30.03.2020
Размер текста
Шрифт
С начала 2019 года в Ульяновской области реализуется национальный проект «Демография», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Паспорт национального проекта «Демография» и паспорта федеральных проектов входящих в состав национального проекта представлены на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ознакомиться с ними можно пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/ministry/programms/demography.
В состав национального проекта «Демография» входит 5 региональных проектов, обеспечивающих соответственно достижение целей, показателей и результатов национального проекта:
В рамках своего послания Президент Российской Федерации выделил следующее:
«Наши проекты развития – не федеральные и тем более не ведомственные. Они именно национальные. Их результаты должны быть видны в каждом субъекте Федерации, в каждом муниципалитете. Здесь, «на земле», реализуется основной массив конкретных задач».
С целью вовлечения муниципальных образований в реализацию мероприятий способствующих достижению показателей обозначенных в национальном проекте «Демография» проведена стратегическая сессия под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Уба Е.В. (Куратор национального проекта «Демография») с заместителями Глав муниципальных образований по социальным вопросам на базе Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр им.Е.М.Чучкалова».
В настоящее время муниципальными образованиями совместно с руководителями региональных проектов разрабатываются дорожные карты (рабочие планы) по реализации в муниципальных образованиях мероприятий в целях достижения показателей региональных проектов, реализуемых в рамках национального проекта «Демография».
В муниципальные дорожные карты внесены дополнительные показатели и мероприятия, которые в свою очередь более широко показывают муниципальную составляющую и соответственно их вовлеченность в реализацию национального проекта «Демография».
Для достижения муниципальными образованиями показателей обозначенных им в ходе стратегической сессии возникла необходимость включения дополнительных показателей, таких как снижение абортов и доля рождения 3-х и последующих детей.
Реализация добавленных показателей на уровне муниципальных образований позволит им достичь установленных показателей регионального проекта.
Кроме того, Министерством разработаны и утверждены на уровне региона дополнительные комплексные меры, исполнение которых окажет содействие в выполнении поставленных национальным проектом «Демография» задач и целей, а именно:
Остановимся более подробно на региональных проектах.
Региональный проект - «Финансовая поддержка семей при рождении детей»
Цель проекта: улучшение демографической ситуации, преодоление негативных тенденций и обеспечение роста численности населения за счет повышения рождаемости до уровня, необходимого для воспроизводства населения.
Задачи проекта:
- внедрение к 2024 году механизма финансовой поддержки семей при рождении детей, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей;
- развитие экономической самостоятельности семьи и развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей.
Достижение цели возможно за счет увеличения вторых и последующих рождений, а также стимулирования первых рождений у женщин в возрасте 20-34 лет. Этому будут способствовать:
Первое: финансовая поддержка семей:
- при рождении первого ребенка семьям, нуждающимся в поддержке, предоставляется ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;
- при рождении второго или последующего ребенка - предоставляются отдельные виды пособий при рождении;
- при рождении третьего ребенка или последующих детей - осуществляется ежемесячная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, меры социальной поддержки для многодетный семей.
Наиболее экономически активные родители получат поддержку государства и таким образом, предлагаемые меры окажут влияние на демографическое поведение, предотвратив откладывание родителями решения о рождении ребенка на более поздний период.
Осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением третьего ребенка в размере прожиточного минимума, позволит компенсировать в среднем до 50% утраченных доходов семьи.
Кроме того, осуществление данных выплат будет способствовать частичной компенсации выпадающих доходов семей в период, когда при возрастающих расходах семьи работает и получает доход от трудовой деятельности в полном объеме только один из родителей и приблизит уровень дохода семьи с ребенком (детьми) к среднедушевому доходу семьи до рождения ребенка (детей).
Второе: повышение доступности услуг ЭКО для семей, страдающих бесплодием.
Реализация регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» за первые 3 года (2019 – 2021 годы) позволит привлечь из федерального в областной бюджет около 2,3 млрд. рублей, что позволит ежегодно обеспечить предоставление ежемесячных выплат более чем 8 тыс. семьям, в которых родился первый, третий или последующий ребенок, причем в значительных объемах – около 10 тыс. рублей и более по мере ежегодной индексации этих выплат.
Понятная система мер финансовой поддержки семей с детьми, предусмотренная к внедрению региональным проектом, будет способствовать осуществлению долгосрочного планирования личных финансов на всех этапах жизнедеятельности семьи.
