Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Доклад Министра труда и социального развития Ульяновской области А.А. Васильева "Об основных итогах работы в 2010 году и приоритетных направлениях в 2011 году" на пленарном заседании коллегии 11.02.2011 года

Уважаемые коллеги!

Ситуация на начало 2010 года была достаточно сложной, которая характеризовалась рядом факторов.

Первый фактор. Высокий уровень зарегистрированной безработицы в отдельных муниципальных образованиях области.

Численность официально зарегистрированных безработных граждан в Ульяновской области на начало 2010 года составляла 14184 человека, уровень регистрируемой безработицы – 2,03 %.

В начале 2010 года в 8 муниципальных образованиях области отмечался уровень зарегистрированной безработицы выше 2 %, в том числе в Базарносызганском (2,49 %), Карсунском (2,31 %), Инзенском (2,30 %), Сенгилеевском (2,24 %), Майнском и Цильнинском (2,06 %), Сурском (2,02%) районах и г. Ульяновске (2,30 %).

Второй фактор. Численность работников, находящихся под риском увольнения и работающих неполное рабочее время.

Сведения о введении режимов неполной занятости в начале 2010 года имелись от 304 организаций области, из них в 67 планировалось высвобождение работников.

Всего численность работников, находящихся под риском увольнения на начало 2010 года составляла 39043 человека.

Максимальное число работников, находящихся в режиме неполной занятости, было в г. Ульяновске – 22678 человек, или 58,1 %. Число работников, находящихся под риском увольнения, в г. Димитровграде – 10383 человека, или 26,6 %.

Третий фактор. Количество и качество вакансий, заявленных работодателями.

Количество заявленных в службу занятости населения вакансий на начало 2010 года составляло 3367 единиц и в основном это низкооплачиваемые специальности. Коэффициент напряжённости на рынке труда в 2009 году составил 2,4 единицы. В РФ это 32 место, в ПФО-5 место.

Оставалась проблемной и ситуация с просроченной задолженностью по заработной плате, которая по состоянию на 1 января 2010 года составила 5,2 млн.рублей. В общем объёме просроченной задолженности основная доля долгов приходилась на обрабатывающие производства и сельское хозяйство; 83,2% составляла задолженность в организациях, находящихся в процедуре банкротства.

На начало 2010 года в Ульяновской области доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума составляла 21,04%, т.е. за чертой бедности находилось 273,2 тыс.человек. В основном это дети и население трудоспособного возраста. 33% семей являлись малоимущими семьями. Это 70 место в РФ и 10 место в ПФО.

Демографическая ситуация в Ульяновской области продолжает оставаться сложной. За 2009 год естественная убыль составила (-)4,4. За 2009 год родилось 13648 детей, коэффициент рождаемости составлял 10,5на 1000 человек. Это один из самых низких показателей в ПФО. Коэффициент смертности составил 14,9 на 1000 населения. Население области на 1 января 2010 года составило 1 298600 человек.

В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией на начало 2010 года необходимо было предпринять самые кардинальные меры, чтобы не допустить социальной напряжённости среди населения, значительно улучшить ситуацию на рынке труда и поддержать граждан, нуждающихся в социальной защите, мерами государственной поддержки.

Правительство Ульяновской области и депутаты Законодательного Собрания области, понимая сложившуюся социально-экономическую ситуацию, принимают на 2010 год социально-ориентированный бюджет области. Только по отрасли социальной защиты населения в структуре кассовых расходов областного бюджета средства на предоставление мер социальной поддержки жителям Ульяновской области по итогам 2010 года составили 82,3 % или 3,7 млрд.руб.

Было понятно, что только при совместных действиях областных министерств и ведомств, администраций муниципальных образований, работодателей можно было решить проблему по стабилизации ситуации на рынке труда. Поэтому в течении всего 2010 года регулярно проводились областные штабы по рынку труда и социальной политике под председательством Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области (29 штабов в течение 2010 года), на которых рассматривались вопросы по реализации мероприятий в сфере занятости населения и рынка труда.

Между Правительством области и каждым муниципальным образованием были подписаны Соглашения о реализации мероприятий Программы поддержки занятости населения. Для ускорения и контроля хода их выполнения по каждому муниципальному образованию были составлены сетевые планы-графики освоения средств и привлечения участников мероприятий.

Еженедельно оформлялся Экран ситуации на рынке труда, где в разрезе муниципальных образований области отражались количество организаций-участников мероприятий, количество заключенных договоров, созданных рабочих мест, плановое и фактическое число участвующих в мероприятиях граждан, изменения за неделю, подводился рейтинг муниципальных образований по реализации каждого мероприятия Программы.

