Цветовая схема

Версия для слабовидящих

  

Доклад

«Об итогах работы отрасли социального развития  в   2013 году и о задачах 2014 года»

       

        Уважаемый Сергей Иванович, уважаемые коллеги, добрый день!  

Социальный блок Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области представляет собой большую разветвлённую, многопрофильную социальную отрасль, включающую несколько очень важных и сложных направлений деятельности в области социальной защиты наиболее уязвимых слоёв населения, в области развития социально-трудовой сферы, объёмы работы которой, а главное - и ответственности за последние годы значительно возросли.

Это связано с приёмом полномочий  с федерального уровня на уровень региональный, а также с новыми, очень важными, задачами, которые ставит перед нашей отраслью Правительство Ульяновской области, и требованиями жизни в нашем регионе.

В прошедшем году все расходные социальные обязательства перед населением были выполнены в полном объёме. 

      В  2013 году была проведена большая работа по совершенствованию регионального законодательства. Разработано 45 законопроектов, из которых 27  приняты Законодательным Собранием Ульяновской области.

Меры социальной поддержки  получили  более 477 тысяч  граждан Ульяновской области, на эти цели было предусмотрено 7,9 млрд. рублей консолидированного бюджета, что на 10,5% больше, чем в 2012 году. При этом за счёт средств областного бюджета на меры социальной поддержки выделены средства в сумме 5,6 млрд.руб., что на 15% больше, чем в 2012 году.

       Важным для жителей региона являются изменения в Закон Ульяновской области «О ежемесячной денежной выплате на ребёнка до достижения им возраста трёх лет», которые расширили круг потенциальных получателей и позволили улучшить материальное обеспечение многодетных семей.

Внесены изменения в Закон Ульяновской области «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» по  дополнительной мере социальной поддержки студенческих семей, а именно, по единовременной социальной выплате в размере 50000 рублей при рождении первого ребёнка на приобретение жилого помещения.

Исправлена социальная несправедливость по предоставлению на территории Ульяновской области отдельным категориям инвалидов, имеющих детей, дополнительной меры социальной поддержки в сфере оплаты жилых помещений частного жилищного фонда.

Однако стоит отметить, что значительная часть законов Ульяновской области, принятых в 2005-2010 годах, предусматривающих денежные меры социальной поддержки различным категориям граждан, решала вопрос снижения уровня бедности населения.  Результатом проведения, в том числе и данных мер, с 2005 года  уровень бедности в регионе снизился  более чем в 2 раза с 29,1% до 13,3% в 2012 году.

Исходя из анализа, представленного  государственным университетом «Высшая школа экономики», денежные доходы населения  в  Ульяновской области на четверть (25%) формируются за счет социальных выплат из бюджетов разных уровней, что заметно больше доли данного источника доходов в сравнении с другими регионами ПФО и в целом по Российской Федерации. И соответствующая доля  за последние  5 лет  увеличивается.

Из этого же анализа следует, что вследствие развития системы социальной поддержки граждан по статусному и категориальному принципу, а не по принципу адресности развивается зависимая, а зачастую и иждивенческая позиция большинства клиентов социальных служб. Т.е. социальная помощь рассматривается как необходимое и должное действие со стороны государства.

        В связи с этим в 2013 году взят курс на изменение подходов в предоставлении мер социальной поддержки населению, начата большая работа по изменению регионального законодательства путём внедрения критериев нуждаемости, основываясь на принципах социальной ответственности каждого за своё благополучие и будущее и социальной сплочённости для улучшения благосостояния всех.

      Это приоритетная задача Департамента методологии и организации социальных выплат и Департамента социальной защиты населения.

       В развитие данной темы по инициативе Совета ветеранов и Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова при широкой поддержке общественности, профсоюзных активов и населения была возрождена региональная программа преодоления бедности «Забота» на 2013 год».    Программа систематизировала 60 нормативно-правовых актов по оказанию мер социальной поддержки гражданам, базируется на действующих в Ульяновской области Программах в сфере социальной поддержки населения. Однако её особенностью является принцип вовлечения в оказание помощи гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, органов муниципальной власти, а также всех небезучастных к проблемам других благотворителей (предприятия, организации, общественность и частные лица). С указанной целью и в развитие этой новой системы в каждом муниципальном образовании  и на ряде наиболее социально ответственных предприятиях области действовали местные и локальные программы «Забота». В 2014 году в проекте уже разработан стратегический документ - Концепция, упорядочивающая систему работы в данном направлении, которая должна превратиться в приоритетный региональный проект «Забота».

