Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Доклад Министра труда и социального развития Ульяновской области А.А. Васильева «Об итогах работы Министерства труда и социального развития Ульяновской области и Департамента занятости населения Ульяновской области в 2011 году и задачах на 2012 год» на пленарном заседании коллегии 10.02.2012 года

Уважаемые коллеги!

2011 год для сфер трудовых отношений и социального развития был очень интенсивным. Много в этом году было инициировано перемен, как со стороны Правительства Российской Федерации, так и со стороны Правительства Ульяновской области, которые направлены на улучшение качества жизни различных групп населения.

С этой целью в прошедшем году были разработаны и приняты региональные программы по повышению качества жизни семей с детьми и детей, пожилых людей, по доступной среде. На этот приоритет были направлены и программы по содействию занятости населения и созданию рабочих мест.

Общая сумма затрат на меры социальной поддержки из консолидированного бюджета в 2011 году составила 6,9 миллиарда рублей, более 520 тысяч или 40% населения Ульяновской области являются получателями денежных выплат, пособий и компенсаций.

Комплексная программа повышения качества

жизни граждан пожилого возраста в Ульяновской области

на 2011-2013 годы

В Ульяновской области проживает более 320 тысяч людей старше трудоспособного возраста. С 2002 года доля пожилых граждан увеличилась на 4,3% и составила в 2011 году 25%. Тенденция старения населения характерна для многих регионов России. Понимая это, Правительство Российской Федерации проводит целенаправленную политику по поднятию материального уровня пенсионеров, что является основным фактором в увеличение их продолжительности жизни. Это повышение размера пенсии, предоставление минимального уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и государственную поддержку формирования пенсионных накоплений, улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и др.

В 2011 году 1670 ветеранов Великой Отечественной войны нашего региона из 2569 стоящих в очереди, смогли улучшить свои жилищные условия. На это было потрачено 1,5 миллиарда рублей из федерального бюджета. Значительно увеличился процент приобретаемого ветеранами жилья на первичном рынке, с 11% в 2010 году до 42% в 2011 году. В то же время, не приобрели ни одной квартиры на первичном рынке в Радищевском, Сенгилеевском, Старомайнском и Чердаклинском районах.

В 2012 году должна быть завершена работа по улучшению жилищных условий ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны. В настоящее время из федерального центра поступили 379,5 миллионов рублей, следующее поступление денег ожидается в мае.

В свою очередь, Правительство Ульяновской области продолжает последовательно расширять перечень мер и увеличивать размеры выплат, предоставляемых гражданам пожилого возраста.

Более 292 тысяч региональных льготников являются получателями мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги из областного бюджета. В 2011 году полностью освобождены от оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны. С октября такое право получили несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

Более 79 тысяч ветеранов труда Ульяновской области пользуются мерами социальной поддержки. Данная категория льготников ежегодно растёт, в этом году она увеличилась на 16 тысяч человек. Это вызвано переходом льготников из других категорий в связи с большим размером ежемесячной денежной компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг.

С 2011 года ежегодные и ежемесячные денежные выплаты получают творческие работники Ульяновской области, жёны граждан, уволенных с военной службы, ежемесячное денежное пособие – вдовы погибших (умерших) военнослужащих.

Продолжают пользоваться спросом у пожилых людей, не имеющих инвалидности, медицинские и оздоровительные услуги в реабилитационных центрах: «Сосновый бор» и «Е.М.Чучкалова». Ежегодно более 2 тысяч граждан поправляют своё здоровье за счёт средств областного бюджета.

5369 человек из числа пенсионеров и инвалидов получают социальное обслуживание на дому. Отмечен стабильный спрос на все виды социальных услуг, 94% из которых предоставляются на условиях полной оплаты, что говорит об улучшении социально - экономического положения и уровня жизни обслуживаемых пенсионеров и инвалидов.

Согласно проведённого мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста более 41 тысячи из них являются активными и готовыми к включению в общественную жизнь; около 13 тысяч человек - тяжелобольные и нуждающиеся в медицинских услугах.

В течение года удалось увеличить количество клубов пожилых людей и повысить их активность. Хорошим стимулом стал областной смотр - конкурс клубов граждан пожилого возраста, в котором приняло участие 86 клубов. Всего же на территории Ульяновской области работает 333 клуба и 3 Университета пожилого человека. В результате 16 тысяч или 39% от активных граждан пожилого возраста имели возможность заниматься различной активной деятельностью. Опыт работы нашего региона по активным формам работы с пожилыми людьми был рассмотрен на заседании Центра социальных инноваций, с которым Правительство Ульяновской области заключило соглашение о сотрудничестве с целью разработки и реализации инновационных программ, способствующих развитию социальной сферы. На базе Университета пожилого человека «София» в течение второй половины года велась работа по разработке нового проекта «Вуз-Аспирантура», реализация которого началась с января этого года. Проект, в своем роде уникален, поэтому необходимо, чтобы он получил распространёние на территории области и был представлен для обобщения Центром социальных инноваций.

В начале прошлого года было много сомнений по реализации социального проекта «Тимуровцы информационного общества». Но совместными усилиями учреждений социальной защиты, образования, культуры, волонтёров в течение года прошли обучение более 34 тысяч человек или 95% от планового количества. Например, в республике Татарстан только приступили к данной работе и на начало января 2012 года компьютерной грамотности обучается 2748 пенсионеров. Об этом доложил 1 февраля на «Правительственном часе» в Совете Федерации Министр труда, занятости и социальной защиты А.Р.Шафигуллин. Мы должны понимать, что обучение пожилых граждан основам компьютерной грамотности, это не только организация их досуга, а прежде всего необходимость в перспективе пользования электронными услугами. На это надо обратить серьёзное внимание территориальным управлениям по Чердаклинскому, Теренгульскому, Карсунскому районов, у которых самые низкие показатели по обучению пожилых людей компьютерной грамотности.