Значительную роль в стабилизации ситуации на рынке труда области сыграли антикризисные меры в сфере содействия занятости населения, разработанные Правительством России.

На мероприятия Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2010 году потрачено 581,6 млн. рублей федеральных средств (или 85 % из 685,9 млн. рублей от общей суммы, предусмотренной Программой).

На мероприятия Программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда Ульяновской области за счёт возвращённых остатков целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, не использованных в 2009 году, освоено 63,7 млн. рублей федеральных средств или 100% от общей суммы, предусмотренной Программой.

Кроме того, освоено 36,1 млн. рублей средств областного бюджета (100 %).

В 2010 году продолжала реализовываться «Ведомственная целевая Программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2008 - 2010 годы».

Улучшение экономической ситуации в области и большая проделанная работа позволили в 2010 году достигнуть положительных результатов в сфере занятости населения.

С марта 2010 года по всем основным показателям рынка труда региона отмечалась положительная динамика.

Практически прекратились и стали единичными массовые высвобождения на предприятиях, повысилась потребность в количестве и качестве рабочей силы, сократилась численность зарегистрированных безработных.

Уровень регистрируемой безработицы и численность безработных граждан за период с марта по декабрь 2010 года численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных уменьшилась на 6422 человека (на 42 %) и составила на 1 января 2011 года 8839 человек, уровень регистрируемой безработицы составил 1,3 %. Это один из самых низких показателей среди регионов ПФО.

Сократилась численность работников, находящихся под риском увольнения и работающих неполное рабочее время. На начало 2010 года их было 39 тысяч человек, к концу года их количество не превысило 10,5 тысяч человек.

Количество заявленных вакансий на конец 2010 года составляет более 7 тысяч единиц против 3,4 тысяч на начало года.

Коэффициент напряжённости на рынке труда снизился с 4,4 на начало 2010 года до 1,0 в июле-декабре 2010 года, на 1 января 2011 года составил 1,3.

Просроченная задолженность по заработной плате за 2010 год сократилась на 61,9% или на 3,2 млн.рублей и составила на 01.01.2011 – 2,0 млн.руб. Полностью ликвидирована задолженность в строительстве в размере 443 тыс.рублей; снизилась задолженность в сельском хозяйстве - на 67,7 % (с 2,3 млн.руб. до 755,0 тыс.руб.) и в обрабатывающих производствах - на 49,3% (с 2,4 млн.руб. до 1,2 млн.руб.).

Среди муниципальных образований задолженность по заработной плате на 1 января 2011 года полностью отсутствовала - в 20-ти муниципальных образованиях. Причём, необходимо отметить, что в г.Димитровграде, Ульяновском, Радищевском, Павловском, Новоспасском, Новомалыклинском, Майнском, Карсунском, Сенгилеевском, Тереньгульском Цильнинском, Барышском и Базарносызганском районах долгов по зарплате по данным статистике не было на протяжении всего 2010 года.

Задачей на 2011 год является сокращение просроченной задолженности по выплате заработной платы на 14,0%.

Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области С.И.Морозовым была поставлена задача - создать не менее

20 000 новых рабочих мест. Плановый показатель перевыполнен, с начала года на территории Ульяновской области создано 23720 новых рабочих мест, что составляет 119% годового плана и в 2,4 раза больше показателя 2009 года

Годовой план по созданию рабочих мест не выполнен только в муниципальном образовании «Старокулаткинский район». Одной из основных причин невыполнения прогнозных показателей является низкая инвестиционная привлекательность территории муниципального образования.

Достигнутые показатели – результат, слаженной системной работы Правительства области, отраслевых министерств и ведомств, администраций муниципальных образований, работодателей.

В 2011 году будет продолжена работа по сохранению стабильной ситуации на рынке труда.

Программа поддержки занятости населения в 2011 году в основном будет направлена на организацию профессионального переобучения работников, находящихся под угрозой увольнения, и работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами. Другим важным направлением Программы является содействие самозанятости безработных граждан.

На эти цели будет направлено 261,1 млн. рублей, в т.ч. 231,0 млн. рублей средств субсидий из федерального бюджета и 30,1 млн. рублей средств областного бюджета. Реализация программы позволит оказать реальную помощь нескольким тысячам ульяновцев. В частности 1200 работников, находящихся под угрозой увольнения, смогут принять участие в общественных работах. Более 6,6 тысяч сотрудников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами, пройдут опережающее профессиональное обучение.

Подобное обучение и стажировка будут организованы также для 83 женщин, работающих во вредных и тяжёлых условиях труда. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации пройдут 300 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет.

