Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области «Об утверждении порядка осуществления внутреннего финансового контроля» №34-п от 05.03.2015

Дата публикации: 03.04.2015

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области «Об утверждении порядка осуществления внутреннего финансового контроля» №34-п от 05.03.2015 (.pdf ~ 907kb)

В соответствии со статьёй 1602-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ульяновской области от 28.08.2014 № 386-П «Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями средств, главными администраторами доходов, главными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета Ульяновской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» и распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 24.10.2014 № 3162-р «Об осуществлении внутреннего финансового контроля» приказываю: 

1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля согласно приложению к настоящему приказу.

2. Учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области организовать работу по приведению своих правовых актов по осуществлению внутреннего финансового контроля в соответствие с Порядком, установленным настоящим приказом.

Заместитель Председателя Правительства

Ульяновской области – Министр здравоохранения

и социального развития  Ульяновской области                                     П.С.Дегтярь

 

 

УТВЕРЖДЁН

приказом

Министерства здравоохранения

и социального развития

Ульяновской области

От 05.03.2015 № 34-п 

 

ПОРЯДОК

осуществления внутреннего финансового контроля

1.      Общие положения

1.1. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля (далее - Порядок) определяет правила осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области (далее – Министерство) внутреннего финансового контроля.

1.2. Порядок разработан в соответствии с законодательством РФ и Ульяновской области, устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля деятельности государственных учреждений здравоохранения, территориальных органов, государственных учреждений социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания, областных государственных казённых учреждений центров занятости населения Ульяновской области, областных государственных казённых образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ульяновской области, подведомственных Министерства (далее – подведомственные учреждения) и структурных подразделений Министерства.

1.3. Настоящий Порядок устанавливает:

требования к планированию, организации и проведению внутреннего финансового контроля;

требования к оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля.

2.      Осуществление внутреннего финансового контроля

2.1.   Термины и определения, используемые в настоящем Порядке:

2.1.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно Заместителем Председателя Правительства Ульяновской области - Министром здравоохранения и социального развития Ульяновской области (далее – министр), заместителями министра, иными должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры, контроль, направленный на соблюдение внутренних бюджетных процедур и внутренних стандартов, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Внутренний финансовый контроль направлен на:

соблюдение правовых актов Министерства, регулирующих составление и исполнение бюджета Ульяновской области, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики (далее – внутренние стандарты);

подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

2.1.2. Предмет внутреннего финансового контроля - бюджетные процедуры и составляющие их операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры), осуществляемые Министерства в рамках, закрепленных за ним бюджетных полномочий.

2.1.3. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:

проверка операций на соответствие требованиям бюджетного законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации и Ульяновской области, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;

визирование документов, оформленных в результате осуществления операций;

сверка данных;

сбор и анализ информации о результатах выполнения бюджетных процедур.

2.1.4. Контрольное действие является формой осуществления внутреннего финансового контроля в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности, контроля по уровню подведомственности (далее - методы контроля).

2.1.5. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.

Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации.

Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.

Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц при инициации или завершении операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры).

2.2.   Организация внутреннего финансового контроля.

2.2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Министерства, исполняющих бюджетные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

2.2.2. Контрольные действия осуществляются должностными лицами структурных подразделений Министерства, указанных в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 настоящего раздела, в соответствии с их должностными инструкциями в отношении следующих бюджетных процедур:

а) составление и представление подведомственным участником бюджетного процесса главному администратору документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета (проектов изменений в областной бюджет);

б) составление и представление главным администратором в Министерство финансов Ульяновской области документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета (проектов изменений в областной бюджет), в том числе реестра расходных обязательств главного администратора и обоснований бюджетных ассигнований;

в) составление и представление главным администратором в Министерство финансов Ульяновской области документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита областного бюджета;

г) составление и ведение главным администратором бюджетной росписи;

д) распределение главным администратором бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным участникам бюджетного процесса;

е) составление, утверждение, ведение и исполнение главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетных смет (свода бюджетных смет);

ж) формирование главным администратором государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и финансовое обеспечение главным администратором выполнения этого задания подведомственными государственными учреждениями;

з) принятие и исполнение главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетных обязательств, в том числе в целях закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ульяновской области;

и) осуществление главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса начисления, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также иных бюджетных полномочий главного администратора и подведомственных участников бюджетного процесса;

к) осуществление главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетного учёта, в том числе принятия к учёту первичных учётных документов (составления сводных учётных документов), отражения информации, указанной в первичных учётных документах и регистрах бюджетного учёта, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;

л) составление и представление главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетной отчётности и сводной бюджетной отчётности;

м) исполнение главным администратором судебных актов по искам к Ульяновской области, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета по денежным обязательствам главного администратора и подведомственных участников бюджетного процесса.

