Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Уважаемые коллеги!

Сегодня на коллегии мы рассматриваем вопрос о ходе реализации областной программы «Доступная среда» на 2011-2013 годы. За эти годы необходимо решить важную социальную задачу – создание равных с другими лицами возможностей для инвалидов во всех сферах жизни путём обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, транспортных услуг, информации и связи.

В Ульяновской области проживает более 129 тысяч инвалидов или 9,8% населения области. Если сравнить этот показатель по Российской Федерации, то по Ульяновской области он на 0,7% выше.

Завершается уже второй этап программы и важно понять, что необходимо предпринять для выполнения задач, которые определены программой.

На 1-ом этапе (2011 год) выполнялись задачи:

организация общественно-просветительской работы по формированию принципов доступной среды;

реализация мероприятия по интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество и их реабилитации;

проведение работы по обеспечению доступности существующих объектов и сооружений: паспортизация и формирование реестра объектов с целью определения их доступности для инвалидов.

На 2-ом этапе:

– внедрение инновационных методов и технологий предоставления реабилитационных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с современными требованиями доступности. В основном это относится к учреждениям социального обслуживания.

Что сделано.

Во всех муниципальных образованиях разработаны и утверждены программы «Доступная среда» на 2011-2013 годы.

Через ОЦП «Доступная среда» на 2011-2013 годы начата реализация комплекса мер по улучшению положения инвалидов, в рамках мероприятий которой приобретены веб-камеры детям – инвалидам; мобильные устройства для пожилых и инвалидов, оборудованных кнопкой экстренного вызова; открыты Школы по уходу за тяжелобольными людьми, проведена научно-практическая конференция «Ульяновская область – область равных возможностей», 1-ый Международный форум социальных работников «Социальная сплочённость. Открытое общество. Равные возможности».

Кроме того в 2011 году в рамках областной целевой программы «Содействие развитию институтов гражданского общества Ульяновской области» на 2009-2011 годы, совместно с общественными организациями, проведены международная российско-германская научно-практическая конференция «Инновационные технологии социальной реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов», областной фестиваль команд местных организаций Ульяновской областной общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество слепых» «Современная мозаика», региональный фестиваль художественного и прикладного творчества инвалидов по слуху, конкурс красоты среди девушек – инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата «Мисс обаяние», VI Всероссийский конкурс КВН среди инвалидов по зрению «Дорогу осилит идущий», издана книга «Ульяновская область. Книга памяти участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», курс лекций по изучению и применению жестового языка для родителей детей-инвалидов и др. категорий. Проведение таких мероприятий даёт стимул для инвалидов в возможности полноценного участия в жизни общества, заниматься своим любимым делом.

В рамках программы ведутся мероприятия по обеспечения занятости и трудоустройства инвалидов. За 9 месяцев текущего года из 1416 инвалидов, обратившихся в ОГКУ Центры занятости населения, признано безработными 1212 человек, трудоустроено 523 человека или 43,2%. Ниже среднеобластного показателя у центров занятости населения: Инзенский (39%), Карсунский (30%), Майнский (36%), Николаевский (25%), Новомалыклинский (39%), Старомайнский (24%), Сурский (31%), Чердаклинский (35%), по г.Ульяновску: Заволжский (34%) и Засвияжский (41%) районы.

Недопустимо низкие показатели трудоустройства инвалидов: Базарносызгагский ЦЗН (9%), Барышский ЦЗН (19%), Павловский ЦЗН (9%), Радищевский ЦЗН (8%).

Директорам названных центров занятости до конца года достичь среднеобластных показателей (43%) по трудоустройству инвалидов.

С начала 2012 года 88 инвалидов получили государственные услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации.

568 инвалидов получили государственные услуги по профессиональной ориентации; 386 инвалидов-по психологической поддержке, 257 инвалидов по социальной адаптации на рынке труда.

