Цветовая схема

Версия для слабовидящих

11 ноября 2009

Дата публикации: 11.11.2009

Свои предложения вы можете высказать:
• по телефону: (8422) 44-03-80;
• письменно — по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 60;
• e-mail: SKZN@mv.ru.

ПРОЕКТ
___________

ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Введение

Программа демографического развития в Ульяновской области на период до 2025 года (далее — Программа) представляет собой комплекс мер, закрепленных федеральным и региональным законодательством, иными нормативными правовыми актами, направленными на улучшение демографической ситуации, поддержку семьи, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, регулирование занятости и миграционных процессов, а также других аспектов демографического развития Ульяновской области и служит ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления Ульяновской области, институтов гражданского общества и всех граждан, способствует объединению их усилий для решения демографических проблем.

Программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года».

В основе Программы лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым мероприятия могут осуществляться как на государственной, так и на государственно-общественном или общественном уровне. При реализации Программы предполагается максимально широкое использование потенциала общественных объединений и органов местного самоуправления и привлечение духовно-нравственного авторитета религиозных конфессий.

Программа включает в себя анализ общих показателей и особенностей современной демографической ситуации в Ульяновской области, в ней определены направления региональной политики народонаселения до 2025 года.

2. Современная демографическая ситуация и специфика демографического развития Ульяновской области

Современная демографическая ситуация в Ульяновской области обусловлена демографическими и социально-экономическими процессами, происходившими в ХХ веке. Значения основных демографических характеристик во второй половине прошлого века в Ульяновской области не сильно отличались от среднероссийских в силу низкой дифференциации уровня социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

К примеру, численность населения области, как и доля в объёме промышленного производства, составляла около 1 процента от российских показателей. По некоторым характеристикам показатели были лучше среднероссийских.

Так, младенческая смертность в 1970 году в Ульяновской области составляла 19,6 промилле, по Российской Федерации-23,0, а в 1980 году, соответственно, 18,8 и 22,1.

Ожидаемая продолжительность жизни в Ульяновской области имела значения выше, чем в среднем по России (в 1990 году соответственно, 70,0 и 69,0), приближалась к показателям европейских стран.

Резкое падение рождаемости в 1991 году и её снижение в последующие годы, а также начавшийся рост смертности, как и в целом по стране, привели в 1992 году к естественной убыли населения, а в 1995 году, хотя и позднее, чем по России в целом, — снижению общей численности населения и за счёт миграции, которая не смогла компенсировать естественную убыль населения, что явилось началом процесса депопуляции. Ульяновская область, как и вся страна, перешла к суженному режиму воспроизводства населения.

С середины 1990-х годов отмечается отставание в значениях демографических показателей, сначала — снижение уровня рождаемости, затем — повышение уровня смертности. Погодовые колебания значений демографических показателей соответствуют среднероссийским и обусловлены, в значительной степени социально — экономическими факторами.

Возникшее в начале 1990-х годов отставание в демографическом развитии сохраняется и углубляется до сегодняшнего времени, что определяет особенность социально-экономического развития Ульяновской области. По значению индекса развития человеческого потенциала Ульяновская область занимает позиции ниже 45 места среди субъектов Российской Федерации.

Основными демографическими тенденциями последних лет на территории Ульяновской области являются следующие.

Отмечается стабильное сокращение численности населения — депопуляция-как за счёт естественной убыли, так и за счёт миграции. Среднегодовые потери населения составляют 1,1 процента, тогда как в среднем по России около 0,5 процента. Доля населения Ульяновской области в общей численности населения России сократилась до 0,92 процента в 2008 году.

Такая динамика свидетельствует о более высоких темпах сокращения населения региона по сравнению с российскими, определяя нерациональную структуру населения и суженный режим воспроизводства, что является одной из особенностей демографических процессов в Ульяновской области.

