Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Итоги

работы  органов системы социальной защиты населения

Ульяновской области  за 9  месяцев  2008 года  и приоритетные направления  работы на 2009 год

 

      Деятельность  Департамента социальной защиты населения Ульяновской области на 2008 год базируются на программных документах Правительства Ульяновской области, определяющих приоритеты социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, а также на поручениях  Губернатора - Председателя  Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по улучшению уровня жизни малоимущих категорий населения и  по улучшению социальной ситуации в целом в регионе.

         Как субъект бюджетного планирования Департамент социальной защиты населения определяет планы действий не только для себя как органа исполнительной власти, но и входящих в его состав  26 территориальных управлений социальной защиты населения и 26  учреждений социального обслуживания населения.

          Планы составляются в тесной  координации с государственными внебюджетными фондами – региональными отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, поскольку они, наряду с областным бюджетом, финансируют мероприятия по социальному развитию отрасли в регионе.

          Деятельность Департамента направлена на достижение следующих целей:

1. Улучшение  демографической ситуации и положения семей с детьми, а также  детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.Повышение эффективности системы социальной защиты населения и социального обслуживания. Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в  социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи.

3.Повышение качества и увеличение объёма услуг по реабилитации и социальной интеграции пожилых людей и инвалидов, детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

4. Развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.

5.Реформирование и оптимизация системы социальной защиты населения с использованием современных информационных технологий для разработки и внедрения наиболее эффективных и комфортных форм и методов социальной поддержки населения.

6.Содействие в повышении профессионального уровня квалификации и эффективности деятельности специалистов государственных учреждений и государственных гражданских служащих Департамента социальной защиты населения.

 

 

Содействие улучшению положения семей с детьми, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

           

              Целью государственной  демографической политики Ульяновской области является стабилизация численности населения  и создание условий для её роста к 2015 году, практическая реализация мер государственной поддержки, направленных на улучшение  благополучия  семей.

            Особую важность эта задача приобрела в связи с Посланием Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию, особенно в связи  с объявлением 2008 года Годом семьи.   

В области проживают 186 тыс. семей, в которых воспитываются 248590 несовершеннолетних детей, что составляет 14% от общей численности населения области. Количество семей сократилось по сравнению с 2007 годом на  9,3%

По результатам  мониторинга социально-экономического положения семей, можно отметить положительную динамику повышения уровня и качества их жизни. По сравнению с  аналогичным периодом прошлого года количество семей,  имеющих  доходы  ниже  величины прожиточного уровня,  сократилось  на  12% и   составляет 63894 семьи (98375 детей) или 34% от общего числа семей.

Это стало возможным в результате  реализации комплекса мер по улучшению положения  семьи, женщин и детей,  как на федеральном, так и на областном уровнях.

Правительство Российской Федерации приняло решение  о проведении 2-х индексаций пособий гражданам, имеющим детей, а также материнского капитала с учётом прогноза инфляции. Введены два новых пособия, адресованных семьям военнослужащих по призыву.

В Ульяновской области за отчётный период пособие по уходу за ребёнком получали  также неработающие граждане (не подлежащие обязательному  социальному страхованию), в том числе: по уходу за первыми детьми – 3986 граждан, по уходу за вторыми и последующими детьми  2852 человека.

          В 2008 году дважды  в Ульяновской области увеличивался  базовый размер ежемесячного пособия на ребёнка и в настоящее время он составляет 120 рублей. Его получают более 134 тысяч граждан.  С 1 января  2008 года увеличен размер дополнительного единовременного пособия при рождении ребенка до 1100 рублей. Его получателями стали 8722 женщины.

           Ежегодно в целях  организации  полноценного отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  Департамент социальной защиты населения Ульяновской области предоставляет  бесплатные путёвки  в оздоровительные учреждения области.  В 2008 году на организацию летнего отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, выделено 16,2 млн. рублей из федерального и областного бюджета.  Это позволило  организовать полноценный отдых   7528 детям из малообеспеченных семей.

           В целях материальной поддержки детей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, прокуратуры РФ, органов уголовно исполнительной системы Министерства юстиции РФ  принят региональный закон о повышении  размера пособия детям  с 500 рублей до  650 рублей. 

                           Предметом особой заботы и внимания  в нашей области являются  многодетные семьи. В области проживают 4119 многодетных семей, в которых воспитываются 13678  детей.

Меры социальной поддержки многодетных семей определены в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, в организации отдыха детей, в оплате жилья и  коммунальных услуг.

В соответствии с Законом  «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области:

-97% семей пользуются  50% скидкой по оплате за коммунальные услуги; 3% многодетных семей пользуются льготами по другим основаниям;

-11945 детей из многодетных малоимущих семей (87% от всех детей из многодетных семей) получают ежемесячную денежную выплату в размере 160 рублей;

   -7670 детей получили ежегодную денежную выплату на приобретение школьной и спортивной одежды на сумму 7,7 млн.рублей.

        Впервые в Ульяновской области принят закон «О дополнительных  мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым  с 1 июля т.г. молодым семьям, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, при рождении третьего ребёнка  выдаётся сертификат на именной капитал «Семья»  в размере 100,0 тыс. руб., которым семья может   воспользоваться при достижении ребёнком возраста 1,5 лет, направив эти средства на улучшение жилищных условий или на получение образования. Первые сертификаты на именной капитал «Семья» были вручены 4-ем семьям на  областном празднике, посвящённом Дню семейного общения.

Одним из направлений демографической политики является социальная поддержка беременных женщин.  Это направление отрабатывалось  в ходе областной акции «Роди патриота в День России»

В муниципальных образованиях за счёт средств местных бюджетов предусмотрены такие меры социальной поддержки беременных женщин как: выделение продуктового набора, льготный проезд до больницы и обратно, обеспечение витаминами и антианемическими  препаратами, единовременная помощь при рождении ребёнка и др.

          Заключены Соглашения  в сфере демографической политики между Правительством области и руководителями 43 предприятий различных форм собственности о выплате женщинам–матерям, находящимся в отпуске по уходу за  ребёнком до года, ежемесячных пособий в размере среднемесячной заработной платы.

                    Результатом такой последовательной работы стало повышение рождаемости, увеличением числа женщин – участниц акции.

 В целях морального стимулирования многодетных матерей за достойное воспитание подрастающего поколения в области учреждён Почётный знак Ульяновской области  «Материнская Слава» 3-х степеней, который вручается  в День матери женщинам – матерям, воспитавшим пять и более детей.

        На улучшение демографической ситуации направлен также комплекс мероприятий, посвящённых Году семьи. Кроме традиционных мероприятий, таких как проведение областных акций «Роди патриота в День России» и «Помоги собраться в школу», «Помоги тем, кто нуждается в помощи», областного конкурса  «Семья года», мероприятий, посвящённых Международному Дню семьи, Дню защиты детей,  Дню отца, Дню матери, в него вошли  и такие как  создание областного Семейного совета и общественного формирования «Семья», проведение 1 Конгресса женщин, 

 

Повышение эффективности системы социальной защиты населения и социального обслуживания. Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в  социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи.

 

       Для реализации поставленной цели органами социальной защиты населения Ульяновской области проводилась работа, направленная на выполнение   федеральных и региональных законов.

       На территории Ульяновской области меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются четырём основным категориям граждан: федеральным и региональным льготникам, получателям субсидий и компенсаций.

       Общее количество получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг составляет 371032 человек, с учётом членов семей – 568694 человек, что составляет 41,2% от общей численности населения области.