На базе центров социального обслуживания «Доверие», «Исток», и «Парус Надежды» открыты Школы по уходу за тяжелобольными людьми, в которых 788 человек прошли обучение из числа родственников и социальных работников. Востребованными остаются такие дополнительные социальные услуги как приёмная семья для пожилого человека, услуги «сиделки», «социальный парикмахер на дому». В декабре стартовал инновационный проект «Тревожная кнопка» по оказанию экстренной помощи одиноко проживающим гражданам, нуждающимся в постоянном постороннем наблюдении. Это только первые шаги в применении новых технологий работы с маломобильными группами населения и их надо развивать.

Для тяжелобольных и одиноких граждан мы должны развивать услуги «мобильной бригады» - межведомственной помощи врачей, экспертов медико - социальной экспертизы, специалистов социальной защиты населения и Пенсионного Фонда и др. В 2011 году услугами «мобильной бригады» было охвачено 5866 одиноко проживающих граждан или только 45% от общего их количества, нуждающихся в этом виде помощи.

Эту форму работы следует сделать системной во всех муниципальных образованиях, чтобы в течение каждого квартала стало возможным добираться до отдалённых населенных пунктов и оказывать помощь одиноким престарелым людям.

В 2012 году на 2 этапе реализации региональной программы по повышению качества жизни пожилых людей:

- Все меры социальной поддержки льготным категориям граждан будут сохранены. Кроме этого будет расширено число льготных категорий граждан за счёт «детей войны». Это коснётся более 125 тысяч граждан. В 2012 году должен быть изготовлен нагрудный знак и удостоверение и вручен каждому жителю, относящемуся к данной категории, к 9 мая. В 2012 году будет издана книга «Детство опалённое войной». С января 2013 года планируется ежегодная выплата в размере 500 рублей ко Дню Победы не зависимо от получения иных мер социальной поддержки.

- Будет разработан пакет нормативно-правовых документов с целью улучшения качества предоставления социальных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания. Среди них проект закона Ульяновской области «О социальном обслуживании населения Ульяновской области, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания и административные регламенты предоставления государственных услуг.

-Должна быть усилена работа территориальных управлений и государственных учреждений социального обслуживания по охвату граждан пожилого возраста услугами мобильных бригад для оказания неотложных социальных и социально-медицинских услуг одиноко проживающим и тяжелобольным.

Областная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2013 годы

В 2011-2013 годах необходимо решить важную социальную задачу – создание равных с другими лицами возможностей для инвалидов во всех сферах жизни путём обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. Для этого, в 2010 году на уровне Правительства России, в 2011 году на уровне Правительства Ульяновской области, муниципальных образований разработаны и утверждены программы «Доступная среда» на 2011-2013 годы.

В Ульяновской области проживает 132,8 тыс. инвалидов или 10% от численности населения всей области. Среди них 4941 ребёнок. Это люди, которым необходим индивидуальный подход в решении своих проблем: трудоустройстве, получение образования, различных видов услуг и доступа к внешнему миру. Практика российского градостроительства, проектирования объектов, организации транспортного обслуживания, зачастую не учитывает нужды людей с особыми потребностями.

В тоже время очень многое лежит в зоне ответственности органов социальной защиты, так как мы являемся координаторами региональной программы. За 2011 год должна была быть проведена паспортизация и классификация объектов социальной инфраструктуры с учётом всех видов инвалидности. Казалось бы, вся организационная работа проведена: разосланы методические рекомендации по организации обследования, созданы районные группы, это направление работы закреплено за заместителями глав администраций по социальных вопросам, разработан экран оценки доступности объектов социальной инфраструктуры. В тоже время, количество объектов социальной инфраструктуры в экранах оценки доступности и данные комплексного мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста, проведённого в 2010 году для Минздравсоцразвития Российской Федерации, сильно расходится. Например, Кузоватовский район в Минздравсоцразвития представил 540 объектов, а в экран оценки доступности только 75, Старомайнский район соответственно 419 и 91. В целом же, по проведённой оценке для инвалидов доступны не более 30% из числа объектов социальной инфраструктуры.

Эту ситуацию начальникам территориальных управлений необходимо срочно поправлять. Паспортизация объектов должна лечь в основу составления планов и расчётов, необходимых для приведения зданий в состояние доступности для инвалидов и маломобильных групп населения и создания карты доступности.

Территориальные органы должны быть принципиальными и по осуществлению функции контроля за соблюдением нормативных требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. В течение года проведено 135 проверок, в том числе 18 совместных проверок с привлечением экспертов. Было выявлено 69 правонарушений, выдано 58предписаний, на основании которых было взыскано 431 тысяча рублей.

Министерство второй год исполняет переданные федеральные полномочия по предоставлению инвалидам санаторно-курортных путёвок и технических средств реабилитации.

Можно уже сказать, что мы прошли переходный период, решены все организационные вопросы, которые встречаются при передаче полномочий от одного органа другому.

Основной проблемой в 2011 году оставалось недостаточное финансирование по обеспечению льготников санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом к месту лечения и обратно и техническими средствами реабилитации из федерального бюджета. Это сказалось и на количестве приобретённых путёвок и технических средств реабилитации.

Согласно выделенному финансированию 3701 инвалид получил путёвку на оздоровление в санатории, что на 32,4 % больше чем в 2010 году. Основная часть путёвок или 68,5% приобретена в санатории Ульяновской области, и 31,5% в здравницы других регионов. Кроме того оплачен проезд 610 федеральным льготникам к месту лечения и обратно на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

Обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями для инвалидов продолжает оставаться самой насущной проблемой. Об этом говорит и тот факт, что 990 письменных обращений и 5929 личных обращений граждан были по этому вопросу. Количество заявителей в течение года увеличилось на 64%. В областном реестре зарегистрировано 22981 человек, от которых поступило 46982заявки. В течение года исполнено 39545 заявок или 84%, что по сравнению с 2010 годом на 20,2 % больше.