198 человек было трудоустроено на временные рабочие места. 160 инвалидов приняли участие в оплачиваемых общественных работах.

В рамках действующего Закона Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Ульяновской области», по состоянию на 01 октября т.г. у 371 работодателя региона установлена квота для приёма на работу инвалидов в размере 4393 единиц. В счёт квот работают 2927 граждан с ограниченными возможностями, или 66,6 % от установленных квот.

По итогам совещания по рынку труда, было дано поручение Главам муниципальных образований «г.Димитровград», «Новомалыклинский район», «Чердаклинский район», «г.Ульяновска» (Ленинский район) обеспечить выполнения квоты в пределах не ниже среднеобластного показателя – 66 %. Поставленная задача не была выполнена ни одним МО, % выполнения квоты остаётся в этих МО ниже среднеобластного показателя.

Директорам центров занятости населения необходимо до конца года наладить контакты с работодателями при посредничестве глав районных администраций, добиться максимального выполнения квоты для приёма на работу инвалидов в организациях, численность работников которых составляет более 100 человек.

Одной из мер стимулирования работодателей в трудоустройстве инвалидов является «Программа поддержки занятости населения». В рамках программы запланировано создание 162 рабочих мест для инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Всего создано 125 рабочих мест. Наименьший % выполнения Программы остаётся по г.Димитровграду и Мелекесскому району, а также по г.Ульяновску.

Перед директорами центров занятости стоит задача:

- до 01 ноября 2012 года 100% выполнения Программы по численности участников,

- до 15 ноября 2012 года максимальное освоение средств,

- Формирование банка работодателей, желающих участвовать в Программе поддержки занятости населения Ульяновской области в 2013 году.

Нужно отметить, что возросла активность самих инвалидов и общественных организаций по участию в обсуждении своих проблемных вопросов. Было организовано несколько круглых столов и встреч по обсуждению Концепции областной программы «Доступная среда», проекта создания комплексного центра по работе с гражданами с ограниченными возможностями здоровья, трудоустройству инвалидов, проведено несколько встреч с семьями, воспитывающими детей – инвалидов с заболеванием ДЦП. Все вопросы, поднятые участниками встреч, были доведены до Губернатора и легли в основу поручений различным ведомствам, в том числе и органам социальной защиты населения. У нас появились новые общественные организации - партнёры, которые входят в комиссии и оргкомитеты нашего Министерства. Это такие организации для родителей, воспитывающих детей с ДЦП, «Новые возможности», «Хрупкая веточка», «Солнце для всех». Эти организации успешно продвигают свои проекты, в том числе и Международном форуме социальных работников ПФО.

Самым сложным оказалось обследование и паспортизация объектов и услуг для инвалидов.

Что сделано.

Проведена оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг жизнедеятельности инвалидов по разработанным методикам паспортизации и классификации объектов и услуг, которая и сегодня продолжает подвергаться изменениям.

В соответствии с плановыми показателями государственной программы «Доступная среда» доля доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов должна составлять в 2015 году - 45%.

У нас по области всего оборудовано из 8195 объектов социальной инфраструктуры доступны для инвалидов 1156 объектов, что составляет 14,1% от фактического количества объектов социокультурного назначения (по России – 16,8%). Эти показатели на начало 2012 года составляли 1006 и 12,3% соответственно.

Выше областного показателя имеют пять муниципальных образований: г. Ульяновск – 464 (19,01%), Старокулаткинский район – 43 (19,46%), Карсунский район – 80 (17,86%), Кузоватовский район – 18 (17,48%), Павловский район – 33 (15,79%). Эти же районы имеют показатель выше российского. Остальные районы имеют показатель ниже областного. Очень низкие показатели имеют менее 6% имеют Базарносызганский район – 6 (4,2%) и Новомалыклинский район – 5 (3,23%),город Новоульяновск -7 (5,65%) и Теренгульский район -8 (5,23%). Для обеспечения доступности помещений службы занятости для граждан с ограниченными физическими возможностями здоровья проведена паспортизация объектов с составлением паспорта.