Дополнительно к федеральным демографически ориентированных мерам социальной поддержки на региональном уровне разработан ряд мер социальной поддержки семьи за счет средств бюджета Ульяновской области.
Региональный проект «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет»
Целью проекта является обеспечение возможности женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями, в том числе за счет повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
Данный региональный проект включает в себя 2 направления:
Региональный проект - «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение»
Направлен в первую очередь на увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни человека, а также на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Основной целью проекта является увеличение продолжительности здоровой и активной жизни в Ульяновской области до 67 лет.
Проектом предусмотрено:
- совершенствование системы профилактики здорового образа жизни граждан пожилого возраста;
- развитие медицинской помощи по профилю «гериатрия» и системы оценки потребности в уходе;
- проведение вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания;
- проведение дополнительных скринингов лицам старше 65 лет, проживающим в сельской местности, на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний, оказывающих вклад в структуру смертности населения, с возможностью доставки данных лиц в медицинские организации.
В рамках реализации данного проекта в 2019 году будет приобретено 17 единиц автотранспорта, таким образом, количество мобильных бригад (с учётом имеющегося транспорта) составит 21 единицу. Данный автотранспорт будет использоваться для проведения скринингов гражданам старше 65 лет, проживающих в сельской местности на выявление отдельных социально-значимых неинфекционных заболеваний, оказывающих вклад в структуру смертности населения, с возможностью доставки граждан в медицинские организации.
Сегодня в регионе проживает порядка 330 тысяч пожилых людей и, несомненно, им необходима поддержка.
Особое внимание будет уделено увеличению периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни человека, а также на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Создавая условия для самореализации тех людей, кто уже сегодня находится на заслуженном отдыхе, мы планируем достичь увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
Увеличится охват ульяновцев профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, профессиональное обучение и дополнительное образование старшего поколения, увеличение количества людей в активном долголетии. В настоящее время надомное социальное обслуживание предоставляется во всех муниципальных образованиях Ульяновской области. Услуги на дому оказывают 27 отделений центров социального обслуживания населения Ульяновской области и три негосударственные организации. Они востребованы у почти шести тысяч ульяновцев.
Кроме того, вырастет количество Центров активного долголетия, а соответственно и число граждан, желающих быть активными и здоровыми. В регионе в настоящее время уже действует 122 центра, которые помогают нашему старшему поколению в ежедневной самореализации по различным направлениям.
На базе пансионата в р.п. Языково, Карсунского района организована работа «Серебряного университета». В «Серебряном университете» можно не только интересно провести время, но и приобрести знания и навыки, повышающие качество жизни. Например, освоить компьютер и мобильные приложения, изучить ораторское искусство, постигнуть основы финансовой и правовой грамотности.
Региональный проект - «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»
Основная цель проекта - это увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, путём создания в регионе единой здоровьесберегающей среды и формирования у жителей Ульяновской области ответственного отношения к своему здоровью.
Основными показателями определены:
В федеральном проекте «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» определены 3 основных направления:
- внедрение в муниципальных образованиях Ульяновской области программ общественного здоровья.
- разработка региональных нормативных правовых актов и методических документов по вопросам ведения гражданами Ульяновской области здорового образа жизни, которые приведены в соответствие с нормативными правовыми актами и методическими документами Российской Федерации, основанными на рекомендациях ВОЗ;
Главная задача - впервые сформировать в стране систему общественного здоровья, через внедрение модели функционирования центров общественного здоровья.
Информационная поддержка будет осуществляться в рамках ежегодной информационно-коммуникационной кампании с охватом не менее 75% аудитории граждан старше 12 лет по основным каналам: телевидение, радио и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Финансовое обеспечение регионального проекта соответствует Государственной программе «Развитие здравоохранения в Ульяновской области». На 2019, 2020, 2021 года планируется 6,5 млн. руб. консолидированного бюджета Ульяновской области. Данные средства предусмотрены на проведение информационно-коммуникационной кампании на территории Ульяновской области, как одного из основных инструментов мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни (2019 год - 1,5 млн. руб., далее ежегодно не менее 2,5 млн. руб.).
Кроме того, проектом предусмотрено создание к 2023 году 6 муниципальных центров общественного здоровья. К 2023 году в корпоративные программы по укреплению здоровья работников будет включено не менее 25 тысяч работающих граждан, к 2024 году во всех муниципальных образованиях Ульяновской области внедрены программы по укреплению общественного здоровья.
