Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Интернет-конференция Министра труда и социального развития Ульяновской области Васильева А.А. (29.10.2010)

Тема конференции: «Реформа системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками»

Выступающие:

Васильев Анатолий Александрович — Министр труда и социального развития Ульяновской области

Конференция проведена компанией «Гарант-Сервис Симбирск»

Ведущая интернет-конференции – Бабёнышева Елена Владимировна (компания «Гарант-Сервис Симбирск»)

Ведущая:

Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем интернет-конференцию Министра труда и социального развития Ульяновской области Васильева Анатолия Александровича на тему «Реформа системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками».

Вступительное слово Васильева А.А.:

Актуальность темы «Реформа системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками» связана с демографической ситуацией в стране и состоянием здоровья работающего населения.

Так с 2007 г. началось ежегодное сокращение численности трудоспособного населения России. По прогнозам, к 2030 г. сокра­щение трудоспособного населения превысит 13 млн. человек. При этом 80% этой убыли придётся на период до 2020 года - в среднем на 1 млн. человек ежегодно. Свыше 30% ежегодно умирающих россиян – это граждане в трудоспособном возрасте. Уровень производственного травматизма со смер­тельным исходом - 5 чел. на 100 тыс. за­нятых - существенно превышает данный показатель развитых стран. Причем свыше 72% случаев вызваны типичными управля­емыми причинами организационного ха­рактера.

Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

С целью экономического стимулирования работодателей к внедрению новых безопасных технологий и постоянному улучшению условий труда начато реформирование действующей в Российской Федерации системы управления охраной труда на основе внедрения системы управления профессиональными рисками.

Ответы на вопросы:

Мария Александровна: «Как защищены уполномоченные по охране труда лица от работодателя?»

Васильев А.А.:

Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.

Успешное выполнение уполномоченными (доверенными) лицами поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, профсоюзов.

Со своей стороны работодатель обязан обеспечить условия для деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, установленные законодательством (выделение времени для выполнения обязанностей, сохранение заработной платы, доступность информации и др.), обеспечить его правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда. Данные условия необходимо прописать в коллективном договоре или оформить совместным решением работодателя и представительным органом работников. Прописанная таким образом норма деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда является социальной гарантией.

Александр Иванович: «На инженера по охране труда часто возлагают обязанности и ответственность по пожарной безопасности, промбезопасности, электробезопасности и т.д. При выявлении ГИТ нарушений, ответственность дисциплинарную и административную несет инженер по ОТ, а не работодатель. Верно ли это?»

Васильев А.А.:

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники службы охраны труда или инженер по охране труда несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

Татьяна: «Какой документ определяет нормы СИЗ для подсобного рабочего на продуктовом складе столовой. Ведь ему приходится грузить картофель, морковь - тут же туши мяса - а так же сыпучие продукты и это нельзя делать в одном и том же халате, в одних и тех же перчатках. Этот рабочий работает в неотапливаемом складе, вход в морозильные камеры с улицы – и летом и зимой.»

Васильев А.А.: 

Рабо тодатель обязан выдать приобретенные за счет собственных средств и прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты (СИЗ), в том числе спецодежду и спецобувь, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ). При выдаче работникам спецодежды следует руководствоваться утвержденными типовыми нормами, имеющими отраслевую либо общую направленность. Предприятия общепита должны пользоваться следующими нормативными актами:

- утверждающими типовые отраслевые нормы выдачи СИЗ: Постановлениями Минтруда России от 29.12.1997 N 68 (Приложение N 7), от 25.12.1997 N 66 (Приложение N 6);

- утверждающими нормы выдачи СИЗ, общие для всех отраслей экономики: Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н; Постановлением Минтруда России от 31.12.1997 N 70 (нормы теплой спецодежды и теплой спецобуви); Приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 297 (разд. 39).

Некоторым работникам общепита должна выдаваться также санитарная одежда. Санитарно-эпидемиологичес кие правила СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31, требуют, чтобы работники общепита работали в чистой санитарной одежде и меняли ее по мере загрязнения. Ее назначение не совпадает с назначением спецодежды (защита работающего от опасных и вредных производственных факторов - от травм, избыточного тепла и холода и т.д.), а состоит в защите предметов труда от работающего и самого работающего от общих производственных загрязнений (ГОСТ 17037-85 "Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения", ГОСТ Р 12.4.218-99 "Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная. Общие технические требования"). Нормы выдачи санитарной одежды работникам общепита и сроки ее носки утверждены Приказом Минторга СССР от 27.12.1983 N 308.

Работодатель: «В анонсе данного мероприятия сказано, что реформирование системы охраны труда проводится с целью экономического стимулирования работодателей. Что под этим подразумевается? Какие меры экономического стимулирования ждать работодателям?»

