Цветовая схема

Версия для слабовидящих

 

Итоги работы  органов системы социальной защиты населения

Ульяновской области  за I полугодие 2008 года и задачи

на II полугодие  2008 года

 

В I полугодии  2008 года перед органами социальной защиты населения Ульяновской области  стояли следующие цели и задачи:

 

1.Реформирование и оптимизация системы социальной защиты населения с использованием современных информационных технологий для разработки и внедрения наиболее эффективных и комфортных форм и методов социальной поддержки населения.

 

2. Повышение адресности мер социальной поддержки малоимущим категориям населения при оказании государственной социальной помощи.

 

3. Улучшение  демографической ситуации и положения семей с детьми, а также  детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

4.Повышение эффективности системы социальной защиты населения и социального обслуживания. Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в  социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи.

 

5.Повышение качества и увеличение объёма услуг по реабилитации и социальной интеграции пожилых людей и инвалидов, детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

6. Развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.

 

7.Содействие в повышении профессионального уровня квалификации и эффективности деятельности специалистов государственных учреждений и государственных гражданских служащих Департамента социальной защиты населения.

 

Финансирование отрасли

 

Из средств областного бюджета за  1 полугодие  текущего года  распределён кассовый план  в сумме 1 359 041,3 тыс.руб.,  или  50,0 % годовых ассигнований  областного бюджета.

         Кассовые расходы  с начала года проведены в сумме 1 344 221,0 тыс.руб. что составило  98,9 % от утверждённого кассового плана. Для сравнения – за 6 месяцев  2007 года  было освоено средств областного бюджета  653 733,9 тыс.руб. Таким образом, объём средств текущего периода превысил прошлый год более, чем в 2  раза.

 Такой рост объясняют следующие причины:

-     новые расходные обязательства: жилищные субсидии, компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, субсидии на приобретение жилья обманутым соинвесторам, субсидии на приобретение жилья  работникам государственных учреждений, предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, поддержка родителей военнослужащих, предоставление льготы по проезду на ж/д транспорте пригородного сообщения обучающимся и студентам, предоставление мер социальной поддержки гражданам, в соответствии с Законами Ульяновской области:  «Ветеран труда Ульяновской области» № 10-ЗО от 09.01.2008 г., «О добровольном участии граждан в охране общественного порядка» № 23-ЗО от 01.03.2007 г.;

-     увеличение расходов по оплате труда в связи с повышением заработной платы:  с 1.12.2007 г. - государственных гражданских служащих и специалистов, не отнесенных к ним, с 1.02.2008 г. – работникам государственных учреждений;

-     увеличение  цен и тарифов.

 

Поквартально освоение средств в текущем году составило:   

-          первый квартал  -  632 898,8 тыс. руб.,

-          второй  квартал  -  711 322,2 тыс. руб.

 

В течение 2 квартала текущего года освоено средств на 78 423,4 тыс. руб. или на 11 %  больше, чем в 1 квартале. Это объясняется:

 

         По видам   кассовые расходы   за истекший период текущего года  исполнены следующим образом:

-По содержанию государственных учреждений расходы составили

 96,9 % от кассового плана или  225 330,0 тыс.руб.

 

         -По содержанию органов исполнительной власти системы социальной защиты населения (аппарат и территориальные управления)  расходы составили 117 856,3 тыс.руб. или 98,6 % от кассового плана.

 

         - 996 216,4 тыс. руб.  или 99,4 %  от кассового плана было направлено  на  оказание мер социальной поддержки населения. Объём расходов этого направления составил 74 % от общей суммы кассовых расходов по Департаменту социальной защиты населения. По видам расходов освоено:

●  520 339,7 тыс.руб. -  на реализацию  Закона Ульяновской области от 30.11.2004 г. № 086-ЗО «О мерах  государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области», в том числе по денежным выплатам – 252 252,7 тыс.руб., натуральные льготы – 268 087,0 тыс.руб.;

●  254 801,7 тыс.руб.  - на  предоставление гражданам субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг (с компенсацией), эта функция  передана органам социальной защиты с 01.01.2008;

●  50 873,9 тыс.руб. - на обеспечение  текущих выплат детям. За январь 2008 года выплаты произведены в декабре 2007 года;

●  15 821,7 тыс.руб. - для обеспечения  мер социальной поддержки многодетных семей., в том числе натуральные льготы – 4 846,0 тыс.руб., денежные выплаты –    10 975,7 тыс.руб. Выплаты ЕДВ за январь произведены в  декабре 2007 года;

●  74 623,2 тыс. руб. - на возмещение  расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогических работников;

●  47 535,3 тыс.руб. - на  субсидии для  приобретения жилья обманутым соинвесторам,

● 8 667,6 тыс.руб.   - на  субсидии для  приобретения  жилья  работникам государственных учреждений.

 

         Кассовые расходы по реализации мероприятий 2-х  областных целевых программ, направленных на укрепление материально-технической базы государственных учреждений,  составили 4 818,2  тыс. руб., или 82,3 % от кассового плана отчётного периода (5 203,0 тыс. руб.):

-          ОЦП «Областная программа энергосбережения в Ульяновской области на 2006 -2010 г.г." – 135,0 тыс. руб., или 80,7 % от кассового плана;

-          ОЦП "Пожарная безопасность Ульяновской области на 2006 - 2011 годы" – 4 683,2 тыс. руб., или 93,0 % от кассового плана.

 

         Остаток кассового плана  на счетах бюджетополучателей  по состоянию на 01.07.2008 составил  14 820,3 тыс.руб.  или 1,1 % от суммы, полученной в первом полугодии  2008 года.   Для сравнения – по состоянию на 1 апреля  текущего года остаток кассового плана составлял

71 740,5 тыс. руб.  или 10,2 % от полученной суммы.   Таким образом, во втором квартале   достигнуто сокращение остатка кассового плана почти в 5 раз по сравнению с аналогичными показателями  на конец 1 квартала.

За соответствующий период прошлого года остаток денежных средств на счетах составил 90 200,0 тыс. руб., или 12,1 % от суммы выделенного финансирования.

 

Выполнение плана по доходной части бюджета

         Департаменту социальной защиты населения с учётом увеличения  в соответствии с Законом Ульяновской области № 72-ЗО от 19.05.2008 года «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2008 год» план на 2008 год по перечислению в доход областного бюджета средств от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности,  установлен  в сумме  89 148,8 тыс. руб

          Всего за 2008  год по состоянию на 1 июля   перечислено доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в сумме

 44 749,5 тыс. руб.,  при плане 6-ти месяцев  - 42 103,5 тыс. руб. или 106,3 %. 

          По сравнению с соответствующим периодом прошлого года  поступление   доходов в областной бюджет возросло в 1,4 раза.

 

Из средств Фонда компенсации

         Поступило средств на лицевой счёт Департамента социальной защиты населения Ульяновской области  в Федеральное  казначейство с  начала года        399 144,4 тыс. руб., в том числе  в 1-ом  квартале  – 143 378,3 тыс. руб.; во  2 – ом  квартале –   255 766,1 тыс. руб. 

         Кассовый расход  федеральных  средств с начала года составил

 347 763,2 тыс.руб.  Таким образом,  освоено  87,1 %  перечисленных средств Фонда компенсации, в то время как за 1 квартал 2008 года процент освоения денежных средств составлял 83 %.