        Кроме этого, в 2013 году значительно переработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия оказания государственной социальной помощи. Важным и новым направлением работы при этом является внедряемая уже в текущем году система оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта. Данная система основана на активизации внутренних ресурсов граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, т.к. помощь будет оказываться тем, кто сам хочет себе помочь.

В 2014 году Департамент социальной защиты населения, территориальные управления и учреждения социальной защиты населения должны в полной мере перейти на новую систему работы.           

В конце прошлого года  принят полностью обновлённый федеральный закон об основах социального обслуживания населения в РФ, в котором идёт речь о новом качественном уровне оказания помощи нуждающимся. Вводится  новая форма социального обслуживания -  «социальное сопровождение». При этом механизм организации социального сопровождения должен быть определён на региональном уровне.

Закон вступает в силу с 2015 года, а весь этот год уйдет на перестройку существующей системы. Это также задача Департамента социальной защиты населения. При этом уже сегодня мы вместе со здравоохранением должны выстроить новую систему сопровождения семей с детьми – инвалидами, основанную на принципах предупреждения, раннего выявления, раннего вмешательства, постоянного контакта в форме периодического визитирования и телефонного контактирования, а также постоянной поддерживающей реабилитации всеми субъектами процесса.

Такую же систему мы с Департаментом охраны прав несовершеннолетних должны выстроить по сопровождению многодетных и неблагополучных семей.

      В феврале  этого года Президент России Владимир Владимирович Путин провел заседание президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства», на котором обсуждались вопросы повышения доходов семей с детьми, трудоустройства женщин, имеющих детей  дошкольного возраста,  семейного неблагополучия. Все затронутые вопросы и проблемы  имеются и в нашем регионе.

Что было сделано в 2013 году.

Во-первых, во всех районах были открыты филиалы центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья», которые  позволили оперативно решать вопросы  ранней профилактики социального неблагополучия среди семей и детей.

 Во-вторых,   в 2013 году  в регионе стали реализовываться новые законы, которые расширили меры социальной поддержки  многодетных  и студенческих семей, семей, в которых дети родились в результате многоплодных родов.

В третьих, была усилена работа по профилактике детской безнадзорности и социального сиротства. С середины прошлого года социально-реабилитационные центры и детские дома находятся  в одной отрасли социального развития. Это позволяет  более оперативно решать  вопросы по  ранней профилактике социального сиротства, по  жизнеустройству детей, оставшихся без опеки и попечительства, по координации действий узких специалистов по оказанию помощи семье и детям. Но эту систему, Лариса Владимировна, нужно выстраивать.

 

      В течение последних 3-х лет в  регионе  наметились положительные тенденции. На 245 детей уменьшилась  численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 6 120 чел.) На 3,4% сократилась доля  детей-сирот, проживающих  в  учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей  со 1309  детей в 2011 году до 1083 детей в 2013 году. С 684 детей в 2012 году  до 679 в 2013 (0,73%) сократилось число выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  На 7%  (с 641 в 2012 году до 687 в 2013) увеличилось число детей, устроенных в семью.

Для нас главной задачей является, чтобы ребёнок воспитывался и жил в семье. С этой целью  6 детских домов наделены  полномочиями по отбору и подготовке кандидатов замещающих родителей.  Кроме этого,  при всех детских домах созданы консультативные службы поддержки детей и семей; на базе 6 детских домов - службы примирения в рамках программы «НЕТ насилию!»;  на базе детского дома  «Дом детства» работает  служба по оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавших от жесткого обращения и  преступных посягательств, в состав службы введены 12,5 штатных единиц, работает  стационар на 10 коек; на базе санаторно-оздоровительного лагеря «Первоцвет» работает мобильная областная служба.