В 6 центрах занятости населения (Вешкаймском, Инзенском, Базарносызганском, Сенгилеевском, Радищевском районах и г.Ульяновске) имеется беспрепятственный доступ для всех групп заболеваний, в т.ч. для инвалидов-колясочников.

Стационарными пандусами оборудованы 12 центров занятости населения (г.Барыш, Сурский, Карсунский, Кузоватовский, Старокулаткинский Тереньгульский, Майнский, Новоульяновский, Павловский районы, Заволжский и Засвияжский отделы г.Ульяновска, Департамент занятости населения Ульяновской области).

9 центрам занятости населения (Новомалыклинского, Николаевского, Чердаклинского, Карсунского, Ульяновского, Цильнинского районов, Заволжского, Железнодорожного, Засвияжского районов г.Ульяновска) были приобретены переносные пандусы.

В г. Димитровграде, Барышском, Новоспасском районах, Ленинском отделе г. Ульяновска, Департаменте занятости населения Ульяновской области входы в здания (вторые этажи и выше) оборудованы кнопками вызовов для посетителей с ограниченными возможностями здоровья.

В центре занятости населения Старомайнского района оборудован тамбур для приёма инвалидов, имеется кнопка вызова и переговорное устройство.

Хотел бы напомнить ещё раз требования государственной программы, которые будут учитываться при подведении итогов оценки доступности объекта. Независимо от того является ли это Музей Гончарова или районный Дом культуры в Старой Майне. Все объекты должны быть доступны:

-для перемещающихся в креслах-колясках – пандусами, поручнями, лифтами, подъёмниками, напольные покрытия должны быть противоскользящие;

-для инвалидов по зрению – это тактильные таблицы, аудио-видеодублирование информации, различные пиктограммы;

-для инвалидов по слуху – это субтитрирование, информационные стенды, соответствующие табло, бегущие строки.

Кроме того доступными должны быть – подъездные пути, входная группа, пути движения, санитарно-бытовые помещения, территория объекта, зона оказания услуг, пути эвакуации.

Если смотреть с позиций требований, которые выдвигают федералы, то таких объектов доступности на территории Ульяновской области практически нет.

Поэтому мы сегодня не случайно на коллегию пригласили заместителей глав муниципальных образований по социальным вопросам, с которыми на секции мы обсудили подходы к разработке государственной программы, экран оценки доступности инфраструктуры по муниципальным образованиям, на секции проведён анализ муниципальных программ.

Так проанализировав муниципальные программы г.Ульяновска и г. Димитровграда получается следующая картина.

По городу Ульяновску. Из 2669 объектов социальнокультурного назначения доступны 470 объектов или 17,61%. Паспортизировано по старым методикам 87,6% объектов муниципальной собственности. Проблемным остаётся вопрос по учёту объектов инфраструктуры. Анализ объектов показал, что не учтены объекты областных форм собственности. Для того, чтобы участвовать в государственной программе необходимо учесть все объекты, находящиеся на территории города, в том числе и по отраслям. В настоящее время по отрасли «здравоохранения» подана заявка на участие всего лишь 3-х объектов: областная детская больница, детские больницы восстановительного лечения №1 и №2; по отрасли «культуры» - 4 объекта: детский театр кукол, областная филармония, областная детская библиотека, Ульяновский кинофонд, в котором предусмотрено открытие цифрового 3Д кинотеатра для инвалидов –колясочников; по отрасли «физической культуры» – детская юношеская школа олимпийского резерва №10 и спорткомплекс «Торпедо». Таким образом, для города это явно недостаточно для участия в государственной программе. В связи с этим, отделу развития программ (Егорова Светлана Владимировна), территориальному управлению (Фалаллеева Елена Юрьевна) и учреждению социальной защиты населения (Жулина Ольга Анатольевна) для предоставления окончательного варианта региональной программы проработать вопрос с муниципальным образованием «город Ульяновск» и с областными ведомствами по расширению перечня объектов для включения их в государственную программу на 2014 и 2015 годы до 1 декабря 2012 года.

