Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Доклад Министра труда и социального развития Ульяновской области «Качество предоставления государственных услуг по социальной защите, социальному обслуживанию и в области содействия занятости населения» на пленарном заседании коллегии по итогам работы 9-ти месяцев 2010 года

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас очень важная тема для коллегии. Это качество предоставления государственных услуг по социальной защите и социальному обслуживанию и по содействию занятости населения.

Численность населения в Ульяновской области по оценке Росстата на 1 января 2010 года составляла 1298579 человек. Моложе трудоспособного возраста 186756 человек (14,4%), трудоспособного -811751 человек (62,5%), старше трудоспособного 300072 человека (23,1%).)

Демографическая ситуация в Ульяновской области последние годы характеризуется ежегодным уменьшением численности её населения на 10-15 тыс. человек, нестабильным уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности. Неуклонное снижение численности детского населения и ежегодный рост числа граждан пожилого возраста неизбежно привели к серьезному демографическому разрыву между пожилым и стареющим населением и детским населением - демографическим потенциалом общества.

Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума составила по итогам 1-го полугодия 2010 года 22,8% к общей численности населения, что почти на 3,8 % ниже аналогичного периода прошлого года.

Исходя из приведённых показателей, основной задачей социальной помощи становится создание условий для социальной защищённости наиболее уязвимых категорий населения.

Становятся актуальными вопросы качества предоставления социальной помощи населению Ульяновской области.

В последние годы понятие «качество жизни» заняло в общественном мнении прочное положение. Качество жизни определяется как категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека.

В течение сентября, октября Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провёл ряд совещаний и заседание президиума Государственного Совета по вопросам социальной политики в отношении граждан пожилого возраста и повышения качества их жизни. И это было сделано не случайно. Доля людей пожилого возраста и инвалидов в составе населения ежегодно растёт. И эта группа будет увеличиваться по 2-м причинам: старением общества и увеличением продолжительности жизни людей старшего возраста. Подобные тенденции характерны и для нашего региона. В Российской Федерации каждый 5-й житель пенсионного возраста, в Ульяновской области - каждый 4-й.

По концепции демографического развития России к 2021 году прогнозируется рост продолжительности жизни населения до 71,3 лет. Продолжительность жизни в регионе в 2009 году составила 63,1 года, в 2015 году прогнозируется достижение 69 лет. При этом сохраняется тенденция дальнейшего старения населения.

Поэтому государственная политика в отношении пожилых людей находится под личным контролем Президента Российской Федерации и является безусловным государственным приоритетом.

Повышение размера пенсий, компенсационные меры способствовали значительному улучшению материального благополучия пожилого населения нашей области. Это позволило сместить акцент в оказании, например, адресной помощи людям старших возрастов с бедности на трудную жизненную ситуацию, решение которой связано с большими расходами, например, в связи с газификацией жилья, длительного дорогостоящего лечения, пожарами и др.

В октябре текущего года состоялись во всех муниципальных образованиях и на уровне Губернатора - Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова встречи с пенсионерами. Представители общественных организаций пенсионеров поставили вопросы, касающиеся медицинского и социального обслуживания, а также развития инфраструктуры, способствующей улучшению качества жизни пенсионеров и развитию их творческого потенциала.

Что будет предпринято в Ульяновской области по улучшению качества жизни пенсионеров.

06 октября Правительство Ульяновской области рассмотрело законопроект «О мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны в Ульяновской области» и приняло решение о вынесение его на рассмотрение Законодательного Собрания области. Законопроект предусматривает выплату ежемесячной денежной компенсации расходов ветеранов Великой Отечественной войны на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%. Средства на это будут выделяться из бюджета области. Данная мера предпринимается в дополнение к мерам социальной поддержки инвалидов и участников войны, установленных Федеральным Законом «О ветеранах», согласно которому ветеранам Великой Отечественной войны компенсируется 50% расходов на оплату ЖКУ за счёт средств федерального бюджета. Таким образом, с 1 января 2011 года расходы инвалидов и участников Великой Отечественной войны будут компенсированы на 100%.

Любого человека, который вступает в пенсионный возраст, тревожат многие вопросы: невостребованность в обществе, что является следствием утраты привычного социального статуса в связи с выходом на пенсию; ухудшением состояния здоровья; одиночество, особенно среди возрастных групп старше 65 лет.

