Цветовая схема

Версия для слабовидящих

24 декабря 2010

Дата публикации: 24.12.2010

В Ульяновской области в соответствии с федеральным и региональным законодательством действует широкая система социальных гарантий, обеспечивающих социальную поддержку граждан в связи с ростом платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций расходов и денежных выплат на оплату ЖКУ сегодня предоставляются:
- отдельным категориям граждан федерального регистра льготников из числа ветеранов и инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне предоставляются денежные компенсации расходов на оплату ЖКУ в размере 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг;
- отдельным категориям граждан регионального регистра льготников:
• ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде компенсаций расходов на оплату ЖКУ в размере 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг;
• многодетным семьям предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в виде компенсаций расходов на оплату КУ в размере 50% стоимости коммунальных услуг;
• педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности на территории Ульяновской области, меры социальной поддержки предоставляются компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения в размере 100% стоимости указанных услуг;
• ветеранам труда Ульяновской области предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячной компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 50 % регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. 
Кроме того, с февраля (за январь) 2011 года на основании Закона Ульяновской области № 177-ЗО «О мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны в Ульяновской области» инвалидам и участникам войны будет предоставляться вторая компенсационная выплата - областная к уже предоставляемой федеральной ежемесячной денежной компенсации (на основании Федерального Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах») расходов в размере вторых 50 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Т.о. для инвалидов и участников войны увеличивается объём мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в два раза.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются семьям и гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг) превышают 22 % (максимально установленную долю расходов на ЖКУ) в совокупном доходе семьи.
Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, которые применяются для расчёта субсидий, исчисляются из новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, устанавливаемые на очередной год, что позволяет обеспечить защиту бюджета граждан в связи с ростом уровня платежа за услуги.
Для отдельных категорий граждан в целях обеспечения их социальной и экономической защищённости в связи с повышением тарифов на ЖКУ предусмотрена возможность получения другого вида адресной государственной помощи в виде компенсаций.
Рассчитывать на её получение могут:
1) одиноко проживающие неработающие пенсионеры нетрудоспособного возраста;
2) одиноко проживающие дети-сироты, а также лица из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
3) граждане, являющиеся членами семей, состоящих из неработающих пенсионеров нетрудоспособного возраста;
4) граждане, являющиеся членами семей, состоящих из неработающих пенсионеров нетрудоспособного возраста и имеющих на иждивении детей в возрасте до 18 лет;
5) граждане, являющиеся членами семей, в которых проживают дети-сироты, а также лица из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Денежная помощь им данным категориям граждан может быть предоставлена в случаях, когда их расходы на оплату ЖКУ превышают 10% в совокупном дохода семьи или одиноко проживающего гражданина. 
В ряде муниципальных образованием аналогичная помощь оказывается иным категориям граждан и семей.
В связи с введением экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги в Ульяновской области принят региональный закон «О мерах дополнительной государственной поддержки граждан в связи с введением экономически обоснованных тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг в Ульяновской области» от 20.12.2010 № 226-ЗО», предусматривающий дополнительные меры социальной поддержки граждан в виде компенсационных выплат.
Данные меры вводятся с 1 января 2011 года для устранения ситуации, когда отмена дифференцированных тарифов, действовавших в 2010 году и до этого, приведёт к росту платежей граждан за коммунальные услуги больше допустимых пределов. Предельный рост – 15 % (индекс максимально возможного изменения платежа граждан за коммунальные услуги), и весь объём расходов на оплату услуг жилищно-коммунального комплекса ляжет непосредственно на население. 
Особенно тревожной ситуация обстоит в тех районах, где подача тепловой энергии в отдельные дома осуществляется мазутными котельными. Это Барышский, Базарносызганский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский и Николаевский районы. Стоимость услуги «отопление», входящей в набор коммунальных услуг в жилом помещении, здесь подорожает в 2011 году значительно. Т.е. граждане будут оплачивать за коммунальные услуги в следующем году не на 15 % больше, а на 20 и более процентов.
В соответствии с Законом разница между размером фактической оплаты в 2011 году и предельно допустимым значением будет выплачиваться в качестве меры государственной поддержки. 
Выплата компенсаций будет устанавливаться на год (срок действия тарифов и максимальных индексов), начиная с февраля – за январь (первая выплата и т.д.), с возможностью перерасчёта на заявительной основе. Предоставляться выплата будет ежемесячно путём зачисления на счета граждан в банковских учреждениях (по выбору). 