 

№ п/п

Наименование категории граждан

Мера социальной поддержки

Количество получателей  мер социальной поддержки

Количество получателей  мер социальной поддержки с учётом членов семей

1.

Федеральные льготники из числа ветеранов и инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации

скидка 50%

143551

163754

2.

Региональные льготники, в том числе

 

147765

184067

 

ветераны труда

скидка 50%

128749

129095

 

реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий

скидка 50%

1896

3759

 

многодетные семьи

скидка 50%

3914

18198

 

педагогические работники

скидка 100%

13206

33015

3.

Получатели жилищных субсидий и компенсаций

расчётная

69023

220873

 

ИТОГО

 

      360339

568694 что составляет 41,2% от общей численности населения области

 

        Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2008

№ 99-П утверждены региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые для расчёта субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ульяновской области.

       Вступление в силу данного нормативного акта увеличило объём предоставляемых региональным льготникам (ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий) мер социальной поддержки по оплате ЖКУ.

      С 1 июля  2008 года усилена мера социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг, в том числе приобретаемого топлива, скидка с 30% увеличена до 50%.

       Гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления предоставляется мера социальной поддержки по оплате в размере 50%  стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива.

По итогам 9 месяцев топливом обеспечено 30748 льготников или 96,19% от количества обратившихся граждан (31965 человек), что на 3,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.   

      Сложная ситуация по обеспечению топливом сохраняется в Старокулаткинском районе. ОГУП «Старокулаткинский лесхоз» является основным поставщиком твёрдого топлива для населения района. С целью оказания содействия в обеспечении населения района топливом (дровами) заключены дополнительные договоры на обеспечение твёрдым топливом со следующими поставщиками: ОГУП «Павловский лесхоз», ООО «Промкомбинат» Радищевского района, ООО «Калита» Николаевского района. Обеспечено 1097 граждан, включённых в федеральный  и региональный регистры льготников, твёрдым топливом, что составляет 63,34% от общего количества нуждающихся граждан. При наличии указанных договоров, все граждане, подавшие заявления на обеспечение дровами, будут ими обеспечены до конца текущего года (в 2007 году дровами было обеспечено 1809 человек, что составило 100% от общего количества обратившихся граждан).

В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 23 февраля 2007 года № Пр-294, Федерального Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Закона Ульяновской области от 6 мая 2006 года № 54-ЗО «Об утверждении концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на 2006-2010 годы» Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области разработана Концепция по переходу с 01.08.2009 к предоставлению натуральных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме и подготовлен проект распоряжения Правительства Ульяновской области об утверждении плана мероприятий по переходу к предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме.

 Труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, отказавшимся от получения ЕДВ, предоставляется мера социальной поддержки по оплате в размере 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей. Мерой социальной поддержки по льготному лекарственному обеспечению за 9 месяцев 2008 года воспользовалось 1685 человек.       

            Ветеранам труда, труженикам тыла,  реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, отказавшимся от получения ЕДВ, предоставляется мера социальной поддержки на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. За период с января по сентябрь 2008 года мерой социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию воспользовалось 2946 человек.            

          Малообеспеченные семьи и одиноко проживающие граждане получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме субсидий и компенсаций.

Реализация Закона Ульяновской области от 19.12.2007 № 217-ЗО «О порядке  и условиях предоставления отдельным  категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» позволила достичь значительного увеличения количества получателей субсидий и компенсаций. Так в отопительный период текущего года общее количество получателей субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляет 69023 человек или 15,1% от общего количества семей и одиноко проживающих граждан на территории области, что на  9817 человек больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2007 год – 59206 чел. или 12,9%).  Средний размер выплаты на семью в месяц составляет 640 рублей.

    В трёх муниципальных образованиях (г. Ульяновск, г. Димитровград, Ульяновский район) приняты меры по предоставлению отдельным категориям граждан дополнительных компенсаций из средств местного бюджета. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ для отдельных категорий граждан в городе Ульяновске (для 10 категорий граждан) и Ульяновском районе (для 5 категорий граждан) снижена до 10% от совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, а в городе Димитровграде (для 6 категорий граждан) до 15%.

    Таким образом, в связи со снижением для отдельных категорий граждан максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ до 10%, обеспечена существенная положительная динамика охвата населения программой предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

        Четвёртый год  Департамент социальной защиты населения исполняет  функции по присвоению звания «Ветеран труда».

За отчётный период 2008 года проведено 33 заседания  Комиссии  по приёму и рассмотрению документов на присвоение звания «Ветеран труда», присвоено звание «Ветеран труда» 5418 гражданам.

         С 01 мая 2008 года  вступил в действие  Закон Ульяновской области  от 09.01.2008 №10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области». В ходе подготовки закона был изучен опыт Самарской области, Республики Татарстан по  присвоению регионального звания и мерам поддержки  данной категории людей в субъекте. 

       За отчётный период было проведено 97 заседаний Комиссии по рассмотрению документов на присвоение ветеранского звания, подготовлено 50 проектов распоряжений Правительства Ульяновской области и 47 проектов Приказов директора Департамента, присвоено звание «Ветеран труда Ульяновской области»  -  49382 чел.

        С 01 июля 2008 года  ветеранам труда Ульяновской области начата  ежемесячная денежная выплата в размере 300 руб.

   Присвоение званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ульяновской области» позволит повысить уровень жизни ветеранов через предоставление им предусмотренных законодательством мер социальной поддержки.

На реализацию подпрограммы «Обеспечение жильём участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» на 2008 год определён лимит средств Ульяновской области  в размере  68260,0 тыс. руб., что позволит улучшить жилищные условия всем зарегистрированным в очереди.   В очереди на получение жилищного сертификата в 2008 году зарегистрировано 74 человека.   В течении 9 месяцев выдано 33 государственных жилищных сертификата на сумму 36,2 млн.руб., из них по состоянию на 1.10.2008 г. реализовано 23 сертификата на сумму 26000,0 тыс. руб.  

        Продолжается работа  по оформлению и выдаче удостоверений о праве на льготы, пострадавшим  от воздействия радиации.  За отчётный период выдано  53 удостоверения.

         Продолжается обеспечение жильем  льготных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на очередь до 01 января 2005 года.

         Данная мера социальной поддержки закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 года № 614.

Ульяновской области на указанные цели предусмотрены денежные средства  на 2008 год -  37379,8 тыс. рублей (с учётом остатков средств 2007 г.), что позволит улучшить жилищные условия ориентировочно 100 чел.

 За 9 месяцев  текущего года  46 человек  улучшили свои жилищные условия, из них: 9 человек – участники и инвалиды ВОВ, 13 - ветераны боевых действий, 24 - инвалиды общего заболевания, на общую сумму  18743,4 тыс. рублей. . Остаток денежных средств 2007 год израсходован в полном объёме, ассигнования 1 квартала 2008 г. до настоящего времени не поступили.

Всего  в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий зарегистрировано 2016 ветеранов и инвалидов.  Учитывая преклонный возраст ветеранов и слабое здоровье инвалидов, зарегистрированных в очереди, определённых бюджетом средств явно недостаточно

В очереди на обеспечение спецавтотранспортом  зарегистрировано 1564 инвалида всех категорий, в  том числе 501 ветеран Великой Отечественной войны.    