Одновременно с обеспечением граждан назначалась и выплачивалась компенсация за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации, протезно-ортопедические изделия, которую получили2391 заявитель в сумме более 10 миллионов рублей.

Впервые для инвалидов в полном объёме закуплены дорогостоящие технические средства, такие как: кресла-коляски с электроприводом; высокофункциональные протезы на нижние конечности; лечебно-тренировочные протезы верхних конечностей; цифровые слуховые аппараты мощные; мобильные телефоны, телевизоры и др.

Создана комиссия по контролю за качеством поставляемых технических средств реабилитации по заключенным государственным контрактам, в состав которой включены представители 6 общественных организаций, Фонда социального страхования, медико-социальной экспертизы, протезно-ортопедического предприятия.

Сокращён до 20 дней срок назначения и выплаты компенсации заявителям за самостоятельно приобретённые средства реабилитации.

Для того, чтобы снять социальную напряженность среди населения по обеспечению техническими средствами реабилитации, необходимо вести очень предметную индивидуальную и информационную работу с инвалидами в каждом населённом пункте. В этом вопросе имеются претензии по работе специалистов Засвияжского, Новомалыклинского, Чердаклинского, Новоспасского районов.

В 2012 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями направлено 304 миллиона рублей, что позволит обеспечить всех инвалидов, имеющих показания Бюро медико-социальной экспертизы и стоящих на обеспечении в реестре техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.

В этом году возросла активность самих инвалидов и общественных организаций по участию в обсуждении своих проблемных вопросов. Было организовано несколько круглых столов и встреч по обсуждению Концепции областной программы «Доступная среда», проекта создания комплексного центра по работе с гражданами с ограниченными возможностями здоровья, трудоустройству инвалидов, проведено несколько встреч с семьями, воспитывающими детей – инвалидов с заболеванием ДЦП. Все вопросы, поднятые участниками встреч, были доведены до Губернатора и легли в основу поручений различным ведомствам, в том числе и органам социальной защиты населения. Кроме этого проведены такие важные областные мероприятия, как региональная научно-практическая конференция «Ульяновская область – область равных возможностей», в рамках которой был дан старт Году равных возможностей; обеспечено участие лиц с ограниченными возможностями здоровья в межрегиональных, всероссийских соревнованиях сборных команд Ульяновской области.

На мероприятия областной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2013 годы в 2011 году реализовано 1 557,2 тыс. руб.

В рамках областной целевой программы «Содействие развитию институтов гражданского общества Ульяновской области» на 2009-2011 годы, совместно с общественными организациями, проведены международная российско-германская научно-практическая конференция «Инновационные технологии социальной реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов», областной фестиваль команд местных организаций Ульяновской областной общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество слепых» «Современная мозаика», региональный фестиваль художественного и прикладного творчества инвалидов по слуху, конкурс красоты среди девушек – инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата «Мисс обаяние», VI Всероссийский конкурс КВН среди инвалидов по зрению «Дорогу осилит идущий», издана книга «Ульяновская область. Книга памяти участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф». Проведение таких мероприятий даёт стимул для инвалидов в возможности полноценного участия в жизни общества, заниматься своим любимым делом.

В 2012 году в дополнение к мероприятиям областной программы «Доступная среда» будет реализовано следующее.

Первое. Совместно с Союзом социальных педагогов и социальных работников России в августе будет проведён I Международный форум социальных педагогов и социальных работников Приволжского федерального округа «Социальная сплочённость. Открытое общество. Равные возможности». В течение 1-го полугодия планируется реализовать проект «Внедрение инновационных подходов в развитие системы социальной защиты населения Ульяновской области» совместно с ООО «Центр социально - психологических инноваций», в рамках которого будут проведены тренинги и обучающая программа для социальных работников нашей области.

Второе. Во втором полугодии 2012 года планируется с учётом материалов рабочих групп по подготовке Года равных возможностей и итогов 2011 года внести изменения и дополнения в областную целевую программу «Доступная среда» на 2011-2013 годы с целью вхождения в федеральную программу «Доступная среда» и получения софинансирования из федерального бюджета.

Областная программа повышения качества жизни

детей и семей с детьми на 2011-2013 годы

Защита материнства, детства и в целом семьи продолжает оставаться одним из приоритетов в работе органов социальной защиты населения.

В Ульяновской области проживает 167 тысяч семей, в которых воспитывается 228 тысяч несовершеннолетних детей, из них 29% имеют доходы ниже величины прожиточного минимума, что по сравнению с 2010 годом на 3,2% меньше.

Показатель «Доля семей, получающих субсидии» снизился с 15,15% в 2010 году до 10,39% в 2011 году. 13 районов имеют данный показатель выше областного. Самая высокая доля семей, получающих субсидии, продолжает оставаться в Сурском -14,3%, Павловском -14,8%, Радищевском -20% и Старокулаткинском -23,4% районах.

В 2011 году были сохранены все меры социальной поддержки детей, и семей.

7901 ребёнок, находящийся в трудной жизненной ситуации, был обеспечен бесплатными путёвками на отдых и оздоровление, что на 5% больше, чем планировалось.

Продолжилось оказание адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Около 14 тысяч граждан получили в течение года адресную помощь на лечение, газификацию домовладений, ремонт жилья, оказание помощи гражданам, потерявшим работу. В конце декабря такую помощь получили семьи работников, уволенных с конного завода «Лавинский» Сурского района и Старомайнского завода механических изделий.