Предоставление компенсационных выплат гражданам в связи ростом размера платежа за коммунальные услуги в жилом помещении выше допустимых пределов

Правовым инструментом, обеспечивающим защиту семейного бюджета от роста цен на услуги ЖКХ, являются максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 № 184-ФЗ. Они существенным образом позволяют ограничить рост тарифов для населения.
Предельные индексы изменения размера платы граждан на коммунальные услуги, по муниципальным образованиям Ульяновской области, на 2011 год установлены Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 6 октября 2010 года № 06-125 и имеют одинаковое значение – 15%.
Это означает, что плата за коммунальные услуги в наступающем году не должна вырасти больше, чем на 15 %.
Однако в соответствии с требованиями другого Федерального закона - «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в связи с введением экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги (тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод) в отдельных жилых домах и, соответственно, жилых помещениях рост уровня платежа граждан за коммунальные услуги превысит данный предел. 
В связи с этим принят региональный закон «О мерах дополнительной государственной поддержки граждан в связи с введением экономически обоснованных тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг в Ульяновской области» от 20.12.2010 № 226-ЗО, который предусматривает меры социальной поддержки граждан в виде компенсационных выплат.
Право на данную адресную поддержку у граждан будет возникать в случаях, когда размер начисленного платежа за коммунальные услуги за месяц в 2011 году увеличится по сравнению с декабрём 2010 года больше, чем на максимальный индекс.
Устанавливаться компенсационные выплаты будут органы социальной защиты на основании заявления от граждан, которые обязаны ежемесячно оплачивать за содержание жилого помещения и потреблённые коммунальные услуги с предоставлением документов, подтверждающих наличие оснований для оказания им государственной поддержки. Документы должны показывать, что платеж за коммунальные услуги в их жилом помещении превышает по отношению к прошлогоднему допустимый предел. Об том ниже.
Право на обращение имеют граждане из числа проживающих в таком жилом помещении (зарегистрированных по месту жительства), являющиеся:
пользователями жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда,
нанимателями жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, 
собственниками жилого помещения,
членами жилищного или жилищно-строительного кооператива.

Вместе с заявлением для установления компенсационной выплаты гражданину необходимо будет представить:
а) документ, удостоверяющий личность заявителя - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
б) документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных в жилом помещении совместно с заявителем по месту его жительства (пребывания) – ф.8, выписка из домовой книги;
в) документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства (пребывания) – свидетельство о регистрации и пр.;
г) документы, содержащие сведения о площади жилого помещения, объёмах потребляемых коммунальных услуг, размерах начислений и платежей за потребляемые коммунальные услуги за месяц (период с начала текущего года), предшествующий месяцу обращения, и за последний месяц предыдущего календарного года – данная информация содержится в квитанциях;
д) документы, содержащие сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате коммунальных услуг – также отражается в квитанциях. Граждане, имеющие задолженность по всем или некоторым видам оплаты коммунальных услуг, представляют соглашение с кредиторами о её погашении.

Для начала необходимо установить: действительно ли размер платы за коммунальные услуги в новом году вырос больше чем допустимо?
Т.е. необходимо определить правовые основания для установления компенсационных выплат и наличия ситуации роста размера платежа выше допустимых значений.
Итак, разберёмся: положена государственная помощь или нет.
После получения первых (за январь) и последующих (т.к. обратиться за компенсационной выплатой можно в любой период) квитанций с начислениями оплаты за все виды коммунальных услуг право на государственную поддержку можно определить (посчитать) самостоятельно или обратиться в органы социальной защиты.
Определяем право на примере
(который можно наложить на другие ситуации)
Жилое помещении 49,26 кв.м, зарегистрировано 3 человека, установлены приборы учёта на водоснабжение и на электроснабжение. 
Шаг 1. Берём квитанции об оплате за все коммунальные услуги за январь и рассчитываем размер начисленной платы за весь набор коммунальных услуг в жилом помещении за данный расчётный период (январь и последующие месяцы 2011 года)

Коммунальные услуги в жилом помещении Тариф, действующий в январе Ед.изм. Объём потреблённых услуг в январе Фактически начисления плата за январь
водоотведение 10,83 Куб.м 12

129,96

 холодное водоснабжение         24,43   Куб.м            12       293,16
 
отопление         27,63   Кв.м         49,26     1361,05
 
электроэнергия          2,14   КВт.ч          120      256,80
 
   газ         15,00    Чел.             3       45,00
 
ИТОГО      

    2085,97

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.е. получили фактическое начисление оплаты за коммунальные услуги за расчётный период 2011 года.
Шаг 2. Рассчитываем размер начисленной платы за такой же, как в январе 2011 г. набор коммунальных услуг в жилом помещении за декабрь 2010 года, 
при этом! 
объём коммунальных ресурсов (куб. м, кВтч, кв. м) принимаем такой же, как в январе (феврале, марте и последующие месяцы, в случае обращения за компенсационной выплатой позднее или перерасчёте) 2011 года с учётом того же количества зарегистрированных в жилом помещении граждан и площади жилого помещения. 
! При изменении количества зарегистрированных - принимаем значение как в январе.
Если в шаге первом другой месяц (февраль, март и пр.), используем условия и показатели этого же месяца, рассчитывая декабрь.
Потому «декабрь» – всегда расчетный, а не фактический. Фактические только тарифы, действующие в декабре.
Подсчитываем размер платы за каждую услугу, используя объёмы января с учётом действовавших в декабре тарифов, и суммируем.

