Цветовая схема

Версия для слабовидящих

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы подвести итоги работы за прошлый год и наметить планы нашей совместной деятельности в году наступившем.

Прежде, чем приступить к обсуждению повестки дня, хотел бы еще раз обратить внимание присутствующих вот на что: все вы работаете в сфере, которая является сегодня одной из самых (если не самой) социально чувствительных. Эффективность социальной политики и государства, и региона измеряется в первую очередь мнением людей о том, справедливо ли устроено общество, в котором они живут. И судят они об этом во многом по результатам нашей с вами работы.

Это означает, что любое ваше действие или решение напрямую сказывается на материальном, а нередко и на психологическом состоянии сотен людей. Причем, людей наиболее незащищённых, беспомощных и социально ранимых. Прошу вас ни на секунду не забывать об этом, уважаемые работники социальной сферы, а также руководители муниципальных образований.

Переходя к результатам нашей работы в прошлом году, и определению задач на текущий, хочу обратить ваше внимание на ряд положительных тенденций, которые были отмечены по итогам работы 2012 года.

Во-первых, это снижение количества бедных в регионе. В прошедшем году их доля равнялась 16% от общей численности населения области, что на 8% меньше, чем годом ранее. Вместе с тем, это все еще гораздо больше, чем в среднем по России, где данный показатель составляет 12,8%.

Одним из факторов, способствовавших снижению уровня бедности, стали меры социальной поддержки населения. За последние четыре года объём средств, выделяемых на эти цели, вырос в 2 раза и в 2012 году составил в общей сложности около 7 млрд. рублей, в том числе из областного бюджета - 4,8 млрд. рублей. Получателями всех выплат, пособий, компенсаций являются около 520 тысяч жителей области.

Во-вторых, это сокращение уровня зарегистрированной безработицы. За 12 месяцев 2012 года численность безработных, состоящих на учете в органах занятости, снизилась на 2300 человек (или на треть) и составила на конец декабря 4,5 тысячи. Таким образом, в прошлом году безработица была у нас самой низкой за последние 20 лет – всего 0,65%. Это значительно меньше среднероссийского значения (1,4%) и окружного (1,1%). На протяжении последних двух лет Ульяновская область стабильно входила в тройку лидеров, занимая по этому показателю 2 место в ПФО. А в РФ в целом мы разделили 5 место с Калужской, Липецкой, Нижегородской и Тюменской областями. Лидерами же являются Москва и Санкт-Петербург (0,4%), а также Московская и Ленинградские области (0,5%).

За тот же период общая численность безработных, рассчитанная по методике МОТ, снизилась у нас на 9,1 тысяч человек или на 20,3% и составила в декабре 35,6 тыс. человек или чуть больше 5% от численности экономически активного населения. И этот показатель находятся сегодня на минимальном уровне за всю историю наблюдений.

Задача на 2013 год состоит в том, чтобы удержать уровень зарегистрированной безработицы на отметке не выше 1%, а общей - не выше 6%. И для этого у нас есть все предпосылки.

В-третьих, в 2012 году в регионе создано 21570 новых рабочих мест, что на 8 % выше намечавшегося показателя. При этом более 63% (13696) этих мест появилось в сфере малого и среднего бизнеса. На 2013-й запланировано примерно еще столько же. А всего до 2020 года нам предстоит создать и модернизировать в общей сложности 250000 рабочих мест.

Каждый из приведенных показателей, сам по себе, как будто неплохой. Но давайте попробуем их сопоставить. Как я уже отмечал, общий уровень безработицы у нас чуть больше 5% всего экономически активного населения. В то же время разного рода социальными пособиями и выплатами в прошлом году пользовалось около трети ульяновцев. Даже если вычесть 10-15% нетрудоспособного населения, все равно получается, что в социальной поддержке нуждается и значительная часть работающих. То есть даже наличие у человека работы не спасает его и его семью от бедности.

К сожалению, в число наименее обеспеченных попадают сегодня и молодые люди, пришедшие на работу по окончании ВУЗов и средних специальных учебных заведений. В первую очередь учителя, врачи, работники культуры.