Васильев А.А.:

Основным направлением экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования является внедрение системы управления профессиональными рисками.

Проведение достоверной оценки условий труда на каждом рабочем месте в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников должно также лечь в основу модернизации системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В этой сфере назрел переход от установления страховых тарифов по «отраслевому» принципу, в зависимости от вида экономической деятельности организации, к установлению индивидуальных тарифов для каждой организации, в зависимости от существующего уровня профессионального риска.

При этом профессиональный риск существует на конкретном рабочем месте, а не в виде экономической деятельности.

Недостатки действующей схемы установления страховых тарифов, а также предоставления скидок и надбавок очевидны:

• дополнительная финансовая нагрузка на добросовестных и ответственных работодателей;

• система не прозрачна, предоставление скидок организациям носит заявительный характер;

• реализовать процедуру предоставления скидок на практике могут лишь крупные предприятия, хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса такой возможности лишены во многом ввиду сложности данной процедуры;

• результаты аттестации рабочих мест по условиям труда не учитываются при установлении скидок (надбавок) к страховым тарифам. Учитывается только сам факт проведения аттестации и медосмотров;

Установление страховых тарифов на основе оценки профессиональных рисков позволит создать систему экономических стимулов для улучшения условий труда и внедрения безопасных технологий.

Вячеслав: «Планируется ли внесение изменений в уголовный кодекс и в КоАП в плане ужесточения ответственности за нарушения в сфере охраны труда и техники безопасности?»

Васильев А.А.:

В целях повышения ответственности работодателей за нарушения требований охраны труда и промышленной безопасности планируется существенно повысить размер административных штрафов, налагаемых на юридических лиц, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). Минздравсоцразвития России подготовило проект федерального закона о внесении изменении в КоАП в части регламентации и усиления ответственности за нарушение требований охраны труда.

В частности, данным законопроектом предлагается существенно повысить (до 600 тыс. рублей) размер штрафных санкций, налагаемых на юридических лиц за наиболее значимые и прямо влияющие на состояние травматизма правонарушения в области охраны труда (непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, допуск к выполнению травоопасных работ работников, не прошедших подготовку по охране труда и др.).

Справочно: в настоящее время статьей 5.27 КоАП предусмотрен максимальный размер штрафа на юридическое лицо в размере 50 тыс. рублей.

Галина: «Господин министр! Посетите, пожалуйста, ульяновские рынки, посмотрите в каких условиях работают продавцы. Сотни людей в летний зной и в зимнюю стужу гробят своё здоровье. Ни о какой охране труда нет и речи. И это в 21-м веке! Что правительство планирует делать в плане охраны труда и здоровья продавцов рынков?»

Васильев А.А.:

Современный рынок -   это крупное частное предприятие. Формы занятости в частном секторе либо самозанятость, либо найм у частных лиц. Самостоятельные работники (или самозанятые) сами владеют средствами производства и отвечают за произведенную продукцию или услуги, их качество, цену, сбыт (реализацию) и соответственно сами организуют свою работу, самостоятельно решая вопрос по занятости в дни аномальной жары или холода. Отношения между нанимателями и нанимающимися регулируются трудовым законодательством, которым на работодателя возлагается обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Трудовые отношения между работником и работодателем оформляются трудовым договором. В данном договоре прописываются в т.ч. условия и содержание труда работника, а также время предоставления перерывов для отдыха и питания. С условиями договора работник знакомится под роспись при найме на работу. Если Ваши трудовые права нарушаются, то способом защиты от недобросовестного работодателя, является обращение работника в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области.

Людмила Александровна: «Как быть, если при проверке инспектор ГИТ требует удостоверение на первичное обучение у машиниста холодильных установок, а в г. Ульяновске ни в одном учебном комбинате на такой вид работ не обучают. А также: где можно выучить слесаря по вентиляционным системам?»

Васильев А.А.:

В настоящее время в связи с отсутствием спроса на территории региона нет учебного комбината, осуществляющего обучении машиниста холодильных установок.

На договорных условиях с выездом на место при наличии группы обучение машинистов холодильных установок проводит ГУЦ "Профессионал", 109377, г.Москва, ул. Академика Скрябина, д.9, стр.4, тел.: (495) 620-48-29 (многоканальный), E-mail: hotline@eduprof.ru.

Слесарь по вентиляционным системам может пройти обучение в ОГОУ НПО ПУ-2 Ресурсный центр «Строитель». По адресу 432042, г. Ульяновск, ул. Доватора, 14. Телефон 34-08-51; 34-07-71. Сайт: ulpu2.narod.ru

Владимир Петрович: «Приведите статистику несчастных случаев по Ульяновской области в этом году. Сколько из них со смертельным исходом? Сколько руководителей понесли наказание по ним?»