В 2008 году 194 чел. из числа ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны обеспечены специализированным транспортом марки Лада-21074 к празднованию Дня Победы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» (обеспечение инвалидов войны автомобилями) в 2008 г. подлежат обеспечению автомобилями либо выплате денежной компенсации в размере 100,0 тыс. руб. зарегистрированные в очереди инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Всеми ветеранами написано собственноручно заявление о получении автомобиля либо компенсации. Из 501 человека, зарегистрированных в очереди, 306 человек желают получить автомобиль и 195 – денежную компенсацию.

Департаментом социальной защиты населения проведен мониторинг численности граждан, которые до 1 января 2005 года имели право на обеспечение спецтранспортом, но не имели  медицинских  показаний. Таких в области 4662 чел. и у 223 чел. истек семилетний срок эксплуатации полученного спецтранспорта. Для реализации данных полномочий необходимы средства из областного бюджета в размере 488,5 млн. руб.

47 чел. выданы разрешения на передачу автомобиля в собственность семьи, после смерти инвалида ВОВ.

В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и акционеров, которым был причинён ущерб правонарушениями на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, выплачена компенсация 206 чел. на сумму 354,8 тыс. рублей.

Успешно осуществляется реализация постановления Правительства Ульяновской области от 18.09.2007 № 21/323 «О порядке предоставления субсидий на приобретение жилья работникам областных учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения и социальной защиты населения», которое направлено на решение  укрепления кадровой системы и оказания помощи в решении жилищных проблем работников областных государственных учреждений. 

       Средства на предоставление субсидии работникам областных государственных учреждений в 2008 году предусмотрены в бюджете области Законом Ульяновской области от 19.05.2008 № 72-ЗО в сумме 29,7 млн. рублей (с учетом остатков средств 2007 года).

       По итогам проведения в мае, июле и августе текущего года трех заседаний Комиссии по предоставлению субсидий на приобретение жилья работникам областных государственных учреждений на весь объем денежных средств было выдано 49 Свидетельств.

       Всего с начала реализации данной программы по состоянию на 01.10.2008 года с привлечением средств областного бюджета 43 человека улучшили свои жилищные условия.

         В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14.09.2007  № 321 «О социальном обслуживании населения в Ульяновской области» Департаментом социальной защиты населения организована работа по оздоровлению неработающих пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости и не вошедших в число лиц, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.

    Финансирование оздоровления граждан осуществляется за счёт средств бюджета Ульяновской области, направляемых на содержание  учреждений.            

    За 9 месяцев 2008 года оздоровлено граждан пожилого возраста в количестве 1848 человек, в том числе:

   в ГУ "Ульяновский областной социально-реабилитационный центр им. Е.М. Чучкалова" (с. Ундоры) - 1180 чел.

           в ГУ "Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста «Сосновый бор» (р.п. Вешкайма) - 668 чел.

           В разрезе льготных категорий оздоровлено:   

           - ветеранов труда                -  1186 чел.

           - тружеников тыла              -  199 чел.

           - реабилитированных лиц  -  47 чел.

           - пенсионеров по возрасту -  416 чел.

         Поддержка и укрепление здоровья граждан старшего поколения  способствует увеличению продолжительности жизни.

По состоянию на 01.10.2008 года 6919 человек зарегистрированы в очереди на получение путёвки.

        В целях профилактики инвалидности принят Закон Ульяновской  области от  01.11 2006 года №153-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи в Ульяновской области»

На бесплатное предоставление протезно-ортопедической помощи  гражданам, не имеющим инвалидности,  бюджетом  области в 2008 году определено 2 млн. руб.  В течение 9 месяцев 312 человек получили направление в протезно-ортопедическое предприятие, изготовлено 446 изделий на сумму 1336 465,92  руб. (В течение всего 2007 года получили протезно-ортопедическую помощь 192 чел. на сумму 934,6 тыс. руб.)    Данная мера социальной поддержки направлена на профилактику инвалидности жителей области,  что позволит  увеличить продолжительность жизни трудоспособного возраста и  не допустить увеличения численности детей -  инвалидов.

      Одним из основных направлений работы по социальной поддержке ветеранов, инвалидов, граждан пожилого возраста  и семей с детьми является оказание материальной помощи на адресно-заявительной основе, которое направлено на реализацию важнейшей задачи - ликвидации бедности.  Это  задача решается с помощью привлечения средств областного  и муниципальных бюджетов и спонсорских средств.

      Продолжает реализовываться областной закон «О государственной  социальной  помощи на территории Ульяновской области», который обеспечивает выделение и регулирует предоставление бюджетных средств на оказание адресной государственной социальной помощи населению.

В областном бюджете на 2008 год на адресную поддержку малоимущих категорий населения Департаменту социальной защиты населения были предусмотрены средства в сумме 22,0  млн. руб.

По исполнению областного бюджета за первое полугодие т.г.  проведено     14 заседаний общественной комиссии по предоставлению государственной социальной помощи, рассмотрено 4250 обращений, по 4231 чел. принято положительное решение об оказании адресной помощи  на  сумму 21,0 млн. рублей, в том числе:  

-2155 малоимущим пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми Базарносызганского, Барышского, г.Барыша,  Вешкаймского, Карсунского, Кузоватовского, Майнского,  Николаевского, Новомалыклинского, Новоспасского, Радищевского, Сенгилеевского, Старомайнского, Сурского, Тереньгульского, Ульяновского, Цильнинского районов  – на газификацию домовладений на сумму  10,0 млн.рублей.

-347 беременным женщинам  из малообеспеченных  семей на сумму  700,0 тыс.руб.

       В  бюджете  муниципальных образований  на 2008 г.  предусмотрены средства в сумме 10902,3 тыс. руб. на адресную поддержку социально-незащищенных категорий населения.

За 9 месяцев 2008 г. оказаны различные виды помощи 116490 пенсионерам и инвалидам на сумму 61691,6 тыс. рублей (9 месяцев 2007 года – 109454 чел. на сумму 37557,1 тыс. руб.).

        49094 семьи получили различные виды адресной помощи  на общую сумму 52927,4 тыс. руб., это на 15 % больше, чем за отчётный период прошлого года.

       Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной стратегической задачи, должно стать существенное сокращение бедности.

        Развитие социального партнёрства, главным условием которого является повышение социальной ответственности бизнеса и на этой основе создание условий, обеспечивающих снижение уровня социального неравенства.

     В рамках программы социального партнёрства была продолжена работа по организации благотворительного питания социально – незащищенных категорий населения из числа пенсионеров, инвалидов и детей.

По  итогам 9 месяцев  т.г   благотворительное питание получили  57178 чел., что  на 7%  меньше, чем за аналогичный период 2007 г. (61471 чел.), в том  числе:

-   44881 пенсионеров, инвалидов, одиноко проживающих граждан;

-    12297  детей из социально-незащищённых семей.

      На базе 216  социальных столовых горячее питание получили 11220 чел.; продовольственными наборами были обеспечены 45958 чел.

      По сведениям территориальных органов социальной защиты населения  на организацию благотворительного питания были привлечены внебюджетные средства в  сумме  11,5  млн. руб. 

      Результативную работу  показали  территориальные управления г.Ульяновска, г.Димитровграда, Кузоватовского, Старокулаткинского, Чердаклинского районов.

В целях социальной поддержки детей из малоимущих и многодетных семей за счёт средств местных бюджетов организовано бесплатное питание в школах для 15478 детей, что составляет 41% от общего количества детей школьного возраста из малоимущих семей. Низкий охват детей из малоимущих семей бесплатным питанием в Базарносызганском, Барышском, Радищевском, Теренгульском, Инзенском районах.