Поэтому очень важно выстроить систему мягкого перехода от трудовой деятельности человека к его жизни в роли пенсионера.

Что предлагают сами пенсионеры?

При предприятиях и организациях, отделениях регионального отделения Пенсионного Фонда РФ по Ульяновской области создать школы, клубы будущих пенсионеров, в которых знакомить с федеральными программами, реализуемые для пенсионеров. Например, программой государственного софинансирования пенсии, ежегодной индексацией пенсии, доплатой из федерального либо из регионального бюджета к пенсии неработающих пенсионеров. Здесь же можно информировать пожилых людей о возможности трудоустройства. В развитии занятости пожилых людей весьма важную роль должны играть работодатели, как основное звено, соединяющее производство и социальную сферу. Их действия должны быть ориентированы на развитие гибкой занятости, позволяющей использовать различные формы и виды трудовых соглашений, обеспечивающих соблюдение интересов сторон. Департаменту труда необходимо рекомендовать работодателям при заключении коллективных договоров включать позицию предоставления социальных гарантий и льгот работникам пенсионного возраста, центрам занятости оказывать содействие в поиске подходящей работы пенсионерам, ищущим работу и готовым приступить к ней.

Ввести в традицию торжественное вручение пенсионного удостоверения и первой пенсии пенсионерам на базе отделений пенсионного фонда. Первое такое вручение состоялось с участием Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области 21 октября 2010 года, на котором 10 гражданам, только что вышедшем на пенсию, были вручены пенсионные удостоверения.

Пенсионеры также предлагают провести мониторинг с привлечением общественных объединений пенсионеров с целью выявления активных пенсионеров, одиноких и тяжело больных пенсионеров.

Многие пенсионеры творческие люди, готовые заниматься спортом, творчеством, трудовой деятельностью. Для поддержания и развития своих творческих способностей они предлагают:

-создать творческие центры на базе Домов культуры муниципальных образований;

-создать областной Центр ветеранов на базе Дома офицеров, который был бы организатором и методическим центром для различных клубов ветеранов, а также организатором различных спортивных и творческих конкурсов для пожилых людей. Примеры такой деятельности в области имеются. Это Олимпиада третьего возраста на базе центра социального обслуживания «Исток»; Университет пожилого человека на базе центра комплексного обслуживания «Доверие»;

-создать областную газету для пожилых людей, которая была бы доступна для этой категории людей, и которая бы освещала вопросы пенсионного обеспечения, медицинского и социального обслуживания пожилых людей, а также возможности трудоустройства;

-возобновить работу мобильных бригад из работников органов социальной защиты населения, здравоохранения и других ведомств для пожилых людей, проживающих в отдалённых малозаселённых деревнях.

Как видите предложения, поставленные пенсионерами, касаются работы как отделения Пенсионного фонда РФ, так и органов социальной защиты, здравоохранения, культуры, спорта и других ведомств.

Все эти предложения должны войти в межведомственную региональную программу по старшему поколению.

Пожилой человек должен знать, что со своими проблемами он может обратиться в службы социальной защиты населения.

В Ульяновской области социальные услуги гражданам пожилого возраста оказывается в 13 учреждениях различного профиля. Ежегодно государственными учреждениями социального обслуживания оказывается помощь более чем 17,5 тыс. нуждающимся в социальной защите гражданам.

Но в последнее время все чаще возникает вопрос о необходимости повышения качества государственных услуг. На это обращает внимание Президент РФ в своих посланиях. Повышение качества и доступности государственных услуг названо одной из целей административной реформы в Российской Федерации. Население проявляет интерес к тому, услуги какого качества ему предоставляются. Граждане часто говорят о том, что оказываемые бюджетными учреждениями услуги не отвечают ожиданиям, не удовлетворяют потребности.

Государственные услуги по социальному обслуживанию включены в Реестр государственных услуг, предоставляемых Министерством труда и социального развития Ульяновской области и утверждены приказом Министерства.

К каждой государственной услуге составлен проект административного регламента, где чётко до мелочей прописаны все процедуры, определены ответственные, установлены жёсткие сроки рассмотрения дел.

