Цветовая схема

Версия для слабовидящих

 Итоги

работы  органов системы социальной защиты населения

Ульяновской области  за  1 квартал 2009 года

 

      Деятельность  Департамента социальной защиты населения Ульяновской области на 2009 год базируются на программных документах Правительства Ульяновской области, определяющих приоритеты социально-экономического развития на среднесрочную перспективу по улучшению уровня жизни малоимущих категорий населения и  по улучшению социальной ситуации в целом в регионе.

         Как субъект бюджетного планирования Департамент социальной защиты населения определяет планы действий не только для себя как органа исполнительной власти, но и входящих в его состав  24 территориальных управлений социальной защиты населения, Информационно-выплатного управления по г.Ульяновску, 6 государственных учреждений  социальной защиты населения  и 26  учреждений социального обслуживания населения.

          Планы составляются в тесной  координации с государственными внебюджетными фондами – региональными отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, поскольку они, наряду с областным бюджетом, финансируют мероприятия по социальному развитию отрасли в регионе.

          Деятельность Департамента в 2009 году  направлена на достижение следующих задач:

1.Усиление  социальной защиты  уязвимых групп населения.

Улучшение качества представляемых  услуг населению, в том числе по предоставлению адресной социальной помощи.

2.Переход к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг от натуральной к денежной форме.

3.Содействие улучшению демографической ситуации в области путём  социальной поддержки семьи и детей

4.Обеспечение  доступности основных социальных услуг.

5.Развитие системы социального обслуживания.

6.Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания

7.Повышение эффективности управления отраслью социальной защиты населения.

8.Создание эффективных механизмов доведения социальных услуг до получателя.

 

 

 

 

 

 

Финансирование отрасли

 

 Законом Ульяновской области от  02.12.2008 года № 203-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов»  Департаменту социальной защиты населения  были утверждены бюджетные ассигнования   в сумме 5 154 303,5 тыс. руб., в том числе  по средствам областного бюджета  3 862 363,7 тыс. руб., средствам фонда компенсаций федерального бюджета 1 291 939,8 тыс. руб.

 С учётом внесённых изменений Законами  Ульяновской области  «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об областном бюджете  Ульяновской области на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов»  от  04.02.2009 года № 03-ЗО и от 03.03.2009 года  № 16-ЗО, доведённого уведомления в соответствии со ст. 232 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, сумма бюджетных ассигнований  на 2009 год составляет 5 031 419,5 тыс. руб., в том числе по средствам областного бюджета 3 346 480,3 тыс. руб., средствам фонда компенсаций федерального бюджета 1 684 939,2 тыс. руб.

94,4%  объёма бюджетных ассигнований, или   4 748 943,7  тыс. руб., распределены по целям и задачам, в том числе:

-на исполнение расходных обязательств Федерального бюджета    -  1 453 062,4 тыс. руб. (28,9 %),

-на реализацию  областной  целевой программы  (по решению проблем обманутых соинвесторов долевого строительства в Ульяновской области  на 2007 -2009 годы)  - 25 000,0 тыс. руб.  (0,5 %),

-на исполнение ведомственных целевых программ  - 3 270 393,9 тыс. руб.  (65,0 %), из них:

ü Ведомственная целевая программа «Социальная защита населения Ульяновской области на 2009-2011 годы»  -  2 652 560,7 тыс. руб. (52,7 %), в том числе за счёт софинансирования из Федерального бюджета – 231 876,8 тыс. руб. (на исполнение Законов Ульяновской области от 30.11.2004 г.

ü  № 086-ЗО, от  01.11.2006 г. № 152-ЗО, организацию летнего оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства);

ü Ведомственная целевая программа «Социальное обслуживание населения Ульяновской области на 2009-2011 годы»  -   597 273,2  тыс. руб. (11,9 %);

ü Ведомственная целевая программа «Дети и семья Ульяновской области на 2009-2011 годы»  -  6 000,0 тыс. руб. (0,1 %);

ü Ведомственная целевая программа «Адресная социальная помощь малоимущим категориям населения на 2009 -2011 годы» - 14 560,0 тыс. руб. (0,3 %);

ü Ведомственная целевая программа «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области на 2009-2-11 годы»  - 26 220,0 тыс. руб. (средства планируется перераспределить с других расходов).

Не распределены по целям и задачам – 282 963,0 тыс. руб. (5,6 %).

 

По итогам 1 квартала 2009 года  кассовый план консолидированного бюджета  составил    968 286,9  тыс. руб., в том числе:

 

  1. 1.     Областной  бюджет

По состоянию на 1 апреля  2009 года распределён кассовый план на январь-март  текущего года  в размере   674 887,8 тыс. руб., что  составило  20,2 % от объёма  годовых ассигнований, в том числе:

Кассовые  расходы по состоянию на 1 апреля  проведены в сумме      662 609,5  тыс. руб., что составило 98,2% от распределённого кассового плана или  19,8 % годовых ассигнований. 

На обеспечение деятельности подведомственных государственных учреждений в 1 квартале текущего года направлено 107 963,5 тыс. руб., что позволило обеспечить выплату заработной платы во всех учреждениях системы в объёме необходимой потребности в соответствии с установленными сроками, своевременные расчёты  за потреблённые коммунальные услуги, продукты питания и другие расходы.

На оказание мер социальной поддержки   с начала текущего года перечислено  504 493,4 тыс. руб., 

          Меры социальной поддержки в 1 квартале 2009  года в полном объёме перечислены 300 876  льгополучателям, задолженности по выплатам  нет.

Кассовые расходы по реализации мероприятий   областной целевой программы по решению проблем обманутых соинвесторов долевого строительства в 1 квартале текущего года не производились.

 

На 2009 год  государственным учреждениям социального обслуживания, подведомственным Департаменту социальной защиты населения  Ульяновской области, с учётом увеличения  в соответствии с Законом Ульяновской области № 16 - ЗО от 03.03.2009 года, установлен план по  перечислению прочих доходов в областной бюджет от  предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в сумме 80 828,0 тыс. руб.

В 1 квартале 2009 года  на доходный счёт поступило средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме  20 753,9 тыс. руб.  или 117 %  от плана с начала года (17 735,0 тыс.руб.), в том числе    в январе  перечислено 901,7 тыс.руб., в феврале -  14 074,1 тыс.руб., в марте – 5 778,1 тыс. руб.

 

  1. 2.     Средства Федерального бюджета (фонд компенсаций)

Департаменту социальной защиты населения на 2009 год  по фонду компенсаций  выделены  бюджетные ассигнования   в сумме  1 684 939,2 тыс. руб.

Финансирование в 1 квартале произведено в сумме  293 399,2 тыс. руб.

На 01.04.2009 года кассовые расходы  на оказание мер социальной поддержки    произведены  в сумме    231 696,9 тыс. руб.  Численность получателей всех выплат   в 1 квартале  составила – 266 231 чел.

 

  1. 3.     Средства Фонда социального страхования

Кроме обязательств за счёт средств областного и федерального  бюджета, установленных Законом Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов», Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области  в 2009 году исполняются обязательства за счёт средств Фонда социального страхования.

Потребность   в средствах  на оказание мер социальной поддержки для  обеспечения выплаты единовременного  пособия при рождении ребёнка и пособий по уходу за ребёнком до 1,5 лет  за  1 квартал   текущего года профинансирована  в полном объёме в сумме  69 225,3 тыс. руб.

 

Таким образом, за 1 квартал Департаментом социальной защиты населения Ульяновкой области освоено средств из разных источников на сумму 963 531,8 тыс. руб.

 

Размещение государственного заказа

         Законом Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов» Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области  предусмотрено на закупку  товаров, выполнение работ, оказание услуг 318622,6 тыс.руб.на содержание 32 Государственных учреждения, 24 территориальных управления и аппарата управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области .

         По состоянию на 01.04.2009 года заключено государственных контрактов на сумму 136899,35 тыс.руб., что составляет 43% от суммы выделенной на закупки в 2009 году, которая меньше суммы контрактов за аналогичный период предыдущего года на 22361,23 тыс.руб. Уменьшение произошло в связи с тем, что контракты в 2009 году заключаются из расчета на квартал.