         По видам расходов:

-          В размере 100 % освоение составило  по компенсационным выплатам гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений;

-          На 99,7 % освоены средства по выплатам гражданам, награждённым знаком «Почётный донор»;

-          На 97,8 % освоены средства на выплату инвалидам страховых премий по договору обязательного страхования владельцев транспортных средств;

-          На 96,2 % освоены средства, предназначенные на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;

-          В объёме 50 %  освоены средства,  поступившие в сумме

12 790,0 тыс. руб. на лицевой счёт Департамента социальной защиты населения области в марте текущего года и предназначенные на проведение летней оздоровительной кампании детей и подростков. Освоение данных денежных средств будет продолжено в  июле – августе  2008 года;

-          На 49,6 % освоены  средства на обеспечение жильём отдельных категорий граждан;

-          На 47,7 % освоены средства на перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов.

 

Средства Пенсионного Фонда Российской Федерации

Во втором квартале текущего года на счета  Департамента социальной защиты населения Ульяновской области были зачислены денежные средства Пенсионного Фонда Российской Федерации, предназначенные на оказание адресной помощи неработающим пенсионерам в сумме 3 685,3 тыс. руб., которые освоены в объёме 3 599,5 тыс. руб.

 

Средства Фонда социального страхования

         Кроме бюджетных средств на счета системы социальной защиты населения Ульяновской области были зачислены средства  Фонда социального страхования  для выплаты пособий по уходу за ребёнком до 1,5 лет и на рождение в сумме      118 188,3 тыс.руб., в том числе в 1-ом квартале - 55 568,6 тыс.руб., во  2-ом квартале  – 62 619,7 тыс руб

 

ВСЕГО  финансовый поток  денежных средств  через счета системы социальной защиты населения с начала 2008 года составил                                 1 876374,0 тыс.руб.

 

Законотворческая деятельность

    В течение 1-ого полугодия  т.г.  Департамент  провёл большую работу по  разработке и принятию нормативных актов, направленных на социальную поддержку населения Ульяновской области. Среди них 10 законов Ульяновской области, 30 постановлений  и 83 распоряжения Правительства Ульяновской области.

 

Реформирование и оптимизация

системы социальной защиты населения

 

         В 1-м полугодии продолжалась работа по реформированию и оптимизации системы органов социальной защиты населения:

  1. В соответствии с действующим законодательством в состав территориальных органов социальной защиты населения от муниципальных администраций были переданы службы субсидий вместе с исполняемыми ими полномочиями по предоставлению населению субсидий и компенсаций на оплату ЖКУ. Все организационно-технические вопросы по передаче были своевременно решены без приостановки обслуживания получателей.

2.  В июне 2008 года исполнился год с начала функционирования Информационно – выплатного управления по городу Ульяновску и начала реализации первого пилотного проекта по созданию выплатных центров в системе органов социальной защиты населения Ульяновской области.

Управление обеспечивает предоставление всех видов мер социальной поддержки в денежной форме, иных социальных выплат, жилищных субсидий и компенсаций (всего более 40 видов выплат) жителям четырёх районов Ульяновской области: Ленинского, Железнодорожного, Засвияжского и Заволжского, обеспечивая предоставление социальных гарантий более 130 тысячам получателей (ежемесячно) по 19 законодательным и нормативным правовым актам. Ежемесячный объём реализуемых бюджетных средств на указанные выплаты через банковские учреждения и отделения почтовой связи составляет более 55 000 тыс. руб.

С 1 января 2008 года на территории города Ульяновска ИВУ реализует полномочия по предоставлению субсидий и компенсаций на оплату жилищно – коммунальных услуг более 23 000 малообеспеченным семьям и одиноко проживающим гражданам. Также в течение 1 полугодия 2008 года ИВУ приняты функции по выплате компенсаций гражданам за проезд на садово – дачные массивы, государственной социальной помощи, а также адресной социальной помощи за счёт средств Пенсионного фонда РФ.

С целью успешного проведения реформирования органов социальной защиты населения в Ульяновской области изучен опыт организации предоставления мер социальной поддержки населения других передовых развитых регионов РФ, таких, как Самарская (г. Тольятти), Белгородская (г.Белгород), Тюменская области (г. Тюмень). Проведено ознакомление с системой учреждений социальной сферы, особенностями организации деятельности, построения структуры, распределения компетенции и разграничение полномочий с учётом особенностей социально – экономического развития указанных регионов. Также достойно представлен опыт развития отрасли Ульяновской области. Позитивный передовой опыт, инновационные подходы и конструктивные решения успешно внедряются в организацию деятельности нашей системы.

Опыт развития ИВУ свидетельствует о правильности выбранного курса реформирования органов системы социальной защиты населения, а также укрепляет ориентир на необходимость и возможность расширения географии  обслуживания ИВУ с привлечением районов Ульяновской области.

 

3.С целью повышения качества обслуживания получателей мер социальной поддержки была начата работа по созданию клиентских служб в составе территориальных органов социальной защиты населения. Территориальными управлениями в районах г. Ульяновска разработана соответствующая проектно-сметная документация, произведены расчёты потребности в дополнительных денежных средствах для оснащения клиентских служб. Эта  работа начата и в остальных территориальных управлениях в части подготовки предложений по размещению клиентских служб и кустовых информационно-выплатных управлений.

 

  4.Реализация проекта «Социальная карта»  была начата в 2007 году, как совместное мероприятие Правительства Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения  Ульяновской области и ОАО АКБ «Связь-Банк».  При реализации проекта внимательно был изучен  опыт других регионов по данному вопросу: г.Москвы, г.Санкт-Петербурга, Самарской области  и ряда других регионов.

         В число пилотных районов и городов, участвующих в реализации проекта были включены Засвияжский район г. Ульяновска, г. Димитровград, Мелекесский, Новомалыклинский и Чердаклинский районы. Всего за 2007 год в качестве держателей социальных карт привлечено около 10,5 тыс. граждан - льготников, являющихся получателями различных мер социальной поддержки.

       Реализация проекта продолжается в 2008 году с расширением территории проекта и доведением числа держателей карт к концу 2008 года до 40 тыс. человек.

       В число районов, участвующих в реализации проекта дополнительно были включены Ленинский, Железнодорожный и Заволжский районы г. Ульяновска.

       В органах социальной защиты населения указанных районов были проведены необходимые организационно-технические мероприятия.

Всего с начала текущего года привлечено держателей социальных карт  в количестве  6,5 тыс. человек, в том числе около 2,2 тыс. человек - в Ленинском, Железнодорожном и Заволжском районах г. Ульяновска.

Для повышения привлекательности социальных карт и их наполнения с целью обеспечения доступности и комфортности получения населением мер социальной поддержки,  разработаны технические задания на реализацию 3-х дополнительных приложений социальных карт:

-                                 транспортное, позволяющее упростить процедуру получения льгот при проезде на транспорте и обеспечить чёткий учёт перевозок и их стоимости;

-                                 медицинское, позволяющее обеспечить оперативный доступ медикам к информации о критических показателях состояния здоровья граждан;

-                                 идентификационное, позволяющее с использованием Интернет обеспечить гражданам персональный доступ через информационные киоски или через компьютер к информации о положенных им по закону мерах социальной поддержки и о текущем состоянии их предоставления.

         Совместно с ОАО АКБ «Связь-Банк» начаты переговоры по привлечению к проекту сетевых торговых предприятий с целью предоставления социального дисконта держателям социальных карт и выработки необходимых программно-технических решений. Направлены на подписание руководителям торговых сетей  «Пятёрочка», «Гулливер» договора на предоставление скидок держателям «Социальной карты» жителя Ульяновской области. 

          Наполнение карты  социально ориентированными приложениями позволит значительно увеличить ее популярность среди населения, повысить эффективность деятельности органов власти и бюджетных вложений в социальную поддержку населения.