По городу Димитровграду. Сейчас из 1189 объектов социокультурного назначения доступны 134 объекта, что составляет 11,27%. В разработанной городской программе предусмотрено 16380,00 тыс. рублей на достижение следующих результатов к 2015 году:

-на оборудование 75 подъездов, где проживают инвалиды, пандусами и поручнями;

-на оборудование 45 образовательных учреждений пандусами, поручнями, пологими спусками и комплексом вспомогательных сооружений с учетом требований доступности;

-на установку 17 светофорных табло обратного отсчета времени горения сигнала и звуковыми маячками для слабовидящих людей;

-на оборудование 12 учреждений культуры пандусами и комплексом вспомогательных сооружений;

-на разработку проектно-сметной документации и обустройство 5 объектов спортивного назначения в соответствии с требованиями доступности.

Делая анализ, можно сделать следующие выводы.

Первый. При реализации мероприятий представленной программы город Димитровград не выйдет на 45% доступности инфраструктуры к началу 2016 года.

Второй. Данная раскладка объектов предполагает затраты только муниципального бюджета и не просматриваются объекты других форм собственности, таких как компании торговой сети, банки и др.

Поэтому до 15 ноября 2012 года территориальным управлениям при координации заместителей глав по социальным вопросам вернуться к анализу муниципальных программ и объектов доступности социальной инфраструктуры с учётом участия всех структур, находящихся на территории муниципального образования: аптеки, почтовые отделения, школы, магазины, дома культуры с целью выхода на следующие показатели: в 2013 году -16,8%; в 2014 году -30,8% и к 2015 году - 45%.

Общий объём заложенных средств в муниципальных образованиях составляет 67,4 млн.руб., в том числе по городу Ульяновску -43,8 млн.руб.; г.Димитровград – 16,3 млн.руб. В то же время ни какой критики не выдерживает предусмотрение денежных средств на программу в Теренгульском – 30,0 тыс. руб.; Николаевском – 46,0 тыс.руб.; Новомалыклинском – 78,0 тыс.руб. Вывод следующий - с такими средствами мы не сможем выйти на плановые показатели.

До 15 октября не выполнено поручение Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова по отработке вопросов финансирования программ муниципальных образований из различных источников.

Что необходимо будет решить.

Первое. Совместно с общественными организациями инвалидов мы должны проанализировать приоритетные объекты инфраструктуры в каждом муниципальном образовании, особое внимание обратить на маршруты перемещения инвалидов к месту работы, учёбы и проживания.

Второе. По итогам анализа сформировать и утвердить Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. Эту работу необходимо завершить до 1 декабря 2012 года.

Третье. После проведения системного анализа доступности объектов и услуг на местах и определения объёма необходимых мероприятий по устранению выявленных объектов необходимо будет утвердить план поэтапного обеспечения их доступности, определить источники финансирования, разработать предложения и внести изменения в муниципальные программы на 2013 год. Такая задача была поставлена Губернатором - Председателем Правительства Ульяновской области С.И.Морозовым на заседании Совета по делам инвалидов 3 октября 2012 года.

Начальники территориальных управлений совместно с общественными организациями должны из сформированного Реестра выбрать 45 % самых приоритетных объектов, на которые должны быть составлены паспорта доступности:

-до 1 января 2013 года – паспорта доступности 16,8% объектов;

-до 1 марта 2013 года - паспорта доступности на оставшиеся 28,2%.

Проблемой является организация работы территориальными управлениями по осуществлению функции по контролю за соблюдением нормативных требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.