Мы понимаем, что решение вопроса о передаче детей-сирот в семьи граждан невозможно без участия широкой общественности, особенно замещающих семей. В области создано 15 клубов замещающих родителей, которые проводят  огромную работу по привлечению внимания общества  к проблеме устройства детей-сирот в семьи.  В рамках областного агитпоезда проводятся круглые столы с общественностью по вопросам устройства детей в семьи граждан,  активно привлекаются СМИ (ежемесячные циклы передач на радио ГТРК «Волга» и 2х2, материалы о детях на страницах газет, журналов), национальные диаспоры, конфессии. В стадии обсуждения находится инициатива новой формы воспитания детей-сирот «Сын полка», где отдельные воспитанники будут воспитываться  в воинских частях нашего региона.

         Одним из проблемных вопросов  остается  сопровождение выпускников детских домов, которые являются  учащимися областных учреждений специально-профессионального образования. В отдельных образовательных учреждениях профессионального образования (Барыш, Новоульяновск, Карсун, Ст. Майна, Сенгилей) количество наших детей составляет более 80 человек, очень часто создается негативная ситуация по проблеме преступности несовершеннолетних. Поэтому адаптация детей в стенах образовательных учреждений является совместной работой  педколлективов  образовательных учреждений и детских домов, органов опеки и  органов управлений внутренних дел.

       Принятие регионального  закона о постинтернатном  сопровождении на договорной добровольной  основе серьезно сказалось бы на результатах межведомственной работы по социализации и адаптации выпускников коррекционных  учреждений для детей-сирот. А у нас в области их  более 90%.

        Самой сложной проблемой остается  обеспечение жильём  детей – сирот. В 2013 году  только 11 человек из 604 реализовали  право на обеспечение жильём из специализированного жилищного фонда: 9 договоров найма заключены в р.п. Тереньга, 2 человека – в г. Новоульяновске. По. г. Ульяновску не закуплено ни одной квартиры.

      В 2013 году    в региональное законодательство внесены  изменения по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: утверждён Порядок признания по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, состав и Положение комиссии, которая будет заниматься этими вопросами.   Принятие данных нормативных актов должна улучшить ситуацию по обеспечению жильём  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Последние годы увеличивается потребность  у жителей области в социальных услугах.  Это связано с рядом причин, одной из которых  является увеличение  продолжительности жизни. Чтобы обеспечить достойную старость пожилым людям, мало стабильной пенсии, надо  ещё организовать качественную социальную помощь и досуг. В течение 2013 года  успешно реализовывались проекты «Тимуровцы информационного общества», Университеты пожилого  возраста, клубы для пожилых. Такие формы работы необходимо продолжать и развивать.

 Растёт потребность  у пожилых людей в стационарном обслуживании и в услугах надомной службы. На обслуживании в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, геронтологическом центре находятся 2086 человек.  Социальные услуги на дому получили 5397 человек.

 

 В 2013 году в Геронтологическом  центре и Доме-интернате для престарелых и инвалидов в г. Димитровграде» внедрена платная услуга «Круглосуточное временное пребывание в условиях стационара», которая очень востребована  для  срочного помещения престарелого родственника в стационар в экстренных случаях. В течение года этой услугой воспользовались 29 человек, в том числе 24  в г. Ульяновске, 5 – в г. Димитровграде.

В целях установления единых требований к объёму, качеству, порядку и условиям оказания социальных услуг населению мы должны завершить  работу по разработке и утверждению Государственных стандартов социального обслуживания населения. Уже утверждено 10 государственных стандартов, которые являются нормативными документами для 25 учреждений. В настоящее время разрабатывается последний государственный стандарт «Оздоровление и социальная реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов», принятие которого запланировано в 1 полугодии 2014 года.

        Кроме этого,   в 2013 году было принято постановление Правительства Российской Федерации, которое заложило основы механизма независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. В 2013 году  5 учреждений социального обслуживания старшего поколения: Геронтологический центр в г. Ульяновске; Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Димитровграде, Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов в с. Репьёвка Колхозная; Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Союз» в с. Бригадировка»; Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов в с. Акшуат» участвовали в пилотном эксперименте.  