В соответствии с программой модернизации здравоохранения Ульяновской области на 2011-2012 годы профессиональную переподготовку пройдут 72 врача.

Особым пунктом программы содействия занятости является помощь в открытии собственного дела. Этот вид поддержки будет оказан почти 1,6 тысячи человек.

Кроме того, в рамках программы будут выделены дополнительные средства для трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Работодателям из федерального бюджета выплачивается по 50 тыс.руб. для оснащения или дооснащения каждого специального рабочего места для инвалидов.

Кроме того, в области реализуется Ведомственная целевая программа содействия занятости населения на 2011-2013 годы, которая в 2011 году позволит оказать содействие:

-в трудоустрой­стве на постоянной и временной основе 28570 гражданам;

-в организации временного трудоустройства 5525 несо­вершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учёбы время

-в организации общественных работ для 5031 безработного гражданина;

-в организации временного трудоустройства 327 безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы;

-в организации содействия самозанятости 323 безработных гражданина;

-в организации временного трудоустройства 87 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

-в организации профессионального обучения и переобучения для 3126 безработных граждан.

На эти цели будет направлено 583 млн. рублей субвенций из федерального бюджета.

В связи с необходимостью стабилизации ситуации на рынке труда в 2011 году, принято решение о сохранении планового показателя создания новых рабочих мест на уровне 2010 года – 20 000 рабочих мест, в том числе 15 074 новых рабочих места должны быть созданы муниципальными образованиями самостоятельно.

Несмотря на сложную финансовую ситуацию, в 2010 году были выполнены все социальные обязательства перед населением области. Общий объём бюджетных средств, выделенных из федерального и регионального бюджетов на предоставление населению мер социальной поддержки за 2010 год составляет около 6,4 млрд. рублей. Общее количество получателей социальных выплат по области составляет 516,4 тыс. граждан.

С 1 января 2010 года осуществлён переход от натуральной к денежной форме предоставления мер социальной поддержки на оплату за жилищно-коммунальные услуги 260 тысячам федеральным и региональным льготникам. С 1 июня изменена форма предоставления указанных социальных гарантий более 12 тыс.педагогов, работающих и проживающих в сельской местности. Это позволило реализовать федеральный закон от 21.07.2007 ФЗ-185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и регион получил финансовую поддержку из федерального бюджета на реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

С другой стороны, по итогам 2010 года доля семей, получающих субсидии, увеличилась на 1% по сравнению с 2009 годом и составила 15,15%. В 2009 году по динамике данного показателя к уровню 2008 года Ульяновская область занимает в РФ 77 место в ПФО -14 место. В 2010 положение ещё больше усугубилось. Увеличение размера вносимой платы за жилищно-коммунальные услуги гражданами, ранее пользовавшимися скидкой, привело к увеличению количества получателей субсидий. Например, педагогические работники сельской местности и пенсионеры из их числа до монетизации льгот по оплате ЖКУ не несли расходы на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, следовательно, не имели право на предоставление субсидии. Аналогичная ситуация с иными льготными категориями граждан, которые производили оплату ЖКУ с учётом 50 процентной скидки.

Наиболее масштабной в 2010 году стала реализация Закона Ульяновской области «О звании «Ветеран труда Ульяновской области», в результате которого 61,7 тыс. ветеранов труда Ульяновской областиежемесячно стали получать очень существенную денежную компенсацию на оплату жилищно – коммунальных услуг из размера 50% регионального стандарта. Вследствие того, что фактический объём денежных средств, предоставляемый региональным Ветеранам труда, в большинстве случаев превышает суммы, выплачиваемые региональным и федеральным льготникам в виде ежемесячных денежных компенсаций на оплату ЖКУ, рассчитанных «до копейки», со второго квартала зародилась тенденция отказа от предоставления выплат по соответствующим законам в пользу мер социальной поддержки, установленным в нашем регионе для Ветеранов труда Ульяновской области. По категории «Ветеран труда» прослеживается снижение численности получателей с 110328 человек в 2009 году до 107849 человек в 2010 году. За год численность сократилась на 2479 человек.

Благодаря федералам в Ульяновской области с 1 января 2010 года нет пенсионеров, имеющих пенсии ниже прожиточного минимума. Ежемесячно 25 тысяч безработных пенсионеров получают социальную доплату за счёт средств федерального бюджета.