           В ходе акции  «Помоги собраться в школу»  помощь к школе получили 20944 ребёнка, нуждающихся в оказании помощи в виде одежды, обуви и школьных принадлежностей. На эти цели привлечено 21453,3 тыс. рублей. В результате проведения акции каждый 6 ребёнок от общего числа школьников получил помощь к школе.

         В рамках мероприятий, посвящённых Международному дню пожилых людей, с 1.09 по 30.09.2008 г. проходила благотворительная акция «Наполни социальный погребок». Областная акция была организована с целью оказания нуждающимся пенсионерам материальной и социально-бытовой помощи – в первую очередь по подготовке к зимнему периоду. Акция проводилась во всех муниципальных образованиях с участием представителей администраций МО, организаций, предприятий всех форм собственности, жителей.

      При проведении акции  особое внимание было уделено оказанию помощи в приобретении овощей и др. заготовок на зиму, в том числе на осенних ярмарках. Акция проводилась на основе социального партнёрства территориальных управлений с организаторами рынков, ярмарок при взаимодействии с органами исполнительной власти муниципальных образований и центрами социального обслуживания населения. Цель партнёрства -  установление льготных цен для малообеспеченных граждан и бесплатная либо льготная  доставка купленных продуктов с рынков до места проживания пенсионеров.

     Все территориальные управления активно участвовали в проведение благотворительной акции  «Наполни социальный погребок». По состоянию на 1 октября  социальную поддержку различного вида на благотворительной основе получили 56922 чел.  на общую сумму 14720,9 тыс. руб. 

Одной из самых слабо защищённых  в социальном плане категорий населения  являются инвалиды. В области проживает 133340 инвалидов (10,1% от  населения области), в том числе 5998 детей-инвалидов. Несмотря на постоянно совершенствующуюся нормативную базу по реализации мер социальной поддержки, обеспечение реабилитационными мероприятиями, главным условием социального благополучия людей, имеющих инвалидность, было и остается достойное, гуманное и равноправное отношение к ним  всех членов общества.

         Департаментом налажено тесное сотрудничество с региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фондом социального страхования, Министерством здравоохранения Ульяновской области, Управлением государственной службы занятости населения Ульяновской области, Министерством образования Ульяновской области. Это позволило иметь оперативную информацию о реализации реабилитационных мероприятий на территории области.

В течение  9 месяцев реализовано  16 139 индивидуальных программы реабилитации, в том числе представлено услуг:

-         информирование и консультирование - 13478;

-         представлено юридической помощи - 6141;

-         социально-психологический и социокультурный патронаж семьи – 3312;

-         реабилитация средствами физической культуры и спорта – 1334;

-         психологическая реабилитация – 3279;

-         социокультурная реабилитация – 4629;

-         адаптационное обучение – 298

В целях оказания социальной поддержки и обеспечения реабилитационных мероприятий гражданам пожилого возраста и инвалидам, привлечение их к участию в общественной деятельности развивается такая форма деятельности как социальное проектирование. В соответствии с распоряжением Директора Департамента от 04.02.2008 г. №8 «О конкурсе социальных проектов  «Мир един для всех» по двум номинациям «Уважение и поддержка», «Активная жизнь»,   Управлениями Департамента социальной защиты населения, государственными учреждениями социального обслуживания представлены 62 проекта.

 33 проекта представлено территориальными Управлениями Департамента социальной защиты населения.

Государственными учреждениями социального обслуживания Ульяновской области представлены 29 проектов различных направлений, предусматривающих организацию досуговой деятельности, трудовой занятости, санитарно-просветительской работы, проведение курсового восстановительного лечения, улучшение качества жизни и эмоционального благополучия человека, внедрение многопрофильной комплексной реабилитации в условиях реабилитационных центров.

Кроме этого  государственные учреждения  участвовали в конкурсах социальных проектов, проводимых другими ведомствами. Из 40 социальных проектов, представленных на конкурсы в 2008 году 10 стали лауреатами и получили материальную поддержку. Это проект ГУ СРЦН «Алые паруса» «Многодетность – это норма» в номинации «Возрождение института многодетной семьи; проект ГУ РЦ «Подсолнух» «Фестиваль семейных клубов «Театр для детей и взрослых» в номинации «Семья и общество» (в рамках проекта проведён Межрегиональный семинар, в котором приняли участие специалисты из регионов ПФО-Саратова, Ижевска, Москвы, Перми), проект ГУ СРЦН «Рябинка» «Прикоснись к природе сердцем» в номинации «Экологическое воспитание» и другие. При реализации социальных проектов особое внимание уделяется совместной работе с ведомствами и учреждениями, например учреждениями культуры: Краеведческим музеем, кукольным театром им. В. М. Леонтьевой, драматическим театром им. И. А. Гончарова.

         Органы социальной защиты населения  заинтересованы  во взаимодействии с  общественными организациями и способны воспринимать и  поддерживать конкретные гражданские инициативы, которые носят конструктивный и  созидательный характер.

     Сегодня выдвигается    ряд    новых    задач,   которые   требуют корректировки  сложившихся  в   предшествующий   период   приоритетов.

Основные  усилия  должны  быть  направлены на те сферы,  которые прямо определяют  качество  жизни  жителей области,   на   достижение   социальной стабильности   на решение демографических проблем,  связанных с поддержкой  материнства, детства,  семьи,  уменьшением  смертности. Главные акценты переносятся с задач выстраивания социального партнерства на условиях  взаимодействия на  задачи формирования и реализации стратегии партнерства на условиях равноправного  сотрудничества.  В  этой  связи   особую   актуальность приобретает   необходимость   выстраивания   системы   взаимовыгодного сотрудничества  между  органами   государственной   власти,     общественными   и  иными  некоммерческими организациями. Все эти вопросы были обсуждены на круглом столе  «Социальные службы и  общественные организации: взаимодействие в интересах людей», который состоялся в рамках Форума социальных работников.

 Основными   формами сотрудничества Департамента с общественными организациями являются:
     -участие в разработке региональных проектов законов, областных целевых   программ. Для этого при Департаменте создан  экспертный совет, в состав которого вошли представители общественности;
     - содействие   в   разработке  и  реализации  пилотных  проектов, действующих моделей инновационных социальных технологий,  направленных на решение проблем общественного развития;

  -  подготовка   и   проведение   совместных социально значимых акций и мероприятий.  И эта работа будет развиваться.

Продолжена работа с Ульяновским региональным отделением Общероссийской общественной организации помощи инвалидам с умственной отсталостью по программе «Специальной Олимпиады России» для людей с ментальными нарушениями. Проведен ряд мероприятий, одним из которых явилось участие  воспитанников Максимовского детского дома для глубоко умственно отсталых детей в марте во Всероссийских соревнованиях по зимним видам спорта по программе «Специальная Олимпиада России» в Санкт- Петербурге и в сентябре  во Всероссийских соревнованиях по бадминтону и настольному теннису в г. Йошкар-Оле, где были заняты призовые места.

        С 17 по 20 июня 2008 года проходил первый Всероссийский фестиваль семей молодых инвалидов «Семья – национальное богатство». В фестивале приняли участие  молодые семьи, в которых один или оба супруга имеют инвалидность. Всероссийский фестиваль семей молодых инвалидов способствовал развитию позитивного общественного мнения в отношении людей с инвалидностью, продемонстрировал их возможности и энергию, желание жить полной жизнью и брать на себя ответственность за сохранение семейных ценностей.