В каждом учреждении был создан общественный совет, проведена работа по независимой оценке качества предоставления социальных услуг. Межрегиональный Центр Системных Исследований и Прогнозирования (МЦСИП) «Перспектива»  провел независимый опрос общественного мнения об удовлетворённости граждан качеством услуг.  Это был первый опыт работы. В 2014 году  независимая система оценки качества  учреждений коснётся   всех учреждений социального обслуживания. И надо быть готовым к тому, что такая оценка работы учреждений  будет проводиться общественными организациями, средствами массовой информации, общественными советами при Правительстве Ульяновской области и Министерстве.

        С другой стороны, на качество  предоставляемых социальных услуг, должен будет влиять  «эффективный контракт» - трудовой договор, в котором определены  основные трудовые обязанности, а также показатели и критерии оценки труда сотрудника. Таким образом, зарплата работника будет зависеть от качества и количества  оказываемых услуг. В соответствии,  с  проведённым мониторингом,  уже все руководители и 30% специалистов переведены на такой трудовой договор. В 1-ом полугодии 2014 года планируется перевести 50% персонала учреждений социального обслуживания, до конца года – все 100% персонала. Персональную  ответственность за выполнение данного мероприятия несут директора учреждений. Кроме того Минтрудом Российской Федерации  утверждены первые профессиональные стандарты, среди которых «Руководитель организации социального обслуживания», который с 1 января 2015 года внесёт серьёзные  дополнения к заключенным  трудовым договорам и должностным инструкциям руководителя учреждения социального обслуживания.

           Для решения   проблемы очерёдности  на помещения в дома –интернаты  министерством разработана Перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания населения Ульяновской области до 2020 года.

         В соответствии с  этим документом с ноября 2013 года после завершения  капитального ремонта здания начал функционировать  социально-оздоровительный центр в г. Новоульяновске. Оздоровительный центр рассчитан на 85 койко-мест круглосуточного пребывания и 16 койко-мест дневного стационара. По своей проектной мощности за год центр сможет принять 1638 человек, что позволит сократить очерёдность на предоставление реабилитационно-санаторных услуг.

  В 2014 году планируется  открытие Дома-интерната для престарелых  и  инвалидов»  в г. Новоульяновске  на 80 мест, стационарного учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля на базе областной психиатрической больницы в п. Приозёрный  Барышского района на 350 мест; в 2015 году - пансионата для граждан пожилого возраста в р.п. Языково» на 80 мест.  Открытие  названных учреждений должны решить  проблему очерёдности в существующих психоневрологических интернатах, а также  повысить качество предоставляемых  услуг.

 

Мы продолжили укрепление материально-технической базы учреждений. В  2013 году была проделана работа по привлечению субсидий Пенсионного фонда РФ на капитальный ремонт  бани-прачечной и замену прачечного и кухонного оборудования  в  психо- неврологическом интернате  в п.Лесной  в размере 2,7 млн.руб. За счет средств  Резервного фонда Президента РФ выполнены работы по капитальному ремонту прачечной на сумму 5,0 млн. рублей и оснащению технологическим оборудованием прачечной на сумму 1,8 млн. руб. в Геронтологическом центре. Это позволило привести помещения  к регламентирующим санитарным нормам, улучшить условия труда работников.

        В 2013 году завершен  капитальный ремонт отдельных помещений зданий 2 детских домов (Ивановского и Белозерского детских домов). Отремонтирована кровля  3 детских домов (Майнского детского дома, ОГКОУ СКДД «Дом детства», «Соловьиная роща»); произведена замена системы отопления, канализации и водоснабжения в  2 детских домах («Соловьиная роща», Димитровградском детском доме «Планета»), отремонтирован музыкальный зал ОГКОУ СДД Дом детства, заменены 103 окна  в  8 детских домах и т.д.