Распоряжением Министерства труда и социального развития Ульяновской области в государственных учреждениях социального обслуживания приняты к применению 21 Национальный стандарт социального обслуживания. Кроме этого, постановлением Правительства Ульяновской области № 321 «О социальном обслуживании населения в Ульяновской области» утверждены 3 государственных стандарта в Ульяновской области:

1. Основные виды социальных услуг;

2. Требования к порядку и условиям оказаниям услуг;

3. Основные факторы, определяющие качество услуг.

Для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее востребованным остаётся социальное обслуживание на дому. Сохранение сложившегося уклада жизни для пожилых и инвалидов имеет немаловажное значение, способствует сохранению их психологического и социального статуса.

Предоставление социальных услуг на дому осуществляют 2 центра социального обслуживания (в г. Ульяновске и г. Димитровграде) с 27 отделениями социального обслуживания на дому.

Охват услугами социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов за 9 месяцев т.г. составил 5022 человека, что на 0,5% выше показателя за аналогичный период 2009 года.

Сфера государственных социальных услуг, предоставляемых престарелым людям и инвалидам на дому, нуждается во внедрении новых подходов. Мониторинг опыта регионов Российской Федерации говорит о том, что многие регионы внедряют очень современные технологии.

В г. Санкт-Петербурге по социальному обслуживанию на дому внедрены такие услуги, как услуга «тревожная кнопка» и «служба сиделок».

В Пензенской области одиноким пожилым людям выдаются GPS-навигаторы с «тревожной кнопкой». Технология ориентирована на одиноких пожилых граждан, у которых нет других средств связи. Если человеку вдруг стало плохо или нужна срочная консультация, достаточно нажать кнопку экстренного вызова на устройстве или две кнопки с заранее запрограммированными номерами. Дежурный, принявший сигнал от клиента, немедленно связывается с ним и организовывает необходимую помощь. Устройство оснащено модулями GPS и GSM, что позволяет определить местонахождение устройства и найти человека, если он не выходит на связь.

В Кировской области гражданам пожилого возраста выдаются сертификаты на соцобслуживание на дому. Технология ориентирована на уровень дохода человека и его индивидуальную нуждаемость в социальных услугах. Услугу и организацию выбирает сам гражданин, находящийся на надомном обслуживании и расплачивается сертификатом. Номинал сертификата зависит от индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах. Внедрение данной услуги способствует развитию конкуренции в сфере предоставления социальных услуг и формированию негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг в регионе.

Положительный опыт субъектов Российской Федерации показывает, что внедрение стационарозамещающих технологий социального обслуживания пожилых граждан позволяет продлить пребывание пожилого человека в привычных домашних условиях и поддержать его социальный, психологический и физический статус.

В межведомственную программу по пожилым людям должна войти модернизация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с введением таких новых услуг, как:

-услуга сиделок по социально-медицинскому уходу на дому. Услуги сиделок будут предоставляться людям, которые не могут в течение дня оставаться одни без посторонней помощи. Им необходима помощь в приёме пищи, лекарств, в одевании, в проведении гигиенических процедур;

-услуга «тревожная кнопка». Это технология предоставления системы экстренной социально-медицинской помощи пожилым людям и инвалидам, осуществляемой с привлечением специализированных служб скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС милиции и других служб в течение 24 часов в сутки;

-услуга «социальное такси». Услуга предоставляет индивидуальные и коллективные перевозки автомобильным транспортом пожилых граждан и инвалидов;

-услуга «приёмная семья для пожилых граждан». Эта услуга предусматривает содействие созданию и поддержки семей, принявших на постоянное проживание граждан старшего возраста, в том числе инвалидов.

Свои предложения в разработку программы должны внести и коллективы двух центров социального обслуживания «Доверие» и «Исток», которые в основном занимаются социальным обслуживанием граждан на дому.

В рамках организационных мероприятий по модернизации системы ухода на дому в нашем регионе, необходимо провести следующее:

1. Привлечь в состав участников социального ухода на дому на основе соглашений учреждения здравоохранения, службу занятости, бытового и торгового обслуживания, организации правовой помощи.

2. Разработать и внедрить новые методики ухода за пожилыми и инвалидами.