 

Повышение качества и увеличение объёма услуг по реабилитации и социальной интеграции пожилых людей и инвалидов, детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

     Продолжалась работа по формированию нормативно-правовой базы, повышению эффективности социального обслуживания населения на основе совершенствования качества предоставления услуг и развития сети государственных учреждений.

Был изучен опыт Правительства Санкт-Петербурга по вопросам: стандартов социального обслуживания населения, формирования обьёмов социальных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания населения, включая отделения социальной помощи на дому.

На основании изученных материалов, составлены нормативы обьёмов социальных услуг, оказываемых населению по каждому типу учреждений, определены группы получателей социальных услуг и перечень социальных стандартов предоставляемых населению Ульяновской области.

     Подготовлен проект закона Ульяновской области «О государственных стандартах социального обслуживания населения Ульяновской области», который устанавливает виды государственных стандартов и гарантии социального обслуживания населения в Ульяновской области, а также полномочия органов государственной власти Ульяновской области в системе социального обслуживания населения Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

    Закон будет являться основополагающим в системе нормативных правовых актов Ульяновской области, определяющих предоставление социальных услуг населению области и управление финансовыми средствами в сфере социального обслуживания населения при переходе к подушевому финансированию, ориентированному на результат.

    В Ульяновской области функционируют 26 государственных учреждений социального обслуживания населения, в том числе 11 учреждений социального обслуживания семьи и детей. По количеству учреждений, оказывающих социальные услуги,  Ульяновская область занимает 71 место по Российской Федерации.

    Продуманная система  территориального размещения учреждений социального обслуживания населения способствовала ликвидации очерёдности на стационарное обслуживание.

    Наполняемость учреждений социального обслуживания населения составляет:

-по учреждениям семьи и детей, использование койко-мест – 96,08%,

-по учреждениям старшего поколения – 93,9%.

       Длительность пребывания детей и подростков в приютах в Ульяновской области составляет:

-до 3-х месяцев – 59,9 % (по России – 65%);

-до 6 месяцев – 23,2 % (по России – 19,8%);

-от 6 месяцев до года – 12,7% (по России – 11,4%);

-свыше года – 4,2% – или 13 несовершеннолетних.

Данный показатель значительно улучшен  в третьем квартале текущего года (в первом полугодии 42 несовершеннолетних проживали в приютах более года). Оборачиваемость одного койко-места по системе учреждений социального обслуживания семьи и детей  в Ульяновской области составляет 3,1% раза в год (по России – 9,1 раза по итогам 2007 года).

Приоритетной задачей в области социального обслуживания семьи и детей является укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребёнка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

        Для решения задач профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства в системе государственных учреждений:

- развиваются технологии раннего выявления детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации («Причал Надежды», «Алые Паруса» и др.).

- повышается качество предоставляемых социальных услуг детям и членам их семей; с этой целью проведена работа по внедрению стандартов социального обслуживания населения в Ульяновской области в 2-х учреждениях: областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Причал Надежды»  и областном геронтологическом центре  в г.Ульяновске. Для специалистов учреждений проведены 2 семинара  по социальным стандартам.

- развиваются семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (семейные воспитательные группы).

- разрабатываются методики сопровождения семейных воспитательных групп, создано отделение методического сопровождения семейных воспитательных групп при  ГУ СРЦН «Открытый дом».

- разрабатываются программы и социальные проекты по организации досуга и занятости несовершеннолетних воспитанников приютов, предупреждающие самовольные уходы несовершеннолетних из учреждений.

В приюты области за девять месяцев 2008 года было направлено 703 несовершеннолетних. Всего приютами области за отчетный период обслужено 1023 несовершеннолетних, в том числе 296 подростков 12 – 16 лет и 19 старше 16-ти лет. Из числа обслуженных – 10 детей – инвалидов и 10 беспризорных несовершеннолетних.

В настоящее время наблюдается рост числа детей, переданных под опеку. За девять месяцев текущего года из 685 выведенных детей из приютов, под опеку было передано 53 человека, что составило 7,7%. По России по итогам 2007 года данный показатель составляет 4,2%.

Одним из основных направлений деятельности учреждений по решению проблемы семейного жизнеустройства воспитанников является сохранение для ребенка кровной семьи. За отчетный период 2008 года 480 воспитанников возвращены родителям или их законным представителям, что составляет 70% от общего количества выбывших из приютов (за 9 месяцев 2007 года - 272 воспитанника – 65,5%). По России по итогам 2007 года данный показатель составляет 61,7%.

Все большее значение в работе учреждений по восстановлению социального статуса воспитанников приобретает организация семейных воспитательных групп. За 9 месяцев 2008 года 136 детей были определены в  семейные воспитательные группы. В настоящее время в 31 СВГ находятся 66 воспитанников (21,6%). По итогам 2007 года в России 2,8% детей воспитывалось в семейных воспитательных группах (от общего количества воспитанников приютов).

В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, специалистами государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей осуществляется социальный патронат семей с несовершеннолетними детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В учреждениях социального обслуживания семьи и детей на социальном патронаже состоит 3420 семей, в том числе:

в приютах – 1120;

в отделениях дневного пребывания – 2300.

Дневными отделениями учреждений социального обслуживания семьи и детей за девять месяцев 2008 года обслужено 36382 человека, в том числе 17899 несовершеннолетних. Оказано 108373 услуги. Обслужено 4302 семьи.

Проведено консультаций по проблемам зависимости – 1712, в том числе:

алкогольной – 1072,

наркотической – 103;

других видов (табакокурения, игромания и др.) – 537.

На Телефон экстренной психологической помощи поступило - 7933 звонка (29 звонков в сутки). Из общего количества звонков, поступающих на Телефон экстренной психологической помощи, 15% составляют звонки постоянных клиентов, лишенных возможности вести активный образ жизни.  В связи с этим на базе центра «Семья» в рамках реализации Концепции социального добровольчества создан «Телефон общения». Эта форма работы создана для одиноких престарелых граждан и инвалидов. Данную услугу на «Телефоне общения» оказывают активные пенсионеры, имеющие желание по разным жизненным мотивам, помогать одиноким и нуждающимся гражданам

В настоящее время в центре работает семь волонтёров. С 1.06.08. принято и обслужено 150 звонков, что составляет примерно 6 звонков в день.

С целью профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи, оказания социальной помощи населению в отдаленных районах области продолжила работу выездная консультационная служба (ВКС). За 9 месяцев 2008 года состоялось 35 выездов в Кузоватовский, Майнский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Тереньгульский, Цильнинский, Барышский, Николаевский, Сурский и др. районы, г. Димитровград с охватом 1993 человека, из них 1305 несовершеннолетних. В рамках выездной консультационной службы используются такие формы работы как психологические тренинги по профилактике злоупотребления психоактивных веществ, алкоголя и профилактике дезадаптивности несовершеннолетних; индивидуальные консультации подростков с отклоняющимися формами поведения; семейные консультации по проблемам детско-родительских отношений.

На базе дневных отделений учреждений социального обслуживания семьи и детей в летний период было организовано 152 группы дневного пребывания с охватом 2630 несовершеннолетних. В течение летнего периода было трудоустроено 234 подростка старше 14 лет. Самая активная работа по данному направлению проведена специалистами ГУ СРЦН «Радуга» трудоустроено 99 подростков.

По системе малозатратных форм в учреждениях социального обслуживания семьи и детей оздоровлено 1990 детей и подростков: 315 из них специалистами РЦ «Подсолнух», что составляет 15,8% , 275 детей и подростков было оздоровлено в ГУ СРЦН «Причал надежды».