Более 22 тысяч детей школьного возраста получили помощь в рамках областной акции «Помоги собраться в школу».

В 2011 году нам удалось внести изменения в 3 действующих региональных закона и утвердить 3 новых региональных закона, тем самым с 2012 года мы значительно увеличили меры социальной поддержки детей и семей и расширили категорию их получателей.

За четыре года впервые внесены изменения в Закон о детских пособиях, увеличены размеры детских пособий и введено пособие на ребёнка-инвалида.

В течение года сняты возрастные ограничения родителей для получения именного сертификата «Семья». Денежные средства теперь можно направить на проведение капитального и текущего ремонта жилого помещения, реконструкцию и строительства жилья, на оплату платных медицинских услуг. Именной капитал стал выплачиваться дифференцированно, начиная с рождения второго ребёнка.

С начала реализации Закона с 1 июля 2008 года выдано 4106 государственных сертификата на именной капитал «Семья», в том числе в 2011 году – 2562 сертификата, из них 1554 - по рождению второго ребёнка. С начала года реализовано 254 сертификата, 96% из которых на улучшение жилищных условий. Этот закон стал самым действенным механизмом, как по поддержке семей, так и по увеличению рождаемости.

Для решения жилищных проблем многодетных семей в области реализуются мероприятия по предоставлению земельных участков на безвозмездной основе под строительство жилого дома или дачи. В 2011 году127 многодетных семей получили земельные участки под строительство жилья.

С 1 июля 2012 года получателями мер социальной поддержки станут малообеспеченные беременные женщины и матери, осуществляющие грудное вскармливание ребёнка до 6-ти месяцев, дети первых трёх лет жизни.

В 2013-2014 годах произойдёт значительное расширение мер поддержки многодетных семей, а также впервые будут введены меры социальной поддержки студенческих и молодых семей, семей одиноких матерей и отцов, семей с двойняшками, семей с детьми – инвалидами.

Реализация принятых законов должна существенно повысить социальную поддержку семей с детьми, как в материальном, так и в моральном плане.

По итогам года возникла проблема 2-х годичной давности, когда территориальные управления не могут объяснить, почему 511 многодетных семей или 9,5% от их общего количества не получают ежемесячную денежную компенсацию за жилищно-коммунальные услуги. Самое большее количество таких многодетных семей в Мелекесском районе-59; Барышском -51; Майнском -51; г.Димитровграде -36, Николаевском -35, Вешкаймском - 26, Радищевском -23, Ульяновском -23 многодетных семьи.

В ближайшем времени будет проведено совещание по данному вопросу.

В рамках областного проекта «Ульяновская семья» было проведено ряд социально-значимых мероприятий, направленных на пропаганду семейных ценностей, повышение престижа семьи, материнства и отцовства и улучшение демографической ситуации в Ульяновской области. Среди них традиционная областная акция «Роди патриота в День России», областной агитпоезд «За здоровую и счастливую семью», награждение региональными наградами лучших матерей, отцов и семей. Кроме этого были проведены мероприятия, направленные на распространение нашего регионального опыта по семейной и демографической политике: IV Всероссийский Форум матерей с участием депутатов Государственной Думы РФ, а также представителей 37 регионов Российской Федерации; 1 Областные общественные слушания на тему «Семейная политика Ульяновской области», с участием членов Общественной палаты РФ, представителей регионов ПФО.

Результатом совместной работы органов здравоохранения, социальной защиты населения, ЗАГСа по развитию семейной и демографической политики по сравнению с 2010 годом стало уменьшение на 3,2%количества семей, имеющих уровень жизни ниже прожиточного минимума; увеличение количества многодетных семей на 9%; увеличение рождаемости - число родившихся в расчёте на 1000 человек населения увеличилось на 1,9%увеличение числа браков на 5,8%,

Социальное обслуживание

На улучшение жизни пожилых граждан, инвалидов, детей, проживающих в стационарных учреждениях, были направлены ведомственные целевые программы: «Социальное обслуживание населения Ульяновской области на 2009-2013 годы», «Энергосбережение государственных учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Ульяновской области на 2009- 2013 годы и «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Ульяновской области» на 2011-2013 годы.

В 2011 году вся работа государственных учреждений социального обслуживания строилась на выполнении государственного задания и объёмных показателей. Большинство учреждений справились с плановыми государственными заданиями и показателями.

Государственное задание на социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в сети стационарных учреждений выполнено на 94,3%, что на 1,3 % выше показателя 2010 года. При этом выше уровня 100% выполнил только ПНИ в п.Лесной – 100,2%; самый низкий уровень выполнения в Максимовском детском доме-интернате – 72,7 %. В то же время сохраняется очередь на помещение в дома-интернаты психоневрологического профиля. На конец года она составила 64 человека.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей (стационарные отделения) выполнили объёмные показатели на 94,2%. Это ниже на 2% по сравнению с 2010 годом. На 103,2% государственное задание выполнено СРЦН «Планета детства», самые низкие показатели у социального приюта «Росток» -86,4% и коррекционного училища -72,6%.

В 2011 году 28,9% детей инвалидов были охвачены реабилитационными мероприятиями;

4658 несовершеннолетних прошли социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в том числе 1353 несовершеннолетних в условиях стационара;

на 100% был удовлетворён спрос граждан пожилого возраста и инвалидов на социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание на дому;

2450 гражданам оказано стационарное социальное обслуживание в учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов.

В целом за 2011 год правом на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб воспользовались 67891 человек.

В течение года решена задача по переводу государственных учреждений в новый правовой статус. С 01 января 2012 года в системе социальной защиты работают 13 казённых учреждений социального обслуживания семей и детей; центра социального обслуживания отнесены к бюджетным; 10 автономных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Для улучшения условий жизни, обеспечения безопасных условий проживания и пребывания в учреждениях в 2011 году продолжено строительство и проведены капитальные ремонты.