Большая работа проведена совместно с муниципальными образованиями по улучшению жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны. 2095 ветеранов, из числа признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и получивших Свидетельства, улучшили свои жилищные условия, т.е. приобрели жильё. В 2010 году все выделенные средства из федерального бюджета в объёме 1,7 млрд. руб. на улучшение жилищных условий ветеранам ВОВ были реализованы полностью. Проведённый анализ приобретённого ветеранами жилья показывает, что 1873 чел. или 89% приобрели жильё на вторичном рынке и только 222 чел. направили средства социальной выплаты на приобретение нового жилья. Проведённое обследование также показало, что только около 50% (900 чел.) проживают во вновь приобретённом жилье. Остальные ветераны проживают либо у родственников, либо продолжают жить в старом непригодном для проживания жилье, мотивируя это тем, что в новом жилье проводятся ремонтные работы. Основная задача, которая в настоящее время стоит перед органами социальной защиты населения – держать на контроле факт переезда во вновь приобретённое жильё тех ветеранов, которые в настоящее время проводят ремонтные работы, а это более 670 чел.

В очереди в настоящее время находится 1441 человек. Ведётся работа с Министерством регионального развития РФ о выделении денежных средств на улучшении жилищных условий ветеранов.

Проблема улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны должна быть завершена до 3-го квартала 2011 года.

Государство полностью выполнило свои обязательства по обеспечению инвалидов войны бесплатным автотранспортом. В 2010 году принято важное решение – всем инвалидам, кому автомобили были выданы в бессрочное безвозмездное пользование, предоставлено право оформить автомобили в собственность. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации разрабатывается порядок передачи автомобилей в собственность.

В 2010 году Министерство начало исполнять переданные федеральные полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно. В 2010 году на обеспечение федеральных льготников санаторно-курортными путёвками и бесплатным проездом к месту лечения и обратно выделены в виде субвенции денежные средства в размере 75,0 млн.рублей, что составляет 68,6 % от финансирования в 2009 году. В связи с этим обстоятельством лишь 2796 человек были обеспечены санаторно – курортным лечением, что составило 63,8% от количества путёвок, приобретенных в 2009 году.

Обеспечены более 23 тыс. заявок на технические средства реабилитации или 68,8% от потребности, что по сравнению с 2009 годом в 1,3 раза больше.

В течение всего года это был один из самых проблемных участков работы. Создание новых служб, передача на аутсортинг социальных услуг по санаторно-курортному лечению и обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, недобросовестная работа поставщиков с клиентами, недостаточность финансирования из федерального бюджета, отсутствие программного продукта всё это повлекло за собой неудовлетворённость оказанием социальных услуг со стороны инвалидов. Об этом говорит и тот факт, что количество обращений по данным направлениям только в Министерство составило 5223 обращения.

В настоящее время в Ульяновской области разрабатывается межведомственная программа «Доступная среда для инвалидов на 2011-2015 годы». И это не только строительство пандусов, установка специальных светофоров. Речь идёт о трудоустройстве инвалидов на работу, создание условий для обучения в образовательных школах и средних специальных и высших учебных заведениях, доступа к посещению учреждений культуры и спорта Реализация этих мероприятий в 2011-2015 годах должно способствовать созданию условий интеграции инвалидов в общество.

Одним из важнейших направлений социальной политики Правительства Ульяновской области является усиление адресной поддержки малообеспеченных граждан, не имеющих возможности для самостоятельного решения социальных проблем. Малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам предоставлено право на получение государственной социальной помощи. Так, в 2010 году оказана материальная помощь 20940 граждан на сумму 46,83 млн. рублей. Последние годы оказание материальной помощи связано с чрезвычайными происшествиями. В прошлом году это было связано с ситуацией на Арсенале, в этом - с природными пожарами. 614 погорельцам была оказана помощь на сумму 12,8 млн. рублей.

В прошедшем году приняты новые законодательные акты, направленные на повышение объемов социальной поддержки особо нуждающихся в заботе слоев населения. Благодаря этому в 2011 году объём мер социальной поддержки будет не только сохранен, но и значительно расширен.

Так, с 1 января 2011 года вступает в силу региональный закон «О мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны в Ульяновской области». Данная мера предпринимается в дополнение к мерам социальной поддержки инвалидов и участников войны, установленных Федеральным Законом «О ветеранах», согласно которому ветеранам Великой Отечественной войны компенсируется 50% расходов на оплату ЖКУ за счёт средств федерального бюджета. Другие 50% стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг будут компенсироваться за счёт областного бюджета. Таким образом, с 1 января 2011 года расходы на оплату ЖКУ для 4,5 тысяч наиболее заслуженных граждан города - инвалидов и участников Великой Отечественной войны будут компенсированы полностью на 100%.