3. Провести мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня и квалификации работников, занятых уходом на дому.

4. Обеспечить родственникам гражданина пожилого возраста и инвалида доступность знаний о состоянии его здоровья и мерах по его укреплению.

5. Обеспечить обучение родственников технологиям ухода за пожилыми больными и инвалидами и правилам использования в уходе технических средств ухода и реабилитации.

Для организации работы по внедрению новых технологий в деятельность государственных учреждений социального обслуживания необходимо проработать нормативно-правовые акты Правительства Ульяновской области, Министерства труда и социального развития Ульяновской области, которые бы регламентировали порядок и условия оказания инновационных услуг, порядок их финансирования и контроль за качеством предоставления услуг на дому. Остро стоит вопрос по разработке в нашей области механизма индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании. Такой опыт уже имеется во многих регионах РФ (Кировская, Вологодская, Ленинградская и др.).

Изменение структуры предоставления социальных услуг на дому позволит повысить качество жизни людей в пожилом возрасте, максимально продлить пожилым людям пребывание в привычной социальной среде и оказывать им в надомных условиях необходимую помощь.

Не менее востребованной для граждан пожилого возраста и инвалидов является государственная услуга «Социальное обслуживание в стационарных учреждениях».

В системе государственных учреждений, стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в 9 учреждениях на 2212 койко-мест. Всего за 9 месяцев 2010 года в стационарных условиях было обслужено 2384 человека.

Качество предоставления социальной услуги определяется по следующим основным параметрам:

-наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение, оказывающее услуги;

-условия размещения организации;

-укомплектованность организации специалистами и их квалификация;

-специальное и табельное техническое оснащение организации (оборудование, приборы, аппаратуры и т.д.);

-состояние информации об организации, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы;

-наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью организации.

Большинство параметров в учреждениях социального обслуживания соблюдается.

В тоже время сохраняется проблема проживания граждан в стеснённых условиях.

В числе проблем, требующих решения – существующая очередь на помещение в стационарные учреждения, которая составляет в дома-интернаты общего профиля – 16 человек, психоневрологического профиля – 52 человека.

Материально-техническая база учреждений не в полном объёме отвечает предъявляемым требованиям со стороны пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора.

Для того, чтобы снять все существующие вопросы проживания и безопасности пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях, необходимо отделу организации и развития социального обслуживания (Хмелевских А.А.) разработать ведомственную целевую программу по строительству новых учреждений социального обслуживания, особенно психоневрологического профиля и домов-интернатов малой вместимости, необходимых для пожилых людей, проживающих в сельской местности.

В тоже время следует отметить, что вопросы улучшения материально-технической базы учреждений, обеспечения безопасных условий проживания и пребывания в учреждениях последние годы находятся на постоянном контроле Министерства труда и социального развития Ульяновской области.

Несмотря на все сложности 2009 и 2010 годов Министерство продолжает реализовывать ряд мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений, направленных на улучшение условий пребывания обслуживаемых в государственных учреждениях.

В 2010 году завершается строительство пристроя к существующему зданию реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» по ул. Герасимова, 9 в Засвияжском районе г. Ульяновска». Стоимость проекта 34,9 млн. рублей.

Продолжается строительство центра комплексной реабилитации Максимовского детского дома. Данный проект внесён в проект постановления Правительства Российской Федерации. Планируется выделение средств в размере 6,9 млн. рублей из федерального бюджета в этом году.

До конца 2010 года планируется завершить строительство спального корпуса ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п. Дальнее Поле», уничтоженного во время пожара в августе 2010 года.

Последние два года государственные учреждения социального обслуживания приводятся в соответствии с требованиями пожнадзора. Эта работа будет продолжена в 2011 году, планируется выделить на мероприятия по пожарной безопасности средства в сумме более 13 млн. рублей. На мероприятия по энергосбережению планируется более 2 млн. рублей.

Особое значение приобретает для нас комплекс мер по реабилитации инвалидов, реализация которых способствует достижению им материальной независимости, социальной адаптации с последующей интеграцией в общество. В общей структуре населения Ульяновской области инвалиды составляют 10%.

На сегодняшний день социальная защита располагает несколькими полноценными «звеньями» реабилитационной работы.