Проведено:

- 1 открытый конкурс  на право заключить государственный контракт на оказание услуг по ОСАГО,  по итогам которого был заключён 1 государственный контракт на сумму 232,1 тыс.руб., экономии по данному конкурсу не сложилось, так  как  страховые тарифы по ОСАГО утверждаются Правительством Российской Федерации;

- 5 открытых аукционов в т.ч.  на поставку  в 1 квартале 2009 года продуктов питания,  лекарственных средств,  ГСМ,  на поставку во 2-ом квартале 2009 года  продуктов питания, ГСМ, по итогам которых заключено 9 государственных контрактов на сумму 74479,8 тыс.руб., экономия по результатам которых составила 603,3 тыс.руб., что составляет 0,8%;

- 25 запросов котировок цен, в т.ч.: на вывоз и утилизацию ТБО в 1 квартале 2009 года и во 2 квартале 2009 года, охрану зданий, стирку белья, поставку ГСМ, дров,  обуви, постельного белья, бумаги, трикотажных изделий, чистящих и моющих средств, верхней группы одежды и оказанию услуг по заправке картриджей  по итогам которых заключено 24 контракта на сумму 2903,3 тыс.руб., экономия по результатам которых составила 608,6 тыс. руб.,  что составляет 21%.

         Всего экономия от проведения торгов и запросов котировок цен за 1 квартал 2009 года составила 1211,9 тыс.руб.

У единственного источника  в 1 квартале 2009 года размещен заказ на сумму 59284,15 тыс.руб. в том числе на услуги естественных и локальных монополий (электроэнергия, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение) заключено 96  государственных контрактов на сумму 46781,5 тыс.руб.

 

 

Содействие улучшению положения семей с детьми, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

           

Справочно:

В области проживают 173070 семей, в которых воспитываются 241215 несовершеннолетних детей, что составляет 18% от общей численности населения области.

По сравнению с  1 кварталом 2008 года:

-  Количество семей  уменьшилось на  7%.

- Увеличилось на 7% количество  многодетных семей.

- Количество семей,  имеющих  доходы  ниже  величины прожиточного уровня, осталось на уровне  прошлого года и составляет 58174 семьи (85377 детей) или 34 % от общего числа семей.

          По итогам 1-го квартала 2009 года в Ульяновской области  наблюдается положительная динамика по росту рождаемости.  За первые три   месяца  родилось  3203 ребёнка, что на 207 детей больше, чем за аналогичный период 2008 года  (2996 детей).                    

          Приоритетным направлением демографической политики Правительства Ульяновской области  является  обеспечение постепенной  стабилизации численности населения Ульяновской области. В условиях экономического  кризиса необходимо выполнить все социальные обязательства, особенно, что касается   выплат  мер социальной поддержки семей с детьми.

С 1 января 2009 года на 8,5 % проиндексированы пособия на детей, выплачиваемые за счёт средств федерального бюджета, а именно:

-          единовременное пособие при рождении ребенка составляет 9592,03 руб. (было 8840,58 руб.), за которым  в Ульяновской области обратилось 730 человек.

-           ежемесячное пособие по уходу за ребёнком  в 2009 году составляет 1798,51 руб. на 1 ребёнка и 3597,01 руб. на второго (максимальный размер пособия составит 7194,02 руб.); в 2008 году пособие составляло 1657,61 руб. и 3315,22 руб. соответственно. В 1-ом квартале обратилось и стали получателями 6453 человека.

-   с 14000 руб. до 15190 руб. повысился размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. В области таких получателей  8 человек.

-          с  6000 руб. до 6510 руб. повысился размер ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. В области получателями являются 45 человек.

Правительство  Российской Федерации планирует произвести  ещё раз перерасчёт пособий с учётом повышения их  на 13%. Это  относится к единовременным  пособиям  в связи с  рождением  ребёнка и при передаче ребёнка в семью, пособию при  постановке на учёт в  ранние сроки  беременности, ежемесячному пособию по уходу  за ребёнком до 1,5 лет (у работающих женщин будут  доиндексированы минимальные и максимальный размер пособия). Увеличатся также единовременное пособие  беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребёнка  военнослужащего, проходящего военную службу  по призыву.

 

В Ульяновской области ежемесячное пособие на ребёнка выплачивается на 70521 ребёнка, что составляет 75% от общего количества детей из малообеспеченных семей.  С начала текущего года 3153 малоимущим семьям с детьми, впервые обратившимся в органы социальной защиты населения, назначены ежемесячные пособия на ребёнка. Всего в текущем году оформили вновь или продлили право на получение пособий  22895 человек.  Размер пособия увеличен с 1 июля 2008 года  на 33% и составляет 120 руб. (на детей одиноких матерей – 240 рублей; на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, на детей военнослужащих по призыву, на детей курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы 180 рублей). 

С 01.01.2008 года размер дополнительного единовременного пособия при рождении ребёнка увеличен с 1000 рублей до 1100 рублей. С января 2009 года  дополнительное единовременное пособие при рождении ребёнка стало выплачиваться дифференцированно,  в зависимости от количества детей, рождённых матерью, и размер составляет на первого ребенка 1100 руб., второго ребёнка – 2000 руб., третьего и последующих детей – 3000 руб. В 1 квартале 2009 года обратилось  2931 человек.

 

Почти в 2 раза  с января 2009 года увеличился размер ежемесячного денежного пособия, выплачиваемого за счёт средств областного бюджета Ульяновской области  детям погибших военнослужащих с 650 руб. до 1280 руб. Таких получателей в области 103 человека.

В области проживают 4333 многодетные семьи, в которых воспитываются 14196 детей.

Благодаря целенаправленной политике  по улучшению демографической ситуации количество  многодетных семей увеличилось на 7% по сравнению с аналогичным периодом  2008 года.  Отмечен рост  семей в г.Ульяновске, г.Димитровграде, Барышском, Мелекесском. Сенгилеевском, Чердаклинском районах.

В соответствии с Законом от 29.12.05 г. № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области»:

- 4195  (97%)  семей  пользуются 50% скидкой по оплате за коммунальные услуги;  3% многодетных семей пользуются льготами по другим основаниям.

- 10415 детей (73 %) получают ежемесячное денежное пособие в размере   160 руб. на каждого ребёнка из числа малоимущих семей. 

 

           С 01.07.2008 г. вступил закон  Ульяновской области от 05.02.2008           № 24-ЗО «О  дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» в соответствии, с которым  молодая семья до 35 лет при рождении 3-го ребёнка получает право на получение регионального сертификата «Семья»   на сумму 100 тысяч рублей.

Такой сертификат в Ульяновской области  получили  380 семей, из них в 1 квартале 2009 года 174 семьи.

 

В областном бюджете на 2009 год на адресную поддержку малоимущих категорий населения Департаменту социальной защиты населения были предусмотрены средства в сумме 14,56 млн. руб.

В первом  квартале т.г. проведены 3 заседания общественной комиссии по предоставлению государственной социальной помощи в Ульяновской области, заседания общественных комиссий в районах,  на которых рассмотрено 1128 обращений, оказана материальная помощь 1099 гражданам из категории малоимущих на сумму 4456,2 тыс. рублей (с расходами на услуги Сбербанка РФ).

По решению областной комиссии получили помощь 430 человек, в том числе:

- на газификацию – 217 человек на сумму 901,8 тыс. рублей;

- погорельцы - 41 человек на сумму 734,9 тыс. рублей;

- на лечение  - 74 человека на сумму 956,1 тыс. рублей;

- другие вопросы – 98 человек на сумму 602,7 тыс. рублей.

 

           Ежегодно, в целях  организации  полноценного отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  Департамент социальной защиты населения Ульяновской области предоставляет  бесплатные путёвки  в оздоровительные учреждения области.  В 2009 году на организацию летнего отдыха и оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государства, выделено 16,2 млн. рублей из федерального и областного бюджета.  В  1 квартале т.г. за счёт средств областного бюджета на базе  ГУСО РЦ «Восхождение» было оздоровлено 124 ребёнка, находящихся в трудной жизненной ситуации.  