Вызывает тревогу тот факт, что в 10 районах - город Новоульяновск, Барышский, Инзенский, Карсунский, Новомалыклинский, Павловский, Сенгилеевский, Старомайнский, Ульяновский, Цильнинский районы не запланированы проверки. В этом необходимо срочно разобраться. Поручаю начальникам отделов (Бурмистров В.Б., Герасимов Д.В., Велюшева Н.В.) провести проверку до 26 ноября по факту не исполнения обязанностей по выполнению проверок.

Обеспечение доступности в получении государственных социальных услуг – особая тема.

Выступая региональным координатором программы «Доступная среда» и являясь при этом субъектом, осуществляющим административные функции оценки доступности объектов, Министерство должно быть флагманом, прежде всего, в обеспечении доступности своих объектов.

Но посмотрим на действительность.

Мы уже долго говорим о необходимости создания клиентских служб, ведь работа территориальных управлений и учреждений социальной защиты населения - это постоянный клиентский поток. Туда идут с обращениями абсолютно все категории людей: и полноценные, и с нарушениями функций здоровья, все маломобильные (беременные женщины, люди с детскими колясками, пожилые, колясочники, временно нетрудоспособные, малолетние дети). Где электронная очередь, светозвуковые информаторы, таблички с крупными буквами, цифрами, шрифтом Брайля на кабинетах, тактильные полосы, подъёмники? Полагаю, что с принципом «дизайн для всех» вообще мало, кто знаком.

ОГУ СЗН должны взять на вооружение данный вопрос, т.к. мы слабо двигаемся, ограничивая доступную среду пандусами.

Отделу по делам инвалидов (Бурмистров В.Б.) до 1 декабря 2012 года необходимо подготовить рекомендации по обеспечению доступности зданий и помещений подведомственных учреждений социального обслуживания, социальной защиты населения и территориальных управлений.

Говоря о сети подведомственных учреждений, мы также не видим комплексного подхода.

Специальное коррекционное училище для детей с ограниченными возможностями здоровья не приспособлено – нет ни лифта, ни подъёмников…

Реабилитационный центр для детей-инвалидов «Восхождение» не оснащён даже пандусом.

У нас нет ни одного специализированного учреждения для несовершеннолетних, куда можно было бы поместить ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др.заболеваний.

А наши учреждения для инвалидов и старшего поколения не замечают порогов, узких дверных проёмов, не говоря уже об отсутствии мобильного оборудования для ухода за больными, реабилитации и т.д.

К сожалению, даже не все руководители прониклись данной идеей, вокруг которой сплачиваются люди во всём мире. Поэтому появляются и предписания надзорных органов и даже решения суда, в соответствии с которыми уже в безусловном порядке придётся проявлять заботу и внимание к клиентам, обеспечивая для них свободу в передвижении и пользовании услугами (ПНИ в п. Лесной, ПНИ в с. Акшуат).

Создавая «доступность» в учреждениях социального обслуживания только сооружая поручнями и пандусами, мы не добьёмся полноценного результата. Не смотря на то, что говорим о доступной среде уже не первый год и задачи руководителям учреждений поставлены давно, ни у одного учреждения нет готового проекта, проектно-сметной документации и дизайнерского решения по созданию доступной среды. Учреждение необходимо доводить до «состояния безбарьерности» в целом - путём проведения комплекса ремонтно-строительных работ и оснащения специальным оборудованием.

Эталонами на сегодняшний день являются Центр «Подсолнух», а для территориальных Управлений и учреждений соцзащиты - отделы в МФЦ на Фестивальном, 12, Льва Толстого, 36. Вместе с тем, областной прокуратурой установлен факт нарушения требований доступности здания территориальным управлением по Барышскому району.