На протяжении последних 10 лет в регионе отмечается колебание значения уровня рождаемости как в абсолютной, так и в более предпочтительной для анализа относительной величине. Общий коэффициент рождаемости в этот период не превышал 10,0 промилле, тогда как в среднем по России с 2003 года имеется стабильный рост выше этого значения. Лишь в 2008 году коэффициент составил 10,3 промилле (по России в целом-12,1). Суммарный коэффициент рождаемости, ещё более точная характеристика интенсивности рождений, имеет также более низкие в сравнении с российскими значения-1,2 против 1,4. Колебания значений этого показателя в динамике свидетельствует о сохранении негативной тенденции на углубление демографического кризиса.

По ожидаемой продолжительности жизни Ульяновская область имеет значения, соответствующие средним по стране, однако, важнейшей особенностью демографических процессов в регионе является, отмечаемая с 2003 года, более высокая, по сравнению с российской, смертность населения.

Повозрастная и половая структура смертности отражает среднероссийские тенденции, но значение этих показателей по Ульяновской области имеют более негативный характер. В отличие от российской структуры выше смертность от болезней системы кровообращения (62 процента,по России-56 процентов) и новообразований (14 процентов против 13).

Значение показателя младенческой смертности в динамике имеет ежегодное колебание, что свидетельствует о нестабильности этого процесса в Ульяновской области, тогда как в целом по России отмечается чётко выраженная позитивная тенденция на снижение его уровня. Высокая доля и рост смертности по классу врожденных аномалий и состояний, возникающих в перинатальный период свидетельствует о недостаточности мер профилактического характера, а нестабильность процесса — об отсутствии системности.

Низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности определяют нерациональную возрастную структуру населения Ульяновской области, что также определяет особенность демографической ситуации. Если в начале 90-х годов соотношение возрастных групп населения в Ульяновской области соответствовало общероссийской структуре, то в последние годы в регионе доля населения моложе трудоспособного возраста оказалась значительно ниже российского показателя — 14,3 процента и 16, соответственно, а доля населения старших возрастов — выше общероссийской — 22,6 процента и 21, соответственно в 2008 году. Средний возраст населения региона увеличился с 1989 года более чем на 5 лет, составив в 2008 году 40,4 года. Такое положение значительно ухудшает прогнозные показатели региона как по численности населения в целом, так и по воспроизводству трудовых ресурсов, требуют принятия экстренных мер регулирующего характера.

В совокупности отмеченные тенденции характеризуют Ульяновскую область как территорию с острой демографической ситуацией («демографическое сжатие»).

Особенностью миграционного движения населения Ульяновской области за периодс 2003—2009 год является увеличение прибытия иностранных граждан, которое достигло максимума в 2008 году — 29568 человек. Однако, это не способствует росту качества трудовых ресурсов области, по причине отсутствия или низкой профессиональной квалификации иммигрантов. Регион является донором для других, более динамично развивающихся территорий России.

Особенностью структуры населения Ульяновской области по национальному признаку является меньшая доля коренного русского населения по сравнению с аналогичным показателем по России в целом. По итогам переписи населения 2002 года доля русских составляет около 70 процентов против 80 процентов в целом по России.

По данным некоторых исследований, демографические характеристики населения русской национальности хуже, чем других и имеют негативную тенденцию, что также определяет этническую дифференциацию репродуктивных и самосохранительных установок и ухудшает воспроизводственные возможности Ульяновской области.

Таким образом, Ульяновская область характеризуется высокими темпами депопуляции населения и более негативным в сравнении со среднероссийским характером демографических процессов.

3. Цели, задачи и принципы демографического развития

Ульяновской области на период до 2025 года

Основными целями демографического развития являются сокращение темпов снижения численности населения к 2015 году (численность населения на уровне 1,2 млн. человек) и стабилизация численности населения к 2025 году (на уровне 1,1 млн. человек), а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 69 лет, к 2025 году — до 74 лет.

Достижение целей демографического развития в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, социальной защиты населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В основу демографического развития Ульяновской области положены следующие принципы:

комплексность решения демографических задач — мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;

концентрация на приоритетах-выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

учёт региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке мероприятий по улучшению демографической ситуации;

взаимодействие органов государственной власти Ульяновской области с институтами гражданского общества.