          В течение 1 квартала проведена организационная работа по подготовке  открытого конкурса на закупку путёвок на оздоровление детей в летний период.

 

Профилактика безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних

 

По итогам 1 квартала т.г. наблюдается динамика снижения  семейного неблагополучия. На учёте в территориальных органах социальной защиты населения состоит 2461 семья, находящаяся в социально-опасном положении, в которых воспитываются 4330 детей.

 Создан банк данных безнадзорных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении, в который внесены данные по 247  безнадзорным  несовершеннолетним (аналогичный период 2008 г. – 290).

В результате совместной работы с органами профилактики за истекший период:

- вновь выявлено и поставлено на учёт 225 семей, находящихся в социально-опасном положении, в них – 357 детей, 

- снято с учёта -  291 семья,  в том числе,  в связи  с улучшением положения в семьях  - 143 семей.

 За 1 кв. т.г. 122 ребёнка были направлены в социально- реабилитационные центры. На хорошем уровне выстроена работа  по взаимодействию территориальных управлений социальной защиты населения  Инзенского, Сурского,  Тереньгульского, Ульяновского, г. Ульяновска, г. Димитровграда  с учреждениями социальной защиты населения по профилактике семейного неблагополучия.

В целях проверки эффективности работы по профилактики социального неблагополучия были организованы  комплексные проверки в Новоспасском, Старомайнском  районах, в  результате  которых выявлено:

- недостаточное взаимодействие органов профилактики по раннему выявлению неблагополучных семей,

- не оформлены  планы социальной реабилитации  детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

В целях оказания методической помощи по работе  с неблагополучными семьями и профилактике безнадзорности, раннему выявлению неблагополучных семей  17 февраля т.г. проведен семинар для специалистов территориальных органов социальной защиты. 

 

Мероприятия  по реализации антикризисных мер

 

В рамках реализации антикризисных мер в Департаменте социальной защиты населения Ульяновской области  сформирован банк данных на 417 человек из числа  сокращённых и уволенных в связи с финансовым кризисом, из них:

- 356  из  малоимущих семей

-  20  из многодетных семей;

-   9  из опекунских семей;

- 12  одиноких матерей;

          -   5 из  семей с детьми – инвалидами;

-   6 одиноко проживающих граждан.

Сведения  о количестве  сокращённых и уволенных граждан в связи с финансовым кризисом предоставляются территориальными управлениями ежедневно.

В рамках работы антикризисного штаба:

- ежедневно работает «горячая линия» по проблемам, связанным с   увольнением и по  порядку оказания социальной поддержки гражданам, оказавшимся в кризисной ситуации.  На «горячую линию» поступило 118 обращений, из них:

74 чел. – даны разъяснения на поставленные вопросы;

  7 чел.- решён вопрос об обеспечении детей  бесплатным питанием в школе;

10 чел. – рекомендовано подготовить документы на оформление ежемесячных детских пособий;

1 чел. – предложена бесплатная путёвка для ребёнка в период летних каникул;

9 чел. – рекомендовано оформить документы на жилищную субсидию;

1 чел. – оформлено ходатайство в государственную инспекцию по труду Ульяновской области о выплате пособий по сокращению;

16  чел.- рекомендовано подготовить документы на рассмотрение комиссии  на оказание помощи.

-  рассмотрено 39  письменных  обращений граждан об оказании социальной помощи в  связи с увольнением и сокращением с места работы, из них:  22 человека получили адресную материальную  помощь  в размере от 5 до 10 тыс. рублей, остальным предоставлены другие меры социальной поддержки в рамках действующих законодательств.

         Приказом Министра труда и социального развития Ульяновской области  от 19.03.2009 №79  утверждена ведомственная целевая программа «Адресная социальная помощь малоимущим категориям населения на 2009-2011 годы», предусматривающая антикризисные меры семьям, оказавшимся  под риском сокращения в условиях социально-экономического кризиса.

         Подготовлен  список  на 706  участников общественно – оплачиваемых работ,  которым будет оказана адресная  помощь в размере 720 рублей в рамках программы антикризисных мер.   

 

         В целях  усиления адресного подхода к предоставлению социальной помощи с учетом реальных доходов семьи продолжается формирование единого социального реестра малоимущих семей.

          За отчётный период 10120 семей, т.е. 17 % от семей с доходами ниже прожиточного минимума, получили различные виды адресной помощи за счёт бюджетов всех уровней на общую сумму 8421,7 тыс. руб., это на 7 % семей больше, чем за отчётный период прошлого года.

    

Мероприятия  по повышению  и укреплению статуса  семьи

 

В ходе  проведения Года здорового образа жизни и в целях  укрепления института семьи, повышение престижа семейных ценностей, материнства и отцовства в обществе,  пропаганды здорового образа жизни,  активизации деятельности общественности по решению демографических проблем проведены следующие мероприятия.

Четвёртый год в области  по инициативе Губернатора области С.И. Морозова  проводится   акция  «Роди патриота в День  России».     

Проведено 19 выездов  агитпоезда «За здоровый образ жизни»  специалистов ведомств в муниципальные образования,  организована работа  на 661-ой площадке.

Жителям была оказана медицинская, психологическая и социальная помощь, организованы консультации для населения по действующему законодательству и различным вопросам, встречи с беременными женщинами. 

Специалистами  всех ведомств было охвачено -  68 421 человек.

В работе агитпоезда приняли участие представители организаций различных форм собственности.  

По данным Министерства здравоохранения и фармации области  с января текущего года  в женских консультациях   под наблюдением находится  7650  беременных женщин (количество беременных за аналогичный период  2008 г. – 7283 чел.), из них - 965  участниц акции (2008 г. – 938 беременных женщин).

Из общего количества беременных женщин, состоящих на учёте - 3722 из  малообеспеченных семей (49%). 

С января текущего года предоставлено мер социальной поддержки 7200 беременным женщинам на сумму 3,4 млн. рублей (аналогичный период 2008 г. – 7124 беременным женщинам на сумму 3,3 млн. руб.).

 

В рамках празднования Международного дня 8 Марта был проведено   5 заседаний «круглых столов»,  участниками которых были: руководители женских общественных организаций, члены Советов отцов, работники  социальной защиты населения, депутаты Законодательного Собрания области, муниципальных образований, поселений, члены молодёжного парламента,  руководители общественных организаций инвалидов, родителей с детьми инвалидами, директора спецшкол, руководители реабилитационных центров, молодые матери – участницы проекта «Роди патриота в День России», члены клуба молодых семей, участницы областного конкурса молодых семей.   Были обсуждены   вопросы пропаганды здорового образа жизни среди населения. По итогам работы круглых столов  принята Резолюция.   

 

Организована  встреча с женским активом области  с участием заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Т.В.Девяткиной, посвящённая Международному Дню 8 марта.  Участниками встречи  были  руководители семейного бизнеса,   представителями трудового коллектива, участники конкурса «Женщина - директор года», женская общественность. Были обсуждены вопросы – развития семейного бизнеса, проблемы беременных женщин.     

                                                                                                             

Утверждено Положение ежегодной премии  Губернатора Ульяновской области «Семья года» в размере 50,0 тысяч рублей. Вручение премии Губернатора предполагается по итогам года на Семейной ассамблее.

 

Ведётся работа  по организации проведения  областного конкурса  «Лучшее предприятие для работающих мам».

 

В целях привлечения дополнительных средств на оказание социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на конкурс, объявленный Фондом поддержки детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации по программе «В кругу друзей» от области  представлено 25 социальных проектов, из них 11 проектов представлено органами социальной защиты населения.

Совместно с областным отделением Российского детского фонда подготовлена программа «Мы разные, но мы вместе». 

Внедрение социальных проектов, направленных на социальную поддержку детей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  будет способствовать решению демографических проблем в области и получению дополнительных средств на  их реализацию.

Повышение эффективности системы социальной защиты населения и социального обслуживания. Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в  социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи.

 

Справочно:  

В Ульяновской области численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам  2008 года составляет 19,6%.  В  Самарской области -24,4%, республике Мордовия -23,0%, республике Татарстан -8,6%.