 

5.Разработана Концепция развития системы социальной поддержки населения Ульяновской области, которая предусматривает дальнейшую оптимизацию территориальных органов социальной защиты населения с сокращением их количества, а также общей численности государственных служащих.

Дальнейшие усилия по оптимизации и реформированию системы органов социальной поддержки населения должны быть сосредоточены на выполнении всех мероприятий, предусмотренных разработанной Концепцией развития  системы социальной поддержки населения на период до 2012 года и которые вошли в план мероприятий по выполнению Концепции  развития Ульяновской области до 2012 года.

 

 Развитие  системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите,

содействие усилению адресности социальной помощи

 (реализация федеральных и региональных законов)

 

1. На территории Ульяновской области меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются четырём основным категориям граждан: федеральным и региональным льготникам, получателям субсидий и компенсаций.

Общее количество получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг составляет 372491 человек, с учётом членов семей – 600768 человек, что составляет 43,5% от общей численности населения области.

№ п/п

Наименование категории граждан

Мера социальной поддержки

Количество получателей  мер социальной поддержки

Количество получателей  мер социальной поддержки с учётом членов семей

1.

Федеральные льготники из числа ветеранов и инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации

скидка 50%

145238

163262

2.

Региональные льготники, в том числе

 

147999

183893

 

ветераны труда

скидка 50%

129075

129581

 

реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий

скидка 50%

1967

3826

 

многодетные семьи

скидка 30%

3818

17638

 

педагогические работники

скидка 100%

13139

32848

3.

Получатели жилищных субсидий

расчётная

50914

162925

4.

Получатели жилищных компенсаций

расчётная

28340

90688

 

ИТОГО

 

372491

600768 что составляет 43,5% от общей численности населения области

 

Вступление в силу Постановления Правительства Ульяновской области от 06.03.2008 № 99-П увеличивает объём предоставляемых региональным льготникам (ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий) мер социальной поддержки по оплате ЖКУ.

С 1 июля  2008 года усилена мера социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг, в том числе приобретаемого топлива, скидка с 30% увеличена до 50%.

 Гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления предоставляется мера социальной поддержки по оплате в размере 50%  стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива. За период с января по июнь 2008 года принято 22493 заявлений на обеспечение твёрдым видом топлива от граждан, включенных в федеральный и региональный регистры на отопительный период 2008-2009 г.г. За 1 полугодие т.г. обеспечено топливом 16806 льготников (74,72% от количества обратившихся граждан).    

Сложная ситуация по обеспечению топливом сложилась в Старокулаткинском районе. ОГУП «Старокулаткинский лесхоз» является основным поставщиком твёрдого топлива для населения района. Обеспечено 206 граждан, включённых в федеральный  и региональный регистры льготников, твёрдым топливом, что составляет 11,4% от общего количества нуждающихся граждан, что свидетельствует о недостаточных мощностях поставщика топлива.  С целью решения данной проблемы  в обеспечении населения района топливом (дровами) заключены дополнительные договоры на обеспечение твёрдым топливом с поставщиками соседних районов: ОГУП «Павловский лесхоз», ООО «Промкомбинат» Радищевского района, ООО «Калита» Николаевского района. При наличии указанных договоров, все граждане, подавшие заявления на обеспечение дровами, будут ими обеспечены до конца текущего года (в 2007 году дровами было обеспечено 1809 человек, что составило 100% от общего количества обратившихся граждан).

 

2. Труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, отказавшимся от получения ЕДВ, предоставляется мера социальной поддержки по оплате в размере 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей. Мерой социальной поддержки по льготному лекарственному обеспечению за 1 полугодие 2008 года воспользовалось 1216 человек.  

 

  3. Ветеранам труда, труженикам тыла,  реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, отказавшимся от получения ЕДВ, предоставляется мера социальной поддержки на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. За 1 полугодие 2008 года мерой социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию воспользовалось 1704 человека.

 

                4. Малообеспеченные семьи и одиноко проживающие граждане получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме субсидий и компенсаций.

Реализация Закона Ульяновской области от 19.12.2007 № 217-ЗО «О порядке  и условиях предоставления отдельным  категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» позволила достичь значительного увеличения количества получателей субсидий и компенсаций. Так в настоящее время общее количество получателей субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляет 66972 человек или 14,7% от общего количества семей и одиноко проживающих граждан на территории области, что на  8671 человек больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (июнь 2007 года – 58301 чел. или 12,7%).  Средний размер выплаты на семью в месяц составляет 550 рублей.

В трёх муниципальных образованиях (г. Ульяновск,  г. Димитровград, Ульяновский район) приняты меры по предоставлению отдельным категориям граждан дополнительных компенсаций из средств местного бюджета. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ для отдельных категорий граждан в городе Ульяновске (для 10 категорий граждан) и Ульяновском районе (для 5 категорий граждан) снижена до 10% от совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, а в городе Димитровграде (для 6 категорий граждан) до 15%. По состоянию на 1 июля 2008 года оформили своё право на получение дополнительной компенсации 2588 человек.

 

         Продолжает реализовываться областной закон «О государственной  социальной  помощи на территории Ульяновской области», который обеспечивает выделение и регулирует предоставление бюджетных средств на оказание адресной государственной социальной помощи населению.

В областном бюджете на 2008 год на адресную поддержку малоимущих категорий населения Департаменту социальной защиты населения были предусмотрены средства в сумме 13,1   млн. руб.

По исполнению областного бюджета за первое полугодие т.г.  проведено     8 заседаний общественной комиссии по предоставлению государственной социальной помощи, рассмотрено 1548 обращений, по 1539 чел. принято положительное решение об оказании адресной помощи  на  сумму

 9375,2 тыс. руб.  (с учётом почтовых расходов в сумме 421,0 тыс. рублей.), в том числе:   594 малоимущим пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми Базарносызганского, Барышского, г.Барыша,  Вешкаймского, Карсунского, Кузоватовского, Майнского,  Николаевского, Новомалыклинского, Новоспасского, Радищевского, Сенгилеевского, Старомайнского, Сурского, Тереньгульского, Ульяновского, Цильнинского районов  – на газификацию домовладений на сумму  2449,4 тыс. руб.

       

Четвёртый год  Департамент социальной защиты населения исполняет  функции по присвоению звания «Ветеран труда».

За первое полугодие 2008 года проведено 22 заседания  комиссии  по приёму и рассмотрению документов на присвоение звания «Ветеран труда», 3465 гражданам присвоено звание «Ветеран труда».

  С 01 мая 2008 года  вступил в действие  Закон Ульяновской области  от 09.01.2008 №10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области». (В ходе подготовки закона был изучен опыт Самарской области, Республики Татарстан по  присвоению регионального звания и мерам поддержки  данной категории людей в субъекте).

За первое полугодие 2008 года проведено 37 заседаний  комиссии  Департамента по приёму и рассмотрению документов на присвоение звания «Ветеран труда Ульяновской области», было присвоено звание «Ветеран труда Ульяновской области» 21473 гражданам.

          С 01 июля 2008 года  ветеранам труда Ульяновской области начата  ежемесячная денежная выплата в размере 300 руб.

     Законом Ульяновской области от 30.06.2008 г. № 116-ЗО в Закон Ульяновской области от 09.01.2008 № 10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области» внесено изменение, суть которого заключается в том, что функция по присвоению звания «Ветеран труда Ульяновской области» возложена на исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения. Ранее присвоение ветеранского звания осуществлялось Правительством Ульяновской области. В связи с этим изменением  принято  Постановление Правительства области  от 04.07.2008 №304-П о внесении соответствующих изменений в «Порядок присвоения звания «Ветеран труда Ульяновской области». Данные решения позволяют значительно ускорить процесс прохождения документов.