С целью закрепления молодых специалистов в учреждениях бюджетной сферы на территории Ульяновской области с 1 января 2013 года им предоставляются: единовременная выплата в размере 10000 рублей, так называемые «подъемные» и по 1000 рублей ежемесячно.

Кроме этого, молодым специалистам, проживающим в сельской местности и в рабочих поселках, дополнительно будет выплачиваться: за первый отработанный год - 20 тыс. руб., за второй – 40 тыс., за третий – 60 тыс. руб. А также ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и его освещение в размере 325 рублей.

Что же касается внебюджетной сферы, то здесь перед нами встает важная проблема, на которой я хотел бы сегодня заострить ваше внимание. Это проблема качества рабочих мест.

Количество вакансий, заявленных работодателями в службу занятости в 2012 году, вдвое превышало число безработных. То есть на каждого официального безработного приходилось по 2 предложения.

Тем не менее, и ряд вакансий, и часть людей так и остались не востребованными. Это значит, что потенциальных работников не устроили условия труда и размер зарплаты. Поэтому сегодня для нас важно не просто создавать рабочие места, а рабочие места с достойной зарплатой.

Хочу надеяться, что из почти 21 тысячи рабочих мест, планируемых к созданию в 2013 году, большинство будет именно такими.

В-четвертых, за одиннадцать месяцев 2012 года заработная плата в Ульяновской области выросла почти на 115% к соответствующему периоду 2011г. и составила около 17 тысяч рублей. Однако это лишь 64,4% от среднероссийского уровня (25961 руб.) и лишь 10 место в ПФО.

Но даже эта, прямо скажем, не очень высокая заработная плата выплачивается не всегда своевременно: на 1 января 2013 года просроченная задолженность составила 5,6 млн. руб. Это меньше, чем за предыдущий период на 5,7 млн. И существенно меньше, того, что мы ожидали – а ожидали мы задолженности в 10 млн. рублей. Однако этим вряд ли можно себя успокаивать, потому что за долгами работодателей – почти три сотни наших людей и их семьи, для которых зарплата – единственный источник существования.

К сожалению, в силу целого ряда причин, в том числе и объективных, мы пока не можем гарантировать нашим людям полного прекращения задержек с выплатами. Однако в 2013 году мы обязаны предпринять все меры, к тому, чтобы сократить просроченную задолженность по заработной плате как минимум на 10% от уровня прошлого года.

Уровень среднемесячной начисленной зарплаты в целом по области должен подняться до 19-20 тысяч рублей (на 15%), а в организациях - до размера не ниже среднемесячной начисленной по видам экономической деятельности на территории Ульяновской области.

В-пятых, считаю необходимым напомнить, что социальная политика региона строится под девизом: «Нам важен и нужен каждый!».

Отсюда вытекает еще одно её приоритетное направление - создание для людей с ограниченными возможностями доступной социальной среды и обеспечение этой категории граждан посильной работой. Последнее имеет для них не только материальное, но и огромное морально-психологическое значение – им очень важно ощущать себя нужными и полезными обществу.

Исходя из этого, в рамках «Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2012 году» было принято решение об увеличении в 2 раза за счёт средств областного бюджета размера возмещения работодателю затрат на оснащение (дооснащение) рабочих мест: до 100 тысяч рублей - для инвалидов и до 60 тысяч рублей – для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Всего на эти цели было выделено 14,6 млн. рублей, в том числе 6,9 млн. - из федерального бюджета и 7,7 млн. – из областного.

В рамках Программы инвалидам предназначено 122 рабочих места из 162 созданных.

Хочу напомнить, что наступивший год объявлен у нас в области годом равных возможностей. В его рамках «Программой поддержки занятости населения Ульяновской области в 2013 году» запланировано трудоустройство 164 инвалидов на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местах. На эти цели будет предусмотрено около 10 миллионов рублей. Половина этой суммы в ближайшее время поступит из федерального бюджета.

