Размер текста
Шрифт
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родитель-ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей.
Всё большее число семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных в категории «групп риска». Всё яснее становятся ситуации, что психические травмы, пережитые ребенком в детстве, незаметно деформируют его жизнь и судьбу, а несчастливые дети несут в себе заряд психического нездоровья для всего общества. Дети из таких семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.
В настоящее время, как никогда, общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.
«Семейный клуб» - одно из актуальных направлений в профилактике социального сиротства и формирования реабилитационной среды для семей с детьми, обратившимися в учреждение.
Реабилитационная среда в семейном клубе – специально организованное пространство отношений, направленное на создание условий для осуществления взаимной поддержки и помощи участников, а также для формирования и развития необходимых социальных компетенций и навыков конструктивного взаимодействия детей и взрослых.
Организация работы с родителями предусматривает следующие направления: просветительское - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми; приобщению к семейным ценностям; консультативное – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учетных навыков; коммуникативное - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Количественный состав группы 5-6 пар (10-12 человек).
Заседания членов клуба проводятся не реже 1 раз в месяц. В работе клуба принимают участие: педагог-психолог, социальный педагог, юрисконсульт, представители общественных организаций.
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки семье в период преодоления кризиса, приобщение семьи к социокультурным ценностям.
Задачи:
1. Создание реабилитационной развивающей среды общения для детей и взрослых членов семей;
2. Предоставление психолого-педагогической и социальной поддержки для налаживания внутрисемейных отношений;
3. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
4. Организация мероприятий для членов семейного клуба, обогащение семейного досуга культурными мероприятиями;
5. Привлечение социально-значимых партнеров в проведении мероприятий: артистов, ветеранов, представителей общественных организаций, духовенства, представителей партии «Единая Россия», депутатов, представителей Администрации, педагогов дополнительного образования и т.д.
Ожидаемые результаты:
1. Освоение родителями приемов конструктивного разрешения конфликтов с ребенком, коррекция взаимоотношений, влияющих на возникновение риска жестокого обращения с ребенком
2. Повышение воспитательного потенциала семьи
3. Расширение позитивных социальных связей семьи, осознание родителями и детьми привычных форм взаимодействия в семье, анализ собственного поведения, планирование изменений
3. Приобщение семьи к традиционным ценностям, укрепление института брака, актуализация ресурсного значения родственных связей.
Тематический план заседаний клуба общения «Радуга»
на 2016-2017 г.
№ | Тема занятий | Форма проведения | Цель | Сроки |
1 | «Я и мой ребенок» | Установочное занятие с элементами тренинга | Ознакомление участников с целями, задачами клуба, общими положениями; формирование установки на активную работу |
Июнь |
2 | «Симбирская семья» |
Совместное занятие родителей и детей. Беседа с использованием мультимедийного оборудования, дискуссия, викторина, изготовление «Семейного герба» |
Формирование интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной через знакомство с историями семей знаменитых ульяновцев; развитие семейного творчества и сотрудничества родителей и детей | Июль - Сентябрь |
3 |
Проведение мероприятий: «Тропинки родительской мудрости», «Милая, добрая мама», «Я знаю - дома меня любят», «Счастлив тот, кто счастлив дома», «Семейные праздники», «Моя семья - мой надежный причал» |
Психологические практикумы для родителей и детей | Формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения; гармонизация отношений; осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки | Октябрь |
4 |
Домашний час «Семья - это значит мы вместе» |
Совместное занятие родителей и детей с элементами тренинга | Демонстрация модели детско-родительского взаимодействия | Ноябрь |
5 | «Семейные посиделки». Анализ результатов. | Познавательно-развлекательный досуг | Создание дружелюбной атмосферы в общении детей и родителей, повышение заинтересованности у родителей и детей к семье и семейным отношениям. | Декабрь |
Результаты апробации технологии
Данная технология доказала свою результативность. Высказывания участников говорят о том, что для многих такие занятия становятся отправной точкой к положительным изменениям во взаимоотношениях с членами семьи, первым шагом на пути осознания и неприемлемости привычного опыта общения, о силе его разрушительного воздействия.
Следует отметить, что процесс реабилитации протекал в разных семьях по-разному. Положительной динамики внутрисемейных отношений удается добиться более чем у 70% семей. Но статистическая норма по результатам заключительной диагностики не всегда имеет устойчивый характер, поэтому специалисты Центра продолжают и по завершении курса занятий поддерживать контакт с такими семьями, приглашают их на индивидуальное консультирование к специалистам, в сложных случаях организован социально-психологический патронаж семей.