Ключевым фактором уменьшения депопуляции является повышение рождаемости, в частности, повышение принятых в обществе норм детности.

Поскольку рост интенсивности рождаемости напрямую зависит от увеличения доли семей со вторым, третьим, четвёртым ребёнком, а в настоящее время в Ульяновской области, как и в стране в целом, преобладает однодетная семья (две трети от общего числа семей) не приходится рассчитывать на стабильный и значительный рост детности, т. е. рождаемости в прогнозный период. Такой прогноз обусловлен и происходящими изменениями возрастной структуры женского населения региона: на смену многочисленной демографической «волне» женщин, рождённых в 1980-е годы приходит немногочисленное поколение 1990-х годов, имеющих репродуктивную ориентацию на одного ребёнка в семье.

Так, снижение доли женщин в возрасте 15—49 лет в общей численности населения региона только за один 2008 год составило 2,1 процента. Появления второго ребёнка в семье можно ожидать в более старших возрастных группах — от 35 лет с учётом материального обеспечения, т. е. ориентироваться на «постарение» возрастного профиля рождаемости.

Предстоящее снижение численности женщин репродуктивного возраста определяет нестабильную динамику суммарного коэффициента рождаемости (далее-СКР) в регионе и его более низкие, чем среднероссийские, значения.

В ближайшие годы следует ожидать снижения интенсивности рождаемости.

С учётом негативного характера демографических процессов в Ульяновской области, труднодостижимы для региона и среднероссийские прогнозы Росстата значений СКР: 1,513 в 2015 году и 1,640 — в 2025 году, а также прогноз для Ульяновской области: 1,432 — в 2015 годуи 1,573-в 2025 году, заведомо определяющие суженный режим воспроизводства населения.

С учётом эффективной реализации комплекса мер демографического развития, представляются более реальными значения СКР — 1,350 и 1,500, соответственно, в 2015 и 2025 годах, при наилучшем варианте развития демографических процессов в регионе.

При данных значениях суммарного коэффициента рождаемости (и даже при его росте до 2,15 необходимом для простого воспроизводства населения России в целом), с учётом будущих изменений возрастной структуры женского населения, а также более низкого в сравнении с российским качества жизни, достичь простого воспроизводства населения региона на прогнозный период не представляется возможным. Соответственно, важнейшая задача демографической политики региона — стабилизация процесса рождаемости, сохранение достигнутого уровня и создание условий для рождения в семьях второго ребёнка и последующих детей.

Не менее важно решать проблему уже рождённых детей-сирот и беспризорных детей.

Высокие темпы депопуляции ещё более негативно в сравнении со среднероссийской ситуацией отражаются на формировании трудовых ресурсов. Проблемы рынка труда имеют и будут иметь в регионе более острый характер в связи с продолжением тенденции «постарения» населения, т. е. снижением доли населения моложе трудоспособного возраста и увеличением населения старше трудоспособного возраста.

Ежегодно в возраст трудоспособности вступают уменьшающиеся поколения молодежи, а с 2010 года — самые малочисленные поколения родившихся в 1990-х годах. В то же время выходить из группы трудоспособного возраста будут многочисленные поколения родившихсяв 1950-1960-х годах, в результате чего будет происходить существенное сокращение численности трудоспособного населения (по меньшей мере, предстоящие два десятка лет) и рост численности населения старшего возраста. В этой связи задачей демографического развития является стабилизация имеющегося соотношения возрастных групп.

Такие изменения в возрастной структуре населения определят рост смертности в старших возрастных группах и обусловят уровень ожидаемой продолжительности жизни населения в целом.

Существующее положение, когда смертность взрослого населения на 24 процента случаев обусловлена лицами трудоспособного возраста, а на 76 процентов — пожилыми людьми, вряд ли изменится. Это обусловит также возможный рост смертности от заболеваний системы кровообращения и новообразований, которые преобладают в группе старших возрастов, а в группе трудоспособного населения — от травм, отравлений и других внешних причин, что требует дополнительных мер в сфере здравоохранения, дифференцированных по возрастным группам.