       В последние годы все больше привлекается финансовых средств благотворителей, попечителей и конкурсных грантов различных Фондов. Так, в 2013 году  индивидуальным предпринимателем П.П.Бородиным оказана благотворительная помощь 3 –м детским домам области (Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями  здоровья «Орбита, Белоозерский специальный (коррекционный)  детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда», детский дом «Соловьиная роща»)  на сумму 926,7 тыс.руб.  Благотворительный Фонд «Дари добро» оказал финансовую помощь ОГКОУ СКДД «Дом детства» и ОГКОУ Детский дом «Соловьиная роща»  в части постинтернатного сопровождения выпускников и оплаты услуг репетиторов  на сумму 725 824 руб. В рамках деятельности Попечительских советов при учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  выделены средства в сумме порядка 6 млн. руб.  Всего  за  2013 год  привлечено денежных средств в объеме  15 367,288 тыс. руб. 

За 2013 год немало сделано по созданию доступной среды для маломобильных групп населения  в целом по области и в самой  системе социальной защиты и социального обслуживания.

         Благодаря  реализации  региональной и федеральной программ «Доступная среда» в 2013 году в нормативное состояние приведено 28 объектов социальной инфраструктуры, в том числе: 3 детские больницы, 8 учреждений социального обслуживания, 2 центра занятости, 4 учреждения образования, 5 учреждений культуры, 4 учреждения спорта, 2 объекта транспортной инфраструктуры.

       Введено в эксплуатацию здание комплексной реабилитации в детском доме-интернате «Родник» в с. Максимовка», которое позволило внедрить новые формы социального обслуживания семей с детьми-инвалидами.  

      3 учреждения  социального обслуживания «Восхождение» в с. Большие Ключищи, «Сосновый бор» в р.п. Вешкайма», ОГУСО «Парус надежды» приобрели новое  реабилитационное оборудование.

       Проведён целый  ряд различных мероприятий, который был направлен на активное участие инвалидов, на воспитание толерантности в обществе и на формирование нового поколения волонтёров. Среди таких мероприятий можно выделить: областной интегрированный фестиваль художественного творчества «Вместе мы сможем больше», всероссийский эстрадный конкурс чтецов среди инвалидов по зрению «Живое слово», общероссийский социально-патриотический марафон инвалидов-колясочников, инвалидов войны и военной травмы «Сильные духом - 2013», 2-ой  Международный  форум социальных работников «Социальная сплочённость. Открытое общество. Равные возможности».

         Общественные организации инвалидов  стали  для нас настоящими социальными партнёрами в принятии  нормативно-правовых актов, в проведении мероприятий, а также в совместном решении  проблемных вопросов, касающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья.

        В 2014 году регион вновь вошёл  в государственную программу «Доступная среда» и получит субсидии из федерального  бюджета в размере более  44 млн.руб., которые будут направлены на адаптацию  для инвалидов объектов социальной сферы и транспорта.

С целью повышения эффективности качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ульяновской области пройдёт реорганизация сети существующих государственных учреждений социального обслуживания населения и оптимизация  детских домов.

 Часть организационных мероприятий прошла уже в 2013 году: разработаны концепции деятельности новых учреждений, дорожные карты, содержащие мероприятия организационно-технического характера, направленные на реализацию процесса реорганизации, а также проекты нормативных правовых актов Правительства Ульяновской области «О реорганизации областных казённых учреждения социального обслуживания Ульяновской области». 

     С 09  января 2014 года приступил к работе реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г. Димитровграде, который был создан путём преобразования  Специального (коррекционного) профессионального училища – интерната. Создание учреждения данного типа позволит ликвидировать очерёдность в получении реабилитационных услуг детьми-инвалидами и обеспечит возможность получения жителями г. Димитровграда и близлежащих районов реабилитационных услуг по месту своего проживания.

В 2014 году будут проведены основные мероприятия  по реорганизации сети подведомственных учреждений социального обслуживания:

- Объединение реабилитационного центра  для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Подсолнух» с реабилитационным центром для несовершеннолетних «Открытый дом», при одновременном усилении системы реабилитации детей-инвалидов за счёт создания отделения раннего вмешательства, отделения профориентации и трудовой реабилитации подростков с инвалидностью;

- Объединение реабилитационных центров для несовершеннолетних «Алые паруса» и «Причал надежды» в один городской социально-реабилитационный центр с увеличением мощности стационарных отделений на 1 группу из 7 человек и созданием отделений профилактической работы, что приведёт к оптимизации административно-управленческого аппарата учреждений и усилению блока работы по раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике безнадзорности и социального сиротства несовершеннолетних.