Васильев А.А.:

По оперативным данным государственной инспекции труда за 9 месяцев текущего года в Ульяновской области произошел 51 несчастный случай с тяжелым исходом. Пострадало на производстве со смертельным исходом 19 человек.

За истекший период Государственной инспекцией труда в Ульяновской области проведено 1434 проверки. По допущенным нарушениям наложено более 1100 административных штрафов на граждан, должностных и юридических лиц на общую сумму 3288,0 руб. Кроме того, в связи с выявленными нарушениями по охране были отстранены от работы 283 человека, приостановлено 7 единиц оборудования.

Нина Ивановна: «Является ли мытьё окон на верхних этажах зданий работой повышенной опасности?»

Васильев А.А.:

К работам повышенной опасности относится работа на высоте и верхолазные работы. При этом к работам на высоте относятся работы, при которых работник находится на высоте 1,3 м и более от поверхности грунта, перекрытия или рабочего настила и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте. Эта работа должна выполняться с настилов лесов, имеющих ограждения. При невозможности устройства этих ограждений работы на высоте следует выполнять с использованием предохранительных поясов и канатов страховочных.

Работы, выполняемые на высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, считаются верхолазными. Они выполняются непосредственно с конструкций или оборудования при их монтаже или ремонте, при этом основным средством, предохраняющим работника от падения, является предохранительный пояс.

Для безопасной работы при мытье окон необходимо использовать исправные лестницы, стремянки или применять специальные приспособления (щетки с длинной ручкой и т.п.). При этом должно быть не менее двух рабочих.

Евгений: «Любая реформа требует серьёзных финансовых вложений. Из каких источников будет финансироваться реформа управления системой охраны труда? Не получится ли, что это будет ещё одно ярмо на шею работодателя? С 1 января 2011 года увеличиваются страховые взносы (бывший ЕСН) с 26% до 34%, два дня оплаты больничного за счёт работодателя никто не отменял, ФСС планируется реформировать... Я понимаю, что охрана труда - дело важное, но без помощи государства не обойтись, особенно малому и среднему бизнесу.»

Васильев А.А.:

Ежегодно Минздравсоцразвития России совместно с Фондом социального страхования (далее - Фонд соцстраха) утверждается перечень предупредительных мер, финансируемых за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В указанный перечень традиционно входят мероприятия по обеспечению работников СИЗ, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, санаторно-курортному лечению и др.

В 2010 г. в целях оказания поддержки хозяйствующим субъектам, в первую очередь из числа предприятий малого бизнеса, перечень дополнен мероприятиями по обучению по охране труда работников, по приобретению работодателями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов); а также мероприятиями по приобретению работодателями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров), что особенно актуально в свете мер по повышению безопасности дорожного движения.

Данные мероприятия носят выраженный профилактический характер и направлены в первую очередь на сокращение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными условиями труда, и дают возможность распространить указанное профилактическое мероприятие не только на крупные предприятия, но и на хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса, что особенно важно в настоящее время.

Основной задачей в плане реализации указанных мер является максимальный охват предприятий малого и среднего бизнеса, а также максимальное использование де­нежных средств, выделенных на эти цели Фондом.

Анжелика: «Разъясните, пожалуйста, какие документы необходимо подготовить для решения вопроса о финансировании процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии за счет средств ФСС России?»

Васильев А.А.:

В  2010 г. порядок и условия финансирования предупредительных мер осуществлялся в соответствии с приказом Мин­здравсоцразвития России от 05.02.2010 № 64н «Об утверждении правил

финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее — Правила). Финансированию за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — взносы на травматизм) подлежат расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

Страхователь финансирует аттестацию и другие предупредительные меры исходя из сумм взносов на травматизм, подлежащих перечислению в текущем году. Лимит финансирования — 20% суммы взносов на травматизм, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных в предшест­вующем году. Если работодателя проверяла государственная инспекция труда в субъекте РФ, нужно учесть ее рекомендации.

Заявление о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган ФСС России надо представить по месту своей регистрации до 1 августа текущего года.

К заявлению необходимо приложить:

• план финансирования в текущем календарном году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с указанием суммы финансирования (форма прилагается к Правилам);

• план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями ТК РФ;

• копию акта о результатах проверки госинспекцией труда в субъекте РФ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со держащих нормы трудового права (если такая проверка проводилась).

При включении в план финансирования расходов на аттестацию рабочих мест (подп. «в» п. 2 Правил) дополнительно представляют копию договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение аттестации, калькуляцию стоимости оказываемых услуг и копию аттестата аккредитации.