В дополнение к ранее действующим мерам социальной поддержки населения с 2011 года вводится новое расходное обязательство – ежегодные и ежемесячные денежные выплаты, в том числе стимулирующие, творческим работникам Ульяновской области, как форма их поощрения за существенный вклад в культурное развитие Ульяновской области.

Кроме этого, с 1 января 2011 года проиндексированы ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным и репрессированным гражданам, а также ветеранам труда Ульяновской области. Данное обстоятельство коснется почти 108,5 тысяч жителей Ульяновской области.

Также в 2011 году почти 257 тысячам региональным и федеральным льготникам (ветераны труда, реабилитированные и репрессированные граждане, инвалиды, ветераны ВОВ, граждане, пострадавшие от радиации) будут предоставлены ежемесячные денежные компенсации на оплату ЖКУ в увеличенном размере пропорционально росту тарифов.

Последние годы наметились положительные тенденции в улучшение демографической ситуации: стабилизировалась рождаемость, больше стало заключаться браков, меньше разводов. Но в целом демографическая ситуация в области остаётся сложной. Поставлена задача сохранения численности населения Ульяновской области. Это межведомственная задача, в выполнении которой участвуют все органы исполнительной и муниципальной власти. Важно сделать всё для того, чтобы семьи поверили в стабильность жизни в Ульяновской области и реализовали свой потенциал. А для этого нужна хорошо оплачиваемая работа, гарантии в образовании детей, государственная поддержка семей.

В области проживает 56343 семьи, в которых воспитывается 81834 детей и которые имеют доходы ниже величины прожиточного уровня. Это составляет 32,3% от общего количества семей, проживающих в области.

В 2010 году были сохранены обязательства по государственной поддержки детей и семей, имеющих детей. Численность получателей этих мер социальной помощи составляет около 75 тыс. семей.

Последние годы Правительство и депутаты Законодательного Собрания области целенаправленно ведут политику по поддержке многодетных семей, потому что только с увеличением числа многодетных семей можно стабилизировать численность населения нашей области.

Всего на территории Ульяновской области проживает 4911 многодетных семей, в которых воспитываются 15393 ребёнка. За год эта категория увеличилась на 7%. Одной из причин такой положительной динамики как раз является государственная поддержка многодетных семей на уровне региона. В регионе принят ряд законов на поддержку многодетной семьи.

Ежемесячную выплату на ребёнка получают 12577 детей из многодетных семей. Детям школьного возраста из многодетных семей представляется ежегодная денежная выплата на приобретение школьной и спортивной одежды, выплачивается региональное «губернаторское» пособие при рождении ребенка, размер которого дифференцируется в зависимости от количества детей в семье.

В целях социальной поддержки многодетных семей, в качестве пилотного проекта в 2010 году 21 многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, оказана материальная поддержка в сумме 58800 рублей на решение проблем с последующим выходом на самообеспечение.

Самым эффективным стал закон «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым молодым многодетным семьям в возрасте до 35 лет в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей выдаётся государственный сертификат на именной капитал «Семья» в размере 100,0 тыс. рублей. С начало реализации закона, а именно с 1 июля 2008 года выдано 1544 государственных сертификатов на именной капитал «Семья», в том числе в 2010 году выдано 663 сертификата. Наибольшее количество заявлений из г.Ульяновска и г.Димитровграда. С 2010 года началась реализация государственных сертификатов на именной капитал «Семья» по двум направлениям: улучшение жилищных условий и получение образования ребенком. 25 семей уже реализовали своё право распоряжения средствами именного капитала «Семья».

С 2011 года размер капитала «Семья» будет предоставляться и на второго ребенка в размере 50 тыс. рублей, а на четвертого и последующих детей размер капитала будет значительно увеличен (на 4-го – 150 тыс. рублей, на 5-го – 200, на 6-го - 250 на 7-го и последующих детей - 700 тыс. рублей). Кроме того, при предоставлении сертификата сняты ограничения на возраст матери ребенка, который ранее был установлен в 35 лет, введены новые виды социальных льгот и гарантий семьям с детьми.

С 2011 года начинается реализация мер поддержки многодетных семей, в которых с 1 января 2011 года родился (усыновлен) третий и последующие дети, по обеспечению бесплатными земельными участками,.

Введение новых мер социальной поддержки многодетных семей должно способствовать увеличению числа многодетных семей в Ульяновской области.

С 1 января 2010 года полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей переданы на региональный уровень. Общий объём финансирования оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации составил 42,2 млн.руб., что в 3 раза больше, чем в предыдущие годы. Переход на новые механизмы финансирования позволил уравнять в правах детей застрахованных и незастрахованных граждан, например военнослужащих. В 2010 году организованными формами отдыха и оздоровления охвачено 10298 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что на 40% детей больше, чем в 2009 году.