Завершено строительство второй очереди центра комплексной реабилитации инвалидов в р.п. Вешкайма. Расширен пищеблок. Освоены средства в сумме 5,3 миллиона рублей. Ввод пристроя в эксплуатацию позволил привести в соответствие к регламентирующим нормам здание пищеблока, увеличить столовую на 15 посадочных места.

Завершены работы по строительству пристроя к существующему зданию реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух», торжественное открытие которого состоялось 24 июня. Освоены средства в размере 3,6 млн.руб. из федерального бюджета. Введение в строй нового корпуса позволило увеличить мощность учреждения в два раза. Более 50 процентов семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, в том числе из сельской местности, смогут получить своевременную реабилитационную помощь.

Удалось привлечь субсидии из областного бюджета и Пенсионного фонда Российской Федерации на выполнение работ по капитальному ремонту зданий геронтологического центра, домов-интернатов для престарелых и инвалидов «Союз», в с. Репьёвка – Колхозная и в г.Димитровграде в сумме 8,7 миллионов рублей.

В 2012 году будет продолжено строительство здания комплексной реабилитации Максимовского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей в с. Максимовка Ульяновской области, а также мероприятия по созданию областного государственного учреждения социального обслуживания «Дом ночного пребывания для лиц без определённого места жительства в г. Ульяновске» и Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Специальный дом для одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов в с. Никольское-на-Черемшане».

Продолжилась работа по приведению учреждений социального обслуживания в соответствие с нормами пожарной безопасности, на данное направление работы реализовано 23,8 млн. рублей. Осуществлена замена горючих материалов на негорючие в 9 учреждениях, проведён ремонт существующих и монтаж автоматической пожарной сигнализации в соответствии с новыми требованиями в 8 учреждениях, расширены дверные проёмы до установленных норм в учреждениях, установлены металлические двери с повышенными огнестойкими свойствами взамен несоответствующих нормам в 10 учреждениях, в учреждениях из 26 установлена система видеонаблюдения.

Для обеспечения бесперебойной работы учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей все учреждения оснащены автономными источниками электроснабжения.

В соответствии с новыми требованиями федерального закона №123 «Технический регламент о пожарной безопасности» в 2012 году планируется провести работы по замене горючих отделочных материалов на путях эвакуации и в жилых помещениях в учреждениях круглосуточного пребывания людей; дооснастить пожарной сигнализацией чердачные, подвальные и подсобные помещения, доустановить системы видеонаблюдения. На это в бюджете предусмотрены 15,6 миллионов рублей.

В рамках программы по энергосбережению освоено 6,1 млн.рублей. Проведена замена оконных и дверных блоков; установка автоматизированной системы погодного регулирования системы отопления и температуры ГВС, внедрены экономичные источники электрического освещения и другие мероприятия.

В 20 учреждениях проведена работа по переводу жилых корпусов на тариф «население» и заключены дополнительные соглашения.

В целом сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг за год составила 6,8 %, в то же время удалось сохранить для проживаюших условия, соответствующие нормам САНПина.

В 2011 году удалось повысить заработную плату работающему персоналу в государственных учреждениях социального обслуживания. Средняя заработная плата составила 7 274 рубля, что на 7,4% выше по сравнению с 2010 годом. Рост заработной платы произошёл за счёт повышения фонда оплаты труда с 1 июня и с 1 октября на 6,5% соответственно; с июня персональных выплат врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, молодым специалистам. По итогам 2011 года персональные надбавки получают 390 санитарок, 220 медсестёр, 22 врача. Трое молодых специалистов получили стимулирующие выплаты. Средняя заработная плата врачей составила 10 460 руб., медицинских сестёр – 11 071 руб., социальных работников – 6 311 руб., педагогических работников – 8 990 руб.

В этом году нужно решать вопрос по выравниванию заработной платы педагогическим работникам.

На улучшение жизни населения, особенно трудоспособного, огромное влияние имеет социально-экономическая ситуация на рынке труда.

Слаженная системная работа Департамента занятости населения Ульяновской области с областным Правительством, отраслевыми министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований и работодателями позволили в 2011 году достигнуть определённых положительных результатов в сфере занятости населения.

Уровень регистрируемой безработицы и численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в течение 2011 года существенно сократились с 1,3 % и 8839 человек до 1,01% и 6804человек на 01 января 2012 года.

Выше среднеобластного показателя уровень регистрируемой безработицы сложился в: Старомайнском – 1,99 %, Карсунском – 1,40 %; Инзенском – 1,39 %; Новомалыклинском – 1,36 %; Базарносызганском – 1,33 %.

Значительно ниже среднеобластного показателя в: Вешкаймском – 0,66 %; Новоспасском – 0,66 %; Мелекесском – 0,84 %; г.Димитровграде – 0,71 %.

Сокращение числа безработных граждан, состоящих на учёте в службе занятости, и уровня регистрируемой безработицы за январь-декабрь 2011 года произошло практически во всех муниципальных образованиях области, однако самые значительные темпы наблюдались в Николаевском, Базарносызганском, Сенгилеевском, Радищевском, Павловском, Сурском и Инзенском районах. Более чем на 23 % численность зарегистрированных безработных граждан снизилась в 15 муниципальных образованиях области.

Уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, в январе 2011 года составлял 8,0 %, численность безработных – 55,3 тыс. человек. В течение года наблюдалось планомерное снижение значений данных показателей, в ноябре было достигнуто минимальное значение уровня общей безработицы – 6,4 %, в декабре – минимальное значение по общей численности безработных – 44,6 тыс. человек.