    - Оптимизация путём присоединения Специального дома для одиноких граждан пожилого возраста в с. Никольское-на-Черемшане к Дому-интернату для престарелых и инвалидов в г. Димитровграде в качестве самостоятельного отделения интерната с расширением видов деятельности данного стационарного учреждения.

         Процесс оптимизации коснётся и детских домов.

       Основываясь на анализе наполняемости учреждений, имеющегося в них кадрового потенциала, наличия современной материально-технической базы, а также с целью  эффективного использования бюджетных средств,  повышения заработной платы специалистов   определен следующий вариант оптимизации:

- Павловский  детский дом «Исток» будет ликвидирован.

 -учитывая территориальную близость идентичных по профилю учреждений, будет осуществлено слияние Майнского   детского дома  «Орбита» Белоозерского детского дома  «Надежда»,  Новодольского  детского дома «Остров детства» и Базарносызганского  детского дома  «Росток».

-учитывая низкую наполняемость Ивановского детского дома - 24 человека при проектной мощности 35, а также историческую значимость детского дома и накопленный опыт нравственно-патриотического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  на его базе идет создание Центра  патриотического воспитания для  детей данной категории. 

- другие детские дома будут перепрофилированы.

За последние 2 месяца проведены встречи с главами муниципальных образований Майнского, Барышского и Павловского районов, по итогам которых  подписаны протоколы переговоров по оптимизации областных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году.  Сейчас мы выходим на финишную прямую. В апреле  планируется  принятие  распоряжений  Правительства Ульяновской области по созданию новых учреждений.

Однако модернизация системы предполагает не только реорганизационные мероприятия. Сегодня мы должны быть в фарватере федеральной социальной политики и соответствовать современным требованиям общества и руководства региона. В связи с этим основные усилия мы должны в 2014 году направить на привлечение инвестиций в отрасль для расширения инфраструктуры социальных услуг для населения.

В 2013 году мы уже сделали ряд шагов.

Во-первых, проведены работы по поиску инвесторов для строительства пансионата для пожилых в р.п. Языково.

Во-вторых, запущен уникальный в Российской Федерации проект, основанный на принципах соответственности и социальной сплочённости, направленный на улучшение качества жизни молодых инвалидов с ментальными особенностями. Летом прошлого года открыт клуб для таких ребят, в котором в течение дня они занимаются творчеством, музыкой, посещают музеи, выставки, организуют спортивные мероприятия и пр. Уникальность проекта заключается в объединении ресурсов государственной системы социального обслуживания, общественной организации, родительского сообщества и благотворителей, которые совместно решают большую социальную проблему – обеспечивают занятость таких людей, их развитие и дают социально-экономическую свободу их родителям. Наша задача – для Департамента социальной защиты населения - в 2014 году открыть сеть таких клубов в муниципальных образованиях региона. Кроме того, данная общественная организация готова открыть для таких молодых людей (которые воспитывались дома, обучались в специализированных образовательных учреждениях, а теперь сидят дома) первый негосударственный пансионат, куда нас обещали пригласить в ближайшее время. Поэтому мы должны выявлять и поддерживать такие инициативы, поскольку это позволит улучшить качество жизни населения через объединение усилий всех.

