Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родитель-ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей.

Всё большее число семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных в категории «групп риска». Всё яснее становятся ситуации, что психические травмы, пережитые ребенком в детстве, незаметно деформируют его жизнь и судьбу, а несчастливые дети несут в себе заряд психического нездоровья для всего общества. Дети из таких семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

В настоящее время, как никогда, общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.

«Семейный клуб» - одно из актуальных направлений в профилактике социального сиротства и формирования реабилитационной среды для семей с детьми, обратившимися в учреждение.

Реабилитационная среда в семейном клубе – специально организованное пространство отношений, направленное на создание условий для осуществления взаимной поддержки и помощи участников, а также для формирования и развития необходимых социальных компетенций и навыков конструктивного взаимодействия детей и взрослых.

Организация работы с родителями предусматривает следующие направления: просветительское - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми; приобщению к семейным ценностям; консультативное – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учетных навыков; коммуникативное - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Количественный состав группы 5-6 пар (10-12 человек).

Заседания членов клуба проводятся не реже 1 раз в месяц. В работе клуба принимают участие: педагог-психолог, социальный педагог, юрисконсульт, представители общественных организаций.

Цель: оказание психолого-педагогической поддержки семье в период преодоления кризиса, приобщение семьи к социокультурным ценностям.

Задачи:

1. Создание реабилитационной развивающей среды общения для детей и взрослых членов семей;

2. Предоставление психолого-педагогической и социальной поддержки для налаживания внутрисемейных отношений;

3. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

4. Организация мероприятий для членов семейного клуба, обогащение семейного досуга культурными мероприятиями;

5. Привлечение социально-значимых партнеров в проведении мероприятий: артистов, ветеранов, представителей общественных организаций, духовенства, представителей партии «Единая Россия», депутатов, представителей Администрации, педагогов дополнительного образования и т.д.

Ожидаемые результаты:

1. Освоение родителями приемов конструктивного разрешения конфликтов с ребенком, коррекция взаимоотношений, влияющих на возникновение риска жестокого обращения с ребенком

2. Повышение воспитательного потенциала семьи

3. Расширение позитивных социальных связей семьи, осознание родителями и детьми привычных форм взаимодействия в семье, анализ собственного поведения, планирование изменений

3. Приобщение семьи к традиционным ценностям, укрепление института брака, актуализация ресурсного значения родственных связей.

Тематический план заседаний клуба общения «Радуга»

на 2016-2017 г.

Тема занятий Форма проведения Цель Сроки
1 «Я и мой ребенок» Установочное занятие с элементами тренинга Ознакомление участников с целями, задачами клуба, общими положениями; формирование установки на активную работу

Июнь

2 «Симбирская семья»

Совместное занятие родителей и детей.

Беседа с использованием мультимедийного оборудования, дискуссия, викторина, изготовление «Семейного герба»
Формирование интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной через знакомство с историями семей знаменитых ульяновцев; развитие семейного творчества и сотрудничества родителей и детей Июль - Сентябрь
3

Проведение мероприятий:

«Тропинки родительской мудрости»,

«Милая, добрая мама», «Я знаю - дома меня любят», «Счастлив тот, кто счастлив дома», «Семейные праздники», «Моя семья - мой надежный причал»
Психологические практикумы для родителей и детей Формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения; гармонизация отношений; осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки Октябрь
4

Домашний час

«Семья - это значит мы вместе»
Совместное занятие родителей и детей с элементами тренинга Демонстрация модели детско-родительского взаимодействия Ноябрь
5 «Семейные посиделки». Анализ результатов. Познавательно-развлекательный досуг Создание дружелюбной атмосферы в общении детей и родителей, повышение заинтересованности у родителей и детей к семье и семейным отношениям. Декабрь

Результаты апробации технологии

Данная технология доказала свою результативность. Высказывания участников говорят о том, что для многих такие занятия становятся отправной точкой к положительным изменениям во взаимоотношениях с членами семьи, первым шагом на пути осознания и неприемлемости привычного опыта общения, о силе его разрушительного воздействия.

Следует отметить, что процесс реабилитации протекал в разных семьях по-разному. Положительной динамики внутрисемейных отношений удается добиться более чем у 70% семей. Но статистическая норма по результатам заключительной диагностики не всегда имеет устойчивый характер, поэтому специалисты Центра продолжают и по завершении курса занятий поддерживать контакт с такими семьями, приглашают их на индивидуальное консультирование к специалистам, в сложных случаях организован социально-психологический патронаж семей.