Это областной центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух», который представляет широкий спектр педагогической, психологической и социальной реабилитации детям инвалидам и семьям, с детьми инвалидами. За 9 месяцев т.г. центр принял почти 2,5 человек, в т.ч. программу комплексной реабилитации прошёл 451 ребёнок-инвалид. Центр ежегодно развивает объёмы и виды социальных услуг. В рамках областной программы по раннему вмешательству «Если ребёнок не такой как все» начата работа с семьями, воспитывающими детей от 0 до 3 лет. В настоящее время составлена база данных, в которой насчитывается 150 семей. В рамках этой программы будут созданы службы раннего вмешательства в 5-ти сельских районах (Инзенский, Карсунский, Вешкаймский, Сурский, Майнский ) под патронатом территориальных управлений социальной защиты. Софинансирование этой программы осуществляет Фонд поддержки детей, находящихся в рудной жизненной ситуации.

Кроме того, с вводом нового корпуса, в 2011 году будет открыто отделение раннего вмешательства. Расширение площадей реабилитационного центра «Подсолнух» позволит увеличить мощность учреждения в 2 раза и ввести новые услуги по реабилитации детей-инвалидов: водолечение, садовая терапия, проживание в социальной гостинице на период обследования ребёнка и разработки программ реабилитации.

Димитровградское коррекционное училище, которое ведёт профессиональную подготовку молодых инвалидов. И такое училище имеют далеко не все регионы Российской Федерации. Но как мы его используем? Наполняемость училища в этом учебном году составляет 113 человек или 94% от норматива. При плане 76 человек, территориальными управлениями направлено всего 28 человек. План выполнен только 7-ю управлениями. 14 управлений совсем не приступали к выполнению задания. В тоже время группа педагогов училища смогла дополнительно выявить 30 человек, нуждающихся в профессиональном обучении и социальной защите. Это говорит о плохом взаимодействии по выполнению поставленных задач органами социальной защиты населения внутри ведомства с одной стороны, а с другой стороны не пониманием задач по социальной реабилитации инвалидов.

Через центры занятости в этом году трудоустроено 793 инвалида.

И эти направления будут не только продолжены, но и усиливаться.

На федеральном уровне в конце 2010 года планируется принятие федеральной программы «Доступная среда до 2015», которая состоит из двух этапов: в 2011-2012 годах – отработка пилотных программ и выявления услуг, в которых нуждаются граждане, и в 2013-2015 годах - широкомасштабная реализация по всей стране.

Мы не вошли в 1-ый этап реализации федеральной программы, но в Ульяновской области в стадии разработке находится своя региональная программа «Доступная среда для инвалидов на 2011-2013 годы». Задача заключается как раз в том, чтобы эта программа была действенной и действительно бы повлияла на качество жизни инвалидов и в том числе и людей пожилого возраста.

Формирование полноценной системы защиты семьи и детства в последние годы является одним из ключевых приоритетов социальной и демографической политики Российской Федерации и Ульяновской области.

На государственном уровне поставлены задачи принятия системных мер в сфере обеспечения безопасности детей, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, комплексной реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

В системе социального обслуживания семьи и детей функционирует 13 учреждений различного типа, которые оказывают 4 государственные услуги:

-«Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания семьи и детей»;

-«Организация дневного пребывания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания» обслужено;

-«Консультативная помощь в учреждениях социального обслуживания»;

-«Предоставление реабилитационных услуг в реабилитационных учреждениях Министерства труда и социального развития».

По итогам 9 месяцев количество потребителей государственных услуг в учреждениях социального обслуживания семьи и детей снизилось в 1,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 37,7 тыс.чел. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года:

-на 17 % меньше обслужено детей в стационарных учреждениях;

-на 22% меньше человек обслужено отделениями дневного пребывани я;

-на 15% меньше человек получили консультационные услуги .

Уменьшение количества обслуженных связано с тем, что с начала 2010 года учреждения социального обслуживания семьи и детей работают по государственному заданию, которое устанавливает требования к составу, качеству и объёму предоставления государственной услуги, условиям, порядку и результатам её оказания.