За отчётный период проведено три областных спортивных мероприятия: весенний и осенний кроссы и туристический слёт воспитанников приютов. Основной целью проведения данных мероприятий являлось повышение уровня спортивной работы в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, формирование здорового образа жизни у воспитанников, организация занятости воспитанников во внеурочное время, повышение профессионального мастерства специалистов в работе с детьми.

Департамент социальной защиты населения активно развивает идею социального добровольчества. Принято распоряжение Правительства Ульяновской области от 05 мая 2008г. № 186-пр «О концепции развития социального добровольчества в Ульяновской области на 2008 – 2011 годы». С этой целью привлекаются студенты ульяновских вузов, которые в качестве волонтеров проводят работу с воспитанниками специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и в группах дневного пребывания социально-реабилитационных центров (ГУ ЦСПП «Семья», ГУ РЦ «Подсолнух», ГУ ЦСО «Доверие», ГУ СРЦН «Открытый дом», ГУ СРЦН «Радуга»), в том числе профилактическая работа проводится с детьми-инвалидами и членами их семей.

 Основной задачей 2008 года является совершенствование волонтерского движения с привлечением добровольческого труда в учреждениях старшего поколения. Положительный пример волонтёрского движения можно привести на примере ГУ СО «Геронтологический центр» в г. Ульяновске, ГУСО «Подсолнух», где работают волонтёры из числа студентов Ульяновского государственного университета. Совместными усилиями проводятся мероприятия, концерты, обсуждение художественных книг, посещение кино и т.д.

Сеть государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из 12 учреждений: геронтологический центр, 4 дома-интерната для престарелых и инвалидов, 3 психоневрологических интерната, детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей, специальное (коррекционное) профессиональное училище, Областной социально-реабилитационный центр, реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста, в которых по состоянию на 1 октября 2008 года получают социальное обслуживание 2534 человек (круглосуточно), в том числе

 инвалидов до 40 лет – 564;

участников ВОВ и лиц приравненных к ним – 44;

на постельном режиме – 746.

В учреждениях проживает:

612 человек утративших социальные связи,

23 человека психически больных, представляющих социальную опасность;

219 человек страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Основной задачей социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является задача расширения и увеличения количества предоставляемых услуг, с расширением количества услуг представляемых за дополнительную плату, в том числе и в обслуживании пенсионеров и инвалидов на дому.

В Ульяновской области 27 отделений социального обслуживания на дому. В настоящее время на надомном обслуживании 4095 пенсионеров и инвалидов, в том числе:

-71 инвалид ВОВ;

-127 участников ВОВ;

-56 солдатских вдов;

-869 тружеников тыла.

Эта категория населения заслужила чуткое отношение и наша  главная цель – удовлетворение потребностей этой категории населения в социальных услугах на самом высоком уровне.

Введена новая форма по обеспечению обслуживаемых продуктами питания – кольцевой завоз продуктов. Наборы продуктов по заявкам обслуживаемых один раз в неделю доставляются социальными работниками отделений социальной помощи на дому по Чердаклинскому, Мелекесскому и Засвияжскому районам на транспорте в микрорайонах, отдалённых от магазинов, что позволяет значительно экономить время социальных работников, освобождать их от тяжёлого труда и создаёт условия для более длительного общения социального работника с обслуживаемым.

В Ульяновской области при центрах социального обслуживания функционируют социальные парикмахерские, которые обслуживают пенсионеров и инвалидов на дому.

В целях повышения уровня интеллектуального развития, сохранения физической активности, решения проблем одиночества и не востребованности граждан пожилого возраста и инвалидов был создан Университет пожилого человека «София» при ГУ ЦСО «Доверие» в г. Димитровграде. В структуре Университета 8 факультетов: психологический, культуры и искусства, юридический, лингвистический, факультет здоровья, гуманитарный, духовного возрождения, и факультет «сад и огород». На каждом факультете имеется несколько отделений (19). Так на факультете культуры и искусства работает музыкальное отделение, отделение прикладного искусства (бисероплетение, макраме, тестопластика, вязание крючком и на спицах и т.д.). В танцевальном отделении проходят занятия бальных и арабских танцев. Большим успехом пользуется театральная студия «Ретро». В процессе работы факультета здоровья у граждан пожилого возраста было выявлено улучшение функций различных органов и систем, частичное восстановление здоровья. Постоянно в различных группах занимаются более 250 студентов.

В текущем году в центре социального обслуживания «Исток» начал свою работу Институт третьего возраста, направленный на организацию досуга престарелых граждан. В настоящее время  открыто два факультета: «Информационных технологий»- по обучению компьютерной грамоте и факультет «Религиоведение», в которых занимается 60 человек.

Одной из новых форм работы является работа «мобильных групп». Специалисты Центра «Доверие» (юрист, психолог, парикмахер), агитбригада силами студентов Университета пожилого человека «София» осуществляют выезды к одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, ограниченным в возможности передвижения по г. Димитровграду, Мелекесскому, Чердаклинскому, Новомалыклинскому и Старомайнскому районам.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в домах без коммунальных удобств, в сопровождении социальных работников бесплатно доставляются 2 раза в месяц в баню на транспорте учреждения.

По запросам населения разработана нормативно-правовая база проекта службы «Социальных сиделок» на базе ГУ ЦСО «Доверие».

В Ульяновской области существует потребность в учреждении для лиц без определенного места жительства (по данным Территориальных управлений Департамента только в городе Ульяновске обитает 50 человек без определённого места жительства).

Открытие подобного учреждения поможет решить вопросы социальной защищенности населения и расширить перечень предоставляемых социальных услуг государственными учреждениями.

В течение всего отчётного периода продолжалась работа по разработке и внедрению стандартов качества социального обслуживания в государственных учреждениях. Проведен мониторинг и хронометраж социальных услуг. Фактически это очередной этап перехода от сметного финансирования государственных социальных служб к оплате предоставленных социальных услуг на основе государственного заказа, а также развития платных услуг.

В настоящее время проводится работа по разработке регламентов исполнения функций по оказанию услуг. Это продолжение работы по установлению перечня гарантированных государством социальных услуг, норм и нормативов в области социального обслуживания, порядка предоставления социальных услуг, использованию эффективных технологий социального обслуживания.

 

Развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.

 

Из 26 функционирующих учреждений двенадцать учреждений имеют собственные автономные котельные, в том числе:

- 6 – на природном газе;

- 6 – на твёрдом топливе (каменный уголь).

14 учреждений отапливаются от внешних источников теплоснабжения.

Всеми учреждениями, имеющими собственные котельные, получены паспорта готовности объектов, а также проведена аттестация обслуживающего персонала с получением соответствующих документов.

Коллективами всех учреждений проведены учебные противоаварийные тренировки действий персонала по ликвидации возможных аварийных ситуаций (по четыре в каждом учреждении: август – 2, сентябрь – 2).

Согласно распоряжения Губернатора Ульяновской области, с 23.09.2008г. в государственных учреждениях, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области, начат отопительный сезон. Пуск тепла осуществлён в 12 учреждениях, имеющих собственные котельные. В остальных 14 учреждениях пуск тепла осуществляется теплоснабжающими организациями. По состоянию на 13.10.08 г. отапливаются 26 учреждений (100 %) из 26, подведомственных Департаменту.

Контроль за температурным режимом в помещениях учреждений и пуском тепла осуществляется ежедневно.