Задачи демографического развития в сфере снижения младенческой смертности в Ульяновской области более сложны, т. к. обусловлены более негативным характером. Почти на две трети обусловленный смертностью от состояний, возникающих в перинатальный период и врожденных аномалий, этот процесс требует особых профилактических мер, прежде всего, по отношению к возрастной группе репродуктивного возраста.

Смертность напрямую зависит от уровня заболеваемости населения. Важнейшим фактором, определяющим эту характеристику, является самосохранительное поведение, т. е. система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья и продление жизни. Формирование самосохранительного поведения, определяющего здоровье людей — важная задача демографической политики.

С учётом отмеченной специфики демографических процессов в Ульяновской области, более негативного их характера, и составленных прогнозных показателей, уровень ожидаемой продолжительности жизни при рождении может составить к 2015 году 69 лет, к 2025 году —  74.

С точки зрения регионального регулирования миграционного движения, требуют решения проблемы низкой квалификации иммигрантов, призванных пополнить недостаток трудоспособного населения. Регулирование сложившейся и предстоящей этнической дифференциации репродуктивных и самосохранительных установок также будет определять воспроизводственные возможности региона.

По прогнозу Федеральной службы государственной статистики миграционная убыль Ульяновской области до 2011 года будет снижаться до 2428 человек, а затем ежегодно увеличиваться до конца прогнозируемого периода, достигнув 4631 человек в 2025 году. В тоже время следует отметить, что миграционная убыль в целом по области по сравнению с аналогичным периодом 2006 года уменьшилась в 5,4 раза. Основной причиной снижения миграционной убыли стало увеличение числа прибытий из стран ближнего и дальнего зарубежья.

В результате естественной и миграционной убыли численность населения области сократилась на 3,4 тыс. человек. Тенденция сокращения численности населения будет прослеживаться и дальше. По прогнозу, число жителей Ульяновской области за предстоящие три года уменьшится на 41,3 тыс. человек и к началу 2010 составит 1280,4 тыс. человек. Доминирующей причиной сокращения будет выступать естественная убыль населения

При определении численности населения региона необходимо ориентироваться на продолжение сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции. По среднему варианту прогноза, составленному Росстатом, на начало 2016 года в Ульяновской области предполагается 1206,7 тыс.человек, а на начало 2026 года — 1068,8,тыс. человек, что вполне реально с учётом специфики демографических процессов.

4. Основные направления демографического развития

Ульяновской области до 2025 года

Демографическое развитие Ульяновской области до 2025 года будет осуществляться по следующим основным направлениям: повышение уровня рождаемости, сокращение уровня смертности, сохранение и укрепление здоровья населения, укрепление института семьи.

Решение задач по повышению уровня рождаемости включает в себя:

усиление государственной поддержки семей, имеющих детей;

развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярный пересмотр и индексацию их размеров с учётом инфляции), усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме материнского (семейного) капитала расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;

создание механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание социальных услуг семьям с детьми организациями различных организационно-правовых форм;

обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (как государственных, так и частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия доступности стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от возраста ребёнка;

создание в городах и сельской местности среды обитания благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре;

создание условий для повышения доступности жилья семьям с детьми за счёт развития ипотечного кредитования, в первую очередь для молодых семей с детьми, а также за счёт внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства жилья определённой ценовой категории («экономкласса»), отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфрастуктуры, необходимых семьям с детьми, реализации региональных программ обеспечения жильём молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильём малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных жилых помещений, включая меры по расселению семей с детьми их неприспособленных жилых помещений и ветхого жилого фонда, по первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приёмных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семей;

реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, содержание и воспитание детей;

создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребёнком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организация системы повышения их квалификации и переобучение профессиям, востребованным на рынке труда;

расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать занятость с выполнением семейных обязанностей;

взаимодействие с религиозными объединениями в работе по духовно-нравственному просвещению населения, формированию у граждан репродуктивной ориентации, укреплению семьи, предупреждению абортов.