В то же время, анализируя отчётность об исполнении государственного задания, можно выделить показатели, характеризующие качество предоставления государственной услуги:

-факт повторного определения детей и подростков в приюты. В течение 9 месяцев 2010 года 76 несовершеннолетних были определены в приюты повторно (за аналогичный период прошлого года – 57 воспитанников). Больше 20-ти повторно поступивших несовершеннолетних в СРЦН «Радуга», больше 10 –ти - в СРЦН «Причал надежды», «Планета детства», «Алые паруса».

-число детей, находящихся в приюте свыше 1 года. На 1 октября 2010 года свыше года в социальных приютах проживали 8 несовершеннолетних (2 детей в СРЦН «Радуга», 3 - в СП «Росток», 3- в СРЦН «Рябинка»).

-количество самовольных уходов несовершеннолетних из приютов. За 9 месяцев текущего года самовольные уходы были в СРЦН «Открытый дом», «Радуга», «Алые паруса».

Все эти приведённые факторы говорят о том, что предоставление государственной услуги «Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания семьи и детей» проходит в ряде учреждений не качественно или другими словами - коллективы специалистов государственных учреждений не готовы и не способны работать качественно, внутри учреждений отсутствует внутренний контроль за предоставлением государственных услуг.

Мониторинг количества помещённых детей в специализированные учреждения, показывает, что в последнее время стала проблемой и наполняемость специализированных учреждений, нуждающихся в социальной реабилитации. Особые проблемы наполняемости в социальном приюте «Ручеёк». Проблемы наполняемости существуют и в других учреждениях: СРЦН «Радуга», «Планета детства», СП «Росток».

В тоже время за 9 месяцев т.г. прошли реабилитацию в учреждениях социального обслуживания семьи и детей только 40,3% от общего числа семей, состоящих на учёте в органах системы профилактики.

Необходимо выявить причины этого странного явления межведомственного взаимодействия внутри Министерства, а также территориальных управлений и государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей и продумать механизм организации раннего выявления семей и детей, нуждающихся в государственной поддержке и помещения в специализированные учреждения детей из этих семей на социальную реабилитацию.

Важной задачей является выведение на рынок услуг социального обслуживания. Часть мероприятий в рамках выполнения данной задачи уже решена. 10 учреждений социального обслуживания старшего поколения переведены из бюджетных в автономные. Тем самым решаются задачи по мотивации учреждений к эффективному использованию средств, выполнению услуг по объёму и качеству, соответствующих государственному заданию. С другой стороны, создаются условия для конкуренции среди поставщиков государственных услуг. Негосударственный сектор уже участвует на рынке предоставления государственных услуг и его сфера будет только расширяться. Примером тому может служить предоставление санаторно-курортного лечения федеральным и региональным льготникам, обеспечение техническими средствами реабилитации, летнее оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.

За текущий период Министерство заключило 27 Госконтрактов с 11-ю санаториями, 5 из них – здравницы Ульяновской области. Услугами по санаторно-курортному обеспечению воспользовались 1411 чел.

115 государственных контрактов заключено по обеспечению техническими средствами реабилитации. 7630 инвалидов уже обеспечены техническими средствами реабилитации.

В тоже время часть льготников недовольна предоставлением государственных услуг.

Отбор санаториев для лечения федеральных льготников на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ большого эффекта не имеет. Участвуя в конкурсе, санатории стараются выиграть тендер путём уменьшения стоимости путёвок, что ведёт к ухудшению качества лечения, а здравницы, имеющие все необходимые условия для приёма пациентов, используя новейшие методики и оборудование, остаются в проигрыше. Федеральный закон № 94-ФЗ предполагает изначально выигрыш лотов теми санаториями, которые закладывает меньшую стоимость путевки. При проведении конкурса она составляет 80 %, а качеству оказания услуг отдаётся только 20%.

Возьмём предоставление технических средств реабилитации. Основная проблема заключается в несвоевременной поставке памперсов, абсорбирующего белья и других технических средств. Это связано было с недостаточными требованиями со стороны службы по предоставлению технических средств реабилитации Министерства к поставщикам по срокам поставки. Для того, чтобы снять данный вопрос, в последующие государственные контракты были включены требования, регламентирующие сроки поставок.

Исходя из приведённых фактов, следует, что службам Министерства необходимо разрабатывать механизм влияния на поставщиков услуг, включая проблемные позиции в государственные контракты.