Государственные учреждения, имеющие собственные автономные котельные, работающие на твёрдом топливе, обеспечены топливом на срок более трёх месяцев работы котельных. Запасы каменного угля составляют 1935 тонн, дров – 2375 куб. метров. Ведётся заготовка топлива.

В соответствии с утверждённым графиком проведены комиссионные проверки качества и состояния подготовки учреждений к работе в осенне-зимних условиях.

                  В рамках Программы «Энергосбережение», на 2008 год было выделено денежных средств в сумме 3976,7 тыс. рублей.

В соответствии с графиком выполнения работ, установленным государственным контрактом, подрядная организация ЗАО «Промсервис-У» выполнила энергосберегающие мероприятия в 9 государственных учреждениях (ГУСО «Геронтологический центр в г. Ульяновске», ГУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Димитровграде», ГОУ «Специальное (коррекционное) профессиональное училище в г. Димитровграде», ГУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Открытый дом» в г. Ульяновске», ГУСО  «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в г. Димитровграде», ГУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса» в г. Ульяновске, ГУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске, ГУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух», Департамент социальной защиты населения Ульяновской области).

По состоянию на 13.10.2008г. все работы завершены, освоено 94,9 % выделенных средств.

В 2009 году работа по выполнению энергосберегающих  мероприятий будет продолжена в 2-х учреждениях: ГУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Союз» в с. Бригадировка» и ГУСО «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка». В рамках программы  в данных учреждениях будет производиться установка энергосберегающего оборудования и систем автоматики.

По результатам аукционов по программе «Пожарная безопасность» заключены государственные контракты на сумму 6676,8 тыс. рублей. Контракты на сумму 870,1 тыс. рублей находятся на стадии заключения. На сумму 179,3 тыс. рублей готовится пакет документов для организации котировочных заявок Департаментом закупок на выполнение мероприятий по устранению замечаний пожарного надзора и приведение зданий в соответствие с нормами пожарной безопасности.

Государственный контракт на строительство спального корпуса в ГУСО «ПНИ в п. Лесной» в сумме 2628,6 тыс. рублей исполнен в полном объёме. По результатам 9 месяцев изысканы дополнительные средства в размере 1700,0 тыс. рублей на завершение строительства корпуса. Объявлен аукцион на 1 ноября 2008 года.

По результатам 6 месяцев были изысканы дополнительные средства из областного бюджета в размере 1900,0 тыс. рублей на завершение строительства блочной котельной установки в ГУСО «РЦ «Сосновый бор» в р.п. Вешкайма».

По результатам аукциона заключен государственный контракт на устройство дымовой трубы, прокладки линий электропередач.

По результатам контракта, заключённого ранее, изготовлена блочная котельная установка на заводе г. Саратова. Готовится пакет документов для отгрузки и транспортировки установки на территории учреждения.

Сдана в эксплуатацию газовая котельная в ГУСО «СДИ в с. Акшуат».

До конца текущего года планируется завершение строительства газовой котельной в ГУСО «ПНИ в с. Акшуат».

По результатам заключенных государственных контрактов на выполнение ремонтно-строительных работ на сумму 17467,0 тыс. рублей работы выполнены на 90%. Собран и отдан в Департамент закупок пакет документов для проведения аукциона на выполнение ремонтных работ на сумму в размере 5463,0 тыс. рублей, в том числе ремонтные работы в здании ОГУСО «Парус надежды» в р.п. Кузоватово» на сумму 3018,0 тыс. рублей.

ОГУ «Ульяновскоблстройзаказчик» заключил государственный контракт на 2008-2010 годы на строительство пристроя к существующему зданию реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» в г. Ульяновске» на сумму 45913,631 тыс. рублей.

         По строительству комплексного центра в Максимовском детском доме аукцион объявлен на 22 октября 2008 года на выполнение работ в 2008 году.

Данные мероприятия реализуются в рамках ФЦП «Дети России» на 2007-2010 годы.

 

Реформирование и оптимизация системы социальной защиты населения с использованием современных информационных технологий для разработки и внедрения наиболее эффективных и комфортных форм и методов социальной поддержки населения.

 

В течении 9 месяцев т.г.  продолжалась работа по реформированию и оптимизации системы органов социальной защиты населения:

  1. В соответствии с действующим законодательством в состав территориальных органов социальной защиты населения от муниципальных администраций были переданы службы субсидий вместе с исполняемыми ими полномочиями по предоставлению населению субсидий и компенсаций на оплату ЖКУ. Все организационно-технические вопросы по передаче были своевременно решены без приостановки обслуживания получателей
  2.  В течение 9 месяцев текущего года Информационно-выплатное управление  продолжило динамичное развитие как по основным объёмным (качественным и количественным) показателям, так и по внедрению и развитию инновационных технологий.

На сегодняшний день Управление обеспечивает предоставление всех видов мер социальной поддержки в денежной форме, иных социальных выплат, жилищных субсидий и компенсаций (всего более 40 видов выплат) по 20 законодательным и нормативным правовым актам 130 тысячи жителям регионального центра. Ежемесячный объём реализуемых бюджетных средств на указанные выплаты через банковские учреждения и отделения почтовой связи составляет более 60 000 тыс. руб.

В течение указанного периода проводится работа с получателями субсидий и компенсаций по переводу денежных выплат на Социальную карту, одновременно использующими указанный банковский инструмент для получения пенсий и иных видов денежной государственной социальной помощи.

ИВУ находится в постоянном поиске новых форм и методов организации деятельности и взаимодействия с основными партнёрами по предоставлению гражданам выплат, активно внедряет адаптированные инновационные технологии.

За прошедший период ИВУ переход на новый вид выплатных документов, формируемых для доставки денежных сумм через почтовые отделения – ведомости. Технология применяется с августа т.г. и позволяет обеспечить контроль над финансированием почты, получение промежуточных итогов и оперативных данных по состоянию выплаты.

В настоящее время решается вопрос об установлении электронного документооборота с одним из основных партнёров по предоставлению гражданам выплат – Ульяновским отделением Сбербанка РФ, имеющего разветвлённую филиальную сеть, для организации централизованного взаимодействия.

Большим шагом на пути к информационной консолидации органов социальной защиты и построения единого информационного пространства стало развёртывание ИВУ работ по созданию транспортных каналов для обеспечения объединения территориальных Управлений в корпоративную информационную систему, что позволит впоследствии совершенствовать технологию назначения, выплаты и учёта предоставления гражданам мер социальной поддержки и иных социальных гарантий.

Дальнейшая перспектива развития ИВУ будет строиться в соответствии с планом реформирования органов социальной защиты населения. 

 

3. С целью повышения качества обслуживания получателей мер социальной поддержки была начата работа по созданию клиентских служб в составе территориальных органов социальной защиты населения. Территориальными управлениями в районах г. Ульяновска разработана соответствующая проектно-сметная документация, произведены расчёты потребности в дополнительных денежных средствах для оснащения клиентских служб. Эта  работа начата и в остальных территориальных управлениях в части подготовки предложений по размещению клиентских служб и кустовых информационно-выплатных управлений.

 

  4. Реализация проекта «Социальная карта жителя Ульяновской области» была начата в 2007 году, как совместное мероприятие Правительства Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения  Ульяновской области и ОАО АКБ «Связь-Банк». В число пилотных районов и городов, участвующих в реализации проекта были включены Засвияжский район г. Ульяновска, г. Димитровград, Мелекесский, Новомалыклинский и Чердаклинский районы. Всего за 2007 год в качестве держателей социальных карт привлечено около 10,5 тыс. граждан - льготников, являющихся получателями различных мер социальной поддержки. Также было полностью реализовано банковское приложение карты – на счета социальных карт началось перечисление реальных денежных средств пособий, компенсаций, пенсий и других социальных выплат.

