализацией социальных стандартов; переход от пассивных форм социальной поддержки населения к активным формам, способствующим развитию экономики и формированию новых рабочих мест.

    2. Развитие конструктивной социальной активности, благотворительности, добровольчества.

    Цель: повышение уровня доверия в обществе, развитие сетей взаимной поддержки и организаций общественной пользы (социальных некоммерческих организаций).

    Задачи: повышение уровня вовлечённости населения Ульяновской области в добровольческую, благотворительную и иную социально полезную деятельность, упрощение процедур регистрации социальных некоммерческих организаций, оказание государственной поддержки эффективным социальным некоммерческим организациям, увеличение объёмов денежных пожертвований частных лиц и компаний Ульяновской области.

    3. Развитие общественно-государственного партнёрства в решении социальных задач на территории Ульяновкой области.

    3.1. Развитие механизмов участия некоммерческих организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (работ) и социальном предпринимательстве на территории Ульяновской области

    Цель: улучшение качества, увеличение разнообразия и повышение эффективности предоставления услуг (работ) населению Ульяновской области за счёт бюджетных средств, а также социального предпринимательства.

    Задачи: развитие конкуренции в секторе социальных услуг для населения, а также практики заказа государственных (муниципальных) услуг (работ) у негосударственных (немуниципальных) организаций.

    3.2. Развитие механизмов участия некоммерческих организаций в выработке и реализации социальной политики Ульяновской области

    Цель: расширение возможностей влияния граждан (через своих представителей) на принятие решений по обеспечению социальных прав населения Ульяновской области и их исполнение.

    Задачи: создание условий, обеспечивающих обратную связь и её обязательность, подготовка рекомендаций, модельных регламентов и типовых решений (по структуре и содержанию сайтов региональных и местных органов власти для обеспечения стандартов доступности и обязательности предоставления информации; для систем общественных приёмных и советов при Губернаторе Ульяновской области и главах местных администраций; по организации конкурсов на финансирование некоммерческих организаций из бюджетных источников).

    В рамках проводимых мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства, в том числе вторичного, необходимо привлекать высококлассных специалистов, психологов, педагогов, медицинских работников к участию в сопровождении семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    3.3. Устранение барьеров для задействования потенциала социальных инициатив традиционных религий и социально ориентированных некоммерческих организаций в решении наиболее острых социальных проблем

    Цель: максимизация использования потенциала социальных инициатив традиционных религий и социально ориентированных некоммерческих организаций для решения социальных задач на территории Ульяновской области.

    Задачи: создание социальных центров поддержки семьи и центров кризисной беременности, центра поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в городских округах и муниципальных районах Ульяновской области совместно с приходами Русской православной церкви и других традиционных конфессий, а также социально ориентированными некоммерческими организациями; обеспечение их бюджетного финансирования; поддержка инициатив в социальной и культурной деятельности, предлагаемых в рамках кооперации конфессиональных и бизнес-организаций, в частности, обеспечение на конкурсной основе их бюджетного финансирования; учреждение областного Фонда поддержки многодетных семей с участием традиционных религий и социально ориентированных некоммерческих организаций.

    4. Совершенствование законодательной базы Ульяновской области в сфере предпринимательства.

    Цель: приведение базы нормативных правовых актов Ульяновской области в соответствие с лучшей практикой регулирования деятельности некоммерческих организаций и мерами по развитию институтов гражданского общества и совершенствованию социального обслуживания населения Ульяновской области.

    Задачи: развитие экономических механизмов поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества (налоговые меры, законодательство о пожертвованиях, бюджетное и др.); разработка и принятие законопроектов об общественном (гражданском) контроле в различных сферах и общественной экспертизе и внесение поправок в действующее законодательство; внедрение системы персональной ответственности государственных и муниципальных служащих за воспрепятствование общественному контролю и социально значимой деятельности; стимулирование некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг за счёт средств областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области).

    5. Развитие корпоративной социальной ответственности на территории Ульяновской области

    Цель: увеличение количества ответственных компаний на территории Ульяновской области, ориентирующихся в своей деятельности не только на экономические, но и на экологические и социальные приоритеты.

    Задачи: внедрение специального знака качества для продуктов/товаров, произведённых социально ответственным образом, с целью информирования потребителей и стимулирования компаний Ульяновской области к выпуску качественной продукции; регулярная публикация госкомпаниями и государственными и муниципальными учреждениями самодеклараций о соблюдении Стандарта социальной ответственности ГОСТ Р ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности»; создание просветительского ресурса, организация просветительских программ по корпоративной социальной ответственности для бизнес-организаций.

    6. Содействие в самооценке и самопознании населению Ульяновской области.

    Цель: признание российским обществом целей и принципов солидарности и социальной сплочённости.