В рамках другой областной целевой программы - «Доступная среда» на 2011-2013 годы» для инвалидов оборудовано 1156 объектов социокультурного назначения, что составляет всего 14% от их общего количества. В 2013 году мы обязаны приспособить для нужд маломобильных граждан не менее 16,8% объектов социальной инфраструктуры.

Думаю, всем вам известно, что руководство области поставило перед собой сложную, но достижимую цель: добиться того, чтобы в обозримом будущем население региона удвоилось и достигло 3 миллионов человек. Не стану вдаваться в детали нашей демографической политики, и лишь отмечу, что её важной составляющей являются меры, направленные на создание максимально комфортных условий семьям с детьми и, в первую очередь, многодетным мамам.

С 2009 года в области реализуется весьма востребованная ими программа по профессиональному обучению женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до 3-х лет. В прошлом году обучение в её рамках прошли 304 женщины. Из областного бюджета на эти цели было выделено более 2,5 млн. рублей. На 2013-2014 годы предусмотрено чуть менее 3 млн. ежегодно.

Улучшению демографической ситуации способствует и ряд региональных законов. В частности закон об именном капитале «Семья», который в совокупности с материнским помогает решать жилищные проблемы. В 2012 году ульяновские семьи получили 5500 государственных сертификатов на этот именной капитал, 827 из них уже реализовано, в основном на улучшение жилищных условий.

С января 2012 года были увеличены размеры ежемесячного пособия на ребёнка, в отдельный вид выделено ежемесячное пособие на ребёнка инвалида.

С марта 2012 года начали работу 5 филиалов Центра «Семья» в Барышском, Сенгилеевском, Карсунском, Радищевском и Тереньгульском районах. В 2013 году такие филиалы будут открыты во всех муниципалитетах, средства на это заложены в областном бюджете.

Еще одной действенной мерой поддержки многодетных семей становится предоставление им земельных участков под индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства. На сегодняшний день желание получить их выразили более 2600 семей, 545 площадок уже выделено.

В связи с этим я бы хотел обратить внимание в первую очередь глав муниципальных образований вот на что: люди мне пишут о том, что нередко свободных земель для многодетных семей в районе якобы нет, а вот под строительство коттеджей для толстосумов место моментально находится. Предупреждаю: по каждой такой жалобе мы будем тщательно разбираться. Я не хочу никого пугать, но в случае необоснованного отказа, как говорится, пеняйте на себя.

И, наконец, последнее, на что я хотел бы сегодня обратить ваше внимание, это организация социальной поддержки наших пожилых сограждан.

В Ульяновской области сейчас их проживает около 326 тысяч - по сути, каждый четвертый ульяновец. И, к огромному нашему сожалению, а может быть и стыду, многие именно из этих людей, всю жизнь отдавших на благо страны и региона, относятся сегодня к категории малообеспеченных, а попросту говоря, влачат полунищенское существование.

Чтобы довести их материальное положение хотя бы прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области, введена федеральная социальная доплата к пенсии, которую получают у нас более 26 тысяч пенсионеров.

Кроме того, мерами социальной поддержки в регионе пользуются более 97 тысяч ветеранов труда Ульяновской области. В этом плане мы приравняли их к ветеранам труда федерального значения, и средний размер денежных выплат им в прошлом году составил 1482 руб. против 300 руб. в 2008 году.

За счёт средств федерального бюджета улучшили свои жилищные условия 933 ветерана Великой Отечественной войны, 36 инвалидов общего заболевания и 6 ветеранов боевых действий.

Более 229 тысяч региональных и федеральных льготников являются получателями мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма полностью освобождены от оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Разнообразные меры социальной поддержки нашим пенсионерам и ветеранам будут оказываться и впредь.

Уважаемые коллеги.

Я обозначил лишь наиболее важные итоги деятельности социального блока регионального правительства за прошлый год и кратко упомянул об основных направлениях его работы в году наступившем.

Думаю, более подробно обо всем этом мы поговорим в процессе обсуждения доклада Министра труда и социального развития Ульяновской области Анатолия Александровича Васильева. Передаю ему слово.