В  2008 году реализация проекта продолжена  с расширением территории проекта и доведением числа держателей карт к концу 2008 года до 40 тыс. человек.

В число районов, участвующих в реализации проекта дополнительно были включены Ленинский, Железнодорожный и Заволжский районы г. Ульяновска.

В органах социальной защиты населения указанных районов были проведены необходимые организационно-технические мероприятия:

-                     определен и обучен персонал для работы в ППВ;

-                     выделены помещения для ППВ;

-                     ОАО АКБ «Связь-Банк» совместно с Ульяновским филиалом ФГУП «Почта России» была проведена работы по подготовке сети пунктов обслуживания социальных карт в почтовых отделениях, банкоматах и мини-офисах банка;

-                     решен вопрос финансирования проекта в 2008 году из областного бюджета.

Для подготовки ППВ в органах социальной защиты Ленинского, Железнодорожного и Заволжского районов г. Ульяновска были подготовлены и проведены закупки услуг и товаров по ремонту помещений и их оснащению программным обеспечением, компьютерной и оргтехникой. В настоящее время все работы выполнены, оборудование и программное обеспечение установлено, все три новых ППВ функционируют в полном объеме.

С 01.06.2008 привлечение и обслуживание держателей социальных карт обеспечивается во всех пилотных районах и городах, как в Засвияжском районе г. Ульяновска, г. Димитровграде, Мелекесском, Новомалыклинском, Чердаклинском районах, так и вновь включенных в проект Ленинском, Железнодорожном и Заволжском районах г. Ульяновска. Полностью функционирует информационный обмен по телекоммуникационным каналам между органами социальной защиты населения, банком и изготовителем социальных карт, при поддержке ОАО АКБ «Связь-Банк» налажена логистика по регулярной передаче документов и готовых социальных карт между участниками проекта.

В 2008 году принято 16978 заявлений на получение социальных карт. В настоящее время подписано соглашение с сетью магазинов «Гулливер», «Пятёрочка», «Провиант» о предоставлении 3% скидки держателям карт и начато фактическое предоставление  скидок. Заключены договора с 13 аптеками ГП-Фармация о предоставлении скидки держателям карт.

Анализ текущих результатов позволяет рассчитывать на то, что поставленные задачи на 2008 год по реализации проекта «Социальная карта жителя Ульяновской области» в целом будут выполнены, проект получит дальнейшее развитие в 2009-2012 годах. Наполнение карты  социально ориентированными приложениями позволит значительно увеличить ее популярность среди населения, повысить эффективность деятельности органов власти и бюджетных вложений в социальную поддержку населения.

 

5.Разработана Концепция развития системы социальной поддержки населения Ульяновской области, которая предусматривает дальнейшую оптимизацию территориальных органов социальной защиты населения с сокращением их количества, а также общей численности государственных служащих.

Дальнейшие усилия по оптимизации и реформированию системы органов социальной поддержки населения должны быть сосредоточены на выполнении всех мероприятий, предусмотренных разработанной Концепцией развития  системы социальной поддержки населения на период до 2012 года и которые вошли в план мероприятий по выполнению Концепции  развития Ульяновской области до 2012 года.

 

 

Содействие в повышении профессионального уровня квалификации и эффективности деятельности специалистов государственных учреждений и государственных гражданских служащих Департамента социальной защиты населения.

 

       Данная задача реализуется в интересах кардинального повышения эффективности государственной службы, качества оказываемых гражданам услуг, а также оптимального использования кадровых ресурсов.

За 9 месяцев 2008 года повысили свои профессиональные знания  на курсах повышения квалификации и приняли участие в обучающих семинарах 226 человек (Из них 160 -  на курсах повышения квалификации  и 21 человек - на обучающих семинарах).

-Департамент социальной защиты населения

Ульяновской области – 18 гражданских служащих;

-территориальные управления – 104 гражданских служащих;

-Государственные учреждения -  83 чел.

     Определяющим условием эффективной деятельности учреждений социального обслуживания населения является их кадровая обеспеченность, наличие квалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями и методами работы с различной категорией населения. Численность всех работников учреждений составляет 3480 человек, из них 116 руководителей и 788 специалистов, 1202 социальных работника (по отделениям надомного обслуживания). Количество работников, уволенных за отчетный период – 532, что составляет 15,3%  (по итогам первого полугодия эта цифра составляла 11,9% от общего количества работающих), в том числе 10 работников администрации и 61 специалист. В связи с чем,  в некоторых учреждениях имеются вакансии заместителей директора по реабилитационной работе (ГУ СРЦН «Рябинка», ГУ ПНИ в п. Дальнее поле). Особую тревогу вызывает наличие вакансий специалистов - врачей: в ГУ ПНИ п. Дальнее поле; в ГУ ПНИ п. Лесной; в ГУ СРЦН «Рябинка» и др.

Всё это свидетельствует о слабой работе с кадрами руководителей учреждений.

В третьем квартале  текущего года проведена  внеочередная аттестация специалистов и служащих. Целью аттестации было повышение ответственности специалистов и служащих при оказании социальных услуг населению, что в конечном итоге должно привести к повышению качества социальных услуг, а это основной критерий при введении стандартов социальных услуг, которое планируется с января 2009 года. 

 

                                   Финансирование отрасли

 

Для выполнения  поставленных целей  и задач  финансовый поток  денежных средств  через счета системы социальной защиты населения с начала 2008 года составил   2 830 568,0 тыс.руб.

 

Законотворческая деятельность

    В течение 9 месяцев  т.г.  Департамент  провёл большую работу по  разработке и принятию нормативных актов, направленных на социальную поддержку населения Ульяновской области. Среди них 14 законов Ульяновской области, 42 постановления  и 83 распоряжения Правительства Ульяновской области. В настоящее время разрабатывается закон Ульяновской области «Социальный кодекс Ульяновской области», который объединит все законы Ульяновской области по мерам социальной поддержки населению.

 

Приоритетные направления Департамента

на 2009 год

1.Усиление  социальной защиты  уязвимых групп населения путём предоставления адресной социальной помощи.

 

2.Переход к предоставлению мер социальной поддержки по оплате ЖКУ в денежной форме  для федеральных и региональных льготников.

 

3.Обеспечение ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов жильём за счёт средств федерального бюджета. Обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц обеспечить бесплатно легковыми автомобилями  или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тысяч рублей за счёт средств  федерального бюджета. Выплатить  инвалидам  вследствие общего заболевания, трудового увечья или  других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам  единовременную денежную компенсацию в размере 100 тысяч рублей за счёт федерального бюджета.

 

4.Содействие улучшению демографической ситуации в области путём  социальной поддержки семьи и детей

 

5.Обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг.

 

6.Развитие системы социального обслуживания.

Открытие ОГУ ЦСО «Парус надежды» в р.п. Кузоватово.

Перевод  государственных учреждений в автономные учреждения.

Развитие семейных форм  жизнедеятельности несовершеннолетних.

Развитие новых форм  социального обслуживания.  Передача на аутсортинг негарантированных социальных услуг по надомному обслуживанию.

 

7.Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания

 

8.Сохранение вертикали управления и сокращение количества государственных служащих.

 

9.Создание эффективных механизмов доведения социальных услуг до получателя с использованием «Социальной карты жителя Ульяновской области».