В рамках регионального проекта объединены меры, направленные на формирование системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни. Предусматриваемые проектом мероприятия носят комплексный характер и включают разработку мер по дальнейшему ограничению потребления алкоголя, защите от табачного дыма, ликвидации микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара), мониторингу за состоянием питания различных групп населения с применением научных исследований.
Региональный проект – «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва» (краткое наименование – Спорт – норма жизни) направлен на реализацию комплекса мер направленных на доведение к 2024 году до 55% доли жителей Ульяновской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Ульяновской области.
Этого можно достичь путем создания системы мотивации населения Ульяновской области и активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях, в том числе вовлечения в подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
В ходе реализации данного проекта будет развита инфраструктура спортивных объектов и созданы условия для занятия спортом для разных категорий населения Ульяновской области.
В процессе реализации данного проекта увеличиться:
- доля детей и молодежи в возрасте от 3 до 29 лет систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности детей и молодёжи, которая к 2024 году должна достигать 82%;
- доля граждан среднего возраста: женщины 30-54 года и мужчины 30-59 лет, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста, которая к 2024 году должна достигать 55%;
- доля граждан старшего возраста: женщины 55-79 лет и мужчины 60-79 лет, систематически занимающиеся физической культурой и спортом в общей численности граждан старшего возраста, которая к 2024 году должна достичь 25%;
- уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, которая к 2024 году должна достичь 56%.
Для достижения показателей Министерством физической культуры и спорта Ульяновской области в 2019 году запланированы следующие мероприятия.
В 9 муниципальных образованиях Ульяновской области будут созданы центры спортивного тестирования, оборудованные малыми спортивными площадками, где люди могут не только протестировать свой уровень физической подготовленности, но и повысить уровень своего спортивного мастерства. Финансирование предусмотрено в размере 29,9 млн. руб.
В целях развития футбола в Ульяновскую область будет поставлено искусственное покрытие для футбольного поля. Предусмотрены денежные средства в размере 41,2 млн. руб.
В целях развития хоккея в организацию спортивной подготовки будет поставлено новое спортивное оборудование и инвентарь. Предусмотрены денежные средства в размере 25,8 млн. руб.
В 4 спортивные школы олимпийского резерва будет поставлено новое спортивное оборудование и инвентарь для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние. Предусмотрены денежные средства в размере 32,6 млн. руб.
В рамках адресной поддержки спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации предусмотрены денежные средства в размере 7,6 млн. руб.
Проведение физкультурных и комплексных физкультурных мероприятий для всех категорий и групп населения, в том числе детей и учащейся молодежи (студентов), средней и старшей возрастных групп, инвалидов, а так же спортивных соревнований, в том числе возобновление проведения второго (регионального) этапа всероссийских спартакиад. Предусмотрены денежные средства в размере 64 млн. руб.
В сентябре 2019 года проведение первого регионального фестиваля «Северной ходьбы» с участием лиц и граждан старшего поколения всех муниципальных образований Ульяновской области.
Министерством физической культуры и спорта Ульяновской области совместно с Ульяновским физкультурно-спортивным техникумом олимпийского резерва разработаны методические рекомендации по направлению северной ходьбы, где отражена общая информация о данном направлении, экипировке, инвентарю, особенностях техники и видах тренировок. Данные разработки направлены в муниципальные образования Ульяновской области.
Для реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на строительство Центра художественной гимнастики предусмотрены денежные средства в размере 112,6 млн. руб.
Отчет о ходе реализации регионального проекта «Спорт – норма жизни»
подробнее >>>
Отчет о ходе реализации регионального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»
подробнее >>>
Отчет о ходе реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет»
подробнее >>>
Отчет о ходе реализации регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей»
подробнее >>>
Отчет о ходе реализации регионального проекта «Старшее поколение»
подробнее >>>
В период с 17 по 23 февраля 2020 года на территории Ульяновской области состоится неделя национального проекта «Демография».
Неделя национального проекта «Демография» − это событие, объединяющее представителей администраций муниципальных образований, представителей бизнеса, бюджетных организаций и населения.
В рамках недели запланированы мероприятия, направленные на популяризацию национального проекта «Демография»: круглые столы с представителями общественности, депутатского корпуса (с обсуждением хода реализации проекта и проблемами), презентации проектов населению (нововведения), проведение дней открытых дверей, заседания советов, интервью, профориентационные мероприятия с населением и др.