Сократилась численность работников, находящихся под риском увольнения и работающих неполное рабочее время. На начало 2011 года их было 10,4 тысяч человек, уже к концу января их количество сократилось до 5 тыс. человек, к середине ноября достигло минимального значения 2,5 тыс. человек, однако, к концу года показатель возрос до 9,9 тыс. человек.

Количество заявленных вакансий на конец года составило 6,4 тысяч единиц против 7 тысяч на начало года. Всего в течение года в областную службу занятости было заявлено 69,6 тыс. вакансий, что на 1,4 тыс. вакансий меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Коэффициент напряжённости на рынке труда по состоянию на 01 января 2011 года составлял 1,3, в течение года сократился и сохранялся на уровне 0,7, однако, к концу года возрос до 1,1.

По районам области данный показатель по состоянию на 01 января 2012 года дифференцируется от 18,1 - в Инзенском районе; 12,9 - в Цильнинском районе; 9,9 - в Павловском районе; 9,1- в Старокулаткинском районе до 0,75 -в г.Ульяновске.

В 2011 году в Ульяновской области реализовывалась «Ведомственная целевая Программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2011-2013 годы».

В рамках программы за содействием в поиске подходящей работы обратились 32,2 тыс. человек, (что на 31 % меньше числа обратившихся граждан в 2010 году), в том числе 3,0 тыс. человек из числа высвобожденных с предприятий. Такое снижение вызвано в первую очередь улучшением экономической ситуации.

По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество обратившихся выпускников учебных заведений уменьшилось на 41 %, длительно (более года) незанятых граждан – на 39 %, в связи с увольнением по сокращению численности или штата – на 37 %, уволенных по различным причинам прекращения трудовых отношений – на 31 %, уволенных с военной службы – на 20 %, инвалидов – на 19 %.

Безработными было признано 18,5 тыс. человек, что на 30% меньше по сравнению с 2010 годом. Снято с регистрационного учёта в качестве безработных 20,5 тыс. человек, из них 11,4 тыс. человек в связи с трудоустройством, 3,0 тыс. человек - направлены на обучение, 301 человек - на досрочную пенсию.

Всего в 2011 году при содействии службы занятости было трудоустроено 21,5 тыс. человек, в том числе 7,7 тыс. учащихся учебных заведений, желающих работать в свободное от учёбы время, 1,3 тыс. человек из числа высвобожденных. Уровень трудоустройства составил 67 % от общего числа граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы.

Выше среднеобластного уровень трудоустройства ищущих работу граждан сложился в: Сенгилеевском – 79 %, Павловском – 78 %, Цильнинском – 77 %, в г. Новоульяновске – 77 % и Кузоватовском районе – 70 %.

За 2011 год в центры занятости населения 571 предприятие и организация области представили списки на увольнение в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата на 6295работников, что на 28 % меньше, чем в 2010 году. За содействием в трудоустройстве в службу занятости населения обратились 2984 человека (47 %), из них трудоустроено 1286 человек, направлены на профессиональное обучение 210 человек; оформлен на досрочную пенсию 301 человек, направлено на общественные работы 390 человек.

Сведения о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест в 2011 году предоставили 3327 работодателей, ими было заявлено 69,6 тыс. вакантных должностей .

Вакансии с оплатой труда выше прожиточного минимума составили 59 % от всех заявленных вакансий, следует отметить положительную динамику по данному показателю, т.к. в 2009 году их было только 37 %.

Выплата пособий по безработице, стипендий, досрочных пенсий и материальной помощи безработным осуществлялась своевременно и в полном объёме. Социальные выплаты получили почти 32 тыс. человек, в том числе почти 27 тыс. человек получили пособие по безработице, 3 тыс. человек – стипендию, 838 человек – материальную помощь, досрочную пенсию – 1335 человек.

Проведено 498 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе 102 специализированные ярмарки вакансий, из них 27 – для молодёжи, 33 – «женских», 19 – для инвалидов, 22 – по общественным работам, 1– для маломобильных групп населения, включая инвалидов и пенсионеров.

Для посетителей было представлено 46,7 тыс. вакансии. По итогам ярмарок вакансий трудоустроены на постоянную и временную работу почти 2,5 тыс. человек из числа состоящих на учёте безработных граждан.

При проведении ярмарок вакансий активно использовались мобильные центры занятости населения.

На временные рабочие места был трудоустроен 7731 несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет. Особое внимание уделяется трудоустройству подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, они в первую очередь направляются на временные работы. Из общего количества трудоустроенных: 593 человека – из числа детей-сирот, 656 – из многодетных и неполных семей, 259 – из семей безработных, 90 – безнадзорные из центров соцреабилитации, 64 – состоящих на учёте в органах внутренних дел, 21 подросток – из числа лиц с ограниченными возможностями.

Услуги по социальной адаптации получил 2481 человек, по психологической поддержке – 1949 человек.

Оказано содействие в открытии собственного дела за счёт средств субвенций федерального бюджета 1805 безработным.

Профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации прошли 2956 безработных граждан. Услуги по профессиональной ориентации получили 20595 человек.

В общественных работах приняли участие 3319 человек; на временные рабочие места трудоустроены 309 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и 43 безработных гражданина в возрасте 18-20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Нормативы обеспеченности государственными услугами были исполнены в полном объёме по всем мероприятиям программы.

На мероприятия в области содействия занятости населения освоено 44,3 млн. руб. субвенций федерального бюджета, или 96 % годовых ассигнований.

На социальную поддержку безработных граждан освоено 367,7 млн. руб., или 94 % годовых ассигнований, из них на выплату пособия по безработице – 283,7 млн. руб.