В 2011 году планируется на оздоровление детей, нуждающихся в трудной жизненной ситуации, направить 47,2 млн.руб., что на 11,9% больше, чем в 2010 году. Но возникают следующие проблемы:

-согласно требований Росздравнадзора путёвка на ребёнка должна быть не менее 21 дня срока пребывания в детском учреждении. В связи с этим в текущем году предположительно будет уменьшено количество оздоровленных детей. Поэтому чтобы не допустить ситуации по уменьшению количества оздоровленных детей, данный вопрос в настоящее время находится на проработке с Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

-остаётся острой проблема по доставке организованных групп детей в оздоровительные учреждения области. Министерством направлены письма по данной просьбе на глав муниципальных образований. В настоящее время поступила информация о положительном решении данного вопроса из 11 муниципальных образований. В муниципальных образованиях Карсунского и Цильнинского районов вопрос не решён, т.е. проблему с доставкой детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в оздоровительные учреждения области необходимо будет решать управлениям социальной защиты населения. Часть муниципальных образований ещё не решили данный вопрос.

В связи с тем, что оздоровительная кампания касается всех территориальных управлений социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания семьи и детей, центров занятости прошу уже сейчас в феврале – марте проработать все вопросы взаимодействия как внутри системы социальной защиты и занятости населения, так и с органами образования, администрациями муниципальных образований и другими ведомствами.

Весь комплекс просветительской работы с населением по формированию здорового образа жизни, по пропаганде семейных ценностей по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения витаминами и антианемическими препаратами, льготного проезда, продуктового набора и единовременной помощи при рождении ребёнка включила в себя областная акция «Роди патриота в День России». В 2010 году было её 5-ти -летие, которое ознаменовалось хорошими показателями: 923 беременные женщины стали участниками акции, 12 июня родилось 73 ребёнка, 2 Главных приза - автомобиля УАЗ «Патриот» были вручены семьям, в которых родился третий ребёнок. В 2011 году акция продолжается. Разработана Концепция областной акции «Роди патриота в день России», в рамках которой определено взаимодействие всех ведомств и перечень мероприятий, направленных на создание здоровой счастливой семьи. В 2011 году двенадцатое число каждого месяца объявлено Днём патриота в Ульяновской области, в этот день во всех муниципальных образованиях будет проходить торжественная регистрация новорождённых и молодых пар, также будут проведены различные мероприятия, как фестиваль семейных династий, IV Всероссийский Форум матерей, туристический слёт «Здоровая счастливая семья», семейная Ассамблея, Фестиваль – ярмарка «Успех -2011», общественные слушания по вопросу развития института семьи.

В настоящее время разработан региональный проект «Семья на 2011-2014 годы», в рамках которого будет решаться амбициозная задача - достичь рождаемости с 13,8 тыс.детей в 2010 году до 15 тыс.детей в 2015 году.

Своевременное и в полном объёме предоставление социальных выплат жителям области в значительной мере способствует последовательному повышению уровня и качества жизни населения и снятию социальной напряжённости. В 2010 году удалось не допустить снижения бедности среди населения Ульяновской области. По прогнозу по итогам 2010 года доля населения, имеющего доходы ниже региональной величины прожиточного минимума, составит 19,6 %.

По данным официальной статистики в 2010 году произошло увеличение рождаемости. Число родившихся в расчёте на 1000 населения увеличилось на 1%. Коэффициент рождаемости составляет 10,6 на 1000 человек. По оперативным данным за 2010 год в области родилось 13812 детей, что на 128 человек больше, чем в прошлом году. Число родившихся выросло в 11 муниципальных образованиях: в г.Димитровграде, г.Ульяновске, Б.Сызганском, Барышском, Инзенском, Николаевском, Новомалыклинском, Новоспасском, Павловском, Сурском, Ульяновском районах. В 13 муниципальных образованиях отмечается снижение числа родившихся.

В регионе функционирует система стационарного и нестационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также семей с детьми.

В 2010 году стационарными учреждениями обслужено 3677 человек, среди них 2485 человек старшего поколения и 1192 несовершеннолетних.

В 2010 году на надомном обслуживании находилось 5303 человека, которые получили социальные услуги, такие как доставка продуктов питания, лекарств, товаров, предоставление хозяйственно-бытовых услуг. В основном услуги предоставляются на условиях полной оплаты. По области этот показатель составляет 93,9%, который ещё раз подтверждает, что людей старшего поколения, которые имеют доходы ниже величины прожиточного минимума, становится всё меньше.