2.2.3. К способам проведения контрольных действий относятся:

а) сплошной способ, при котором контрольные действия проводятся в отношении каждой осуществленной операции при выполнении внутренней бюджетной процедуры;

б) выборочный способ, при котором контрольные действия проводятся в отношении отдельных операций при выполнении внутренней бюджетной процедуры.

2.2.4. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет директор департамента или заместитель директор департамента Министерства, курирующий структурные подразделения, указанные в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 настоящего раздела, в соответствии с распределением обязанностей.

2.3. Подготовка внутреннего финансового контроля.

2.3.1. Подготовка внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителями каждого структурного подразделения, ответственных за результаты выполнения бюджетных процедур.

Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным документом к проведению внутреннего финансового контроля.

В карте внутреннего финансового контроля по каждой отражаемой в ней внутренней бюджетной процедуре указываются данные о должностном лице, ответственном за осуществление операций, периодичности осуществления операций, должностных лицах, проводящих контрольные действия, методах контроля, способах и периодичности проведения контрольных действий.

2.3.2. Формирование (актуализации) и утверждение карты внутреннего финансового контроля осуществляются в срок не позднее 20 декабря, предшествующего планируемому году.

Карта внутреннего финансового контроля составляется при ее формировании и (или) актуализации, и утверждается министром (заместителем министра) Министерства. Актуализация карт внутреннего финансового контроля также проводится:

а) в случае внесения изменений во внутренние стандарты и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур;

б) в случае изменения состава должностных лиц, ответственных за осуществление операций, периодичности осуществления операций, состава должностных лиц, проводящих контрольные действия;

в) в случае необходимости изменения методов контроля, контрольных действий и (или) периодичности их проведения в целях увеличения способности методов контроля и контрольных действий снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур и осуществление операций (далее – бюджетные риски).

2.3.3. Процесс формирования карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:

анализ внутренней бюджетной процедуры в целях определения применяемых к ней методов контроля и контрольных действий;

формирование перечня операций с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.

2.3.4. В целях определения приоритетных предметов внутреннего финансового контроля, включаемых в карты внутреннего финансового контроля, структурные подразделения, указанные в подпункте 2.3.1 пункта 2.3 настоящего раздела, проводят процедуры идентификации и оценки бюджетных рисков.

2.3.5. Идентификация бюджетных рисков осуществляется по каждой бюджетной процедуре (операции), подлежащей исполнению в очередном финансовом году, на основании анализа актов, заключений, представлений и предписаний органов государственного финансового контроля, отчетов контрольно-ревизионного отдела, информации, представленной подведомственными учреждениями и структурными подразделениями Министерства по запросу, а также анализа отчетов о результатах проведения мониторинга.

2.3.6. По каждому выявленному бюджетному риску проводится анализ условий и причин наличия такого риска (далее - факторы риска).

Каждый бюджетный риск подлежит оценке по критерию «вероятность», характеризующему ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение бюджетных процедур, и критерию «последствия», характеризующему размер наносимого ущерба, потери репутации Министерства, налагаемых санкций за допущенное нарушение. По каждому критерию определяется шкала оценок риска, имеющая не менее четырех позиций (низкий, умеренный, высокий (существенный), очень высокий).

2.3.7. Должностные лица структурных подразделений Министерства обобщают информацию о бюджетных рисках, сформированную при планировании внутреннего финансового контроля, и осуществляет ведение реестра наиболее значимых бюджетных рисков (далее - реестр бюджетных рисков). По результатам систематизации указанной информации должностные лицами структурных подразделений Министерства представляют министру (заместителю министра) Министерства предложения по уменьшению наиболее значимых бюджетных рисков, включающие предложения по:

а) приведению правовых актов Министерства в соответствие с положениями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также их совершенствованию;

б) включению автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранению недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации, исключению неэффективных автоматических контрольных действий;

в) актуализации карт внутреннего финансового контроля в части изменения методов контроля, контрольных действий и (или) периодичности их проведения в целях увеличения способности методов контроля и контрольных действий снижать вероятность возникновения бюджетных рисков;

г) актуализации системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Министерства;

д) уточнению прав доступа пользователей к базам данных, к вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

е) изменению внутренних стандартов, в том числе регулирующих учётную политику Министерства;

ж) уточнению прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета Министерства;

з) ведению кадровой политики в отношении подразделений, указанных в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 настоящего раздела;

и) устранению иных факторов рисков.