По итогам реализации ВЦП содействия занятости населения Ульяновской области на 2011-2013 годы в 2011 году подведён рейтинг среди центров занятости населения, в результате которого 1 место занимают центры занятости населения Карсунского и Вешкаймского районов, 2 место – центр занятости населения Ульяновского района, 3 место – центр занятости населения Павловского района. Самый низкий рейтинг у центров занятости населения Сенгилеевского, Новоспасского и Базарносызганского районов.

Значительную роль в стабилизации ситуации на рынке труда области сыграли меры, направленные на снижение напряжённости на рынке труда, разработанные Правительством России.

В целях реализации данных мер на территории Ульяновской области в 2011 году была разработана «Программа поддержки занятости населения Ульяновской области в 2011 году», общий объём финансирования Программы составил 305,4 млн. рублей.

В мероприятиях, направленных на снижение напряжённости на рынке труда, приняло участие 13,9 тыс. жителей Ульяновской области, в том числе:

-опережающее обучение прошли 7580 работников, находящихся под риском увольнения, и работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами и 108 женщин, работающих во вредных и тяжёлых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства;

-профессиональную подготовку прошли 308 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет;

-1955 работников системообразующего и градообразующего предприятия ЗАО «Авиастар-СП» приняли участие в общественных работах;

-в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрировались 1855 бывших безработных, кроме того, ими создано 909 рабочих мест;

-123 инвалида, 17 родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и 27 многодетных родителей трудоустроены на специальные рабочие места.

Программные показатели по Программе поддержки занятости были выполнены всеми центрами занятости населения, лучшие результаты у ЦЗН Вешкаймского района, г.Димитровграда и Новоспасского районов.

На стабильность ситуации на рынке труда повлияло создание новых рабочих мест. В каждом муниципальном образовании был организован еженедельный мониторинг, отражающий реальную ситуацию по созданию новых рабочих мест. Учёт созданных рабочих мест велся по отраслям, по направлениям (инвестиционные проекты, самозанятость, муниципальные образования самостоятельно), кроме того, проводится мониторинг создания новых рабочих мест в малом и среднем бизнесе.

В 2011 году на рынке труда Ульяновской области создано 24064 рабочих места. Плановое задание по созданию 20 000 новых рабочих мест выполнено на 120%. В сфере малого и среднего бизнеса в регионе создано18179 мест или 75,5% от общего количества рабочих мест.

Годовой план создания новых рабочих мест выполнен во всех муниципальных образованиях. Наибольший процент исполнения годового плана создания новых рабочих мест отмечен в Карсунском районе (151%) и Чердаклинском районе (148%).

По итогам января – ноября 2011 года размер среднемесячной начисленной заработной платы в целом по области составил:

по полному кругу предприятий – 14800,1 руб.

по крупным и средним предприятиям – 15874,4 руб.

За 11 месяцев заработная плата выросла на 113,0% к соответствующему периоду 2010 г. и составила 64,7% к уровню в Российской Федерации.

В Приволжском федеральном округе по уровню оплаты труда Ульяновская область в ноябре 2011 года занимает 10 место. Ниже уровня заработной платы по Ульяновской области уровень оплаты труда в Республиках Марий Эл, Мордовия, Кировской области и Чувашской Республике.

В тоже время общий размер просроченной задолженности по заработной плате на конец года составил 13 миллионов рублей и увеличился к уровню конца 2010 года в 6,5 раза. 32,6% или 4,2 млн.руб. составляет задолженность в организациях, находящихся в процедуре банкротства.

Среди муниципальных образований задолженность по заработной плате на 1 января 2011 года полностью отсутствовала - в 16-ти муниципальных образованиях.

Наибольшая по размеру задолженность имелась в муниципальных образованиях «Старомайнский район» в размере 4236 тысячи рублей – долги по заработной плате на предприятии ЗАО «Старомайнский завод механических изделий» и в «Сенгилеевском районе» в размере 7902 тысяч рублей - долги по заработной плате на предприятиях ТОСП ООО «Строительная компания «Игуана» и ООО «Симбирские строительные материалы.

С начала года по обращениям граждан на «горячие линии» департамента труда решены вопросы погашения задолженности по заработной плате на общую сумму 24,9 млн.рублей.

Не смотря на рост по сравнению с 2010 годом Ульяновская область по итогам 2011 года имеет один из самых низких размеров задолженности в ПФО – 13,0 млн. руб. и занимает четвёртое место после Саратовской области – 12,9 млн.руб., (первое – Республика Мордовия – 3,9 млн.руб.) .

Основные направления действий на рынке труда области в 2012 году

Главной задачей на рынке труда остаётся сохранение стабильной ситуации, недопущение социальной напряжённости, обеспечение эффективной занятости населения.

Макроэкономические показатели в сфере труда и занятости населения определены следующие:

-уровень регистрируемой безработицы – не более 1,1 % в среднегодовом исчислении;

-уровень безработицы по методологии МОТ – не более 6% от экономически активного населения;

-коэффициент напряжённости на рынке труда – 1;

-среднемесячная номинальная заработная плата должна составить 115% к уровню 2011 года;

-просроченная задолженность по заработной плате – снижение к уровню 2012 года и выйти по данному показателю на первую позицию в ПФО;

- создание не менее 20 тыс. новых рабочих мест с достойной заработной платой.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо реализовать следующие меры:

-еженедельно проводить мониторинг основных показателей состояния рынка труда и создания новых рабочих мест в разрезе муниципальных образований и отраслевых министерств;

-ежемесячно рассматривать на совещаниях по созданию новых рабочих мест и вопросам рынка труда результаты деятельности МО, отраслевых министерств, определять проблемные вопросы и пути решения;

-центры занятости населения должны внедрять в практику своей работы интенсивные методы содействия трудоустройству граждан, включая организацию консультационных пунктов на предприятиях и в сельских поселениях, в том числе с использованием мобильных центров занятости, более активное использование автоматизированных киосков вакансий для самостоятельного поиска работы;

- активное информирование населения и работодателей о ситуации на рынке труда и проводимой работе по её стабилизации.