В 2010 году проведена работа по переводу учреждений социального обслуживания старшего поколения в статус автономных. В настоящее время в Ульяновской области функционируют 10 автономных учреждений социального обслуживания. Эти учреждения предоставляют государственные и социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам.

В областных государственных автономных учреждениях социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр им. Е.М. Чучкалова» и «Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста «Сосновый бор» в р.п. Вешкайма» предоставляются услуги по санаторно-курортному лечению. Ежегодно по бесплатным путёвкам Министерства труда и социального развития санаторно-курортное лечение предоставляется более чем 2400 региональным и федеральным ветеранам труда.

Одной из главных целей перевода учреждений социального обслуживания на работу в режиме автономного является повышение качества оказываемых населению услуг, эффективности деятельности учреждений социального обслуживания. Для этого разработан Порядок определения платы за оказание автономным учреждением гражданам и юридическим лицам услуг, относящихся к основным видам деятельности автономного учреждения, утверждённый распоряжением Министерства. Мониторинг исполнения государственного задания Министерства автономными учреждениями социального обслуживания показал, что по итогам 2010 года средний объём выполнения задания составил 94,5 %.

Система деятельности автономных учреждений позволяет решать самые разные социальные проблемы пожилых граждан и инвалидов, но в то же время существует и ряд проблем, требующих решения.

Среди проблем:

1. Анализ штатной численности показывает, что в учреждениях наблюдается недостаток обслуживающего персонала и технических работников, не хватает специалистов узкой специализации, особенно в сельской местности. Например,

-в психоневрологическом интернате в п. Лесной не хватает ставки врача-психиатра из-за отсутствия психиатров в Сенгилеевском районе, 0,75 ставки занимает врач-психиатр, приезжающий из больницы им. Карамзина;

-в психоневрологическом интернате в п. Дальнее Поле вообще нет врачей из-за отдалённости от крупных населённых пунктов.

2. Требуется приобретение современного реабилитационного оборудования для инвалидов.

3. Почти все учреждения расположены в приспособленных зданиях.

4. В учреждениях в настоящее время условия проживания не соответствуют вновь утверждённым санитарным нормам (7 кв.м. на одного человека). Если привести условия проживания в соответствие с санитарными нормами, то появится очерёдность в дома-интернаты общего типа и увеличится очерёдность в психоневрологические интернаты, которая возрастёт до 100 человек.

В соответствии с поручением Президента РФ от 27 ноября по итогам заседания президиума Государственного Совета РФ в регионах, в том числе и в Ульяновской области, должна быть разработана и утверждена до 1 марта 2011 года региональная программа, направленная на повышение качества жизни пожилых людей. Основные мероприятия Программы должны быть направлены на:

-развитие системы услуг по уходу за пожилыми людьми и предоставлению им паллиативной помощи, в том числе сети соответствующих учреждений, а также института опеки и приёмной семьи для пожилых людей;

-расширение практики использования мобильных бригад для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям;

-модернизацию материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов;

- обеспечение транспортных услуг для мобильных групп населения, в том числе в сельской местности;

-расширение сети социальных магазинов по продаже гражданам пожилого возраста по льготным ценам товаров первой необходимости;

-возможность использования пожилыми людьми спортивных, оздоровительных объектов, в том числе инфраструктуры учреждений общего и профессионального образования;

-внедрение систем материального стимулирования социальных работников за достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию пожилых граждан.

В настоящее время создана рабочая группа по разработке данной программы, проводится мониторинг состояния муниципальных образований, сети различных социальных объектов. Предварительное рассмотрение проекта региональной программы планируется провести в Минздравсоцразвитии Российской Федерации до 20 февраля 2011 года.

В 2011 году планируется дальнейшее изменение организационно-правовой формы государственных учреждений социального обслуживания – перевод 9-ти учреждений в казённые учреждения и 7-ми в новые бюджетные.

С целью создания условий безопасности для проживающих в учреждениях социального обслуживания велась работа по выполнению программных мероприятий ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области на 2009 – 2013 гг.» и мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшения бюджетных средств, направленных на оплату энергетических ресурсов.

Во всех учреждениях:

-завершена работа по выводу сигналов на пульт дежурной диспетчерской службы ГУ МЧС России по Ульяновской области;

-разработаны и утверждены паспорта комплексной безопасности;

-созданы добровольные пожарные дружины, с которыми регулярно проводятся тренировки по отработке действий в случае возникновения пожаров.

В 5 учреждениях проведена обработка и проверка качества огнезащитной обработки деревянных конструкций, в 5 учреждениях произведён ремонт и демонтаж автоматической пожарной сигнализации и оповещения; в 4 учреждениях произведён ремонт системы автоматической пожарной сигнализации, 10 учреждений оснащены независимыми источниками электроснабжения.