    Задачи: предоставление населению Ульяновской области структурированной информации о вкладе государства, бизнес-сообщества и граждан в достижение социальных результатов, собираемой с участием самого гражданского общества; организация составления периодических открытых докладов (с обсуждением он-лайн и офф-лайн) по следующим темам:

    • состояние здоровья;
    • конкурентоспособность образования;
    • социальное партнёрство;
    • защита социально уязвимых групп;
    • межнациональное согласие;
    • защита прав потребителей и пр.

    Важнейшей составляющей политики, нацеленной на достижение солидарности и социальной сплочённости, является содействие самопознанию общества путём организации постоянного мониторинга процессов в этой сфере и состояния их прогресса. Система показателей для оценки уровня солидарности и социальной сплочённости в обществе представляет собой ядро этой политики. На эти показатели, как на желаемый результат и как на оценку процессов, должны быть ориентированы системы оценивания эффективности деятельности региональных муниципальных органов власти, предварительная экспертиза и последующая оценка региональных и муниципальных программ, обсуждение законопроектов.

    При этом необходимо создать систему самооценки населения Ульяновской области в целом, а не только эффективности деятельности региональных  муниципальных органов власти. Для этого в систему оценки необходимо включить показатели уровня участия гражданского общества, степени социальной ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, бизнес-сообщества, семей и граждан.

    В оценочном элементе механизма реализации социальной сплочённости в Ульяновской области предлагает использовать подход, разработанный Специальной рабочей группой высокого уровня по вопросам социальной сплочённости в XXI веке:

    Компонент

    Показатель

    1

    2

    Справедливость, экономическое благосостояние

    Мобильность (социальная/географическая), неравномерность в распределении доходов, устойчивая бедность

    Чувство собственного достоинства и признание многообразия

    Ощущение людьми направленной против них дискриминации

    Участие в общественной жизни

    Участие граждан в демократических процессах

    Чувство принадлежности

    Уровни уверенности (институциональный, уровень уверенности в будущем, другие)

    Общая ответственность

    Охват и масштаб социального и гражданского диалога

    Для оценки социальной сплочённости в муниципальных образованиях Ульяновской области предлагается использовать следующие направления оценки и показатели:

    наличие источников средств к существованию (количество рабочих мест, уровень доходов, обеспеченность жильём, состояние здравоохранения и социального обеспечения, питание, образование, культура и досуг, покупательная способность среднего дохода и средней заработной платы, минимального дохода и минимальной заработной платы, доля граждан, получающих минимальную заработную плату и минимальный доход, доступность информации);

    атмосфера и пространство для существования социальные права, места общественного пользования, состояние окружающей среды, транспортная доступность, баланс безопасности и соблюдения прав);

    качество управления (взаимоотношения институтов и граждан, институциональная поддержка и обеспечение, стабильность общественных институтов, учёт мнения общественностью при принятии решений, отсутствие дискриминации, партнёрство вместо патронажа);

    качество человеческих взаимоотношений (уважение, солидарность, взаимопомощь, отсутствие социальной изоляции, эмпатия);

    баланс личного и общественного (качество семейной жизни, отсутствие стрессов, личностный рост, равные возможности, конфиденциальность, интеграция);

    доминирующие чувства населения (доверие, страх, признание);

    участие в общественной жизни (гражданственность, возможность для самоотдачи, взаимное обучение, ответственность, уважение к общественной собственности, забота о ближнем).

    Для оценки промежуточных результатов реализации мер по развитию социальной сплочённости на территории Ульяновской области рекомендуется раз в полгода проводить анализ следующих индикаторов:

    1) индикаторы промежуточных результатов (для Ульяновской области в целом и для каждого муниципального образования Ульяновской области):

    доля государственных (муниципальных) услуг (работ) в социальной сфере, оказываемых за счёт бюджетных средств негосударственными (немуниципальными) организациями (с отдельным учётом доли некоммерческих организаций и доли прочих организаций), в общем количестве государственных (муниципальных) услуг (работ) в социальной сфере – 10-15%;

    доля услуг, работ, товаров в социальной сфере, предоставляемых за счёт бюджетных средств через механизм целевых потребительских субсидий (с отдельным учётом доли некоммерческих организаций и доли прочих организаций), в общем количестве услуг, работ, товаров в социальной сфере – 10-15%;

    доля бюджетного финансирования в совокупных доходах некоммерческих организаций (через механизмы госзаказа, госзадания, целевой потребительской субсидии, гранта (субсидии) и др.) в общем объёме доходов некоммерческих организаций – 15-20%;

    2) индикатор промежуточных результатов (для бизнес-сообщества и граждан):

    годовой объём пожертвований физических и юридических лиц – свыше 200 млн. рублей;

    3) индикаторы промежуточных результатов (для граждан):

    число регулярных жертвователей – 25% экономически активного населения Ульяновской области (в настоящее время, по разным оценкам, – около 5-10%);

    уровень вовлечённости в добровольческую деятельность – 2% от общей занятости в %, в настоящее время – порядка 0,2%);

    4) индикаторы конечных результатов:

    место Ульяновской области в национальном рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития благотворительности – не ниже 5 места;

    удовлетворённость граждан качеством жизни в Ульяновской области – выше 60% (в настоящее время – около 30%).