Министр (заместитель министра) Министерства по результатам рассмотрения предложений по снижению выявленных бюджетных рисков принимает решение об их применении.

Пересмотр реестра бюджетных рисков проводится с периодичностью не реже одного раза в год.

2.4. Проведение внутреннего финансового контроля.

2.4.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется должностными лицами структурных подразделений Министерство с соблюдением периодичности, методов и способов контрольных действий, указанных в картах внутреннего финансового контроля.

2.4.2. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого структурного подразделения Министерство путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, актам Министерства и должностной инструкцией, а также оценки причин и обстоятельств, негативно влияющих на совершение операции. При самоконтроле также осуществляется оценка бюджетных рисков.

2.4.3. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом заместителем министра, директорами департаментов и начальниками отделов Министерства путем визирования документов, оформленных подчиненными должностными лицами в результате осуществления операций. Контроль по уровню подчиненности осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.

2.4.4. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом должностными лицами структурных подразделений Министерства, на которых возложены функции осуществления внутреннего финансового контроля, в отношении выполненных подведомственными учреждениями Министерства бюджетных процедур, предусмотренных пунктом 2.2.2. настоящего порядка.

Контроль по уровню подведомственности осуществляется путём проведения в отношении подведомственных участников бюджетного процесса контрольных действий, направленных на установление законности осуществлённых ими операций и выполненных внутренних бюджетных процедур. Контрольные действия проводятся путем проверок, в соответствии с картой внутреннего финансового контроля, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций (далее – ведомственный финансовый контроль).

По результатам контрольных действий составляется письменное заключение с указанием необходимости внесения в представленные документы исправлений, устранения в установленный в заключении срок недостатков и (или) нарушений, допущенных при осуществлении операций и выполнении внутренних бюджетных процедур, либо разрешительной надписью министра (заместителем министра) Министерства (иного уполномоченного лица) на представленных документах.

2.5.   Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля.

2.5.1. К результатам внутреннего финансового контроля относятся отражаемые в количественном (денежном) выражении выявленные нарушения положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, актов Министерства, недостатки при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений (недостатков) и предлагаемых мерах по их устранению.

2.5.2. Информация о результатах внутреннего финансового контроля отражается в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и отчетности о результатах внутреннего финансового контроля, подлежит учету и хранению в установленном Министерством порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.

2.5.3. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется структурными подразделениями, выполняющие внутренние бюджетные процедуры, министру (заместителю министра) Министерства не реже одного раза в квартал. Указанная информация представляется незамедлительно в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.5.4. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные:

а) на обеспечение проведения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых при проведении автоматических контрольных действий программных средств автоматизации, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

б) на актуализацию карт внутреннего финансового контроля в части изменения методов контроля, контрольных действий и (или) периодичности их проведения в целях увеличения способности методов контроля и контрольных действий снижать вероятность возникновения бюджетных рисков;

в) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции при выполнении Министерством и подведомственными учреждениями Министерства внутренних бюджетных процедур;

г) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих выполнение Министерством и подведомственными учреждениями Министерства внутренних бюджетных процедур, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

д) на изменение внутренних стандартов, в том числе регулирующих учётную политику Министерства;

е) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учётных документов, а также прав доступа к записям в регистрах бюджетного учёта Министерства;

ж) на устранение конфликта интересов у должностных лиц Министерства, участвующих в выполнении внутренних бюджетных процедур;

з) на привлечение должностных лиц Министерства, участвующих в выполнении внутренних бюджетных процедур, к материальной и (или) дисциплинарной ответственности за недостатки и (или) нарушения, допущенные при осуществлении операций и выполнении внутренних бюджетных процедур;

и) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства, организующих и выполняющих внутренние бюджетные процедуры.

2.5.5. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются итоги контрольных мероприятий, проведённых в отношении Министерства и подведомственных ему учреждений Министерством финансов Ульяновской области, Счётной палатой Ульяновской области, территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области, а также информация, изложенная в актах аудиторских проверок, проведённых в рамках внутреннего финансового аудита.

2.5.6. В целях осуществления Министерством финансов Ульяновской области бюджетных полномочий по проведению анализа осуществления Министерством внутреннего финансового контроля, Министерство обязано представлять Министерству финансов Ульяновской области, запрашиваемые им в связи с осуществлением указанных полномочий информацию и документы.

2.5.7. Министерство устанавливает порядок внутреннего финансового контроля, предусматривающего положения, регулирующие:

формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля;

ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;

составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.

_______________