Количество инвалидов  в Ульяновской области увеличилось, количество детей-инвалидов уменьшилось.

 

           Все социальные мероприятия  2009 года  направлены на решение главной задачи – смягчение негативных  последствий экономического кризиса  для населения, особенно для слабо защищённых групп населения, прежде всего ветеранов и семей с детьми. На региональном уровне  реализуется  единая  система антикризисных мер, включающая в себя как мероприятия, софинансируемые  из федерального бюджета, так и  меры, реализуемые субъектом и органами  местного самоуправления. 

 На территории Ульяновской области меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются четырём основным категориям граждан: федеральным и региональным льготникам, получателям субсидий и компенсаций.

В I квартале 2009 года мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг воспользовалось 347126 человек, с учётом членов семей – 534310 человек, что составляет около 41% от общей численности населения области:

№ п/п

Наименование категории граждан

Мера социальной поддержки

Количество получателей  мер социальной поддержки

Количество получателей  мер социальной поддержки с учётом членов семей

1.

Федеральные льготники из числа ветеранов и инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации

скидка 50%

141697

163699

2.

Региональные льготники, в том числе

 

147660

185751

 

ветераны труда

скидка 50%

128136

128414

 

реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий

скидка 50%

1835

3677

 

многодетные семьи

скидка 50%

4195

19925

 

педагогические работники

скидка 100%

13494

33735

3.

Получатели жилищных субсидий и компенсаций

расчётная

57769

184860

 

ИТОГО

 

347126

534310 что составляет 41% от общей численности населения области

 

Территориальными органами Департамента на 2009 год заключено 2155 договоров на возмещение организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

На 2009 год сохранён прежний порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, то есть в виде ежемесячной скидки при оплате стоимости данных услуг. Гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления предоставляется мера социальной поддержки по оплате в размере 50%  стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива. В 1 квартале 2009 года принято 19046 заявлений на обеспечение твёрдым топливом, из них уже обеспечено 12744 человек или 66,9 %, что на 8594 человек больше чем в 2008 году (1 кв. 2008г. – 4150 чел.).

В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 23 февраля 2007 года № Пр-294, Федерального Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» по переходу к предоставлению натуральных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме принят Закон Ульяновской области от 31.03.2009 № 26-ЗО "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» и статью 3 Закона Ульяновской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области», предусматривающий с 1 января 2010 года  предоставление региональным льготникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме компенсаций расходов в размере 50 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат, т. е. все бюджетные средства должны поступать в форме денежных средств на руки граждан. Исключается расчёт бюджетными средствами с предприятиями.

Также разработан проект постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ульяновской области» для льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, который в настоящее время находится на согласовании в Правительстве Ульяновской области.

 

                Малообеспеченные семьи и одиноко проживающие граждане получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме субсидий и компенсаций.

На основании представленных муниципальными образованиями расчётов постановлением Правительства Ульяновской области 02.03.2009 № 77-П утверждены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчёта субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 год исходя из новых утверждённых цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что позволит увеличить размер выплачиваемой гражданам субсидии и снизить их расходы на оплату ЖКУ.

 Продолжена реализация Закона Ульяновской области от 19.12.2007 № 217-ЗО «О порядке  и условиях предоставления отдельным  категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области». В трёх муниципальных образованиях (г. Ульяновск,   г. Димитровград, Ульяновский район) приняты меры по дальнейшему предоставлению отдельным социально незащищённым категориям граждан дополнительных компенсаций из средств местного бюджета. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ для отдельных категорий граждан в городе Ульяновске (для 10 категорий граждан) и Ульяновском районе (для 5 категорий граждан) снижена до 10% от совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, а в городе Димитровграде (для 6 категорий граждан) до 15%. Предоставлением муниципальной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в этих муниципальных образованиях охвачено дополнительно 3860   малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, нуждающихся в особой поддержке государства; средний размер выплаты составляет 385 рублей в месяц.

По итогам 1 квартала текущего года общее количество получателей субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляет 57769 человек или 11,9% от общего количества семей и одиноко проживающих граждан на территории области, что на 2657 человек больше по сравнению с началом текущего года (на 01.01.2009  55112 человек или 11,4%).  Средний размер выплаты на семью в месяц составляет 715 рублей.

В течение 2009 года предполагается увеличение количества получателей субсидий и компенсаций на 10%. Средства в бюджете области на 2009 год предусмотрены с учётом роста количества получателей и увеличением с января 2009 года тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

 

Труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, отказавшимся от получения ЕДВ, предоставляется мера социальной поддержки по оплате в размере 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей. Мерой социальной поддержки по льготному лекарственному обеспечению за отчётный период воспользовалось 2094 человек, что на 1397 человек больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (1 кв. 2008 – 697). 

 

 Ветеранам труда, труженикам тыла,  реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, отказавшимся от получения ЕДВ, предоставляется мера социальной поддержки на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. За период с января по март 2009 года мерой социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию воспользовалось 3221 человек, что на 1986 человек больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (1 кв. 2008 – 1238).            

 

Повышение  качества и увеличение объёма услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов

 

На 1  января 2009 года в Федеральном регистре  насчитывалось 13,12 млн.инвалидов, это на 70  тысяч меньше по сравнению с данными  на 1 января 2008 года.  В Ульяновской области за последние 5 лет общая численность инвалидов увеличилась почти на 11%,  и на начало 2009 года насчитывается более 135 тыс. людей с ограниченными возможностями, в том числе 34% трудоспособного возраста.

В Ульяновской области проживает 5768 детей-инвалидов,  (2008 г. – 6228 человек,  2007 г. – 6807 человек)  подавляющее большинство которых воспитывается в семьях- 87,4%,  8,4%- в учреждениях системы образования, в учреждениях системы социальной защиты – 3,4% и в учреждениях системы здравоохранения – 0,8%.

Уменьшение численности детей-инвалидов за прошедшие годы связано как с изменениями подходов к установлению инвалидности у детей (изменение критериев инвалидности), так и с объективными социально-демографическими условиями (снижением рождаемости), а также проведением комплекса мероприятий по профилактики инвалидности и реабилитации детей-инвалидов.

Реабилитационные услуги  детям – инвалидам в системе социальной защиты населения предоставляют  4 учреждения. Процент детей-инвалидов, получивших услуги в реабилитационных центрах по-прежнему остаётся низким. Всего 16,7% от общего числа детей-инвалидов, в то время как в республике Татарстан около 40%.

Для координации деятельности и определения стратегических направлений в решении проблем данной категории граждан  постановлением Губернатора Ульяновской области от 26.01.2009 №4 утверждены: положение и состав областного совета при Губернаторе области по делам инвалидов. В состав Совета вошли представители государственных и муниципальных органов власти, общественные организации инвалидов.

Основной целью деятельности Совета является обеспечение взаимодействия органов государственной власти Ульяновской области, местного самоуправления, общественных объединений инвалидов, иных организаций, занимающихся проблемами инвалидности и инвалидов, разработка предложений по формированию и проведению государственной политики в области профилактики инвалидности, реабилитации инвалидов и содействия выполнению соответствующих программ, планов, мероприятий.

На заседаниях Совета  (27.01.2009, 01.04.2009) рассматривались вопросы о положении инвалидов в Ульяновской области, мерах обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности, их профессиональном образовании и трудовой занятости, а также о проблемах охраны здоровья, воспитания, образования, физического и культурного развития и социальной защиты детей-инвалидов. 

План работы Совета  на 2009 г. разработан с учётом всех поступивших предложений и утверждён Губернатором Ульяновской области С.И. Морозовым  03.03.2009г.

      Комплексный план по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости, лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также организации обучения этих лиц методам реабилитации на 2009-2010 годы  утверждён 15.02.2009 г.  Губернатором - Председателем Правительства Ульяновской области Морозовым С.И.

     Департаментом проводится мониторинг потребности:

- лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами,

-в государственных услугах в сфере здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты населения.

      Лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, состоящим на учёте в службе занятости населения, уделяется особое внимание: предоставляется возможность первоочередного получения государственной услуги по социальной адаптации на рынке труда в форме участия в «Клубах ищущих работу», обучение на курсах «Новый старт» или индивидуально.

      Данной категории граждан предоставляются государственные услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, а также услуги по психологической поддержке.

 

       В рамках реализации программы по обеспечению доступности Интернет технологий для реабилитации и интеграции семей, воспитывающих детей-инвалидов в ГУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» проводится работа по следующим направлениям:

Проект ГУ РЦ «Подсолнух» «Пешеходный туризм» стал победителем 9 общероссийского грантового конкурса «Новый день», проводимого Росбанком при содействии благотворительного фонда CAF Россия (Великобритания). Сумма гранта 122,7 тысяч рублей.

 

Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области проведён мониторинг среди детей-инвалидов, желающих обучаться в ФГОУ СПО «Мелекесский сельскохозяйственный техникум». Выявлено 15 человек, желающих учиться в данном учебном заведении. Список и адреса детей инвалидов переданы   для дальнейшей работы с родителями и детьми.

 

В целях профилактики инвалидности жителей области третий год на территории  области реализуется Закон Ульяновской области 153-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, в Ульяновской области».

В соответствии с вышеназванным Законом меры государственной социальной поддержки оказываются детям до 18 лет, лицам, не являющимся инвалидами, но по медицинским показаниям, нуждающимся в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями. В 2009 году в областном бюджете предусмотрено финансирование на реализацию закона в сумме 2750, 0 тыс. руб.,  более 500 человек   будут обеспечены протезно-ортопедическими изделиями бесплатно. В 1 квартале .2009 года  104 чел. обеспечены протезно-ортопедическими изделиями на сумму 616,7 тыс. руб.

 

Доступная среда как средство интеграции инвалидов

Проведены мероприятия по изучению возможности оборудования пандусами, поручнями областных учреждений культуры для удобства посещения инвалидами.

По результатам проведённых мероприятий установлено, что часть учреждений оборудовано пандусами: ОГУК «Ленинский мемориал», ОГУК «Научная библиотека им. В.И. Ленина.

Часть учреждений имеют низкие лестничные марши, что доступно для инвалидов: ОГУК «Ульяновский областной краеведческий музей», ОГУК «Филармония», ОГУК «Кукольный театр».

Ряд зданий требует оборудования пандусами: ГУК «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества им. С.Т. Аксакова», ГУК «Областной досуговый методический центр «Люмьер», ГУК «Ульяновский областной музей».

           В настоящее время рассматривается вопрос об источнике финансирования мероприятий на 2010 год. Учреждениями культуры выполняются мероприятия по подготовке проектно-сметной документации на устройство пандусов. Выполнение мероприятий запланировано на 2010 г.

Проектирование и строительство новых объектов в области осуществляется с учётом создания условий для посещения их инвалидами, при реконструкции улиц и дорог предусматривается устройство для съездов в местах пересечения тротуаров с проезжей частью. При выдаче градостроительного плана земельного участка в требованиях к разработке проекта указываются мероприятия для беспрепятственного доступа  маломобильных групп населения.

Инспекцией государственного строительного надзора Правительства Ульяновской области проверяется строгое исполнение участниками строительства всех требований разработанной, утверждённой и прошедшей государственную экспертизу проектной документации.

В соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 02.04.2009 №27-пр в 2009 году будет проведён областной конкурс «Безбарьерная среда».  Положение  и состав экспертной комиссии утверждёны  приказом директора Департамента социальной защиты населения Ульяновской области от 09.02.2009 №34, и доведены до каждого Главы муниципального образования области.                                                                                                                                                                                                            

 

Социальная поддержка ветеранов и других  категорий граждан

 

       Защита прав и законных интересов граждан старшего поколения, поддержание их социального статуса и обеспечение активного долголетия является одним из направлений деятельности Правительства области и системы социальной защиты населения.

Пожилые люди внесли неоценимый вклад в развитие нашей страны, Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне и восстановление народного хозяйства. Правительство области стремится принять все необходимые меры для создания условий сохранения достойного  образа жизни ветеранов, повышения уровня социальной защищенности, решения проблем социально-бытового и медицинского обслуживания. 

За три последних года выстроена целостная система по предоставлению мер социальной поддержки гражданам Ульяновской области.

На территории Ульяновской области проживает более 390 тыс.  получателей пенсий и  пособий.


           Введен  ряд дополнительных мер социальной поддержки граждан, проживающих на территории Ульяновской области:

 

За истекший период в реабилитационных центрах области им. Чучкалова (р.п. Ундоры) и «Сосновый бор» (р.п. Вешкайма) оздоровлено 694 чел., что на 71 чел. больше, чем за аналогичный период 2008  года, в том числе:

- реабилитированные лица   - 15 чел.

- ветераны труда                             - 533 чел.

- труженики тыла                  - 36 чел.

- лица, получающие пенсию по возрасту,

не имеющие инвалидности.  - 110 чел.

Финансирование оздоровления граждан вышеназванных категорий осуществляется за счёт средств бюджета Ульяновской области, направляемых на содержание  учреждений. 

Эта дополнительная мера социальной поддержки способствует увеличению продолжительности жизни населения Ульяновской области.

По состоянию на 01.04.2009  г. 6734 чел. зарегистрированы в очереди на получение путёвки.

 

Всего по области данная льгота предоставляется 112545 чел.

 

 

 

Данная мера социальной поддержки закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 года № 614.

В областных списках ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.01.2009 года зарегистрировано  1946 человек, из них 226 ветеранов Великой Отечественной войны, попадающих под действие Указа президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008  «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Ульяновской области на указанные цели предусмотрены денежные средства из федерального бюджета  на 2009 год  в размере 115265,3 тыс.рублей, в том числе по Указу Президента Российской Федерации для обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны – 91736,3 тыс.рублей.

В I квартале 2009 года было выдано 78 свидетельств на социальную выплату для приобретения жилья ветеранам Великой Отечественной войны на сумму 38,8 млн. рублей. На 01 апреля 2009 года 37 ветеранов ВОВ улучшили свои жилищные условия или 47% от выданных свидетельств (срок реализации свидетельств – 6 месяцев),  а с начала реализации программы 90 ветеранов. На сегодняшний день в области осталось 189 человек, попадающих под действие Указа. Проблема обеспечения жильём ветеранов ВОВ будет решена до 1 мая 2010 года.

 

По состоянию на 01.01.2009 года 450 граждан состояли в очереди  нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на участие в подпрограмме, из них:

104 – уволенных с военной службы;

265 – вынужденных переселенцев;

30 – граждан, выехавших из районов Крайнего Севера;

51 – граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Для реализации подпрограммы в 2009 году Ульяновской области предусмотрено из федерального бюджета 27,8 млн.рублей, в том числе:

3,9 млн, рублей– вынужденным переселенцам;

1,2 млн, рублей– гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера;

22, 7  млн. рублей– гражданам, подвергшимся радиационному воздействию.

 

В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и акционеров, которым был причинён ущерб правонарушениями на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации продолжается работа  по выплате компенсаций,  в марте в Федеральный общественный фонд направлены список и документы  на 19 граждан для произведения компенсационных выплат.

 

Продолжает осуществляться реализация постановления Правительства Ульяновской области от 18.09.2007 № 21/323 «О порядке предоставления социальных выплат на приобретение жилья работникам областных учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения и социальной защиты населения», которое направлено на решение укрепления кадровой системы и оказания помощи в решении жилищных проблем работников областных государственных учреждений.

За I квартал приняты документы для включения в списки на предоставление социальных выплат от 22 работников областных государственных учреждений

В бюджете области на 2009 год  предусмотрены средства на указанные цели в сумме 20,0 млн. рублей. До настоящего времени средства  из областного бюджета не поступали.

 

В рамках программы социального партнёрства была продолжена работа по организации благотворительного питания социально – незащищенных категорий населения из числа пенсионеров, инвалидов и детей.