Решение задач по снижению смертности и увеличению ожидаемой продолжительности жизни и охраны здоровья включает в себя:

создание целостной системы пропаганды здорового образа жизни, включающей в себя проведение медико-просветительской работы по вопросам охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции, профилактики заболеваний, передаваемых половым путём;

сокращение смертности населения от болезней системы кровообращения за счёт создания комплексной системы профилактики и ранней диагностики с применением передовых медико-профилактических технологий, образовательных информационных программ, направленных на предупреждение развития сердечно-сосудистых заболеваний;

улучшение материально-технического обеспечения службы кардиологической помощи в соответствии со стандартам оснащенности на догоспитальном и стационарном этапах лечения с использованием стандартов оказания специализированной медицинской помощи;

использование современных методов лечения больных в остром периоде инфаркта миокарда, широкое применение тромболитической терапии;

развитие региональных центров по лечению сердечно-сосудистых заболеваний;

увеличение объёма высокотехнологической медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями;

снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествий за счёт повышения качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях;

обучение медицинского персонала и сотрудников службы безопасности дорожного движения, оказывающих первую и неотложную медицинскую помощь;

снижение смертности населения от онкологических заболеваний за счёт внедрения скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;

снижение смертности населения от наиболее распространенных причин смертности возможно за счёт внедрения новых инновационных технологий лечения больных с тяжёлыми заболеваниями, повышения доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов, оснащения лечебных учреждений современным оборудованием, а также дальнейшего развития психиатрической, наркологической, токсилогической помощи населению, борьбы с ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом и другими социально-значимыми заболеваниями, внедрения специальных программ для населения старших возрастных групп.

Решение задач по снижению материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

обеспечение доступной и качественной бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорождённым детям с использованием современных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, дальнейшим укреплением материально-технического обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений;

реализация системы мероприятий по обеспечению доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе по профилактике абортов и бесплодия, с использованием методов вспомогательных репродуктивных технологий, включая метод экстакорпорального оплодотворения;

проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивной сферы, обеспечения доступной и качественной медицинской помощи детям, реализация мер по предупреждению нежелательной беременности и профилактике заболеваний репродуктивной системы у подростков;

совершенствование системы реабилитационной помощи и восстановительной медицины детям;

реализация профилактических мер, направленных на предупреждение алкоголизма, наркомании и табакокурения.

Решение задач по укреплению здоровья населения, снижению заболеваемости и созданию условий для мотивации к ведению здорового образа жизни включает в себя:

внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья детей и подростков после перенесённых заболеваний и травм, развитие системы санаторно-курортных организаций и оздоровительных учреждений для детей и подростков;

повышение качества и доступности первичной медико-санитарной и квалифицированной медицинской помощи населению области, путём перехода на одноканальное финансирование медицинской помощи и развития информационных компьютерных технологий;

формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации к ведению здорового образа жизни путём повышения информативности населения о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях их предупреждения, привлечения к занятиям физической культуры, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства:

развитие различных форм психологический и психотерапевтической помощи населению;

создание эффективной постоянно действующей информационно-пропагандистской системы о мерах личной и общественной профилактики социально значимых заболеваний, предупреждение факторов их развития; сокращение масштабов маргинализации населения, создание мотивации к конструктивному, здоровому образу жизни во всех слоях общества;

обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание максимальной социализации инвалидов;

разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, совершенствование оказания геронтологической помощи;

обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех жителей Ульяновской области;

улучшение экологической обстановки, снижение распространённости и выраженности негативного воздействия антропогенного загрязнения природной среды на здоровье населения.

Решение задач по укреплению института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций, семейных отношений вкючает в себя:

развитие сети учреждений по консультативной и психологической поддержке семей, профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовке и комплексному сопровождению семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

популяризация ценностей семьи, особенно многодетной, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа здоровой семьи;

повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребёнка.