Одной из важных задач административной реформы является повышение эффективности и качества осуществления функций самого исполнительного органа государственной власти, в том числе функций, связанных с оказанием государственных услуг.

Органы социальной защиты населения являются центральным элементом системы взаимодействия граждан и государства. К нам ежедневно обращаются десятки и сотни клиентов. Поэтому нам важна оценка нашей деятельности населением.

С другой стороны, правомерность назначения социальных выплат, присвоения льготного и иного специфического статуса и как итог предоставление государственных услуг определяет целевое и эффективное использование средств бюджета.

На качество оказания государственных услуг существенное влияние оказывают:

Первое - компетентность сотрудников.

Поскольку наша деятельность связана с реализацией законодательства, уровень правовой подготовки специалистов, знание основных законов и подзаконных нормативных правовых актов – это ключевой фактор качественного оказания государственных услуг гражданам. Это грамотные консультации, дающие правовую оценку ситуации при определении права на меры социальной поддержки, что исключает вероятность нецелевого расходования бюджетных средств и необходимость многократных обращений по кабинетам.

К сожалению, в ряде районов не ведётся кодификационная работа. Специалисты пользуются устаревшими нормативно-правыми актами. А некоторые сотрудники не знают даже тех основных документов, которые ежедневно применяют, не говоря уже о «других участках» работы: специалисты по субсидиям не знают законодательство, регулирующее предоставление детских пособий, специалисты по социальным выплатам не владеют ситуацией с монетизацией.

Забывается о необходимости ведения должного учёта обращений клиентов и регламентации процесса приёма – передачи документов от специалистов государственного учреждения государственным служащим в территориальный орган, плохо организовано делопроизводство, нарушаются сроки.

Таким образом, необходимо организовать систематическое обучение и повышение правовой компетентности персонала на местах на базе территориальных управлений, а также продолжить методические занятия в Министерстве.

Второе. Мы знаем, что существует возможность улучшения качества предоставляемых государственных услуг за счёт внедрения информационных систем.

К сожалению, до сих пор из-за отсутствия выделения средств и согласования вопроса с координирующими данную деятельность инстанциями, мы не можем внедрить новый программный комплекс. Это не позволяет нам пока эффективно организовать процесс обслуживания клиентов по принципу «одного личного электронного дела» на клиента по всем видам мер социальной поддержки, социальной помощи и оказания других услуг (санаторно – курортных, протезно – ортопедической помощи, ведение учёта неблагополучных семей, многодетных - в одном комплексе и пр.).

По этой причине до настоящего времени в районах практикуется «гонение» посетителей по соседним кабинетам за справками, например, для назначения субсидий о получении детских пособий, ЕДВ и т.д. Специалисты, ведущие приём по вопросам предоставления ЕДК на оплату ЖКУ не знают, является ли клиент получателем ЕДК как Ветеран труда Ульяновской области. Хотя это ведёт к неправомерному назначению выплат.

Поэтому важно и необходимо находить механизмы и технологии, которые и в условиях отсутствия единого программного информационного комплекса позволят оптимизировать процессы предоставления государственных услуг гражданам.

Необходимо организовать работу так, чтобы в клиентских службах, а также рабочие места специалистов по определению права на меры социальной поддержки, были оснащены всеми видами актуальных баз данных с возможностью распечатки информации о предоставляемых социальных выплатах.

Третье.

Мониторинг качества предоставления услуг территориальными управлениями и учреждениями показывает, что даже в сложных условиях при низкой материально – технической обеспеченности, необорудованности помещений, в районах совершенствуется организационная составляющая процесса работы с населением, обеспечена доступность административных регламентов, бланков заявлений, оборудованы места для ожидания, размещены схемы расположения кабинетов и пр.

У Министерства и на местах впереди огромный пласт работы по модернизации деятельности по предоставлению государственных услуг.

В настоящее время она рассматривается через призму Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ.

В реестре государственных услуг Министерства труда и социального развития Ульяновской области зарегистрированы 142 государственные услуги, на которые разработаны только 35 административных регламента.