  Присвоение званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ульяновской области» позволит повысить уровень жизни ветеранов через предоставление им предусмотренных законодательством мер социальной поддержки.

 

На реализацию подпрограммы «Обеспечение жильём участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» на 2008 год определён лимит средств Ульяновской области  в размере

68260,0 тыс. руб., что позволит улучшить жилищные условия всем зарегистрированным в очереди.   В очереди на получение жилищного сертификата в 2008 году зарегистрировано 74 человека.   В течении 1-го полугодия выдано 33 государственных жилищных сертификата на сумму 36,2 млн.руб.

 

Оформление и выдача удостоверений гражданам, пострадавших от воздействия радиации.

        Продолжается работа  по оформлению и выдаче удостоверений о праве на льготы, пострадавшим  от воздействия радиации.  За отчётный период выдано 48 удостоверений.

 

Обеспечение жильем  льготных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на очередь до 01 января 2005 года.

         Данная мера социальной поддержки закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 года № 614.

Ульяновской области на указанные цели предусмотрены денежные средства  на 2008 год -  37379,8 тыс. рублей (с учётом остатков средств 2007 г.), что позволит улучшить жилищные условия ориентировочно 90 чел.

 В 1 полугодии текущего года  27 человек  улучшили свои жилищные условия, из них: 6 человек – участники и инвалиды ВОВ, 10 - ветераны боевых действий, 11 - инвалиды общего заболевания, на общую сумму  10848,6 тыс. рублей.  По состоянию на 01.07.2008  в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий зарегистрировано 2159 ветеранов и инвалидов.  Учитывая преклонный возраст ветеранов и слабое здоровье инвалидов, зарегистрированных в очереди, определённых бюджетом средств явно недостаточно.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» до 1 мая 2010 года планируется завершить работу по обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны. В очереди на улучшение жилищных условий зарегистрировано 373 чел., на которых распространяется действие Указа. Проведена инвентаризация личных дел ветеранов, зарегистрированных в очереди на улучшение жилищных условий. Для обеспечения вышеуказанных граждан жильём (предоставление субсидии) области необходимы денежные средства в размере 192020,4 тыс. руб. (расчёт дан в ценах одного квадратного метра жилой площади, определённой области на 3-й квартал 2008 г.). Подготовлено и направлено письмо в Министерство финансов Ульяновской области с просьбой предусмотреть в областном  бюджете 2009 г.  дополнительные денежные средства, в соответствии с требованиями п.3 указа Президента РФ.

 

Обеспечение специализированным автотранспортом.

В очереди на обеспечение спецавтотранспортом  зарегистрировано 1564 инвалида всех категорий.

В 2008 году 194 чел. из числа ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны обеспечены специализированным транспортом марки Лада-21074 к празднованию Дня Победы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» (обеспечение инвалидов войны автомобилями) в 2008 г. подлежат обеспечению автомобилями либо выплате денежной компенсации в размере 100,0 тыс. руб. зарегистрированные в очереди инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Всеми ветеранами написано собственноручно заявление о получении автомобиля либо компенсации.

Информация направлена в адрес Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Росздрава.  Департаментом социальной защиты населения проведен мониторинг численности граждан, которые до 1 января 2005 года имели право на обеспечение спецтранспортом, но не имели  медицинских  показаний. Таких в области 4662 чел. и у 223 чел. истек семилетний срок эксплуатации полученного спецтранспорта. Для реализации данных полномочий необходимы средства из областного бюджета в размере 488,5 млн. руб.

47 чел. выданы разрешения на передачу автомобиля в собственность семьи, после смерти инвалида ВОВ.

 

В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и акционеров, которым был причинён ущерб правонарушениями на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, выплачена компенсация 206 чел. на сумму 334,8 тыс. рублей.

   

Успешно осуществляется реализация постановления Правительства Ульяновской области от 18.09.2007 № 21/323 «О порядке предоставления субсидий на приобретение жилья работникам областных учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения и социальной защиты населения», которое направлено на решение  укрепления кадровой системы и оказания помощи в решении жилищных проблем работников областных государственных учреждений. 

         За истекший период 25 человек улучшили свои жилищные условия на общую сумму 8664,11  тыс. руб. В 1 полугодии текущего года  31 работнику ОГУ выданы Свидетельства на приобретение жилья.

         Данная мера поддержки является дополнительной и предоставляется в области впервые.

 

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14.09.2007  № 321 «О социальном обслуживании населения в Ульяновской области» Департаментом социальной защиты населения организована работа по оздоровлению неработающих пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости и не вошедших в число лиц, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.

          Финансирование оздоровления граждан осуществляется за счёт средств бюджета Ульяновской области, направляемых на содержание  учреждений.          За 1 полугодие 2008 года оздоровлено 1218  граждан пожилого возраста, в том числе:

  - в ГУ "Ульяновский областной социально-реабилитационный центр им. Е.М. Чучкалова" (с. Ундоры) - 780 чел.

          - в ГУ "Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста «Сосновый бор» (р.п. Вешкайма) -  438 чел.

           В разрезе льготных категорий оздоровлено:   

           - ветеранов труда                -  756 чел.

           - тружеников тыла              -  148 чел.

           - реабилитированных лиц  -  27 чел.

  - пенсионеров по возрасту -  287  чел.

 6672 чел. зарегистрированы в очереди на получение путёвки.  Исходя из пропускной способности оздоровительных учреждений 2300 чел. в год,  получить данную  меру социальной поддержки граждане пожилого возраста смогут  1 раз в 3-4 года.

       Поддержка и укрепление здоровья граждан старшего поколения  способствует увеличению продолжительности жизни.

 

        В целях профилактики инвалидности принят Закон Ульяновской  области от  01.11 2006 года №153-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи в Ульяновской области».

На бесплатное предоставление протезно-ортопедической помощи  гражданам, не имеющим инвалидности,  бюджетом  области в 2008 году определено 2,0 млн. руб.  В течение 1 полугодия 232 человека получили направление в протезно-ортопедическое предприятие, изготовлено 249 изделий на сумму 768,837 тыс. руб. (В течение всего 2007 года получили протезно-ортопедическую помощь 192 чел. на сумму 934,6 тыс. руб.)    Данная мера социальной поддержки направлена на профилактику инвалидности жителей области,  что позволит  увеличить продолжительность жизни трудоспособного возраста и  не допустить увеличения численности детей -  инвалидов.

 

      Одним из основных направлений работы по социальной поддержке ветеранов, инвалидов, граждан пожилого возраста  и семей с детьми является оказание материальной помощи на адресно-заявительной основе, которое направлено на реализацию важнейшей задачи - ликвидации бедности.  Это  задача решается с помощью привлечения средств областного  и муниципальных бюджетов и спонсорских средств.

Так, в  бюджете  муниципальных образований  на 2008 г.  предусмотрены средства в сумме 10902,3 тыс. руб. на адресную поддержку социально-незащищенных категорий населения.

 В течение 1-го полугодия 2008 г. оказаны различные виды помощи 72392 пенсионерам и инвалидам на сумму 36803,4 тыс. рублей; 19785 семей получили различные виды адресной помощи  на общую сумму 19694,9 тыс. руб., это на 36 % больше, чем за отчётный период прошлого года.

       Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной стратегической задачи, должно стать существенное сокращение бедности.

 

        Развитие социального партнёрства, главным условием которого является повышение социальной ответственности бизнеса и на этой основе создание условий, обеспечивающих снижение уровня социального неравенства.

     В рамках программы социального партнёрства была продолжена работа по организации благотворительного питания социально – незащищенных категорий населения из числа пенсионеров, инвалидов и детей.

По  итогам 1 полугодия  благотворительное питание получили  31112 чел., что  в 1,5 раза  меньше, чем за аналогичный период 2007 г., в том  числе:

-   22857 пенсионеров, инвалидов, одиноко проживающих граждан;

-    8255  детей из социально-незащищённых семей.

      На базе 156  социальных столовых горячее питание получили 7934 чел.; продовольственными наборами были обеспечены 19785 чел.

      По сведениям территориальных органов социальной защиты населения  на организацию благотворительного питания были привлечены внебюджетные средства в  сумме  9,9  млн. руб. 

      Уменьшение  количества, получающих бесплатное питание произошло  за счёт того, что ООО «Симбирская молочная кампания»   выделила талоны на сметану только со второго квартала т.г.

      Результативную работу  в 1 полугодии  показали  территориальные управления г.Ульяновска, г.Димитровграда, г. Барыша и Барышского района, Майнского, Новоспасского  и  Чердаклинского районов.

 

Одной из самых слабо защищённых  в социальном плане категорий населения  являются инвалиды. Несмотря на постоянно совершенствующуюся нормативную базу по реализации мер социальной поддержки, обеспечение реабилитационными мероприятиями, главным условием социального благополучия людей, имеющих инвалидность, было и остается достойное, гуманное и равноправное отношение к ним  всех членов общества.

         Департаментом налажено тесное сотрудничество с региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фондом социального страхования, Министерством здравоохранения Ульяновской области, Управлением государственной службы занятости населения Ульяновской области, Министерством образования Ульяновской области. Это позволило иметь оперативную информацию о реализации реабилитационных мероприятий на территории области.

В течение  1 полугодия реализовано  13944 индивидуальные программы реабилитации, в том числе представлено услуг по:

-         информированию  и консультированию - 12898;

-         представлено юридической помощи - 5672;

-         социально-психологическому и социокультурному патронажу семьи – 4591;

-         реабилитации средствами физической культуры и спорта – 2374;

-         психологической реабилитации – 5228;

-         социокультурной реабилитации– 5029;

-          адаптационному обучению – 892.

 

          Органы социальной защиты населения  заинтересованы  во взаимодействии с  общественными организациями и способны воспринимать и  поддерживать конкретные гражданские инициативы, которые носят конструктивный и  созидательный характер.

     Сегодня выдвигается    ряд    новых    задач,   которые   требуют корректировки  сложившихся  в   предшествующий   период   приоритетов.

Основные  усилия  должны  быть  направлены на те сферы,  которые прямо определяют  качество  жизни  жителей области,   на   достижение   социальной стабильности   на решение демографических проблем,  связанных с поддержкой  материнства, детства,  семьи,  уменьшением  смертности. Главные акценты переносятся с задач выстраивания социального партнерства на условиях  взаимодействия на  задачи формирования и реализации стратегии партнерства на условиях равноправного  сотрудничества.  В  этой  связи   особую   актуальность приобретает   необходимость   выстраивания   системы   взаимовыгодного сотрудничества  между  органами   государственной   власти,     общественными   и  иными  некоммерческими организациями. Все эти вопросы были обсуждены на круглом столе  «Социальные службы и  общественные организации: взаимодействие в интересах людей», который состоялся в рамках Форума социальных работников.

 Основными   формами сотрудничества Департамента с общественными организациями являются:
     -участие в разработке региональных проектов законов, областных целевых   программ;
     - содействие   в   разработке  и  реализации  пилотных  проектов, действующих моделей инновационных социальных технологий,  направленных на решение проблем общественного развития;

  -  подготовка   и   проведение   совместных социально значимых акций и мероприятий.  И эта работа будет развиваться.

Продолжена работа с Ульяновским региональным отделением Общероссийской общественной организации помощи инвалидам с умственной отсталостью по программе «Специальной Олимпиады России» для людей с ментальными нарушениями. Проведен ряд мероприятий, одним из которых явилось участие  воспитанников Максимовского детского дома для глубоко умственно отсталых детей в марте во Всероссийских соревнованиях по зимним видам спорта по программе «Специальная Олимпиада России» в Санкт- Петербурге, где были заняты призовые места.

        С 17 по 20 июня 2008 года проходил первый Всероссийский фестиваль семей молодых инвалидов «Семья – национальное богатство». В фестивале приняли участие  молодые семьи, в которых один или оба супруга имеют инвалидность. Всероссийский фестиваль семей молодых инвалидов способствовал развитию позитивного общественного мнения в отношении людей с инвалидностью, продемонстрировал их возможности и энергию, желание жить полной жизнью и брать на себя ответственность за сохранение семейных ценностей.

 

Содействие улучшению положения семей с детьми, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей,

попавших в трудную жизненную ситуацию

            Демографическая  ситуация, сложившаяся в январе-мае т.г. по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года характеризуется увеличением рождаемости и снижением смертности. Число родившихся в расчёте  на 1000 населения увеличилось на  7,9%, число умерших снизилось на 2,4%. В результате  показатель естественной  убыли населения уменьшился  на 14,7%.

              Целью государственной  демографической политики Ульяновской области является стабилизация численности населения  и создание условий для её роста к 2015 году, практическая реализация мер государственной поддержки, направленных на улучшение  благополучия  семей.

            Особую важность эта задача приобрела в связи с Посланием Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию, особенно в связи  с объявлением 2008 года Годом семьи.   

В области проживают 186 тыс. семей, в которых воспитываются 248590 несовершеннолетних детей, что составляет 14% от общей численности населения области.

По результатам  мониторинга социально-экономического положения семей, можно отметить положительную динамику повышения уровня и качества их жизни. По сравнению с  аналогичным периодом прошлого года количество семей,  имеющих  доходы  ниже  величины прожиточного уровня,  сократилось  и   составляет 64785 семей (100459 детей) или 36% от общего числа семей.

Одной из приоритетных задач  по улучшению демографической ситуации является комплекс мер по улучшению положения  семьи, женщин и детей.

 

Закон Ульяновской области от 29.12.05 г. № 154-ЗО «О мерах  социальной поддержки многодетных семей на территории  Ульяновской  области»

В области проживают 4023 многодетные семьи, в которых воспитываются 13292  ребёнка.

На реализацию Закона в 1 полугодии т.г. израсходовано 15,8 млн. руб., что составляет  38% от  предусмотренных в областном бюджете средств

(42,1 млн. руб.), в т.ч.:

- 10 975,7 тыс. руб. на выплату  12025 получателям (98,7%)  ежемесячного денежного пособия  в размере   160 руб. из числа малоимущих семей;

- 4846,0 тыс. руб. на оплату  за коммунальные услуги (данной услугой пользуются  91% семей).

                  

Организация оздоровления и отдыха детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации

        Из бюджетов всех уровней на летний отдых детей из малоимущих семей  в этом году выделено  16,2 млн. руб., это в объёме прошлого года. 

В том числе:

 -12,89 млн. руб. – средства федерального бюджета;

 -    3,4 млн. руб. –  средства областного бюджета.

         В марте т.г. проведён семинар со специалистами отделов семьи по подготовке  к летней оздоровительной кампании и справочная линия для населения.