5. Механизмы реализации Программы

Реализацию Программы на период до 2025 года предполагается осуществлять путём:

дальнейшего совершенствования регионального законодательства в области здравоохранения, образования, социального развития, трудовых отношений, миграционной политики с учётом региональных особенностей демографического развития;

учёта задач демографического развития при формировании областного и местных бюджетов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографического развития;

проведения мониторинга и программных исследований уровня жизни и здоровья различных групп населения и типов семей, проживающих в Ульяновской области, и формирование на его основе прогнозов, оценок и рекомендаций по улучшению демографической ситуации;

формирования государственного заказа Ульяновской области по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, специализирующихся на решении демографических проблем;

методического обеспечения деятельности органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;

привлечения средств массовой информации для освещения вопросов, связанных с формированием здоровой семьи, пропагандой здорового образа жизни, физическим и духовно-нравственным воспитанием детей.

6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2009—2012 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в демографическом развитии, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных семейно-ориентированных технологий, уменьшающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, по оказанию государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение ежегодной индексации всех видов пособий с учётом темпов роста потребительских цен, по подготовке семьи к приёму ребёнка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению замещающих семей.

Предусматривается разработать мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений в приоритетном порядке детей работающих женщин.

На первом этапе будут разработаны программы демографического развития муниципальных образований, направленные на улучшение демографической ситуации с учётом специфики каждого муниципального образования, которые должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.

На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций.

По итогам реализации мероприятий первого этапа к 2013 году предполагается снизить темпы естественной убыли населения.

На втором этапе (2013—2015 годы) будет продолжено проведение мероприятий по стабилизации демографической ситуации, реализуемых на первом этапе. Основной акцент будет сделан на внедрение программы здорового образа жизни, специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников.

В 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, сформировать у населения самосохранительное поведение.

По итогам реализации второго этапа предполагается:

сохранить численность населения на уровне 1,2 млн. человек;

увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 69 лет;

по сравнению с 2006 годом увеличить суммарный коэффициент рождаемости в 1,3 раза;

на треть снизить смертность населения;

увеличить количество, получивших разрешение на работу, иностранных граждан до 3200 человек.

На третьем этапе (2016 −2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в области и принимать превентивные меры по сбережению населения.

В связи со значительным уменьшением к этому периоду численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение второго и третьего ребёнка.

К 2025 году предполагается:

увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 72 лет;

по сравнению с 2006 годом в 1,5 раза увеличить суммарный коэффициент рождаемости, который составит 8,2 на 1000 населения, число родившихся — 9710 чел.;

снизить уровень смертности в 1,6 раза;

естественная убыль населения — 8912 человек;

снизить показатель смертности до 7,6 на 1000 населения;

стабилизировать численность населения на уровне 1164,2 тыс. человек.

7. Информационное обеспечение реализации Программы

Информационное обеспечение реализации Программы предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических исследований.

Необходимо обеспечить информационную поддержку единой государственной демографической политики, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программ, развивать информирование населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространёнными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах, позволяющих предупредить вредное воздействие на здоровье человека.

Должна быть разработана нормативно-правовая база для проведения государственной информационно — просветительской кампании, направленной на качественное изменение репродуктивных установок семьи, понимание ценности материнства, повышение статуса родительства, на переход от малодетной семьи к семье, имеющей не менее двух-трёх детей.

8. Объёмы и источники финансирования Программы

Для решения задач, поставленных в Программе, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное финансирование расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения, проживающего на территории Ульяновской области, являются федеральный бюджет, бюджет Ульяновской области, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов.

9. Ожидаемые результаты и критерии реализации Программы

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

формирование устойчивой тенденции к росту рождаемости и предпосылок повышения рождаемости до уровня простого воспроизводства;

улучшение показателей здоровья населения;

формирование у населения системы ценностей, способствующих здоровому образу жизни;

увеличение продолжительности жизни населения до 72 лет;

снижение смертности от несчастных случаев, травм, отравлений, убийств и самоубийств, особенно смертности мужчин в трудоспособном возрасте;

увеличение положительного сальдо миграции главным образом за счёт прибытия в Ульяновскую область граждан Российской Федерации, обладающих востребованными на рынке труда профессиями и квалификациями.

_________________________