Поэтому нам предстоит колоссальная работа по разработке и внедрению более 100 административных регламентов. В соответствии с требованиями Закона, привести в соответствие уже разработанные регламенты, при этом проработать стандарты качества оказания данных услуг, разработать и внедрить систему оценки соблюдения утвержденных регламентов и стандартов качества оказания государственных услуг.

Проработанные «живые» регламенты с едиными формами заявлений, справок, иных унифицированных документов также позволят разместить данную полную и качественную информацию о предоставляемых услугах в государственной информационной системе «Реестр государственных и муниципальных услуг», на сайте Министерства и иных ресурсах для возможности в дальнейшем предоставления услуг в электронном виде.

В лучшем положении находится Департамент занятости населения Ульяновской области, реестр государственных услуг которого включает 13 государственных услуг в сфере содействия занятости населения. Все основополагающие документы проработаны федеральным центром.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Услуги в сфере содействия занятости населения» определяется содержание этапов перехода органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг в электронном виде.

В соответствии с рабочим и календарным планами перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде срок предоставления семи государственных услуг в электронном виде определён 01 января 2011 года, для одной услуги - до 01 января 2013 года, для 4-х- до 01 января 2014 года.

В настоящее время на ведомственном информационном ресурсе и Портале государственных услуг Ульяновской области размещены формы заявлений и иных документов, необходимых для получения государственных услуг, и обеспечен доступ к ним для копирования и заполнения в электронном виде.

В 2010 году продолжало оставаться непростым положение дел на рынке труда. Системная работа службы занятости населения, последовательная реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости в этой сфере, позволили сократить число безработных граждан, неполную занятость работников. Однако востребованность государственных услуг в сфере занятости по-прежнему высокая. За 9 месяцев текущего года в Центры занятости обратилось 51,5 тысяч человек, из них более 38 тысяч (74%) — за содействием в поиске подходящей работы. 27600 человек, или почти 73 % - были трудоустроены, причём 12 тысяч - на постоянную работу. За оказанием государственных услуг содействия в подборе необходимых работников в течение отчётного периода обратилось 3420 работодателей, или на 700 больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Было заявлено более 57 тысяч вакансий. Центрами занятости проведено 745 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, которые посетили и получили там различные услуги 40 тысяч человек.

В 2010 году 35 тыс. безработных граждан получали пособие по безработице, 1,5 тыс. человек получали досрочную пенсию, в мероприятиях активной политики занятости приняли участие 80 тыс. человек.

В рамках Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2010 году приняло участие почти 40 тысяч человек, 29 тыс. из них – в общественных работах.

В Департаменте создана система регулярных совещаний, семинаров как с руководящим составом, так и со специалистами центров занятости населения, позволяющая своевременно влиять на качество оказываемых населению услуг, на методическое обеспечение технологических процедур. В текущем году в практику работы введено тестирование директоров и специалистов центров занятости на знание административных регламентов по оказанию государственных услуг. Центрами занятости населения регулярно проводятся опросы получателей услуг для определения степени их удовлетворённости взаимодействием со специалистами службы.

Однако задача усиления контроля со стороны Департамента занятости за предоставлением государственных услуг в области содействия занятости, предусмотренных законодательством, во всех подведомственных центрах занятости остаётся важной. Особенно это актуально с учётом наступающих сезонных изменений на рынке труда.

Переход на предоставление государственных услуг в сфере содействия занятости населения в электронном виде требует переподготовки кадров службы занятости в целом. Повышение уровня компетенций руководителей и специалистов службы занятости в данной сфере будет способствовать качественному выполнению возложенных на них функций.

В планах Департамента на 2011-2013 годы предусматривается проведение целенаправленной переподготовки руководителей и специалистов службы занятости по переходу на предоставление государственных услуг в сфере содействия занятости населения в электронном виде.

Уважаемые коллеги!

Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть, что нас ждёт очень серьёзная работа по переоценке нашей работы с населением, по разработке новой нормативно-правовой базы, ведомственных целевых программ, а также предстоит очень серьёзная работа по разработке новой Концепции развития отрасли социальной защиты населения.

Жизнь не стоит на месте. Каждый год преподносит новые требования к работе органов социальной защиты, труда и занятости населения. Нам предстоит в условиях строжайшей экономии бюджетных средств завершить 2010 год и воплотить в 2011 году обозначенные приоритеты.