Поэтому в 2013 году во всех учреждениях социального обслуживания за исключением 7 приютов и социально-реабилитационных центров должна быть разработана проектно-сметная документация по созданию в них безбарьерных условий жизнедеятельности и пребывания. А по мере обеспечения финансированием, в четырёх пилотных учреждениях должны быть проведены соответствующие работы. Это Димитровградский дом-интернат для пожилых и инвалидов, центр социального обслуживания «Исток» в г.Ульяновске, реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья «Восхождение» и психоневрологический интернат в п.Лесной, всего на сумму 32 млн. руб. Работы по остальным учреждениям должны быть продолжены в 2014 и 2015 году.

Хотя сегодня наряду с необходимостью обеспечения физической доступности наших с вами помещений и объектов на сегодняшний день мы уже должны говорить о разработанных специальных регламентах, стандартах предоставления государственных услуг с учётом специфики, характерной для каждой категории людей с нарушениями здоровья: слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, слепоглухих, глухонемых, слепоглухонемых, людей с нарушениями функций верхних конечностей и пр.

Но мы пока, к сожалению, далеки от этого, хотя мы и на верном пути.

Так для обеспечения доступности в получении социальных услуг для каждого гражданина, независимо от его состояния и мобильности, с 1 января 2013 года будет функционировать круглосуточный единый социальный телефон. Кроме приёма вопросов от населения и консультирования, служба будет осуществлять, в том числе, и диспетчеризацию работы мобильных социальных служб, доставляющих государственные и социальные услуги в отдалённые от наших объектов населенные пункты.

В настоящее время работает 5 мобильных социальных служб. Сегодня вручается ещё 3 автомобиля для мобильных служб в Карсунский, Радищевский, Чердаклинский районы. В 2013 году планируется дальнейшее расширение автотранспортного парка для этой службы.

Разработан законопроект, предусматривающий дополнительные меры социальной поддержки для одиноких инвалидов и граждан пожилого возраста старше 70 лет в форме компенсации за пользование специализированными услугами медико-социальной помощи «Тревожная кнопка».

Заместителю министра – директору департамента социальной поддержки населения (Кудиновой З.А.) назначить ответственное должностное лицо в Министерстве, отвечающее за проверку доступности в Министерстве труда и социального развития, составить график проверок. Срок: 01.11.2012.

2013 год объявлен в Ульяновской области Годом равных возможностей.

Мы должны подготовить его старт в декаду инвалидов, этот старт должен быть не только на уровне области, но и в каждом муниципальном образовании. Утверждён План проведения Года равных возможностей на уровне области и в каждом муниципальном образовании.

Перед нами Губернатором Ульяновской области поставлена задача – в 2013 году Ульяновская область должна стать экспериментальной площадкой для инновационного опыта в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Среди основных мероприятий:

в марте - сессия Совета региональных и местных властей, на которой будет проведён анализ нормативной правовой базы по обеспечению доступности среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

в июне - проведение 2-го Международного форума социальных работников, на котором будут рассмотрены лучшие практики работы с детьми-инвалидами, технологии работы волонтёров с семьями, имеющими детей-инвалидов, зарубежный и отечественный опыт;

планируется участие молодых инвалидов в XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 года в г. Казани Республики Татарстан.

В 2013 году перед всеми исполнительными органами государственной власти поставлена задача - при проведении любого социально-значимого мероприятия обязательно должна быть организована площадка с участием лиц с ограниченными возможностями.

В конце 2012 и в течение всего 2013 года должна быть усилена информационная работа по пропаганде толерантного отношения в обществе к людям с ограниченными возможностями, пропаганде лучшего опыта работы общественных организаций и реабилитационных центров. Такая задача поставлена перед всеми главами администраций муниципальных образований и руководителей исполнительных органов государственной власти. Разработана символика Года равных возможностей, которую необходимо использовать как логотип при проведении мероприятий.

Завершая, хочу сказать, что перед ведомством поставлена колоссальная задача, мы являемся координаторами региональной и муниципальных программ, работы с федеральным центром. Это требует профессиональных знаний, понимания ответственности. А оценку нашей работе должны дать наши эксперты – общественные организации и население области.

Спасибо.