По итогам 1 квартала т.г. благотворительное питание получили 17514 чел., что на 40% больше, чем за аналогичный период 2008 г. (7078 чел.), в том  числе:

-   12160 пенсионеров, инвалидов, одиноко проживающих граждан;

-   5354 детей из социально-незащищённых семей.

      На базе 135 социальных столовых горячее питание получили 3472 чел., в т.ч.

-  1526 чел. из числа  пенсионеров и инвалидов;

-  1946 чел. - дети из социально-незащищённых семей.

Продовольственными наборами были обеспечены 14042 чел., в т.ч.

-  10634 - пенсионеров, инвалидов;

-  3408 -  детей из социально-незащищённых семей.

По сведениям территориальных органов социальной защиты населения  на организацию благотворительного питания были привлечены внебюджетные средства в сумме 3,3 млн. руб.  Можно  отметить организационную работу территориальных управлений:  г.Ульяновска,  Барышского, Майнского, Старокулаткинского, Тереньгульского, Ульяновского районов.

В целях социальной поддержки детей из малоимущих и многодетных семей за счёт средств местных бюджетов организовано бесплатное питание в 547 школах для 16375 детей, что составляет 43% от общего количества детей школьного возраста из малоимущих семей.

 Финансирование  бесплатного питания осуществляется  за счёт средств муниципальных бюджетов, в 2009 году на эти цели предусмотрено 62,3 млн. руб. (в 2008 году - 51,1 млн. руб.).

Стоимость   питания в  школах:  г. Ульяновска  составляет -  50 руб., г. Димитровграде -  20 руб., г. Новоульяновске -  25 руб., в сельских школах – от 10 до 20 руб. 

В школах г. Ульяновска на 2 полугодие 2008/2009 учебного года планировалось обеспечить бесплатным питанием 8000 учащихся, обеспечено 7865 чел., что составляет 98 % от запланированного количества.

73 учащимся оказана материальная помощь на питание в школе по 1000 рублей.

 

Обеспечение  доступности основных социальных услуг

 

В Ульяновской области функционируют 26 государственных учреждений социального обслуживания населения, в том числе:

-8 стационарных учреждений социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов, в том числе 1 геронтологический центр, 4 дома-интерната общего типа и 3 психоневрологических интерната;

-11 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе 2 приюта, 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних с приютами, 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 1 центр социально-психологической помощи семье и детям;

-1 детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей;

-1 специальное (коррекционное) профессиональное училище;

-3 центра социального обслуживания населения, в том числе 1 комплексный;

-2 социально-реабилитационных центра оздоровительного типа для ветеранов и инвалидов.

 

Наполняемость учреждений социального обслуживания населения составляет:

по учреждениям семьи и детей использование койко-мест – 118,9%,

по учреждениям старшего поколения и инвалидов– 94,8%.

Услугами учреждений социального обслуживания в отчётном периоде воспользовались 56459 человек, в том числе 29865 престарелых граждан и инвалидов, 7979 несовершеннолетних.

В 1 квартале 2009 года гражданам пожилого возраста и инвалидам были оказаны следующие виды социальных услуг:

-постоянное или временное стационарное социальное обслуживание;

-полустационарное (дневное) социальное обслуживание;

-социальное обслуживание на дому.

Очерёдность на социальное обслуживание в учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов на 1 апреля 2009 года составила: в психоневрологические интернаты – 14 человек, в дома-интернаты общего типа – 52.

Стационарными отделениями учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста обслужено 2472 человека.  На 1 апреля 2009 года на обслуживании находится 2371 человек, в том числе 1137 мужчин, 1234 женщины. На постельном режиме находятся 650 человек.

Из общего количества граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на постоянном стационарном социальном обслуживании 1820 инвалидов, в том числе 505 инвалидов до 40 лет, 27 инвалидов и участников ВОВ, 125 тружеников тыла, 37 солдатских вдов.

Анализ социальных характеристик обеспечиваемых в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов за последние 3 года показал, что:

-по-прежнему увеличивается количество поступающих инвалидов с первой группы инвалидности, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе, средствах передвижения, реабилитационных мероприятиях;

-увеличивается количество обеспечиваемых, утративших социальные связи, не поддерживающих родственные отношения или являющихся одинокими (в 2008 году – 60% от всех, находящихся на постоянном стационарном социальном обслуживании);

-количество проживающих ранее судимых в специальных домах-интернатах остаётся постоянным - 40-45% от общего числа проживающих.

В домах-интернатах основной задачей является обеспечение максимальной реабилитации пожилых и инвалидов, а для безвозвратно потерявших способность к самообслуживанию – предоставление необходимого ухода. Основным критерием реабилитационной работы с инвалидами является реализация индивидуальных программ реабилитации.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает:

-обозначение потребности в реабилитационных услугах, предоставляемых Фондом социального страхования, учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты в рамках рекомендаций в ИПР;

-сведения о возможности осуществления конкретным инвалидом трудовой и образовательной деятельности, исходя из степени потери трудоспособности и образовательного уровня.

С помощью указанных данных определяется реабилитационный маршрут инвалида и эффективность проведённых реабилитационных мероприятий.

Удельный вес инвалидов в государственных учреждениях, прошедших социальную реабилитацию в рамках реализации ИПР к общему количеству ИПР с рекомендациями по социальной реабилитации составил 89,4% (в республике Татарстан 87%).

Изменяющаяся социально-экономическая обстановка требует совершенствования  форм и методов работы с лицами пенсионного возраста и инвалидами, в связи с чем продолжается разработка нормативно-правовых документов пилотного проекта «Социальное обслуживании пожилых граждан и инвалидов в приемной семье социального работника», который решает проблемы семейного жизнеустройства одиноких пожилых людей и направлен на совершенствование социального обслуживания с целью создания семейного окружения, психологической реабилитации, оказания социально-бытовых услуг. Реализация данного проекта позволит отработать модели семейного жизнеустройства пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации через институт «приемных» семей.

 

В отделениях дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов за 1 квартал 2009 года обслужено 1266 человек, в том числе 1179 пенсионера по возрасту, 87 моложе пенсионного возраста (инвалидов), 34 инвалида и участника ВОВ.

В условиях повышения результативности в сфере социального обслуживания особую значимость приобретают социальные технологии, направленные на обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг, особенно для лиц пожилого возраста, сохранивших жизненную активность.

В Университете пожилого человека «София» при центре социального обслуживания «Доверие» на 8 факультетах и 23 отделениях обучаются 315 студентов.

В ГУ КЦСОН «Исток» в г. Ульяновске открыт Институт Третьего Возраста, в котором функционирует 9 факультетов  с общим охватом в 315 человек.

Под патронажем академии «Семья» ГУ ЦСО «Доверие» функционирует Издательский центр, который занимается выпуском печатной продукции: проспектов, буклетов, рекламных объявлений. В марте этого года вышел второй выпуск Вестника димитровградской общественной академии «Семья» «Семейный совет», в котором освещается работа кафедр Академии «Семья». 

 

По состоянию на 1 апреля 2009 года в Ульяновской области функционирует 27 отделений социального обслуживания на дому. В 1 квартале  2009 года отделениями надомного обслуживания обслужено 4306 человек.

В 1 квартале текущего года наблюдается динамика развития дополнительных платных услуг при предоставлении услуг социального обслуживания на дому. В Ульяновской области на базе центров социального обслуживания «Исток» и «Доверие» с января текущего года предоставляется платная услуга сиделок.

При комплексном центре «Исток» начал работу пункт проката средств реабилитации, который работает по договорам с малообеспеченными гражданами, нуждающимися в креслах-туалетах, стульях для душа, сидениях на ванну и др. В 1 квартале текущего года данная услуга предоставлялась пенсионерам и инвалидам, находящимся на надомном обслуживании.

Развивается услуга «Мини-ателье», потребность в которой выросла на 70%  по сравнению с 1 кварталом прошлого года.

Всего от платных услуг надомного обслуживания за отчётный период получено 957492 рубля, что на 56,3% выше, чем в 1 квартале 2008 года (539,5 рублей).