Чтобы фонд рассмотрел заявление организации о финансировании предупредительных мер, нужно соблюсти определенные ус­ловия, а именно: финансово-хозяйственная деятельность ведется с момента государственной регистрации не менее трех лет, те­кущие страховые взносы своевременно уплачиваются и по ним нет задолженности.

Александр: «На какое максимальное количество аналогичных рабочих мест может быть составлена карта аттестации?»

Васильев А.А.:

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест, основанный на результатах инструментальных измерений и оценок. Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации.

Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, соответствуют всем 100% аналогичных рабочих мест.

В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда.

Наталья Александровна: «Какие существуют механизмы снижения профессиональных рисков? Есть ли разработанные методики?»

Васильев А.А.:

В настоящее время основную роль на предмет безопасности труда играет аттестация рабочих мест по условиям труда, которая проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569.

В рамках концепция реформы системы охраны труда до 2025 г. будут предприняты масштабные меры по модернизации системы охраны труда и обязательного социального страхования на основе применения системного подхода ко всему спектру проблем, связанных с улучшением условий труда и состояния здоровья работников.

Подготовлен проект Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков (далее — проект Порядка), включающий руководство, методики оценок и регламенты выполнения работ, такие как:

методика интегральной оценки условий труда на рабочем месте с учетом комплексного воздействия производственных факторов с различными классами вредности;

методика расчета вероятности утраты работником трудоспособности в зависимости от состояния условий труда на рабочем месте;

методика расчета индивидуального профессионального риска в зависимости от условий труда и состояния здоровья работника;

методика расчета интегрального показателя уровня профессионального риска в организации;

руководство «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда для целей аттестации рабочих мест и оценки профессиональных рисков»;

регламент по идентификации опасностей и оценке рисков травмирования на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, включая классификатор (каталог) опасностей;

регламент проведения производственного контроля условий труда на рабочих местах (мониторинга);

система регламентов и стандартов «Документированные процедуры и стандарты организации и проведения аттестации рабочих мест и оценки профессиональных рисков».

Одним из достижений проекта Порядка является регламентация проведения работ в виде единого комплекса последовательно выполняемых процедур:

При этом формируется полноценная система управления профессиональными рисками, основанная на идентификации всех опасностей на рабочих местах, их количественной оценке и ведении соответствующих записей, мониторинге проводимых изменений за счет интеграции в проект Порядка процедуры производственного контроля условий труда, оценки защищенности работников средствами индивидуальной защиты от средних и высоких рисков и установлении взаимосвязей состояния условий труда и состояния здоровья работников на основе определения индивидуальных профессиональных рисков работников.

Сергей Константинович: «Главный инженер настаивает на уборку всех стульев в производственном цеху , подскажите как должно быть оборудовано рабочее место наладчиков и операторов станков с ЧПУ или же они должны 8 часов стоять на ногах.»

Васильев А.А.:

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.  

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.  

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Екатерина: «Я работаю оператором ПК. Как мне узнать проводилась ли аттестация моего рабочего места? И полагаются ли мне в течение рабочего дня технические перерывы?»

Васильев А.А.:

В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест, утвержденным  Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.07 № 569 , существует определенная процедура аттестации условий труда на рабочих местах. Она предусматривает в т.ч. проведение замеров и оценок вредных и опасных факторов производственной среды на конкретном рабочем месте при работающем оборудовании. В соответствии со ст. 212 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан проинформировать Вас об условиях труда на Вашем рабочем месте и ознакомить с картой аттестации под роспись, для этого Вам необходимо обратиться к работодателю или инженеру по охране труда предприятия.

Если характер Вашей работы требует постоянного взаимодействия с ВДТ (набор текстов или ввод данных и т.п.) с напряжением внимания и сосредоточенности, при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организация перерывов на 10-15 мин через каждые 45-60 мин работы.

Алексей Михайлович: «В последнее время во многих сферах практикуется дистанционное обучение, в том числе и через Интернет. Существует ли возможность дистанционного обучения руководителей и специалистов по охране труда? Если да, то на каком сайте можно посмотреть информацию?»

Васильев А.А.:

В настоящее время на территории Ульяновской области обучающие организации по охране труда не практикуют дистанционное обучение через Интернет.Данную форму обучения планируется ввести в 2011 году. Между тем обращаю внимание работодателей, что с 1 декабря 2010 года проводить обучение руководителей и специалистов по охране труда, аттестацию рабочих мест по условиям труда и осуществлять функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого менее 50 человек, могут только организации, прошедшие аккредитацию и включенные в специализированный государственный реестр. Государственный реестр, находится в свободном доступе по адресу: http://rao.rosminzdrav.ru.

Ведущая:

Уважаемые участники конференции, большое спасибо! Я думаю, что Ваши ответы на вопросы интернет-аудитории будут всем интересны и полезны.