Все учреждения оснащены средствами учёта и регулирования расхода энергоресурсов.

В 7 учреждениях заменено и смонтировано энергооборудование и инженерные сети на более энергоэффективное.

Сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг в натуральных величинах за счёт реализации мероприятий по энергосбережению составило 3% или 1593,9 тыс. руб.

В целях рационального использования и экономии бюджетных средств перед учреждениями была поставлена задача перевода корпусов, где проживают обслуживаемые с тарифной группы «прочие потребители» к тарифной группе «население».

Из 20 учреждений в 12-ти учреждениях жилые помещения переведены на тариф «население», заключены дополнительные соглашения с ОАО «Ульяновскэнерго». На реализацию этих мероприятий затрачено 523,0 тыс.рублей.

Ожидаемая экономия денежных средств после перевода корпусов на тариф «население» (в среднем за месяц) планируется в сумме 236,0 тыс. рублей.

Срок окупаемости произведенных затрат по переводу корпусов на тариф «население» (в среднем по учреждениям) составляет 2 месяца.

В 2011 году планируется развитие сети государственных учреждений социального обслуживания:

-создание в г. Ульяновске дома ночного пребывания для лиц без определённого места жительства.

-строительство нового корпуса психоневрологического интерната в Ульяновской области.

Продолжится строительство здания комплексной реабилитации Максимовского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей в с. Максимовка Ульяновской области и должно завершиться строительство 2-ой очереди центра комплексной реабилитации инвалидов в р.п. Вешкайма Ульяновской области.

В 2011 году планируется проведение ремонтных работ в помещениях 8 –ми государственных учреждений социального обслуживания:

-ГОУ НПО «Специальное (коррекционное) профессиональное училище-интернат в г. Димитровграде»;

-ГУСО «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка;

-ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п. Лесной»;

-ОГАУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Димитровграде»;

- ОГАУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов в с.Репьёвка Колхозная»;

-ОГАУСО «Ульяновский областной социально-реабилитационный центр имени Е.М.Чучкалова»;

-ОГАУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Союз» в с. Бригадировка»;

-ОГАУСО «Психоневрологический интернат в с.Акшуат».

Самая острая проблема в работе учреждений социального обслуживания населения – это кадры.

20 января Губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов провёл совещание по вопросам социальной защиты и семейной политики, основной темой которого стало повышение статуса социальных работников. В системе социальной защиты на сегодняшний день работает почти 5 тысяч человек. Из них 10% получают зарплату на уровне минимального размера оплаты труда – 4330 рублей, еще 50% имеют заработок от 4330 до 7400 рублей. В таких условиях одной из главных задач становится удержание квалифицированных кадров в отрасли. В целях привлечения в отрасль молодых специалистов будут введены дополнительные меры социальной поддержки: обязательные ежемесячные выплаты в течение трёх лет в размере одной тысячи рублей и ежегодные годовые выплаты. Планируется, что годовая выплата молодым специалистам составит 20 тысяч рублей за первый год, отработанный в системе социальной защиты, 40 тысяч рублей - за второй год и 60 тысяч рублей за третий год работы. Также планируется ежемесячно выплачивать дополнительную набавку медицинскому персоналу: врачам -3000 рублей, среднему медицинскому персоналу -2500 рублей, младшему медицинскому персоналу -1000 рублей, а также компенсационные надбавки за совмещение профессий и увеличение объёма работы. Кроме того, по поручению Губернатора, в целях увеличения престижности профессии, в системе социальной защиты населения существенно увеличатся суммы премиальных выплат победителям областного конкурса профессионального мастерства. За 1 место планируется премия в размере 50,0 тысяч рублей, за 2 место – 30 тысяч рублей, за 3-е место -15,0 тысяч рублей. Также планируется увеличить количество номинаций областного конкурса с 5-ти до 12-ти. Особое значение имеет создание условий труда специалистам, которые работают с людьми, находящимися на постельном режиме. Уже разработан проект по обеспечению государственных учреждений средствами малой механизации: передвижными ваннами, умывальниками, подъемниками. В настоящий момент все эти предложения прорабатываются.

Уважаемые участники заседания коллегии!

Каждый из присутствующих в зале руководителей и специалистов органов государственной власти несет высокую ответственность за выполнение поставленных задач,

Программа действий, которую мы определили на 2011 год, очень масштабная. Наша задача обеспечить их полное и качественное исполнение. Во всех направлениях деятельности уделять особое внимание социально незащищённым группам населения, инвалидам.