Особую роль в организации социального обслуживания на дому играет повышение квалификации социальных работников. С января 2009 года реализуется программа «Обучение методам реабилитации социальных работников, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов на дому». Программа разработана специалистами центра «Исток» и областного хосписа.

 

В 1 квартале 2009 года учреждениями социального обслуживания семьи и детей обслужено 2588 семей, из которых 23% - семьи с детьми-инвалидами.

        Стационарными отделениями учреждений социального обслуживания семьи и детей обслужен 701 несовершеннолетний,  в том числе до 4-х лет - 46, с 4-х до7 лет - 138, с 7 до 12 лет - 259, 12-16 лет - 236, старше 16 лет - 24; из них 50 детей-инвалидов и 18 беспризорных несовершеннолетних.

Особая роль в формировании ребёнка как личности отводится семье, вот почему в реабилитационной работе в учреждениях социального обслуживания семьи и детей уделяется огромное внимание семейному жизнеустройству.

В 1 квартале в родные семьи был возвращён 151 ребёнок, под опеку переданы 27 детей, что составляет 81,6% от числа детей, выбывших из социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и социальных приютов. 

Перспективным направлением является развитие семейных воспитательных групп. В 1 квартале 2009 года в 30 семейных воспитательных группах воспитывался 51 ребёнок. Дети, являясь воспитанниками учреждений, находятся в уютной, домашней обстановке, благоприятном климате. Анализ устройства детей после пребывания в семейной воспитательной группе показал, что почти половина детей передаётся в приёмные семьи, что свидетельствует о перспективности этой формы работы для решения задачи сокращения институционального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенность семейных воспитательных групп - открытие новых рабочих мест, что важно для жителей сельских районов области, особенно для людей, имеющих среднее специальное или высшее образование. Кроме того, открытие семейных воспитательных групп имеет экономический эффект: содержание ребёнка в семейной воспитательной группе в 2 раза дешевле его содержания в социальном приюте, а самое главное, ребёнок получает опыт семейного общения и возможность жить и воспитываться в семье – право, гарантированное Конституцией РФ. Нахождение в семейной воспитательной группе способствует развитию личности ребёнка, так как дети получают необходимую эмоциональную поддержку.

По-прежнему основной причиной социального сиротства детей является семейное неблагополучие. Так, анализ обращений граждан в ГУ ЦСПП «Семья» показывает, что 80% всех обращений следует по проблемам социального неблагополучия.

Проблемой остаётся и  раннее выявление семейного неблагополучия. Из 577 несовершеннолетних, обслуженных в приютах в 1 квартале -  190 (33%) старше 14 лет. В ГУ СРЦН «Открытый дом» 82% детей старше 12 лет.

Специалистами государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей осуществляется социальный патронат семей с несовершеннолетними детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В 1 квартале 2009 года на социальном патронаже в учреждениях социального обслуживания семьи и детей состояли 2267 семей, находящихся в социально опасном положении. Социальный патронаж предусматривает разработку и реализацию индивидуальной программы оказания помощи семье и её реабилитацию.

 Дневными отделениями учреждений социального обслуживания семьи и детей в 1 квартале 2009 года обслужено 16480 человек, в том числе 7583 несовершеннолетних. Оказано 72462 услуги.

Особая роль в профилактике социальных отклонений принадлежит социально-психологической службе учреждений социального обслуживания семьи и детей. Всего за 1 квартал 2009 года психологами учреждений проведено 6712 индивидуальных консультаций, что свидетельствует о значительной востребованности психологической помощи у населения.

Проведённый мониторинг оценки качества оказываемых услуг психологами показал, что 58,2% опрошенных респондентов испытывают высокий уровень доверия к деятельности социально-психологических служб. Каждый второй респондент из опрошенных  готов обратиться к психологу для решения семейных проблем. Кредит доверия населения обязывает ответственно подойти к оценке качества предоставляемых психологических услуг. В 2009 году планируется разработать стандарт деятельности психолога в учреждении социального обслуживания населения, регламенты оказания социально-психологических услуг.  Назрела необходимость создания срочной социально-психологической службы.

 

На телефон экстренной психологической помощи в 1 квартале 2009 года поступило 2903 обращения (в 1 квартале 2008 года 2609). Увеличение количества обратившихся связано с повышением информированности населения о работе ТЭПП.    До 48% всех обращений - это проблемы детско-родительских отношений, 27%  – проблемы психологического здоровья. В настоящее время мы наблюдаем изменения социального, гендерного, демографического статуса обращающихся: 40% из числа всех представителей уязвимых категорий населения – лица пожилого возраста, а также инвалиды и дети-инвалиды (27%). Значительно увеличилось число обращающихся лиц без определённого места жительства, бывших заключённых (10%). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники детских домов – 15%.  

На базе государственного учреждения социального обслуживания «Центр социально-психологической помощи для семьи и детей «Семья» в г. Ульяновске» в рамках реализации концепции социального добровольчества создан «Телефон общения». Эта форма работы создана для одиноких престарелых граждан и инвалидов. Данную услугу на «Телефоне общения» оказывают активные пенсионеры, имеющие желание по разным жизненным мотивам, помогать одиноким и нуждающимся гражданам. В настоящее время в центре работает  6 волонтёров. В 1 квартале 2009г. ими принято 138 звонков (2-3 звонка в рабочий день). Данная услуга способствует обеспечению занятости активных пенсионеров, снимает часть нагрузки с «телефона доверия», а самое главное, позволяет решать проблемы одиночества инвалидов.

В течение квартала на телефоне экстренной психологической помощи ГУ ЦСПП «Семья» регулярно проводились прямые линии, в том числе во взаимодействии с другими организациями и ведомствами (ГУЗ «Центр-СПИД», УФСР по контролю за оборотом наркотиков по Ульяновской области): «Вопросы профилактики заражения ВИЧ-инфекцией», «Психологическая подготовка к экзаменам», «Сообщи, где торгуют смертью» и другие. Всего в период работы Прямой линии фиксируется до 20 обращений граждан.

 

В 1 квартале 2009 года в государственных учреждениях социального обслуживания, предоставляющих реабилитационные услуги обслужено 2326 человек, в том числе 1376 детей-инвалидов.

В 2009 году в учреждениях введена новая система оплаты труда, что позволяет использовать конкурентные механизмы, так как каждый директор должен создавать модель привлекательности своего учреждения, что в конечном счёте приведёт к повышению качества предоставляемых социальных услуг. Переход учреждений социального обслуживания на новую систему оплаты труда является залогом перевода учреждений в форму автономных.

В 2009 году в автономные учреждения должны перейти 2 учреждения из 26 – Реабилитационный центр «Сосновый бор» и УОСРЦ им. Чучкалова.   

 

Укрепление материально-технической базы

учреждений социального обслуживания

 

В целях создания безопасных условий проживания в местах большого скопления людей Департаментом разработана ведомственная целевая программа «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области» на 2009-2011 годы. Программа утверждена приказом Министра труда и социального развития Ульяновской области  № 71 от 16.03.2009 г.,  начата работа по её реализации.

Создана база данных о нарушениях требований пожарной безопасности в подведомственных учреждениях, ведется плановая работа по их устранению. Всего выявлено 480 пунктов нарушений, из которых по состоянию на 15.04.2009 г. устранено 294.

Всего на устранение выявленных нарушений и приведение учреждений в соответствие с требованиями норм и правил пожарной безопасности (в срок до 01.07.2009 г.) с учётом проектирования в 2009 году Департаментом изысканы денежные средства в сумме 26220,0 тыс. руб., в том числе, на разработку проектной документации – 2500,0 тыс. руб.

 

Ведётся разработка ведомственной целевой программы «Энергосбережение государственных учреждений социального обслуживания Ульяновской области» на 2009 – 2011 годы.

 

 В первом квартале 2009 года по линии ОГУ «Ульяновскоблстройзаказчик» была продолжена работа по строительству объектов социальной сферы, включенных в ФЦП «Дети России» на  2007-2009 годы:

-строительство пристроя к существующему зданию Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух»  (за счёт средств бюджета Ульяновской области запланировано освоить 17,8 млн. руб.);

- строительство здания комплексной реабилитации Детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка (планируется освоить за счёт средств федерального бюджета 32,9 млн. руб. и из областного бюджета – 14,38 млн. руб.).