В мероприятиях программы содействия занятости населения примут участие порядка 50 тыс. человек, им будет оказано 80 тыс. различных государственных услуг в сфере содействия занятости населения (такие как профессиональное обучение, профессиональная ориентация, психологическая поддержка, социальная адаптация, общественные работы, временное трудоустройство слабозащищённых категорий граждан, ярмарки вакансий, досрочные пенсии и др.), а также социальная поддержка безработных граждан в виде выплат пособий по безработице и стипендий во время профессионального обучения.

В преддверии Года равных возможностей большое внимание уделяется новым формам работы в сфере содействия трудоустройству гражданам с ограниченными возможностями.

В рамках программы поддержки занятости населения области в 2012 году будет оказано содействие в трудоустройстве на специально оборудованные рабочие места 122 незанятых инвалидов, 10 родителей, воспитывающих детей-инвалидов и 30 многодетных родителей.

На 2012 год поставлена задача: обеспечить возможность трудоустройства инвалидов во всех органах исполнительной власти, администрациях муниципальных образований Ульяновской области.

На базе городского центра занятости (по адресу ул.Локомотивная,7) создаётся пункт по трудоустройству инвалидов, где будет осуществляться ежедневный приём посетителей с инвалидностью, проводиться индивидуальная работа с инвалидами, ищущими работу, специалистами по профессиональной ориентации и психологической реабилитации, групповые тренинги для молодых инвалидов, дни работодателей, принимающих на работу граждан с ограниченными возможностями.

В целях повышения эффективности работы по содействию инвалидам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, расширяются возможности предоставления государственных услуг в электронном виде.

В рамках проводимого Департаментом занятости с 2009 года конкурса «Лучший работодатель в сфере содействия занятости населения в Ульяновской области» в 2012 году вводится отдельная номинация «Лучший работодатель в сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями».

В миграционной политике: приоритет по-прежнему будет отдан иностранным специалистам, обладающим опытом работы по современным зарубежным технологиям, задействованным в реализации крупных инвестиционных проектов.

С работодателями, привлекающими иностранных работников, ведётся разъяснительная работа с акцентом на замещение иностранной рабочей силы гражданами Российской Федерации – жителями Ульяновской области.

В мае 2012 года в целях сокращения числа уезжающих за пределы области молодых специалистов будет организована молодёжная служба по трудоустройству выпускников.

По повышения уровня заработной платы.

Разработан проект Соглашения между Правительством Ульяновской области, Федерацией организаций профсоюзов Ульяновской области, региональными объединениями работодателей о повышении уровня заработной платы в хозяйствующих субъектах Ульяновской области в 2012 году.

Совместно с отраслевыми Министерствами проводится анализ ситуации на предприятиях, курируемой отрасли, где уровень заработной платы ниже среднеотраслевого показателя.

Разработан и направлен в МО и исполнительные органы власти план межведомственных мероприятий по росту среднемесячной заработной платы в организациях Ульяновской области на 2012 год.

Таким образом, на 2012 год намечен целый комплекс мероприятий в сфере занятости населения, успешная реализация которого совместными усилиями на всех уровнях нацелена не только на улучшение социально-экономической и демографической ситуации в нашем регионе, но и на качество жизни населения в целом.

Уважаемые коллеги! Хочу остановиться ещё на одной задаче. С 1 июля предоставление социальных услуг населению будет проходить в электронном виде. Этой задачей органы социальной защиты населения и занятости занимаются уже более полугода.

Проведена большая подготовительная работа, завершена регламентация услуг Министерства, утверждены 127 административных регламентов, подготовлено 27 технологических карт межведомственного взаимодействия. Осуществлён перевод 127 услуг Министерства в электронный вид. С 01 ноября 2011 года начала функционировать корпоративная защищённая сеть передачи данных органов социальной защиты населения, объединяющая все управления Министерства в районах Ульяновской области, областные учреждения социальной защиты населения и Министерство. С 01 декабря 2011 года осуществлёнпереход к внутреннему электронному документообороту органов социальной защиты населения.

Службой занятости населения предоставляется пять государственных услуг в электронном виде: по информированию о положении на рынке трудапо содействию в поиске подходящей работыпо предоставлению информации по общественным работампо организации временного трудоустройства, по осуществлению социальных выплат.

В 2011 году в электронном виде было оказано 96 государственных услуг в сфере занятости населения.

С 1 февраля этого года переводятся в интеграционную информационную систему «Sitex- ЭСРН» назначения и выплата мер социальной поддержки, касающиеся пособий на детей. С 1 марта планируется перевод основных мер социальной поддержки региональным льготникам, донорам и др. категориям, а с 1 апреля - меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим от радиационных катастроф. Территориальные управления должны отказаться от ведения старых информационных систем и перейти на предоставление услуг в новой информационной системе.

Планируется провести ревизию и внесение изменений в региональные нормативные правовые акты, регулирующие оказание услуг населению, в целях исключения ограничений по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг.

Продолжится создание электронного социального регистра населения Ульяновской области и работы по технической защите информации. Как итог должно быть выстроено электронное взаимодействие ведомственной информационной системы – ЭСРН с региональной СМЭВ.

В 2012 году службами занятости на основе межведомственного электронного взаимодействия будут предоставляться следующие государственные услуги: по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Уважаемые коллеги! Завершая свой доклад, хочу ещё раз сказать, что за каждым реализуемым проектом, за каждым разрабатываемым законом и программой, за каждым показателем мы должны видеть конкретного человека, его жизненную ситуацию и в целом как мы своими решениями, действиями сможем изменить ситуацию к лучшему.

Благодарю за внимание.