План мероприятий тематической недели национального проекта «Демография» с 17.02.2020 по 23.02.2020
О старте тематической недели Национального проекта «Демография» на территории Ульяновской области
План проведения тематических недель формируется заместителем Председателя Правительства Ульяновской области исходя из предложений кураторов проектов и возможности совмещения с отдельными датами (профессиональные праздники и т.д.) и утверждается Губернатором Ульяновской области поквартально.
В рамках каждой недели рекомендуется проведение мероприятий на различных уровнях:
- Федеральный разрез. Встречи на федеральном уровне, выездные обсуждения реализации проектов (Москва, Санкт-Петербург, регионы Приволжского федерального округа);
- Региональный разрез (обсуждение хода реализации и проблем). Профессиональное обсуждение хода реализации проекта с привлечением экспертов (в т.ч. федерального уровня);
- Национальные проекты в разрезе различных социальных и профессиональных групп. Встреча с представителями общественности для обсуждения того, какие проблемы может решить нацпроект;
- Муниципальный разрез. Контроль реализации проектов в муниципальных образованиях, осмотр строящихся/реконструируемых/ ремонтируемых объектов (как в городах, так и в сельских районах).
Старт тематической недели происходит в рамках отдельного вопроса на аппаратном совещании, отдельного совещания или выездного совещания в муниципальном образовании Ульяновской области (после объявления о завершении предыдущей тематической недели). (докладчик – куратор или руководители проекта). Обозначается тема недели, анонсируются ключевые мероприятия, которые пройдут в её рамках, характеризуется состояние реализации нацпроекта в регионе и имеющаяся проблематика (позиция области на федеральном уровне, ситуация в сравнении с другими регионами и т.п.), обозначаются текущая и стратегическая задачи в реализации нацпроекта. В формате содоклада возможна оценка текущей ситуации с реализацией нацпроекта со стороны разных участников – от муниципальных образований до Общественной и Счётной палат. Для участия в совещании приглашаются представители Общественной палаты, Общероссийского народного фронта, депутатского корпуса, политических партий, Правительства области, администраций МО, контролирующих органов, научного сообщества, эксперты, бизнес-сообщества и т.п.
Одновременно и по аналогии с общерегиональной тематической неделей на уровне муниципальных образований Ульяновской области проводится тематическая неделя муниципалитетов. Старт тематической недели даётся на аппаратном совещании глав муниципальных образований Ульяновской области (отдельный вопрос повестки). В рамках данной недели муниципалитетами самостоятельно и своими силами проводятся мероприятия по теме нацпроекта с привлечением представителей региональной власти, общественности, экспертов и т.д. (совещания, круглые столы, выезды, осмотры и т.п.).
Общая схема подготовки общерегиональной тематической недели:
Подготовка к тематической неделе осуществляется заблаговременно до её начала: обсуждаются ключевые вопросы проблематики, планируемые мероприятия, необходимость обеспечения межведомственного взаимодействия, возможность привлечения экспертов, в том числе федеральных, осуществляется внутреннее согласование плана проведения тематической недели.
Не менее чем за две недели до тематической недели проводятся совещания и обсуждения на уровне куратора нацпроекта (зампреда) и руководителей отдельных региональных проектов в его составе (министры и замминистры).
Определяется место проведения аппаратного совещания, которое должно соответствовать направлению тематической недели национального проекта.
При подготовке Плана мероприятий (приложение 1) тематической недели учитываются и отдельно прорабатываются предложения об участии в мероприятиях представителей общественности (Общественная палата, Общероссийский народный фронт, депутатский корпус, политические партии и другие общественные организации).
Изучается возможность приглашения в регион для участия в тематической неделе руководителей и экспертов федерального уровня.
По итогам этой работы формируется набор предложений по содержанию и формату мероприятий, их времени и месту, готовится понимание проблематики и ответ на неё в рамках нацпроектов, аналитика и справки по ситуации в части данного нацпроекта (при возможности – с оценками относительно среднего по России уровня).
Предложения по Плану проведения недели, мероприятиям с участием губернатора в рамках недели предварительно согласуются с организационно-протокольным управлением администрации Губернатора Ульяновской области. Мероприятия с участием Губернатора Ульяновской области включаются в план работы Губернатора.
Отдельно прорабатываются инструкции для глав администраций муниципальных образований по проведению аналогичной тематической недели на местном уровне (одновременно с общерегиональной).
С заместителем Губернатора Ульяновской области, курирующим вопросы взаимодействия со средствами массовой информации, согласуется и визируется медиаплан информационного сопровождения тематической недели (приложение 2).