         В 1-ом полугодии было направлено на отдых в оздоровительные учреждения области 2165 детей, из них 817 детей-инвалидов.

 

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 Создан банк данных безнадзорных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении, в который внесены данные 290 несовершеннолетних.

 По итогам 1-го полугодия т.г. наблюдается динамика снижения  семейного неблагополучия. На учёте в территориальных органах социальной защиты населения состоит 2554 семьи, находящихся в социально-опасном положении, в которых воспитываются 4611 детей, из них: 257 безнадзорных несовершеннолетних.

В результате совместной работы с органами профилактики за истекший период:

- вновь выявлено и поставлено на учёт 442 семьи, находящихся в социально-опасном положении, в которых воспитывается  691 ребёнок; 

- снято с учёта -  749 семей,  в том числе,  в связи  с улучшением положения в семьях  - 343 семьи.

 За 1 полугодие  т.г. 171 ребёнок были направлен в социально- реабилитационные центры. 

В целях проверки эффективности работы по профилактики социального неблагополучия были организованы  комплексные проверки в Засвияжском, Заволжском районах г.Ульяновска, г.Димитровграде, г.Новоульяновске, Базарносызганском, Инзенском, Тереньгульском районах.  В результате проверки выявлено недостаточное взаимодействие с органами профилактики по раннему выявлению неблагополучных семей, не оформлены  планы социальной реабилитации  детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

18 марта 2008 года проведен семинар для специалистов территориальных органов социальной защиты населения по организации работы по профилактике безнадзорности и раннему выявлению неблагополучных семей.

06 июня состоялся штаб по профилактике безнадзорности несовершеннолетних по организации работы по профилактике безнадзорности и с семьями, находящимися в социально-опасном положении в Засвияжском и Инзенском районах.  

 

Мероприятия  по повышению и укреплению статуса и авторитета семьи.

            В целях формирования институтов гражданского общества и общественной поддержки семьи, материнства и детства 7 марта  был проведён      I Конгресс женщин Ульяновской области, на котором состоялась презентация Ульяновского регионального общественного благотворительного фонда «Мама», была принята резолюция.

   В рамках празднования Международного дня семьи:

- 14 мая  в г.Димитровграде состоялось открытие Семейной Академии. В данном мероприятии приняли участие заместители глав муниципальных образований, начальники территориальных управлений социальной защиты населения, члены Областного Семейного Совета, Совета отцов.

 - 15 мая в областном кукольном театре им. В.М.Леонтьевой прошло расширенное заседание Областного  Семейного совета

 Для детей многодетных и приёмных семей было организовано кукольное представление с вручением сладких сувениров.

   В целях возрождения многодетных семей  в этом году объявлен областной конкурс многодетных семей «Россия – страна материнская» по следующим номинациям:  «Здоровый образ жизни», «Талант нуждается в поддержке», «Семья – национальное богатство», «Искусство быть семьёй», «Верность родительскому долгу», «Чужих детей не бывает», «Лучшее сельское подворье». 

   В соответствии с положением о проведении конкурса многодетных семей,  с 1 марта   в сельских и городских поселениях проведены конкурсы с подведением  итогов   в День семьи и представлением семьи-участницы 3-го этапа областного конкурса. Итоги областного конкурса будут подведены на  мероприятии, посвящённом Дню матери.

                   В целях улучшения демографической ситуации в области  по инициативе Губернатора области С.И. Морозова  проводится   акция  «Роди патриота в День  России».

В 2008 году участницами акции  стали 1044 беременные женщины.

Одним из направлений демографической политики является социальная поддержка беременных женщин.

В соответствии с социальными стандартами с января текущего года за счёт средств муниципальных образований социальная поддержка в виде - продуктового набора, льготного проезда до больницы и обратно, единовременная помощь при рождении ребёнка, обеспечение витаминами и антианемическим препаратами, предоставлена 7910 беременным женщинам на сумму 6,5 млн. рублей.

 За счёт средств областного бюджета -  347 беременным женщинам на сумму 700,0 тыс. рублей.

Социальная поддержка предоставляется не только участницам акции, но и всем беременным женщинам, вставшим на учёт в женские консультации области.

За аналогичный период 2007 года социальная поддержка  в соответствии с социальными стандартами была предоставлена  3504 беременным женщинам на сумму 2,3 млн. рублей.

12 июня в День России родилось 87 детей (44 девочки и 43 мальчика), что на 9 детей больше, чем 12 июня 2007 г., из них в:

- 47-ми семьях родился первый ребёнок;

- 32-х  -  второй ребёнок;

- 7 –ми  - третий ребёнок;

- в семье Лешиных из Николаевского района родился четвёртый ребёнок.

Подведение итогов акции проходило  29 июня в зале ОГУК «Ленинский Мемориал», на котором состоялось чествование семей с детьми, родившимися  в День России с вручением ценных подарков.  

Обладателями  главного подарка от Губернатора области - автомобиля «УАЗ-Патриот» стала семья Лёшиных.

 

             По инициативе Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова с 01 июня проводится акция «Помоги собраться в школу». В результате  проведенной работы подготовлены списки на 20726 детей, нуждающихся в оказании помощи к школе, в том числе 15379 детей будут обеспечены одеждой, обувью и школьными принадлежностями и 5347 детей нуждаются в обеспечении бесплатным питанием к школе. По предварительным расчётам на оказании социальной помощи детям, нуждающимся в оказании социальной помощи, к началу нового учебного года необходимо средств в сумме 30,4 млн.руб.  Задача состоит в том, чтобы  к 1 сентября  решить все вопросы по подготовке детей из многодетных и малоимущих семей к школе.

 

Предоставление комплекса социальных услуг в сети учреждений социального обслуживания населения

 В 2008 году продолжилась работа по повышению социального обслуживания населения на основе совершенствования качества предоставления услуг и развития сети государственных учреждений.

В Ульяновской области функционируют 26 учреждений, в том числе 11 государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, из них 2 приюта и 6 социально-реабилитационных центров с приютами в общей сложности на 340 мест круглосуточного пребывания детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или лиц их заменяющих.

Наполняемость учреждений социального обслуживания населения составляет: по учреждениям семьи и детей  – 95,3%, по учреждениям старшего поколения – 92,2%.

В приюты области за 1 полугодие 2008 года был направлен 441 несовершеннолетний. Всего приютами области за отчетный период обслужено 762 несовершеннолетних, в том числе 224 подростка 12 – 16 лет и 17 - старше 16-ти лет. Из числа обслуженных – 3 ребенка – инвалида и 5 беспризорных несовершеннолетних.

Особо остро стоит вопрос длительного пребывания детей в приютах. Длительность пребывания детей и подростков в приютах в Ульяновской области составляет:

До 3-х месяцев – 57,3% (по России – 65%);

До 6 месяцев – 22,5% (по России – 19,8%);

От 6 месяцев до года – 20,2% (по России – 11,4%).

Пребывание детей более года – от 36 до 42 детей ежемесячно. Данный показатель свидетельствует о слабой работе социально-правовой службы учреждений. Оборачиваемость одного койко-места по системе учреждений социального обслуживания семьи и детей Ульяновской области составляет 2,24 раза в год,  по России – 9,1 раза (по итогам 2007 года).

Приоритетной задачей в области социального обслуживания семьи и детей являются укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребёнка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Для решения задач профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства в системе государственных учреждений:

- развиваются технологии раннего выявления детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- повышается качество предоставляемых социальных услуг детям и членам их семей;

- развиваются семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- разрабатываются методики сопровождения семейных воспитательных групп;

- разрабатываются программы и социальные проекты по организации досуга и занятости несовершеннолетних воспитанников приютов, предупреждающие самовольные уходы несовершеннолетних из учреждений.