Повышение заработной платы работников  учреждений социального обслуживания и детских домов

По итогам 2013 года плановые показатели в соответствии с Указами Президента Российской Федерации выполнены - заработная плата социальных работников составила  9626,93 руб.; среднего медицинского персонала – 15276,41 руб.; младшего медицинского персонала – 10269,55 руб.;  педагогических работников оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей - 14743,6 рубля.  Но это было проведено в основном за счёт привлечения внутренних ресурсов, за счёт оптимизации  расходов.  Чтобы  выполнить плановые  показатели по заработной плате  2014 года,  директорам  государственных учреждений необходимо  очень жёстко следовать  в соответствии с Планом  мероприятий, направленных на рост экономики и доходов бюджета Ульяновской области, оптимизацию расходов областного бюджета Ульяновской области, совершенствование социальной политики и институциональных реформ, на 2014-2016 годы», утвержденного Министерством и Правительством  Ульяновской области. Все бюджетники должны быть  переведены на «эффективный контракт», часть денежных средств, необходимых для повышения заработной платы, должна быть получена путём реорганизации неэффективных государственных учреждений, а также за счёт расширения практики оказания бюджетными  учреждениями платных услуг.

С целью организации работы по повышению квалификации и профессиональных компетенций сотрудников системы в ближайших планах  создание базовой кафедры инновационных технологий социальной поддержки гуманитарного факультета УлГУ на базе социального блока Министерства. Это позволит проводить глубокую исследовательскую деятельность по проблемным полям отрасли, бесплатно повышать квалификацию сотрудников, проводить аттестационные мероприятия, привлекать грантовую поддержку.

Развитие социально-трудовой сферы

  Ситуация на рынке труда в течение всего года была стабильной.  Выполнены  показатели, которые определены Указами Президента Российской Федерации.  В 2013 году было создано 22095 рабочих мест, что составляет 106 % годового плана, трудоустроено 164 инвалида на оборудованные (оснащённые) рабочие мест, плановый показатель выполнен на 100 %, обучено 308 женщин, или 103 % от запланированного (300 чел.).

Показатель регистрируемой безработицы составил  0,5 %. Общая численность безработных граждан (по методологии МОТ) снизилась в течение года на 1200 человек и составила в декабре 35,7 тыс. человек или 5,1 % от численности экономически активного населения.

Численность работников, находящихся под риском увольнения и работающих неполное рабочее время, находилась в пределах 1,5 - 2 тыс. человек, при этом в начале марта она достигла своего минимального значения в 528 человек, а на «майских каникулах» возросла до 6,5 тыс. человек за счёт предприятий Димитровграда, которые уже в середине мая месяца вошли в обычный режим работы.   

           Не выполнен плановый показатель  по  росту заработной платы в 115%. По итогам 2013 года рост составил только 12,3% .

 

        Одним из результатов  совместной работы всех уровней власти   стал уровень просроченной задолженности по заработной плате в Ульяновской области, который  составил 633,0 тыс. рублей и снизился к уровню на 01.01.2013 на 5,0 млн. рублей; в консолидированный бюджет области налога на доходы физических лиц собрано 11 857,7 млн. руб., что  по сравнению с соответствующим периодом 2012 года  дополнительно собрано 2 615,5 млн. рублей. В разрезе муниципальных образований план поступления НДФЛ  выполнен в 20 МО.

            Для более эффективного решения задач, касающихся  повышения уровня и темпов роста заработной платы, максимального снижения уровня просроченной задолженности по заработной плате во всех муниципальных образованиях Ульяновской области работают межведомственные комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда, работает межведомственная  рабочая группа по вопросу легализации «теневой» заработной платы в организациях Ульяновской области с участием представителей прокуратуры, УМВД, налоговой службы, Государственной инспекции труда.

Межведомственными  комиссиями по укреплению дисциплины оплаты труда проведено 947 заседаний, на которых были заслушаны отчёты руководителей 5541 организации, из них городскими и районными    комиссиями  проведено 751 заседание, заслушаны 2976 руководителей организаций. Заключено более 1000 соглашений между администрациями муниципальных  образований  и организациями по повышению уровня оплаты труда.

 Министерство  труда  и социальной защиты РФ представил баланс трудовых ресурсов на 2014-2016 годы, в соответствии с которым  численность населения трудоспособного возраста сократится на 4 млн.человек или на 4,6%, что  в ближайшие годы  приведёт к сокращению численности занятых в экономике. Эта тенденция характерна и для нашего региона.