Коммунальные услуги в жилом помещении Тариф, действующий в декабре Ед.изм. Объём потреблённых услуг (показатели января) Расчётный размер платежа за декабрь
 
водоотведение  9,46 Куб.м 12 113,52
 
холодное водоснабжение   21,34 Куб.м  12 256,08
отопление 17,71  Кв.м  49,26 872,39
 
электроэнергия 1,95 КВт.ч 120 234,00
 
газ 16,00  Чел. 3 48,00
 
ИТОГО        1523,99

 Получили расчётное декабрьское начисление оплаты за коммунальные услуги за набор и объём аналогичный расчётному периоду 2011 года.
Таким образом, 
за январь 2011 года начислено (за весь набор коммунальных услуг) – 2085,97 руб. 
за декабрь (за тот же набор коммунальных услуг по аналогичным параметрам с 2011 годом) – 1523,99 руб.

Шаг 3. Рассчитываем предельно допустимый размер платы в январе (расчётном периоде) 2011 года с применением индекса роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году

!!! При этом исходным значением принимаем расчётное декабрьское начисление, т.е. рассчитанное исходя из объёмов потреблённых коммунальных услуг в январе и тарифов на услуги, действующих в декабре:

1523,99 х 115 % = 1752,59 – расчётное предельно допустимое значение размера платы за коммунальные услуги в январе 2011 года

Шаг 4. Сравниваем фактическое начисление платежа за коммунальные услуги за январь 2011 года с расчётным предельно допустимым значением:

*** право на установление государственной адресной помощи в виде компенсационной выплаты ЕСТЬ!
*** Если при сравнении величин мы получили «меньше» или «равно» - права на компенсационную выплату НЕТ.

1752,59 < 2085,97
соответственно, в данном случае право на компенсационную выплату есть.

Шаг 6. Размер компенсационной выплаты определяется следующим образом:
из размера фактически начисленного платежа за коммунальные услуги за январь 2011 года вычитаем расчётное предельно допустимое значение и получаем результат
2085,97 - 1752,59 = 333,38 руб.
В указанном размере будет предоставлена компенсационная выплата за январь. 
*при начислении оплаты по нормативам, а не по приборам учёт, вместо показаний по приборам используются нормативы, действующие в расчётный период, т.е. в 2011 году. 
Расчёт компенсационной выплаты будет производиться автоматизированным способом в единой информационной системе – базе данных получателей мер социальной поддержки – органов социальной защиты населения. 
Для выплаты компенсации за январь в феврале 2011 г. гражданин должен подать заявление с указание номера счёта в банковском учреждении и представить документы в органы социальной защиты с 1 февраля по 15 февраля. Компенсационная выплат будет зачислена на счёт 25-28 февраля.
Эта же сумма будет перечисляться ежемесячно до января 2012 года, т.е. в течение всего текущего года. Потом будет сделан перерасчёт с учётом фактических платежей граждан в течение года и при сохранении ситуации будет установлена новая выплата.

Если гражданин представит заявление и документы с начисленной оплатой за январь после 15 февраля, компенсационная выплата будет установлена также с января, но начало выплаты будет в марте – за 2 месяца (январь и февраль). При этом сумма рассчитывается по вышеприведённому алгоритму и устанавливается до конца года.
Если гражданин обратился после 15 февраля (до 15 марта) и представил квитанции за все коммунальные услуги за январь и февраль, то:
1. компенсационная выплата за январь будет рассчитана по вышеприведённому пути – самостоятельно по факту и выплачена в марте;
2.компенсационная выплата за февраль будет рассчитана исходя из объёмов потреблённых коммунальных услуг в феврале и выплачена также в марте;
3.компенсационная выплата ежемесячно до конца года будет предоставляться гражданину в февральском размере.
Гражданин может обратиться и в последующие месяцы, представив документы о начисленной оплате за декабрь и период, предшествующий обращению. Компенсационная выплата при этом будет рассчитываться за каждый месяц самостоятельно, а последнее вычисленное значение будет принято для предоставления до конца года.
С учётом того, что ежемесячно изменяются объёмы потребления коммунальных ресурсов, граждане могут обращаться за перерасчётом – ежемесячно либо однократно (например, по итогам года), представив квитанции о начислениях за каждый месяц. Перерасчёт будет выплачен одной суммой (либо удержан/засчитан в счёт будущих выплат).
Нужно помнить: 
1. при обращении с 1-го по 15-е число текущего месяца первая выплата (и перерасчёт) начинается с этого же месяца. При обращении с 16-го числа до конца текущего месяца – в следующем месяце;
2. при изменении состава семьи, набора коммунальных услуг в жилом помещении и прочих обстоятельствах, влияющих на предоставление компенсационной выплаты, получатели обязаны извещать органы социальной защиты.
При обращении за перерасчётом снова представляется пакет документов как при первом обращении (для полноценной оценки ситуации и отслеживания изменений, поскольку речь в данном случае идёт о предоставлении бюджетных средств). Специалисты для формирования личного дела снимают копии, возвращая документы заявителю.
Предполагается организация информационного взаимодействия с организациями, осуществляющими начисление и приём платежей за коммунальные услуги для возможности автоматического (беззаявительного) перерасчёта сумм выплат, который будет возможен при регулярном и полном внесении платежей граждан за все коммунальные услуги.
Постановление Правительства Ульяновской области, утверждающее порядок предоставления компенсационных выплат и методику расчётов, будет принято в январе.


Телефон для справок: 44-95-18