Одним из основных направлений деятельности учреждений по решению проблемы семейного жизнеустройства воспитанников является сохранение для ребенка кровной семьи. За отчетный период 2008 года 285 воспитанников возвращены родителям или их законным представителям, что составило 70,2% от общего количества выбывших из приютов (в 1 полугодии 2007 года - 272 воспитанника – 65,5%). По России по итогам 2007 года данный показатель составляет 61,7%. Вопросы реабилитации семьи по-прежнему стоят очень остро. В настоящее время одной из задач является разработка новых технологий работы с семьёй, совместно со всеми ведомствами профилактики правонарушений несовершеннолетних.

 В настоящее время наблюдается рост числа детей, переданных под опеку. В 1 полугодии 2008 года из 406 выведенных детей, под опеку было передано 36 человек, что составило 8,9%. По России по итогам 2007 года данный показатель составляет 4,2%. .

Все большее значение в работе учреждений по восстановлению социального статуса воспитанников приобретает организация семейных воспитательных групп. В 1 полугодии 2008 года 90 детей были определены в 46 семейных воспитательных групп, что составило 11,8% от общего числа воспитанников приютов. В настоящее время в 35 СВГ находятся 67 воспитанников (21,5%). По итогам 2007 года в России 2,8% детей воспитывалось в семейных воспитательных группах (от общего количества воспитанников приютов).

На базе ГУ СРЦН «Открытый дом» создано отделение методического сопровождения семейного жизнеустройства для воспитанников приютов. С помощью  этого отделения необходимо создать банк данных о потенциальных кандидатурах воспитателей  семейных воспитательных групп, банк данных  воспитанников, которые могут воспитываться в  семейных воспитательных группах, отработать технологию сопровождения семейных воспитательных групп.

В работе учреждений на особом контроле стоит вопрос профилактики самовольных уходов воспитанников. В 1 полугодии 2008 года было 2 самовольных ухода с участием 3 воспитанников:  самовольный уход из ГУ СРЦН «Рябинка» с участием 2 воспитанников, 1 – из ГУ СРЦН «Открытый дом» (1 воспитанник).  Самовольные уходы говорят об ошибках взаимодействия специалистов, работающих по программе индивидуальной реабилитации воспитанника, о не владении ситуацией внутри  коллектива воспитанников, о не профессионализме специалистов.

В летний оздоровительный период организованы мероприятия, направленные на оздоровление, отдых и занятость посильным трудом. Во всех государственных учреждениях социального обслуживания проведена работа по благоустройству территорий учреждений, оборудованию спортивных и игровых площадок. В июне-июле проведён конкурс на лучшее благоустройство территорий учреждений.

         В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, специалистами государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей осуществляется социальный патронат семей с несовершеннолетними детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В учреждениях социального обслуживания семьи и детей на социальном патронаже состоит 3228 семей, в том числе:

в приютах – 964;

в отделениях дневного пребывания – 2264.

Дневными отделениями учреждений социального обслуживания семьи и детей в 1 полугодии 2008 года обслужено 24846 человек, в том числе 11573 несовершеннолетних. Оказано 72423 услуги. Обслужено 2963 семьи.

Проведено консультаций по проблемам зависимости – 1162, в том числе:

алкогольной – 567,

наркотической – 58;

других видов (табакокурение, игромания и др.) – 537.

На Телефон экстренной психологической помощи поступило - 5260 звонков (30 звонков в сутки). Из общего количества звонков, поступающих на Телефон экстренной психологической помощи 15% составляют звонки постоянных клиентов, лишенных возможности вести активный образ жизни.  В связи с этим на базе центра «Семья» в рамках реализации концепции социального добровольчества создан «Телефон общения». Эта форма работы создана для одиноких престарелых граждан и инвалидов. Данную услугу на «Телефоне общения» оказывают активные пенсионеры, имеющие желание по разным жизненным мотивам, помогать одиноким и нуждающимся гражданам.

С целью профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи, оказания социальной помощи населению в отдаленных районах области продолжила работу выездная консультационная служба (ВКС). За 6 месяцев 2008 года состоялось 14 выездов в Кузоватовский, Майнский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Тереньгульский, Цильнинский, Барышский районы и г. Димитровград с охватом 711 человек, из них 518 несовершеннолетних. В рамках выездной консультационной службы используются такие формы работы как психологические тренинги по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, алкоголизма и профилактике дезадаптивности несовершеннолетних, индивидуальные консультации подростков с отклоняющимися формами поведения, семейные консультации по проблемам детско-родительских отношений.

 

Приоритетной задачей в работе государственных учреждений является поиск новых форм и методов работы, одним из направлений которой является разработка и реализация социальных проектов.

Из 40 социальных проектов, представленных на конкурсы в 1 полугодии 2008 года 10 стали лауреатами и получили материальную поддержку. Это проект ГУ СРЦН «Алые паруса» «Многодетность – это норма» в номинации «Возрождение института многодетной семьи; проект ГУ РЦ «Подсолнух» «Фестиваль семейных клубов «Театр для детей и взрослых» в номинации «Семья и общество»; проект ГУ СРЦН «Рябинка» «Прикоснись к природе сердцем» в номинации «Экологическое воспитание» и другие.

 

Сеть государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из 12 учреждений: геронтологический центр, 4 дома-интерната для престарелых и инвалидов, 3 психоневрологических интерната, детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей, специальное (коррекционное) профессиональное училище, областной социально-реабилитационный центр, реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста, в которых по состоянию на 1 июля 2008 года получают социальное обслуживание 2445 человек (круглосуточно), в том числе

моложе пенсионного возраста – 891

инвалидов всего – 1888

в том числе инвалидов до 40 лет – 564

участников ВОВ и лиц приравненных к ним – 44

на постельном режиме – 746.

Основной задачей социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является задача расширения и увеличения количества предоставляемых услуг, в том числе и в обслуживании пенсионеров и инвалидов на дому. Главная цель – удовлетворение потребностей этой категории населения в социальных услугах.

 

В Ульяновской области 27 отделений социального обслуживания на дому. В настоящее время на надомном обслуживании 4119 пенсионеров и инвалидов.

Введена новая форма по обеспечению обслуживаемых продуктами питания – кольцевой завоз продуктов. Наборы продуктов по заявкам обслуживаемых один раз в неделю доставляются социальными работниками отделений социальной помощи на дому по Чердаклинскому, Мелекесскому и Засвияжскому районам на транспорте в микрорайонах, отдалённых от магазинов, что позволяет значительно экономить время социальных работников, освобождать их от тяжёлого труда и создаёт условия для более длительного общения социального работника с обслуживаемым.

В Ульяновской области при центрах социального обслуживания функционируют социальные парикмахерские, которые обслуживают пенсионеров и инвалидов на дому.

В целях повышения уровня интеллектуального развития, сохранения физической активности, решения проблем одиночества и невостребованности граждан пожилого возраста и инвалидов был создан Университет пожилого человека «София» при ГУ ЦСО «Доверие» в г. Димитровграде. Постоянно в различных группах занимаются более 250 студентов.

В текущем году в центре социального обслуживания «Исток» начал свою работу Институт третьего возраста, направленный на организацию досуга престарелых граждан.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в домах без коммунальных удобств, в сопровождении социальных работников бесплатно доставляются 2 раза в месяц в баню на транспорте учреждения.