В ГУСО "Реабилитационный центр для детей и подростков «Подсолнух» завершён нулевой цикл работ и начато возведение стен первого этажа здания центра.

В ГУСО "Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей "Родник" в с.Максимовка" ведутся работы нулевого цикла строительства.

 

В 1 квартале 2009 года:

-в  ГУСО "Психоневрологический интернат в п. Лесной" 19  завершено строительство и пущен в эксплуатацию спальный корпус на 36 мест.

-в  ГУСО "Центр социального обслуживания "Парус надежды" в р.п. Кузоватово" после завершения капитального ремонта введено в эксплуатацию здание центра

- в  ГУСО «Психоневрологический интернат в с.Акшуат»  после проведения капитального ремонта сдано в эксплуатацию здание бани-прачечной.

 

По состоянию на 01 апреля 2009 года на балансе государственных учреждений и территориальных управлений числится 148 единиц автотранспорта.

Анализ показывает, что от общего количества имеющегося в учреждениях автотранспорта, 43 % содержать экономически не выгодно в связи с их изношенностью и длительными сроками эксплуатации

За 2009 год намечено 30 единиц автотранспорта списать и снять с баланса учреждений со сроками эксплуатации от 15 лет и более.

Грузовые автомобили эксплуатируются в течение календарного года преимущественно не более 20-30 дней. Это касается государственных учреждений, занимающихся подсобным сельским хозяйством.

Имеют место примеры превышения установленных лимитов пробега автотранспорта в учреждениях: ГУ СДИ в с. Акшуат,  ГУ ПНИ в с. Акшуат,  ГУ ПНИ  в с. Дальнее Поле, ГУ  ДДИ для ГУОД «Родник», ГУ РЦ «Сосновый бор» и т.д.

Содержание в перспективе 70 – 80 единиц автомобилей (с учётом вновь приобретённых) в системе учреждений социального обслуживания обоснованно.

 

За 1 квартал 2009 год во всех подсобных хозяйствах государственных учреждений проведена определенная работа по развитию отраслей растениеводства и животноводства.

За осенне-зимний период согласно графику ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин отремонтировано 18 тракторов, 180 ед. сельскохозяйственных машин, из них 133 шт. борон, 11 культиваторов, 8 зерновых сеялок, 18 катков и 10 сцепок.

Все подсобные хозяйства обеспечены семенами первого и второго класса в полном объёме для посева зерновых и кормовых культур. Закуплены  элитные семена овощных культур на сумму 40,6 тыс.руб. 

Закуплено около 20 тонн минеральных удобрений для проведения подкормки озимых культур и многолетних трав.

На проведение весеннего сева  в полном объеме запасены горюче-смазочные материалы. Закуплено 25 тонн дизельного топлива при потребности  22, бензина 10,5 тонн при потребности 8,5 и дизельного масла 2,0 тонн.

Из пашни  площадью 816 гектаров  под черным паром будет занято 131 га, под зерновыми культурами – 395 га, под кормовыми – 266 га, под картофелем – 10,5, под овощами – 13,5 га.

Будет развиваться тепличное и огородное хозяйство. Из 25 государственных учреждений 19 будут заниматься возделыванием картофеля и овощей  на площади 15720 кв.м., из них под теплицами 631 кв.м., под огородами 150898 кв.м.

В животноводстве завершается зимовка скота. Обеспечена сохранность поголовья скота на уровне прошлого года: крупного рогатого скота-191 гол., свиней - 600 гол. За квартал валовой надой молока составил 22,2 тонны, от каждой коровы получено 419 кг молока (на уровне прошлого года).  В подсобном хозяйстве ГУ ПНИ в п. Лесной надои на одну фуражную корову составили 633 кг  молока.

           Получено телят: 23 головы (на уровне прошлого года), поросят - 168 голов, что больше на 49 голов к уровню прошлого года. Производство мяса составило 39 тонн. Реализовано крупного рогатого скота 6 голов, свиней 146 голов.

Работа с обращениями граждан

           В течении 1 квартала 2009 года  в Департамент  поступило и рассмотрено 472 письменных обращения граждан, что на 232 единицы меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Категории населения, от которых поступили письменные обращения, представлены следующим образом:

-от пенсионеров и инвалидов -237 (50,2%);

-от рабочих, служащих и членов их семей -141(29,9%);

-от инвалидов ВОВ -69 (14,6%);

-от многодетных семей -25 (5,3%).

Основные вопросы, затронутые в письменных обращениях граждан:

-Оказание  государственной социальной помощи  -26,5%

-Оказанием мер социальной поддержки по обеспечению спецавтотранспортом -16,9%;

-Предоставление жилищных субсидий и компенсаций -11,8%;

-Оказание  мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями -10,4%.

         Каждую среду  проводится справочно-информационная линия, с февраля проводится «прямая линия» для людей, находящихся в жизненно- трудной ситуации.  25 марта  в органах социальной защиты населения Ульяновской области проведён День открытых дверей, в котором приняли участи е более 4,5  тысяч  жителей области.

 

Работа с  кадрами

Разрабатывается  ведомственная программа развития кадрового потенциала, проводится дополнительный анализ потребности отрасли в сотрудниках со специальным профессиональным образованием,  потребности в обучении руководящих работников и специалистов в соответствии с их уровнем образования (участие в обучающих семинарах, обучение на краткосрочных курсах повышения квалификации, обучение  с целью подтверждения и повышения квалификационной категории).

Сформирована и направлена Заявка на выпускников 2009 года в ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» в количестве 17 человек.

26 марта 2009 года проведён конкурс на замещение вакантных должностей  государственной гражданской службы. По результатам конкурса пять кандидатов назначены на вакантные должности государственной гражданской службы, четыре кандидата включены в кадровый резерв.

Проводится подготовительная работа по организации и проведению конкурсов для формирования кадрового резерва.

 

Задачи на  2-ой квартал  2009 года

 

1.Обеспечение  реализации  мероприятий  ведомственных целевых программ:

-«Социальная защита населения Ульяновской области на 2009-2011 годы»; 

- «Адресная социальная помощь малоимущим категориям населения на 2009-2011 годы»;

 -«Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области на 2009 – 2011 годы»;

- «Социальное обслуживание населения Ульяновской области на 2009-2011 годы»;

- «Дети и семья Ульяновской области на 2009-2011 годы».

 

2.Разработка  ведомственной  целевой программы «Энергосбережение ресурсов в учреждениях, подведомственных  Департаменту социальной защиты  населения  Ульяновской области на 2009-2011 годы».

 

3.Разработка проекта Концепции семейной политики Ульяновской области.

 

4.Организация обеспечения перехода с 01.01.2010 года к предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме. Согласование соответствующих проектов нормативных документов.

 

5.Обеспечение реализации Закона Ульяновской области «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Ульяновской области «О звании «Ветеран труда Ульяновской области» с целью предоставления  с 01.07.2009 дополнительных мер социальной поддержки для граждан, удостоенных звания «Ветеран труда Ульяновской области» в части ежемесячной компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

 

6.Увеличение охвата населения программой предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

 

7.Перевод  в форму автономных учреждений ГУ «Реабилитационный  центр  для инвалидов молодого возраста «Сосновый бор» в р.п. Вешкайма и ГУ «Ульяновский  областной социально-реабилитационный центр имени Е.М.Чучкалова».

 

8.Улучшение  материальной базы учреждений и создание  комфортных условий для получения социальных услуг. Продолжение строительства объектов:

-здания комплексной реабилитации в ГУСО «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей  «Родник» в с.Максимовка»;

-пристроя к существующему зданию ГУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух».

 

9.Проведение  мониторинга качества  жизни ветеранов  и инвалидов.

 

10.Проведение  областного конкурса  семей «За здоровый образ жизни».

 

11.Проведение областного конкурса «Лучшее предприятие  для работающих мам.

 

12.Открытие  филиалов  Академии «Семья» в муниципальных образованиях.