 Для того, чтобы  влиять на  эти процессы в  соответствии с поручением Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова ведется работа по модернизации центров занятости населения Ульяновской области и превращению их в Центры деловой активности. Создана рабочая группа по модернизации работы ОГКУ ЦЗН Ульяновской области. Определены два «пилотных проекта» по реализации мероприятий на базе ОГКУ ЦЗН города Ульяновска и ОГКУ ЦЗН Сурского района.  Для работы в новых условиях разработан Стандарт деятельности ОГКУ ЦЗН Ульяновской области, который в настоящее время  проходит экспертную оценку в УлГУ, в Региональном объединении работодателей, в проектной группе экспертного совета по вопросам рынка труда при Правительстве  Ульяновской области. К 1 мая 2014 года, уважаемые директора, Юрий Юрьевич, мы должны это сделать.

       Изменения  коснутся не только центров занятости. В 2014 году в рамках  институциональной реформы пройдёт переформатирование  деятельности всех служб: это коснётся  территориальных управлений, учреждений социальной защиты, надомной службы, центров занятости; будет  продолжена реорганизация  учреждений социального обслуживания и оптимизация детских домов.

        21 февраля этого года на совещании  по итогам работы в  2013 году  мы определили  механизмы реализации основных задач в 2014 году. Выполнение социальных обязательств государства останется нашим безусловным приоритетом. Теперь задача развития человеческого потенциала должна решаться на новом качественном уровне – более эффективном, целевом и адресном использовании средств, направляемых на социальные нужды.

         В связи с этим основными  направлениями  работы в 2014 году будут:

Первое. Эффективное  использование бюджетных средств. Этому  должна способствовать реализация  Плана мероприятий, направленных на рост экономики и доходов бюджета Ульяновской области, оптимизацию расходов областного бюджета Ульяновской области, совершенствование социальной политики и институциональных реформ, на 2014-2016 годы.

Второе. Повышение адресности предоставления мер социальной поддержки с учётом  усиления критерия нуждаемости и контроля за доходами лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки. Внедрить новую форму оказания помощи как социальный контракт.

Третье. Создание условий для устойчивого семейного благополучия и  обеспечение права ребёнка жить и воспитываться в семье.

 Четвёртое. Обеспечить переход на новое правовое регулирование в социальном обслуживании населения, расширить спектр оказываемых населению социальных услуг, в т.ч. через вовлечение в данную деятельность негосударственных организаций.

 

Пятое. Исполнение Указов Президента Российской Федерации:

в части  демографической политики  -  ежемесячная денежная  выплата на ребёнка до достижения  им трёх лет.  

 в части содействия занятости населения и трудовых отношений:

- создание 20820 новых рабочих мест с достойной заработной платой.

- создание условий для повышения уровня занятости 170 инвалидов на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местах.

- организация профессионального обучения (переобучения) не менее 300 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

- повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.  В 2014 году заработная плата социальных работников  должна составлять 12673,0 руб.; среднего медицинского персонала – 18106,0 руб.; младшего медицинского персонала – 12232,0 руб.; педагогических работников  должна составлять 16000,0 руб.

 -содействие добровольному переселению в Ульяновскую область 495 соотечественников, проживающих за рубежом.

Шестое. Обеспечить выполнение целевых показателей рынка труда, определённых Правительством области, это: 

-уровень регистрируемой безработицы не выше 1 %,

-уровень общей безработицы – не более 6,0 %;

          - повышение уровня среднемесячной начисленной заработной платы в целом по области на 13 %, в организациях - до размера не ниже среднемесячной начисленной заработной платы  по видам экономической деятельности на территории Ульяновской области;

        - сокращение просроченной задолженности по выплате заработной платы в течение года до уровня не более 10 млн. руб.;

- обеспечение планового поступления налога в областной бюджет – 9 320,6 млн. руб. или 129,2% к уровню 2013 года;

         - создание условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на рабочих местах. Доля обученных по охране труда в расчёте на 50 работающих в 2014 году должна составить  1,4. 

Уважаемые коллеги!

Уверена, что общими усилиями работников социальной защиты, труда и занятости мы сможем сделать так, что интересы граждан будут самым главным приоритетом в нашей работе.    

 Спасибо за внимание.