В настоящее время по запросам населения разрабатывается нормативно-правовая база для создания службы «Социальных сиделок» на базе ГУ ЦСО «Доверие». Развитие системы служб по запросам населения – это прямой путь к оптимизации системы оказания социальных услуг.

 

        В Ульяновской области существует потребность в учреждении для лиц без определенного места жительства.  Этот вопрос поднимается  жителями области. Открытие подобного учреждения поможет решить вопросы социальной защищенности населения и расширить перечень предоставляемых социальных услуг государственными учреждениями. В соответствии с утвержденным Губернатором–Председателем Правительства Ульяновской области С.И. Морозовым 05 февраля 2008 года «Перечня мероприятий по профилактике бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства на территории Ульяновской области на 2008-2010 годы в мэрию г. Ульяновска направлены 2 письма о необходимости выделения помещения для создания центра социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства, возобновления работы санитарного пропускника.

 

В 1 полугодии продолжалась работа по разработке и внедрению стандартов качества социального обслуживания в государственных учреждениях. Проведен мониторинг и хронометраж социальных услуг. Фактически это очередной этап перехода от сметного финансирования государственных социальных служб к оплате предоставленных социальных услуг на основе государственного заказа, а также развития платных услуг.

В настоящее время проводится работа по разработке регламентов исполнения функций по оказанию услуг. Это продолжение работы по установлению перечня гарантированных государством социальных услуг, норм и нормативов в области социального обслуживания, порядка предоставления социальных услуг, использованию эффективных технологий социального обслуживания.

 

В 2008 году продолжена работа, направленная на стабильное прохождение отопительного сезона в подведомственных Департаменту государственных учреждениях. За отчётный период аварийных ситуаций не было. Работа собственных котельных (6 на угольном топливе и 6 на природном газе) была стабильной, необходимый запас топлива был обеспечен.

Подготовлен и утверждён директором Департамента план мероприятий по организации и проведению в государственных учреждениях отопительного сезона в осенне-зимний период 2008-2009 г.г.

 

           Продолжается работа по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений.

Подготовлена и сдана в Департамент государственных закупок Министерства финансов Ульяновской области следующая документация:

- на проведение аукциона на выполнение мероприятий по ОЦП «Энергосбережение» на 2007-2010 годы на сумму 3971,1 тыс. рублей;

- на проведение аукциона по мероприятиям ОЦП «Пожарная безопасность» 2006-2009 годы на сумму 2490,022 тыс. рублей.

Заключены государственные контракты на строительство:

- спального корпуса ГУСО ПНИ в п. Лесной на сумму 2628,6 тыс. рублей;

- блочной котельной установки в ГУСО РЦ «Сосновый бор» на сумму 8723,67тыс. рублей.

Работы выполнены на 15%.

Заключены государственные контракты на выполнение ремонтно-строительных работ на сумму 17467,0 тыс. рублей. Работы выполнены на 58%.

 

В 1 полугодии 2008 года  велась работа с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, результатом  которой стало заключение Соглашения о предоставлении в 2008 году субсидий из федерального бюджета по программе «Дети России» на сумму 20,5 млн.руб.:

-ГУ ДДИ «Родник» - всего 10461,0 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет 7280,0 тыс. рублей, областной бюджет – 3181,0 тыс. рублей;

ГУ РЦ «Подсолнух» - всего 14320,0 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет 13220,0 тыс. рублей, областной бюджет 1100,0 тыс. рублей.

ОГУ «Ульяновскстройзаказчик» подготавливает документы для организации аукциона на данные работы.

 

В Департаменте социальной защиты населения  Ульяновской области проводится целенаправленная работа с обращениями граждан, позволяющая своевременно  оценивать ситуацию и вносить продиктованные жизнью коррективы в реализацию решений органов законодательной и исполнительной власти.

 

В течение 1 полугодия 2008 года в Департамент поступило и рассмотрено 1874 письменных обращения граждан, что на 294 единицы больше, чем за предыдущий период 2007 г. (748) и на 430 единицы больше, чем за аналогичный период 2006 года.

         Категории населения, от которых поступили письменные обращения, представлены следующим образом:

-         от пенсионеров                                                           687 (36,6 %)

-         инвалидов                                                                   337 (18,0 %)

-         от рабочих, служащих и членов их семей                          528 (28,2 %)

-          от инвалидов ВОВ                                                     322 (17,2 %)

Снизилось поступление письменных обращений граждан  из 12 городов

районов области.

       Увеличилось поступление письменных обращений граждан из 14 районов области (Сурский (на 41обращение), Новомалыклинский (на 29 обращений), Засвияжский (на 154 обращения),  Железнодорожный (на 50 обращений.

     Основные вопросы, затронутые в письменных обращениях граждан:

- оказание материальной помощи –654 (34,9%);

-назначение жилищных субсидий и компенсаций –322 (17,2%);

- обеспечение спецавтотранспортом-283 (15,1%);

-выплата социальных пособий-196 (10,5%).

 

             Информационная открытость и прозрачность работы Департамента является одной из необходимых составляющих  работы органов власти.  У Департамента имеется свой официальный сайт. Кроме общей информации о Департаменте, структурных подразделениях, на сайте размещаются  нормативная база, аналитические и методические материалы.

  Департамент является одной из самых открытых для средств массовой информации структур. Департамент тесно сотрудничает практически со всеми средствами массовой информации, входящими в ульяновское информационное поле, в том числе и федеральных. Еженедельную рассылку новостей Департамента получают  до 35  редакций СМИ. По устным и письменным запросам СМИ еженедельно  готовится информация по 2-5 темам, ежемесячно в СМИ  появляется до 250 сообщений с необходимой информацией для жителей области. Ежемесячно проводятся пресс-конференции либо брифинги.  В настоящее время реализуются совместные проекты со СМИ. Это проект «Департамент социальной защиты населения сообщает» совместно с ГТРК «Волга», радио; рубрика «Помоги собраться в школу» с Народной газетой, Ульяновской правдой, областным радио, районными газетами; проект «Социальная карта жителя Ульяновской области» совместно со «Связь –Банком» с ГТРК «Волга», радио. Всё это позволяет оперативно доводить до населения интересующую его информацию и снижать социальную напряженность.

 

            Повышение профессионального уровня квалификации и эффективности деятельности специалистов государственных учреждений и государственных гражданских служащих Департамента социальной защиты населения является одним из основных условий эффективности работы органов социальной защиты населения. В системе социальной защиты населения Ульяновской области работает 4936 человек, из них  на постоянной основе 4358 чел, по совместительству 578 чел. Из общего количества работающих на постоянной  основе женщины составляют 85,6%, мужчины –14,4%.  Из общего количества руководителей и специалистов, работающих в системе  45% имеют  высшее образование, 49% -средне-специальное образование.

В течение  1-го полугодия  2008 года повысили свои профессиональные знания  на курсах повышения квалификации  191 чел.

         С целью повышения престижа профессии работника системы социальной защиты населения Ульяновской области  проведены следующие мероприятия:

-         областной конкурс профессионального мастерства «Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области»;

-          принято участие в Форуме трудовых династий и областном конкурсе «Лучший государственный и муниципальный служащий»,

-          занесение имён лучших специалистов  на Доску Почёта «Лучшие      люди системы социальной защиты населения Ульяновской области».      Впервые проведён Форум социальных работников.

     За достигнутые успехи и  безупречную работу в системе социальной защиты населения Ульяновской области применяются меры морального поощрения  инициативных, творческих и талантливых работников.

В течении 1-го полугодия поощрены  565  работников.

 

Приоритетные направления Департамента
  на 2-ое полугодие  2008 года