    4. Заключение

    Настоящая Концепция может быть использована при разработке и корректировке стратегии, программ социально- экономического развития Ульяновской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также при формировании заявок на участие в федеральных целевых и инвестиционных программах и проектах.

    Концепция служит основой для разработки долгосрочной программы «Ульяновская область – территория социальной сплочённости», предполагающей самоанализ муниципальных образований Ульяновской области по выявлению степени развития социальной сплочённости, корректировке экономической, социальной, бюджетной и инвестиционной политики в целях создания условий, способствующих росту социальной сплочённости и наращиванию социального капитала.


  • Презентация Концепции развития социальной сплочённости в Ульяновской области

Мероприятия

  • 08 декабря 2014 года состоялся обучающий семинар по развитию социальной сплоченности в Ульяновской области

    Участниками семинара стали заместители Глав администраций муниципальных образований по социальным вопросам, сотрудники, ответственные за развитие социальной сплоченности  в муниципальных образованиях, начальники территориальных управлений Министерства здравоохранения и социального развития.

    В первой части семинара рассказывался механизм совершенствования работы по развитию социальной сплоченности в муниципальных образованиях.

    Вторая часть семинара была практической, проходил обучающий тренинг по технологии Совета Европы SPIRAL, т.е. работа по изучению мнения граждан, объединённых в гомогенные группы, по проблемам благополучия. По окончании семинара  участники получили  унифицированные рекомендации по организации работы в муниципалитетах и методические рекомендации по работе с гомогенными группами.

  • VI Гражданский форум Ульяновской области

    Дискуссионная площадка «Роль женщины в развитии человеческого потенциала»

    Советник  Губернатора  Ульяновской области  по социальным вопросам,  специалисты Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области приняли участие в работе VI Гражданского форума Ульяновской области. Нами была подготовлена и проведена дискуссионная площадка «Роль женщины в развитии человеческого потенциала».

    Никакое человеческое общество не может гармонично развиваться, продвигаясь к более высокому состоянию, если в нём принижена роль женщины и не сбалансировано соотношение четырех взаимодополняющих начал, такие как семья, занятость, образование, долголетие – это и было  предметом обсуждения на  дискуссионной площадке «Роль женщины в развитии человеческого потенциала».  

    В рамках работы дискуссионной площадки диспашеры (тренеры) по технологии SPIRAL провели экспресс-форсайт-сессию «Развитие человеческого потенциала для достижения социального благополучия». Представители женсоветов муниципальных образований, начальники областных государственных учреждений социальной защиты населения, представители семейных советов, члены Правления общественной организации «Ульяновское областное  отделение Союза женщин России» работая в группах прогнозировали и конструировали будущее человеческого потенциала.

  • 31.01.2013 на базе областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» состоялся обучающий семинар по вопросу автоматизированной обработки данных муниципальных образований о состоянии социальной сплочённости

    Участники семинара - заместители глав администраций по социальным вопросам и заместители руководителей аппарата администраций муниципальных образований; руководители областных государственных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, сотрудники администраций муниципальных образований (начальники отделов общественных коммуникаций, специалисты по взаимодействию с общественными организациями граждан, специалисты отделов по молодёжной политике, системные администраторы–программисты) обучались по специальной методике Совета Европы анализу результатов исследований проблем населения, связанных с достижением социального благополучия по 15 гомогенным группам:

    1. Юноши и девушки в возрасте 18 – 23 лет;

    2. Молодые люди в возрасте 23-35 лет;

    3. Граждане в возрасте 35 – 45 лет;

    4. Граждане в возрасте 45 – 55 лет;

    5. Молодые пенсионеры в возрасте 55 – 65 лет;

    6. Граждане пожилого возраста в возрасте 55 – 65 и выше лет;

    7. Молодые инвалиды в возрасте 18 – 40 лет;

    8. Инвалиды в возрасте выше 40 лет;

    9. Работники бюджетной сферы;

    10. Работники сельскохозяйственной сферы;

    11. Работники сферы производства;

    12. Работники сферы услуг, торговли;

    13. Многодетные семьи;

    14. Семьи, воспитывающие детей – инвалидов;

    15. Неполные семьи.

    Изучение проблем населения, связанных с достижением социального благополучия, проведены во всех муниципальных образованиях. Получены первые результаты исследований в Николаевском, Новоспасском, Старомайнском районах, в г. Ульяновске и г. Димитровграде.

    В дальнейшем работа по развитию социальной сплочённости будет продолжена. Сотрудники департамента социальной сплочённости и социальной поддержки населения будут оказывать методическую помощь муниципальным образованиям Ульяновской области. По мере аккумулирования всех результатов, Министерством труда и социального развития Ульяновской области будет проведён сравнительный анализ, отражающий ситуацию по социальной сплочённости и социальному благополучию в регионе в разрезе муниципальных образований.