За одну неделю до тематической недели: обсуждение и формирование предложения по графику недели и проведение установочного совещания (вторник – среда) под руководством Председателя Правительства Ульяновской области (в случае его отсутствия – куратора). К совещанию готовится предварительный набор материалов с кратким описанием каждого предлагаемого мероприятия и информацией по реализации нацпроекта в регионе. В состав материалов входит:
-план-график тематической недели (мероприятия, дата проведения и время, формат оформления прилагается);
- информационная справка о проведении тематической недели (текущий статус, ближайшие и перспективные задачи и т.п.)
-предварительные регламенты каждого из мероприятий;
- списки участников каждого из мероприятий (представители Общественной палаты, Общероссийского народного фронта, депутатского корпуса, Правительства области, администраций МО, контролирующих органов, научного сообщества и т.д.);
-краткая справка о каждом мероприятии, в частности цель его проведения, круг участников, прочая информация;
-аналитическая справка с характеристикой состояния реализации нацпроекта, достигнутыми результатами и имеющейся проблематикой (позиция области на федеральном уровне, ситуация в сравнении с другими регионами и т.п.);
- проект доклада старта тематической недели, презентация;
- раздаточный материал для муниципальных образований (информационная справка или брошюра, включающая информацию о состоянии нацпроекта, роли муниципалитетов в реализации нацпроекта, задачи, плановые показатели и т.п.);
- медиаплан информационного сопровождения тематической недели - освещение темы нацпроекта на телевидении, радиостанциях, в печатных изданиях, интернет ресурсах, интервью, в том числе в аспекте «история человека» как результат реализации нацпроекта (в соответствии со Стандартом информационного сопровождения тематической недели национального проекта, прилагается).
По результатам совещания, с учётом оценки качества подготовки тематической недели национального проекта (приложение 3) и рекомендаций, предварительные материалы корректируются и обсуждаются под руководством заместителя Председателя Правительства Ульяновской области, курирующего вопросы реализации на территории области нацпроектов, в том числе в рамках отдельного совещания (в случае необходимости).
К 16:00 четверга готовится итоговый вариант материалов проведения тематической недели, который направляется на рассмотрение заместителю Председателя Правительства Ульяновской области, курирующему вопросы реализации на территории области нацпроектов, с последующим направлением Губернатору Ульяновской области. Дополнительно материал посредством электронной почты направляется Центру управления реформами. Итогом данной недели является утверждённый подробный план тематической недели, включая регламенты мероприятий и основную информацию по ним.
Завершение тематической недели происходит в рамках отдельного вопроса на аппаратном совещании, отдельного совещания или выездного совещания в муниципальном образовании Ульяновской области (перед объявлением старта следующей тематической недели).
Целью завершения (подведения итогов) тематической недели национального проекта в Ульяновской области (далее – тематическая неделя) является оценка достигнутых в ходе её проведения результатов, выявление причин препятствующих их достижению, выработка решений, позволяющих совершенствовать дальнейшую деятельность.
Ответственным за подготовку доклада о завершении тематической недели (далее - доклад) является куратор соответствующего национального проекта, а в случае его отсутствия руководитель национального проекта.
В структуре доклада должны быть отражены следующие вопросы:
- о проведённых мероприятиях (федерального, регионального и муниципального уровня);
- о населении региона, принявшего участие в мероприятиях тематической недели (какие социальные группы были охвачены, количество участников);
- об освещении мероприятий в средствах массовой информации (на телевидении, радиостанциях, в печатных изданиях, интернет ресурсах);
- о достигнутых результатах, позволяющих улучшить процесс реализации национального проекта в регионе;
- о выявленных трудностях и недостатках при проведении тематической недели (при их наличии);
- о предложениях по совершенствованию дальнейшей деятельности по проведению тематических недель и реализации национальных проектов.
Проект доклада представляется в организационно-протокольное управление администрации Губернатора Ульяновской области до 16.00 дня, предшествующего дате проведения совещания по рассмотрению вопроса о завершении тематической недели. Дополнительно копия доклада посредством электронной почты направляется Центру управления реформами.
План мероприятий тематической недели национального проекта «Демография» с 06.07.2020 по 12.07.2020
Система долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами
Итоги недели Национального проекта «Демография» 30.09 – 6.10.2019 г.
Итоги недели Национального проекта «Демография» 30.09 – 6.10.2019 г. (часть 2)